Литературная гостиная "Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…"

Литературная гостиная.
«Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»
Цели:
совершенствовать навыки выступления перед публикой, умений выразительного чтения;
развивать интерес к изучению литературы;
попытаться создать в сознании учащихся целостность картины России
предреволюционного периода;
побудить школьников к изучению биографических данных и творчества поэтов,
относящихся к «серебряному веку».
Ход мероприятия:
1. Сколько тайн и имен!
В этот век я влюблен.
Век серебряный, Век из света… Век поэзии,
Век мечты, Бытия век, Век человека,
Мысли век И век красоты…
Век Душа, век Поэт… Звука век, Слова век…
Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен. (Сергеев А.)
2 Ученица: Конец XIX - начало ХХ века - это один из самых сложных и интересных
периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и
грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение
бури.
Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций
и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений,
направлений, объединений. (Кириллова А.)
3 Ученица. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, В.Борисов-
Мусатов, Р.Фальк, А.Лентуллов, возникало множество творческих объединений
художников. В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы
как И.Стравинский, А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович. (Кириллова У.)
4 Ученица. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода
стала поэзия, недаром получившая впоследствии название "поэзии Серебряного века".
Здесь и символисты с их стремлением к мистике, символам и воплощению впечатлений от
хаоса Вселенной.
Здесь и акмеисты с их утверждением высочайшей самоценности земного бытия. Здесь и
футуристы с их "Пощечиной общественному вкусу", с их эпатажем
общества. (Михайлова А.)
5 Ученица. Они называли себя модернистами. Они были молоды и талантливы. Они были
веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкими
влюбленностями. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах, судьбах России.
Рожденные в года глухие,
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны до дней свободы
Кровавый отблеск в мире есть - Александр Блок (Субакаев А.)
6 Ученица: Судьбы творцов начала века так же, как и судьбы многих россиян в то время,
были трагичны и счастливы одновременно. И все они были необыкновенно талантливы и
интересны. Целая серебряная россыпь имен…
Александр Блок, Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт,
Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Игорь
Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников - всех перечислить сейчас невозможно,
да и, пожалуй, не нужно. (Романова М.)
7 ученица: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов Серебряного века стоит
Александр Блок. М.Горький сказал о нем: "Настоящий, волею божьей поэт и человек
бесстрашной искренности".
Свой поэтический путь, полный трудностей и противоречий, он начал как символист.
По силе дарования, страстности и отстаивания своих воззрений, по глубине
проникновения в жизнь Блок - один из поэтов, которые составляют гордость и славу
русской литературы. Великое богатство тем, проблем, настроений, переживаний
воплощает он в своих стихах.
Каждое его стихотворение - это страница большой книги, тема которой -
жизнь. (Васильева Ю.)
8 ученик: А.Блок "О, Весна без конца и без краю..." (Аввакумов Д.)
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
9 ученик:
Я изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные , нежные звоны.
Я внезапный излом,
Я играющий гром,
Я прозрачный ручей,
Я для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорвано-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен,
И в себя, и в других ,
Я изысканный стих. (Сергеев А.)
10 ученица: Это стихотворение одного из основоположников символизма - Константина
Бальмонта. Блок говорил о нем: "Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну". И
действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весной, ее
цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, обнадеженность, радость бытия
звучат в его стихах. (Касаткин Л.)
11 ученик :
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час! (Язаров М.)
Ученица: Имя Константина Дмитриевича Бальмонта, этого виртуоза, «Паганини русского
стиха», окружено множеством легенд, фантастических самохарактеристик, наигранных
заявлений.
«Символизм упорно искал в своей среде гения, который сумел бы слить жизнь и
творчество воедино, - вспоминал об этом времени поэт Владислав Ходасевич. – История
символистов превратилась в историю разбитых камней».
Безусловно, Константин Бальмонт, человек очень талантливый, уловил пульс своей эпохи
и очень скоро затмил своей популярностью всех старших символистов. К сожалению,
громкий успех был недолговечен. (Дмитриева Д.)
12 Ученица: Николай Гумилев… Оригинальность, поэтические откровения, любовь к
путешествиям, странствиям, экзотике… Мечтатель, создатель яркого литературного
направления - акмеизм. Создатель «Цеха поэтов». Как мало ему было отпущено в это
жестокое время. Сколько поэтов преждевременно потеряла русская земля.
«Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, он был влюблен во все эпохи,
страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической
красоте». Так о Н.Гумилеве писал Куприн.
Николай Гумилев рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко.
Его имя рядом с именем Анны Ахматовой. Он привел ее в поэзию, и она стала царицей в
ней. . (Максимов А.)
13 уч.:
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
(Потёмкин Д.)
Уч.: Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм, одним из представителей
которого являлся Игорь Северянин. В чем его только не обвиняли: в восхвалении
мещанства и пошлости, в самолюбовании. «Северянинщиной» называли дурной вкус. Нам
не суждено бросить розы на гроб поэта, но нам суждено заново осмыслить причудливое
движение мысли, тонкую иронию, мечты и насмешки человека, который слишком долго
ждал нашего признания. (Моисеева С.)
