Всероссийский конкурс социальных проектов «Наши родители» – "Моя родословная – наша история", 11 класс

Всероссийский конкурс социальных проектов
«Наши родители»
Номинация: Уважение и поддержка
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ НАША ИСТОРИЯ
Выполнили:
Анна Григорьева (6 класс),
Алина Крайнова (11 класс)
Г.Оренбург
Пояснительная записка.
Мы, Алина Крайнова (11 класс) – редактор газеты «Гимназист» и Анна Григорьева (6
класс) активистка гимназического Музея трудовой и боевой славы, решили принять участие
во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Наши родители». Это желание возникло
после знакомства с положением об участии. Нас привлекла сама идея проведения подобного
конкурса, принадлежащая ВПП «Единая Россия», максимальная открытость и доступность для
широкого круга людей, делающих добрые дела.
Кроме этого, наш проект практически реализован. Работа шла по определенному плану, в
который сама жизнь вносила коррективы. Анины родители Григорьевы Александр Сергеевич
и Виктория Владимировна, по крупицам собирали материал (продемонстрированный в
приложении) и создали домашний музей.
С помощью школьного агентства «Большая Медведица» сняли фильм, который показали
во время конкурса «Гимназист года».
Аня защищала ниже представленную работу на краеведческом конкурсе «Отечество» и
получила звание лауреата.
В домашнем музее Аня Григорьева вместе с бабушками Раисой Васильевной и Валентиной
Ивановной проводят экскурсии для учащихся гимназии и встречи с одноклассниками,
знакомят с историческими документами и наградами дедушек и бабушек.
Мы считаем, что цель, поставленная организаторами конкурса: выражение уважения и
поддержки родителям достигнуты. Вытекающие задачи: обеспечение достойных условий для
жизни старшего поколения решены. Раиса Васильевна и Валентина Ивановна, похоронив
мужей, живут в доме сына и зятя Александра Сергеевича. Они – гостеприимные хозяйки,
неутомимые рассказчицы, хранительницы семейных традиций.
Моя родословная – наша история.
История большая начинается с истории малой, родного города или села, истории своего
рода и фамилии.
Изучение истории для меня началось с изучения Родины моих предков и моей
родословной.
Меня зовут Григорьева Аня, родилась я в Оренбурге 21 апреля 1995 г. Мой папа
Григорьев Сергей Александрович родился в селе Ефимовка Курманаевского района. История
нашей семьи достойна целого романа. Я об этом узнала, когда гостила в деревне у дедушки и
бабушки. Мой дедушка, Александр Фролович, был очень интересным и разносторонним
человеком, настоящим изобретателем, сам сконструировал и собрал снегоход, мини-грузовик
и много других нужных и полезных в хозяйстве вещей; писал стихи, хорошо знал историю
села и был активным участником создания сельского музея. Его называли «наша ходячая
энциклопедия». Именно от дедушки и от наших походов в музей я узнала о том, что село
основано пензенским крестьянином Ефимом Ходаковым в 1784 г. с разрешения императрицы
Екатерины II , отсюда и название Ефимовка. Пришел он из Пензенской губернии, установил
связь с властями, а для поселения облюбовал место на жизнь не только свою, но и потомков.
Видимо это замечательное и живописное место было выбрано неслучайно. И сейчас природа
окрестностей села поражает своей красотой и щедростью. Недалеко от реки Бузулук шумит
густой лес, где растут вековые дубы, ольха, липа. В этих лесах мой дедушка держал пасеку,
где мы с ним очень часто бывали. На цветущих лугах алеет земляника, костяника, ежевика. До
сих пор водятся лисы, куницы, норки, зайцы. Природные богатства и огромные площади для
будущего земледелия привлекли в эти места те первые семьи крестьян, которые сразу
приехали вслед за многодетной семьей Е. Ходокова. Семей насчитывалось около шести –
семи. На противоположной стороне реки было небольшое поселение татар и называлось оно
Мурзинки. Татары занимались скотоводством. Территорию они считали своей и с
неодобрением относились к новым переселенцам. Часто из-за скота возникали конфликты,
попавший на их сторону скот, не возвращался. Спустя десять лет, когда в Ефимовку
потянулись переселенцы из Курской, Тамбовской и Пензенской губернии, татары решили
уйти вверх по реке. Ефимовка быстро росла и богатела, обрастая множеством других сел, и в
1849 г. получила статус волостного центра. Осевшие крестьяне разводили скот, промышляли
охотой и рыбной ловлей, но основным занятием было земледелие. Семьи были многодетными,
трудились все от мала до велика, живя в одном доме по нескольку поколений по десять , а то
и по тридцать человек . Главным в семье и доме считался мужчина отец , дед или прадед.
Именно он ежедневно давал указание домочадцам и требовал точного их исполнения. Раньше
главы дома и без его позволения никто не осмеливался сесть за обеденный стол. Крестьяне
жили просто. Строили курные землянки. Их называли так потому, что они топились по -
черному. Посередине землянки выкладывалась печь из камня, дым из которой шел в
потолочное отверстие. Одежда их была сшита из самотканого полотна, ткали его из конопли и
льна. Переселенцы привезли с собой знания, опыт возделывания основных
сельскохозяйственных культур из мест прежнего проживания, а потому первые годы терпели
неудачи с выращиванием урожая.
