Презентация "Мусоргский «Картинки с выставки»"
Подписи к слайдам:
Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился – трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее – снова ничего не получилось. Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то. подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя. Побежал снова и – стой! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.
Старый замок Тюльерийский сад Тюльерийский садЭта короткая пьеса - живая жанровая сценка. В ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел...
БыдлоКартинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась
Балет невылупившихся птенцовЗабавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино - маленькое скерцо (сравните: шутка - шуточка). На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Вся пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями от первой до последней ноты, очень тихо и нежно «щебечет».
Два еврея, богатый и бедныйУ Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке» (картина не сохранилась) и «Бедный еврей» (репродукцию этой картины вы можете видеть). Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.
Два еврея, богатый и бедный «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке».На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) - фантастическая картинка полёта Бабы-Яги, прообразом которой послужил проект бронзовых часов в русском стиле, изображавших сказочное жилище ведьмы. Быстрая и стремительная пьеса - размашистое скерцо с контрастирующей таинственной средней частью - вливается непосредственно в величавый торжественный финал цикла. «Богатырские ворота»,В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.