План открытого урока "А.П. Чехов. «Хамелеон». «Хамелеонство» в рассказе и жизни" 7 класс

ГБОУ РФМЛИ филиал в с. Мацута
План открытого урока по русской литературе
в 7 классе на тему А. П. Чехов. « Хамелеон».
« Хамелеонство» в рассказе и жизни.
Учитель : Синаева Валентина Петровна
2020
Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».
« Хамелеонство» в рассказе и жизни.
Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,
обратить внимание учащихся на художественные средства
изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,
познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа
«Хамелеон».
I Организационный момент
1. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича
Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского
писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А
сейчас коротко повторим изученное.
2. Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».
3. Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»
II Работа над новой темой.
1. Беседа
Учитель.
- Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?
(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство перед
людьми.)
Учитель. Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или
иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.
На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/
- О каком событии повествует рассказ?
- Назовите героев рассказа.
( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные,
Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека
укусила собака.)
- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?
( Бытовая сцена для Чехова лишь повод, чтобы поговорить о вполне
серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы
поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости
от обстоятельств.)
- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют
«хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)
-Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите
внимание на иллюстрации. Кто есть кто?
Вывод.
еловек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед
сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и
соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы
достойная им награда.)
Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?
чумелое в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет
свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному
хозяину генералу. Превращения Очумелова послужили основой для
названия рассказа.)
Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?
есть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая
то деспотическую сущность, то рабскую.)
Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к
разряду хамелеонов?
соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.
У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми
были типичны для того времени.)
Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и
Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?
(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,
человеческое хамелеонство ) (Слайд)
Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.
( Деспотизм самодура)
Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело
вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к
этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к
рассказу «Хамелеон»?
апуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной
жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом
тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)
Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?
начале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем
смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)
Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?
мешное в рассказе составляет несоответствие незначительного
вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,
серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)
Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?
(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)
Учитель. Какие художественные средства использует автор для
создания комического текста?
(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов
использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие
фамилии»: Очумелов от слова «очуметь» потерять соображение,
одуреть; Хрюкин от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем
говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)
Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,
как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как
меняется интонация персонажей.
(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным
чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)
-Какими вы увидели героев рассказа?
- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?
- Чьё чтение особенно вам понравилось?
Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание
аудиозаписи)
Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали
( Определение детали. Слайд.)
Художественная деталь изобразительная или выразительная подробность
изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор
выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?
(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает
свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски
хамелеона.)
Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя
внимание, помогают создать комический эффект?
(Изображение виновника скандала «белого борзого щенка с острой
мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»
в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид
вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся
ситуации.)
Учитель. У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что
краткость сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему
хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.
Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени
раскрыть образ Очумелова?
( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,
доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о
том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,
выполняют свои обязанности небескорыстно.)
Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для
него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются
юмор и сатира.( Слайд)
Виды смеха
Юмор Сатира
( добрый смех) ( злой смех)
( человеческие пороки, ( социальные пороки
слабости) общества)
Учитель. Если юмор это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая
достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную
насмешку или безжалостную сатиру?
( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание
сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто
весело смеётся над ним.)
-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей
жизни?
( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской
угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен
читателю.)
III. 1. Обобщение.
Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и
по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы,
касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его «
маленькие проблемы». А они не подвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого
они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший
своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и
правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.
Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.
2. Оценивание.
3. Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся
отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.