Так жили и трудились ефимовские крестьяне, с каждым годом богатея и тверже вставая на
ноги . Практически в каждом хозяйстве были коровы. Лошади, овцы и домашняя птица.
В 1849 г. в селе была построена церковь, а в 1858 г. при церкви было открыто училище,
которое в 1875 г. было преобразовано в земскую школу. В 1857 г. в селе 321 двор с
населением 2592 человека. В 1869 г. 278 дворов с населением 2208 чел., а в 1878 г. 419
дворов с населением 3228 чел. (Ефимовка была одним из крупнейших по численности
населения сел). В 1900 г. в селе проживали государственные крестьяне, православные в
количестве 3225 чел. Кроме церкви и двух школ в селе имелись две ветряные и одна водяная
мельницы, волостное правление. 1 ноября и 1 марта устраивались ярмарки, а по воскресеньям
базары. В этих ярмарках и базарах участвовали не только жители села Ефимовка, но и
жители окрестных сел. На базарах шла бойкая торговля.
Основателем нашего рода был Григорьев Григорий. Но в начале он носил фамилию
Кувшинов. Именно с ней солдат Григорий был призван на действительную службу в середине
18 века и честно исполнял свой воинский долг, неоднократно получая поощрения и
благодарности от командиров. Вот только фамилия Кувшинов командирам почему-то не
понравилась, и решили они именовать солдата Григорием Григорьевым. Так и стали
Кувшиновы – Григорьевыми.
В Ефимовку мои предки переселились из Тамбовской губернии приблизительно в начале
19 столетия, с переселением сюда прапрадеда Федора Герасимовича, который тоже был
неординарной личностью с интересной судьбой. Родился он в 1866 году, с 20 лет нес службу в
русских пограничных войсках на территории Польши и вернулся домой в звании унтер-
офицера, упорно трудился и построил добротный и просторный дом для своего большого
семейства.
Его сын, а мой прадедушка Фрол Федорович родился в 1900 году, окончил с отличием
школу. После революции был назначен секретарем Ефимовского сельского совета. Фрол
Федорович – один из первых ефимовских краеведов. Именно он начал собирать материалы по истории
нашего села. Документы его семейного архива, а также его воспоминания и рассказы односельчан стали основой
для создания музея в Ефимовке.
Его сын Александр Фролович, мой дедушка, продолжил дело отца по созданию музея. В музее сохранились
воспоминания односельчан о том, как однажды Фрол Федорович спас жителя села Логина Тимофеевича Коннова.
Логин Тимофеевич Коннов воспитан был в строгости, хозяйство вел как учил отец, присягу дал Царю и
Отечеству, а потому новые перемены были ему чужды и непонятны. Хозяйство он вел единолично и до последнего
противился вступлению в колхоз. Вот решил он однажды книгу написать и своими мыслями с потомками
поделиться. Назвал он эту книгу «Череп». Прознал кто-то о его занятии и донес об этом в НКВД. Приезжают
сотрудники и к председателю Ф.Ф.Григорьеву, чтобы он отвел их к Коннову. Прадед поинтересовался : зачем. Они
объяснили, что приехали с обыском за книгой. Вошли в дом молча, слова не сказали, сразу ворошить все принялись.
Стоит Коннов ни жив , ни мертв. Председатель остался стоять возле порога в темном углу, а за ним ступа с лопатой,
сверху куделью прикрыта. Прадед догадался, что рукопись находится там. Спрятал ее председатель в запазуху.
Уехали чекисты ни с чем. Пришел Логин на утро к председателю, стоит, от страха лица на нем нет. Отдал ему Фрол
Федорович книгу, а тот от радости аж расплакался. Так мой прадед помог Логину Тимофеевичу спастись от
тюрьмы.
Судьба другого моего прадеда по бабушкиной линии Семена Лукьяновича Влазнева не менее удивительна.
Родился он в 1890 году, участник Первой Мировой войны. За выдающуюся солдатскую доблесть был награжден
тремя Георгиевскими крестами, т.е. являлся полным Георгиевским кавалером, обладателем одного золотого и двух
серебряных крестов. А золотом в царской армии награждали только офицеров и генералов. Во время гражданской
войны , Семен Лукьянович встал на сторону новой власти и сражался в Чапаевский дивизии. Но, не смотря на
революционные заслуги, семью Семена Лукьяновича признали зажиточной, раскулачили и лишили дома. Но мой
прадед не обиделся на советскую власть, а активно помогал ей в создании колхоза. Когда его обвинили во
вредительстве сельскому хозяйству, былые заслуги и старания во внимания не приняли. В НКВД его долго
заставляли подписать признания, но он отказался признаваться в том, чего не совершал. За отказ его лишили
прогулок, работы. Позднее напрямую сказали: «Не подпишешь-погибнешь». Он согласился. Отбывал
наказание в Северодвинске. Провел в заключении два с половиной года. Остался жив. Вернулся в Ефимовку.
Обиды на власть не показывал и по пре