Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с ОВЗ

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вещевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована
на педагогическом совете школы
МБОУ «Вещевская ООШ»
Протокол №5 от 22.01.2018
Утверждена
приказом директора школы
МБОУ «Вещевская ООШ»
от 22 января 2018г. № 11
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРЕ
Адресность:
образование детей с задержкой психического развития
Классы: 5 - 6
Рассмотрена
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № _5__ от 22___01___2018г.
2
Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ОВЗ ЗПР по
литературе для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственных
образовательных стандартов основного общего образования, Примерной программы основного
общего образования по литературе для 5-9 классов средней общеобразовательной школы (Рабочие
программы. Литература. Предметная линия учебников под. ред. В.Я. Коровиной.5-9 классы М.:
Просвещение, 2017)
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреж.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Литература.5 и 6 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух
частях [В. Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин] М, «Просвещение»
1.Планируемые результаты освоения программы «Литература»
Личностные результаты у детей с ОВЗ должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
3
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы для детей с ОВЗ:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий;
Предметные результаты по литературе для детей с ОВЗ:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20
веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
4
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно —
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного
содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Коррекционно-развивающая составляющая:
- использовать процесс обучения литературе для повышения общего развития учащихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность, формировать умение планировать свою деятельность. Наряду с этими
задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию
умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные
лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и
раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся
личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
5
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость,
самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к
своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости
внимания. 5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях,
умениях, навыках.
2. Содержание учебного курса.
Программа В.Я. Коровиной
5 КЛАСС
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного
поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели
книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе
народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.
Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные
песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки повторение). Т еор ия ли т е р а ту р ы. Фольклор.
Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические,
новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.
«Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное
неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты вот
духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич победитель житейских невзгод.
Животные-помощники. Особая роль чудесных противников Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и
тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика
6
волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул
волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.
Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван крестьянский сын как выразитель основной мысли
сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности
сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» народные представления о справедливости, добре и зле
в сказках о животных и бытовых сказках.
Т еор ия л и те рату р ы . Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление
представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы.
Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные
и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть
временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Прети- на».
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Т еор ия л и т е ра тур ы . Летопись (начальные представления).
Т еор ия л и те ра тур ы . Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные
представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало
литературной деятельности). Ломоносов учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два
астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П.
Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков грубой силы,
жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» отражение исторических событий в басне;
патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых
свойств человека. Поучительный характер ба- | сен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. Т е о р и я
л итер а т у ры . Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом
языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-
сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и
жестокость. Герои баллады. Т ео рия л и т е р а ту ры . Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые
любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —
собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского
произведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» её истоки (сопоставление с русскими
народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие
сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники
царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки
народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом,
гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Те ори я
л итер а т у ры . Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное,
фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый
сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-
фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным
изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Т еор ия л и те р а т уры . Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и
прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности,
7
интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника
сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким
патриотическим пафосом стихотворения. Т еори я лит е р а т уры . Сравнение, гипербола, эпитет (развитие
представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной
деятельности). «Заколдованное место» повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация
народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального
и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной
жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев.
Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Тео р и я лите р а т уры . Фантастика (развитие
представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной
деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их
забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства короткая пора в жизни крестьянина. Речевая
характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный
нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.
Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Т е ория лите ра т у р ы.
Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и
нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.
Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Те о ри я л и т ератур ы . Портрет,
пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение
красоты жизни.
Ф. И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...»,
«Есть в осени первоначальной...». Человек и природа в стихотворениях поэта.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин два
разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.
Утверждение гуманистических идеалов.Те о р и я л и т ера ту ры . Сравнение (развитие понятия). Сюжет
(начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как
средство их характеристики. Те ор ия ли те р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая
характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической
ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)
А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н.
Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение
наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Те ори я л и тер а т у р ы. Стихотворный ритм как
средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с
бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой
видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ
«Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в
жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и
сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.
Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».
Взаимопонимание основа отношений в семье.Те ори я лит е р а т уры . Портрет (развитие представлений).
Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» поэтизация картин
8
малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант
главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации
сказа. Те о р и я лите р а т уры . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее
и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать
месяцев» пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция
русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Т еори я л и т ера ту ры . Развитие
жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,
одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти,
страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Т еор и я л и т ера ту ры. Фантастика
в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных
обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового
озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т еор ия л и т е ра тур ы . Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...» ; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и
дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине, родной природе
И. Бунин. «Помню долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н.
Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о
Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление
собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.
Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики
как темы произведений для детей.
Ю.Ким, Тэффи. Тео рия л и т е р ату ры . Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя
сохранения традиций предков. Те о р и я л ите р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения
Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными
обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и
киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл
фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце
Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница). Снежная королева и
Герда противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Тео р и я
л итер а т у ры . Художественная деталь (начальные представления).
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба маль- 1
чиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях
с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных
жизненных проблем и игровых и приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать
окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, ;
вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика смелость,
мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства опора в труднейших
жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
9
6 КЛАСС
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к
герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние
и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость.
Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл
пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные
представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов
(патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик»,
«Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня
«Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» -
комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория
литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления
поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и
красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции
произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство
дружбы помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя
дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик
однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой
подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и
герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и
мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Дубровский». Изображение русского барства.
Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.
Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая
история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет,
метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски,
любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения.
Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии
человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы.
Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха
(начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к
крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность,
впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача
сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой
жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет
коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,
«Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее
начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный
характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.
Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты,
служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и
звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины
подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной
поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание
10
реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория
литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его
трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка
над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,
народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования
(начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник
юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория
литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна,
весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение
переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие
различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы развитие
представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ
главного героя. Тема служения людям.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное
вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и
романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в
человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка
и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое
содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д.
С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство
скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за
нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта
и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа честность, доброта,
понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина
Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в
повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного
достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на
формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С.
Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство
радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь
ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне
природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия»,
«Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и
героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание
неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и
отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.
11
Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и
защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы.
Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее
порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их
поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая
притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая
ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс
учебного времени в объёме 442 ч., в том числе:
в 5 классе – 102 ч.,
в 6 классе – 102ч.,
5 класс Тематическое планирование уроков литературы (ПРОГРАММА В.Коровиной).
Всего
часов
Количество часов.
Коррекционная работа
Теорет
ические
Практи
ческие
Конт
рольн
ые
1.
1
1
Развитие наглядно-образного мышления.
Коррекция развития внимания и памяти
Формирование монологической и
диалогической формы речи, обогащение
словаря
Формирование монологической и
диалогической формы речи, развитие
фонематического восп
1.1
2.
10
4
5
1
2.1
2.2
3
2
1
1
3.1
4
2
1
1
4.1
4.2
2
1
1
1
5.
47
10
26
7
5.1
6
2
3
1
Формирование уважительного отношения к
русской литературе. Формулирование
собственного отношения к произведениям
русской литературы 19 века,
5.2
3
1
2
5.3
5
2
3
5.4
4
1
2
1
5.5
2
2
5.6
3
2
1
5.7
3
1
2
5.8
7
1
3
2
12
5.9
1
2
1
2
5.10
4
3
1
5.11
3
1
2
5.12
3
2
1
6
12
6
20
5
- формирование монологической и
диалогической формы речи;
- воспитание уважительного отношения к
русской литературе;
- построение системы нравственных
ценностей;
- самопознание (через чтение произведений,
затрагивающих различные проблемы);
- применение различных видов чтения;
- умение понимать проблему, поднятую
автором произведения;
- структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной
позиции;
- управление поведением партнера (контроль,
коррекция его действий;
- инициативное сотрудничество в поиске
информации;
- умение выражать свою мысль.
6.1
1
1
6.2
5
1
3
1
6.3
2
1
1
6.4
2
2
6.5
2
2
6.6
4
1
2
1
6.7
2
2
1
6.8
2
3
1
6.9
3
2
1
6.10
3
1
2
6.11
2
2
7
6
2
10
1
- формирование личности;
- воспитание уважительного отношения к
русской литературе;
- построение системы нравственных
ценностей;
- структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной
позиции;
- планирование учебного сотрудничества;
- формирование монологической и
диалогической формы речи;
- управление поведением партнера (контроль,
коррекция его действий);
- инициативное сотрудничество в поиске
информации;
- умение выражать свою мысль.
