Презентация "Модест Петрович Мусоргский"

Подписи к слайдам:

Модест Петрович

МУСОРГСКИЙ

1839 - 1881

Детство

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии, в семье помещика. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна - привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование.

- Родился в селе Карево Псковской губернии в семье помещика.

- с 4 до 10 лет получал домашнее образование.

  • Музыкой с ним занималась мама.
  • Поступил в немецкое училище Петришуле СПб.
  • Не закончив училища, поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков.
  • Занимался фортепиано с преподавателем А. А. Герке.
  • Окончив школу в 1856 г., недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ.
  • В конце 1850-х годов знакомится с русскими композиторами А. Даргомыжским, М. Балакиревым, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, В. Стасовым.
  • В 1858 г. уходит в отставку, продолжает занимается только музыкой.

Имение Мусоргских в селе Карево.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков.

Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Герке.

Антон Августович Герке

М.Мусоргский – офицер Преображенского полка

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой.

Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить.

Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения.

В конце 50-х годов Мусоргский познакомился с А.С.Даргомыжским и М. Балакиревым, завязал дружбу с А.П.Бородиным, Н.А.Римским-Корсаковым, В. Стасовым. Встречи с ними помогли талантливому музыканту определить подлинное призвание: он решает целиком посвятить себя музыке. В 1858 году Мусоргский выходит в отставку и становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под названием "Могучая кучка".

А.С.Даргомыжский

русский композитор,  основоположник русской национальной композиторской школы

«Могучая кучка» -

творческое содружество выдающихся российских композиторов; известно также под названием Балакиревский кружок, или Новая русская музыкальная школа. Члены содружества, развивая традиции М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского боролись за укрепление и развитие национального стиля, за народность, идейность, реализм в музыке.

М.А.Балакирев

русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки», которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Александр Порфирьевич Бородин 

(1833-1887) российский композитор и химик

Цезарь Антонович Кюи

 (1835-1918) российский композитор

Николай Андреевич Римский-Корсаков 

(1844-1908) российский композитор

Модест Петрович Мусоргский 

(1839-1881) российский композитор

Крупнейший русский художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, благословивший объединение молодых русских композиторов в «Новую русскую музыкальную школу».

И.Репин Портрет Модеста Мусоргского

«Картинки с выставки»

Прогулка: Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». Мелодия звучит в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения.

Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.

В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.

В «Прогулке» тема часто изменяется, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале «Прогулка» звучит в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.

Первые такты «Гнома». Автограф композитора.

Гном: На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает.

Выбранная тональность ми-бемоль минор — достаточно мрачная.

Музыка звучит трагически, передаёт страдание и отчаяние.

Старый замок.  Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с лютней (возможно, для показа размеров замка). В каталоге выставки такое произведение не значилось.

У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте. В оркестровке Равеля мелодию играет альт-саксофон, появляясь здесь единственный раз на протяжении цикла.

Прогулка:  очень короткий (8 тактов) переход ко следующей картине.

В.Гартман

Башня собора Перигё и прилегающие здания

Тюильрийский сад. Ссора детей после игры. 

В.Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён» повышенной 4-й ступенью, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. «Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить.

Поскольку сам Мусоргский за границей не был, исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду.

Рисунок с сайта

http://anne-d-autriche.livejournal.com/144756.html

Сад Тюильри (Париж, Франция)

Тюильри (Неизвестный художник)

Быдло (от польск.  «скот»)

Пьеса изображает, по примечанию В.Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг передаётся монотонным ритмом в размере 2/4 и довольно грубыми подчёркнутыми ударами клавиш нижнего регистра.

На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии в миноре, — портрет возницы. В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого человека показана здесь со всей ясностью.

Прогулка.

Тема пьесы впервые звучит в миноре, передавая настроение помрачневшего автора. Грусть прерывается следующей пьесой, первые звуки которой вплетаются прямо в конец произведения, создавая впечатление, будто зритель увидел сначала картинку краем глаза и, погружённый в свои мысли, не сразу на неё среагировал.

Балет невылупившихся птенцов. 

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Ю.Гербера «Трильби». В нем был эпизод, в котором выступала, как писал В.Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в скорлупу, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино (шутка), комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков.

Мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов.

«Два еврея – богатый и бедный»

В.Гартман «Еврей в меховой шапке»

В.Гартман «Сандомирский еврей»

«Лиможский рынок». «Большая новость»

«Катакомбы». «С мёртвыми на мёртвом языке».

В.Гартман.

«Парижские катакомбы»

«Баба Яга»

В.Гартман.

«Избушка Бабы Яги на курьих ножках» часы в русском стиле из бронзы с эмалью»

«Богатырские ворота»

Проверочная работа по теме

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

Вопрос №1:

Отметьте портрет композитора, написавшего «Картинки с выставки», вспомните и напишите его фамилию.

А В С D

Вопрос №2:

В каком году были написаны «Картинки с выставки»?

А) 1888

В) 1840

С) 1874

D) 1877

E) 1880

Вопрос №3:

Кому был посвящен цикл пьес «Картинки с выставки»?

Вопрос №4:

Кто запечатлён на этой фотографии?

Вопрос №5:

Для какого инструмента были написаны «Картинки с выставки»?

Вопрос №6:

Кто из композиторов создал оркестровое переложение «Картинок с выставки»?

              • Морис Дрюон
              • Морис Равель
              • Морис Тийе
              • Моррис Тревор

Пример №1 с 13:20

Вопрос №7:

Прослушайте одну из пьес «Картинок с выставки».

  • Как она называется?
  • Инструмент какой группы симфонического оркестра в ней солирует?

Вопрос №8:

Какие рисунки вдохновили М.Мусоргского на создание пьес цикла «Картинки с выставки»?

A B C D

Пример №1 с 20:30

Вопрос №9:

Прослушайте одну из пьес «Картинок с выставки».

  • Как она называется?

http://ru.wikipedia.org

Использованы материалы с сайтов: