Презентация "Анализ стихотворений К. Бальмонта"

Подписи к слайдам:
Анализ стихотворений К.Бальмонта.
  • Константин Дмитриевич Бальмонт — автор
  • 35 поэтических сборников: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности мрака» (1895 и 1896), «Тишина. Лирические поэмы» (1898), «Горящие здания. Лирика современной души» (1900), «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Только любовь. Семицветник» (1903) и др.;
  • 20 книг прозы;
  • множества переводов;
  • автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.
  • Брюсов – как поэт о поэте
  • Брюсов находил объяснение и оправдание житейскому поведению Бальмонта в самой природе поэзии: «Он переживает жизнь, как поэт, и как только поэты могут ее переживать, как дано это им одним: находя в каждой минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя мерить общим аршином». Но существовала и зеркальная точка зрения, пытавшаяся объяснить творчество поэта через его личную жизнь: «Бальмонт своей личной жизнью доказал глубокую, трагическую искренность своих лирических движений и своих лозунгов».
  • Основные принципы символизма
  • - Основная поэтическая категория – символ.
  • -Многозначность символа.
  • - Особая музыкальность стиха.
  • - «Я» - в центре всего (эгоцентризм).
  • - «Двоемирие».
  • - Поэзия символизма – выражение души поэта.
  • Черты символизма, по мнению Бальмонта:
  • Культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего
  • Туманность намеков
  • Прихотливость чувства
  • Особенности творчества Бальмонта:
  • — изысканная образность, музыкальность и легкость слога;
  • — максимальное использование звуковых, ритмических и лексических средств поэзии;
  • — недосказанность, потаенность смысла;
  • — стремление создать картину идеального мира;
  • — передача тончайших движений души;
  • — острота ощущений и богатейшая гамма переменчивых чувств, настроений;
  • — красочное и страстное воспроизведение трепетных, порой мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и мира собственной души;
  • — ориентация на читателя-соавтора;
  • — воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, беспрестанный поиск средств ее выражения.
  • Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма.
  • У него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания.
  • Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь.
  • Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
  • Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.
  • Литературные предпочтения
  • Характерные черты лирики К. Бальмонта:
  • зыбкость, эфемерность, мимолетность;
  • внутренняя выразительность;
  • мотив дрожания, вибрации, трепета;
  • использование ассонансов и аллитераций;
  • яркая образность;
  • Культ мгновения, внезапно возникшего и
  • безвозвратно промелькнувшего
  • Туманность намеков
  • Прихотливость чувства
  • музыкальность.
Я не знаю мудрости
  • Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите, плыву. Я зову мечтателей… Вас я не зову!
  • Стихотворение К.Д.Бальмонта "Я не знаю мудрости" написано в 1902 году. Оно входит в сборник "Только любовь" (1903 год), который наряду с другими книгами ("Горящие здания", "Будем как солнце") упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистического направления.
  • В чём необычность данного стихотворения? Каковы его
  • художественные особенности?
  • Стихотворение "Я не знаю мудрости" не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные. Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю - творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить  фразу "Я зову мечтателей".
Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • - С какого слова начинается стихотворение? - А кто подразумевается под «Я»?
  • Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный взор, мечта, светила, сильнее сверкали.
  • Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический средневековый образ;
  • погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие света;
  • уходящие тени – прошлое, мечты;
  • Небо, Земля – космические начала жизни, между ними – поэт;
  • горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их никто не видел,
  • вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем ясней становятся мечты, идеал;
  • отуманенный взор – неясность до конца, но предчувствие истины;
  • мечта – поэтическое вдохновение;
  • светила, сияние, сильнее сверкали – тема света – основная в творчестве символистов(свет истины).
  • Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?
  • Ловить мечтою – мечтать, фантазировать, представлять, воображать. Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
  • Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • Черты символизма в стихотворении К.Д. Бальмонта.
  • Необходимо назвать основные символы в стихотворении. Это «лестница», «ступени», «светило, «Небо», «Земля» и, конечно же, образ самого лирического героя. Образ лестницы у Бальмонта – символичен. Эту лестницу, ведущую вверх, можно понять как жизненный путь лирического героя, но возможно увидеть в ней и образ мистического шествия к тому миру, который в начале XX века сами символисты называли «идеальным миром». Прорваться «сквозь покровы повседневности (то есть сквозь реальный мир) к сверхвременной (лежащей за пределами земного реального времени) идеальной сущности», то есть приблизиться к «Душе мира». Для чего? Для того чтобы создать «идеальную человеческую культуру», способную «более утонченным способом» выразить «чувства и мысли» о бытии Вселенной, ее невнятные затаенные начала. Поэтому земные вещи и идеи, присутствующие в нашем реальном мире, – это всего лишь отражения вещей и идей, которые явлены в мире идеальном.
  • Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • Каково назначение Поэта в стихотворении?
  • Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • Определите суть движения, пути лирического героя
  • в стихотворении Бальмонта.
  • Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • Как построено стихотворение? Какова роль контрастов?
  • В стихотворении "Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и "очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною...»), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы - значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты.
  • Я мечтою ловил уходящие тени
  • Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
  • Каковы особенности языка стихотворения?
  • Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (Аллитерации [а], [о], [у] . Ассонансы [с], [з], [д], [ш] - создается впечатление шелеста шагов, таинственности, цикличное движение, постоянное, непрерывное.), повторами (лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени, вокруг рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила, дневное светило. Повторяются ключевые, самые значимые слов и образы. Эпифоры создают рифму и ритм:
  • Я на башню всходил, и дрожали ступени,
  • И дрожали ступени под ногой у меня.
  • Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и, чем, тем.Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Единственными отчетливыми, устойчивыми чертами в этом бальмонтовском стихотворении являются слова, подчеркивающие зыбкость движения лирического героя. Именно они превращают композицию стихотворения в кольцевую, возвращая ощущение нетвердости, неуверенности в конце пути к такому же его началу. Иначе говоря, в начале и в конце стихотворения остаются неизменными строки, определяющие образ движения героя: «…и дрожали ступени, // И дрожали ступени под ногой у меня». Это что касается языка.
Русский язык.
  • Язык, великолепный наш язык.
  • Речное и степное в нем раздолье,
  • В нем клекоты орла и волчий рык,
  • Напев и звон, ладан богомолья.
  •  
  • В нем воркованье голубя весной,
  • Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
  • Березовая роща. Свет сквозной.
  • Небесный дождь, просыпанный по крыше.
  •  
  • И снова ровный гул широкий вод.
  • Кукушка. У колодца молодицы.
  • Зеленый луг. Веселый хоровод.
  • Канун на небе. В черном – бег зарницы.
  • Костер бродяг за лесом, на горе,
  • Про соловья – разбойника былины.
  • «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
  • В саду осеннем красный гроздь рябины.
  •  
  • Соха и серп с звенящею косой.
  • Сто зим в зиме. Проворные салазки.
  • Бежит савраска смирною рысцой.
  • Летит рысак конем крылатой сказки.
  •  
  • Пастуший рог. Жалейка до зари.
  • Родимый дом. тоска острее стали.
  • Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.
  • Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
  • О чём это стихотворение? Какова его тема?
  • Тема стихотворения – тоска по Родине, по родному языку: все, что в языке, - все родное, близкое, свое.
  • Русский язык.
  • Язык, великолепный наш язык.
  • Речное и степное в нем раздолье,
  • В нем клекоты орла и волчий рык,
  • Напев и звон, ладан богомолья.
  •  
  • В нем воркованье голубя весной,
  • Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
  • Березовая роща. Свет сквозной.
  • Небесный дождь, просыпанный по крыше.
  •  
  • И снова ровный гул широкий вод.
  • Кукушка. У колодца молодицы.
  • Зеленый луг. Веселый хоровод.
  • Канун на небе. В черном – бег зарницы.
  • Костер бродяг за лесом, на горе,
  • Про соловья – разбойника былины.
  • «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
  • В саду осеннем красный гроздь рябины.
  •  
  • Соха и серп с звенящею косой.
  • Сто зим в зиме. Проворные салазки.
  • Бежит савраска смирною рысцой.
  • Летит рысак конем крылатой сказки.
  •  
  • Пастуший рог. Жалейка до зари.
  • Родимый дом. тоска острее стали.
  • Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.
  • Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
  • Что волнует автора? Какова его основная мысль?
  • Основная мысль стихотворения – любовь к своей стране, она выражена в последней строфе стихотворения.
  • Русский язык.
  • Язык, великолепный наш язык.
  • Речное и степное в нем раздолье,
  • В нем клекоты орла и волчий рык,
  • Напев и звон, ладан богомолья.
  •  
  • В нем воркованье голубя весной,
  • Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
  • Березовая роща. Свет сквозной.
  • Небесный дождь, просыпанный по крыше.
  •  
  • И снова ровный гул широкий вод.
  • Кукушка. У колодца молодицы.
  • Зеленый луг. Веселый хоровод.
  • Канун на небе. В черном – бег зарницы.
  • Костер бродяг за лесом, на горе,
  • Про соловья – разбойника былины.
  • «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
  • В саду осеннем красный гроздь рябины.
  •  
  • Соха и серп с звенящею косой.
  • Сто зим в зиме. Проворные салазки.
  • Бежит савраска смирною рысцой.
  • Летит рысак конем крылатой сказки.
  •  
  • Пастуший рог. Жалейка до зари.
  • Родимый дом. тоска острее стали.
  • Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.
  • Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
  • Найдите изобразительно-выразительные средства языка
  • Средства художественной выразительности:
  • обилие эпитетов: великолепный язык, речное и степное раздолье, небесный дождь и другие;
  • гипербола: сто зим к зиме;
  • метафора: костер бродяг, канун неба;
  • сравнение: тоска острее стали;
  • анафора: «в нем …в нем»
  • антитеза: рык и напев;
  • градация: «Бежим. Летим.»;
  • инверсия: «В саду осеннем гроздь рябины красной.».
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!
  • Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!
  • К чему призывает автор?
  • Почему надо подражать Солнцу?
  • Тема – подражание Солнцу.
  • Основная мысль – Солнце является символом молодости, красоты, вечности, и автор считает это истинным примером для подражания. Поэт говорит от лица "мы", призывая каждого следовать солнечному "завету бытия":
      • Будем как Солнце! Забудем о том,
      • Кто нас ведет по пути золотому,
      • Будем лишь помнить, что вечно к иному,
      • К новому, к сильному, к доброму, к злому,
      • Ярко стремимся мы в сне золотом
  • с другой стороны Солнце есть и хранитель ,и разрушитель живого. Бальмонт будто олицетворяет его, сравнивая с человеком, говоря во всем нужно видеть лишь хорошее, и не искать недостатков и неприятностей, ведь то, что неизбежно, тяжело изменить.
  • Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!
  • Найдите изобразительно-выразительные средства языка
  • Автор использует
  • эпитеты: по пути золотому, в сне золотом, Солнце молодое,
  • метафоры: воплощеньем внезапной мечты, вспыхнут цветы
  • олицетворение: будем как Солнце,
  • Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
  • И синий кругозор.
  • Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
  • И выси гор.
  • Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
  • И пышный цвет долин.
  • Я заключил миры в едином взоре,
  • Я властелин.
  • Я победил холодное забвенье,
  • Создав мечту мою.
  • Я каждый миг исполнен откровенья,
  • всегда пою.
  • Мою мечту страданья пробудил,
  • Но я любим за то,
  • Кто равен мне в моей певучей силе?
  • Никто, никто.
  • Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
  • А если день погас,
  • Я буду петь…Я буду петь о Солнце
  • В предсмертный час!
  • Рефлексия
  • Анализ стихотворения
  • «Безглагольность»
  • Домашнее задание
  • Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!