7.1
1
1
7.2
2
2
7.3
3
1
1
1
7.4
2
1
1
7.5
2
2
8
1
1
8.1
1
1
Ит
ого
102
26
64
12
13
6 класс. (ПРОГРАММА В.Н.Коровиной).
Наименование разделов и
тем
Всего
часов
Количество часов
Коррекционная работа
Теорет
ически
е
Практи
ческие
Конт
роль
ные
1.
Сведения по теории и
истории литературы.
1
1
Развитие наглядно-образного мышления.
Коррекция развития внимания и памяти
Формирование монологической и
диалогической формы речи, обогащение
словаря
Формирование монологической и
диалогической формы речи, развитие
фонематического восприятия
1.1
Художественное
произведение и автор.
1
1
2.
Устное народное
творчество.
3
2
1
2.1
Устное народное
творчество.
3
2
1
3.
Древнерусская
литература.
3
3
3.1
Древнерусская
литература.
4.
Русская литература
XVIII в.
3
3
4.1
И.И.Дмитриев.
1
1
4.2
И.А.Крылов.
2
2
5
Русская литература
XIXв.
42
26
7
9
Формирование уважительного отношения к
русской литературе. Формулирование
собственного отношения к произведениям
русской литературы 19 века,
5.1
А. С. Пушкин
15
12
3
5.2
М. Ю. Лермонтов.
4
2
1
1
5.3
Н.В. Гоголь.
1
1
5.4
И.С. Тургенев
4
3
1
5.5
Ф.И. Тютчев
3
1
1
1
5.6
А.А. Фет.
3
1
1
1
5.7
Н.А. Некрасов
4
2
1
1
5.8
Н.С. Лесков
4
3
1
5.9
А.П. Чехов
2
1
1
5.10
Русская природа в
стихотворениях русских
поэтов XIX века.
2
2
6
Русская литература XX
века
9
7
1
1
- формирование монологической и
диалогической формы речи;
- воспитание уважительного отношения к
русской литературе;
- построение системы нравственных
ценностей;
- самопознание (через чтение
произведений, затрагивающих различные
проблемы);
- применение различных видов чтения;
- умение понимать проблему, поднятую
автором произведения;
- структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной
позиции;
- управление поведением партнера
(контроль, коррекция его действий;
- инициативное сотрудничество в поиске
информации;
- умение выражать свою мысль.
6.1
Александр Иванович
Куприн.
1
1
6.2
А.П. Платонов
2
2
6.3
А.С. Грин.
2
2
6.4
М.М. Пришвин.
5
3
1
1
6.5
Стихи о Великой
Отечественной войне.
К.Симонов, Д.Самойлов.
2
2
6.6
В.П. Астафьев
3
1
1
1
6.7
В.Г. Распутин
3
1
1
1
6.8
Н.Рубцов.
1
1
6.9
Ф. Искандер
2
1
1
6.10
Родная природа в
русской поэзии XX века.
3
1
1
1
6.11
М.Шукшин.
2
2
7
Литература народов
России
3
3
7.1
Габдулла Ткай
2
2
7.2
Кайсын Кулиев.
1
1
8
Зарубежная литература
14
14
- формирование личности;
8.1
Мифы народов мира
6
6
14
Мифы Древней Греции.
Геродот. Гомер.
- воспитание уважительного отношения к
русской литературе;
- построение системы нравственных
ценностей;
- структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной
позиции;
- планирование учебного сотрудничества;
- формирование монологической и
диалогической формы речи;
- управление поведением партнера (контроль,
коррекция его действий);
- инициативное сотрудничество в поиске
информации;
- умение выражать свою мысль.
8.2
Мигель де Сервантес
Сааведра.
2
8.3
Проспер Мериме.
2
2
8.4
Фридрих Шиллер.
1
1
8.5
Марк Твен.
1
1
8.6
Антуан де Сент-
Экзюпери.
2
2
9
Повторение.
5
4
1
9.1
Повторение изученного.
5
4
1
Итого:
102
70 ч.
13 ч.
19 ч.