Уч.: О, знаю я, когда ночная тишь
Овеет дом, глубоко усыпленный,
О, знаю я, как страстно ты грустишь
Своей душой, жестоко оскорбленной!..
И я, и я в разлуке изнемог!
И я - в тоске! Я гнусь под тяжкой ношей...
Теперь я спрячу счастье под замок,-
Вернись ко мне: я все-таки хороший...
А ты - как в бурю снасть на корабле,-
Трепещешь мной, но не придешь ты снова:
В твоей любви нет ничего земного,-
Такой любви не место на земле! (Карамзин И..)
Ученица: На стихах Северянина лежит печать экстравагантности, многие из них
написаны в раскачивающихся, баюкающих ритмах, насыщены иностранными словами и
новообразованиями. Однако мастерство и талант поэта очевидны. Сам Игорь Северянин
оценивал себя очень высоко. И не только он. В холодной Москве 1918 года на конкурсе
поэтов в Политехническом музее Северянин был признан «королём поэтов». (Николаев
А.)
Ученик: Рескрипт короля
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Меня не любят корифеи -
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.
Лишь мне восторг и поклоненье,
И славя пряный фимиам
Моим - любовь и песнопенья! -
Недосягаемым стихам.
Я так велик и так уверен
В себе, настолько убежден,
Что всех прошу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе - порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов. -
Да будет подданным светло!(Валентинов Д.)
Ученица: Вторую ступень трона в 1918 году на конкурсе поэтов занял другой
представитель футуризма, В.В.Маяковский, не признававший традиционных
стихотворных размеров, обогативший поэзию новыми словами и ритмом, преобразив до
неузнаваемости и рифму, и все стиховые размеры.
Знаменитая «лесенка» стала визитной карточкой поэта. Она помогала Маяковскому
заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было
недостаточно.(Николаева А.)
Ученица: Маяковский «Послушайте!» (Жанна)
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево
́
чки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полу
́
денной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда!
клянется —
не перенесет эту беззвездную му
́
ку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Ученица: Невозможно себе представить Серебряный век русской поэзии без творчества
двух гениальных поэтесс – Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Хотя нет, не поэтесс, а
поэтов. На этом настаивали обе: и Ахматова, и Цветаева. (Лиана)
Ученица: Анну Ахматову и Марину Цветаеву недопустимо сравнивать в творческом
плане: здесь нет лучшей и худшей, первой и второй. Они обе незаменимые е
неповторимые составляющие одного целого – русской поэзии. Разные, но, несомненно,
трагические судьбы этих женщин не помешали им стать символами русской литературы
начала 20 века. До них не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе.
(Кириллова А.)
Ученица: Ахматова «Я научилась просто, мудро жить» (Краснова Л.)
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Ученица: «Вечерний альбом» и «Вечер» - так похоже, не сговариваясь они назвали свои
первые книги. Эта творческая перекличка двух поэтов продолжалась всю жизнь.
Примечательно и то, что среди своих современников и Ахматова, и Цветаева выбирали
себе в кумиры одних и тех же поэтов. У обеих был поэтический роман с Блоком. Никого
из поэтов своего времени они не ставили так высоко. (Петрова Н.)
Ученица: «Стихи к Блоку» Цветаева. (Романова М.)
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Ученик: (Максимов А.)
О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся и глухое: ох! —
Стотысячное — тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя — огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! — и сердце свое в придачу.
Ученица: Узкий, нерусский стан
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод — в веселье, зной —
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный — темен — лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть — безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
Кажется, четверть пятого, —
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова. (Мухин Д.)
Ученица: Поразительное сочетание женственности и изящества с мужеством и волей,
страстностью и порывистостью, чеканной филигранностью стиха, неподдельная
искренность чувства и глубокие философские раздумья о вечных проблемах бытия - вот
что объединяет таких самобытных поэтов, как Анна Ахматова и Марина Цветаева.
Юность всегда отдаёт предпочтение Цветаевой, но с годами, со зрелостью, взоры (и души,
и сердца) всё чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что
у нас есть и та, и другая.(Потёмкин Д.)
Ученица: Цветаева (Сергеев А.)
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
Ученик: Ахматова и Цветаева были резко противоположны по своим природным
качествам, которые даются от рождения и остаются неизменными. Прежде всего, каждой
был отмерен свой жизненный срок: Ахматова немного не дожила до 77 лет, Цветаева – до
49-ти. Между тем литературное наследие Цветаевой значительно обширнее, нежели
ахматовское. (Григорьев Д.)
Ученик: Одна из важнейших загадок природы состоит в запасе энергии, по-разному
отпущенной каждому человеку. У Анны Ахматовой эта энергия была гармонично
распределена на протяжении её долгой – притом весьма трагической – жизни и не
иссякала до последнего дня, хотя здоровье у неё было слабое (слабые лёгкие и сердце),
откуда и возник классический образ полулежащей Ахматовой, запечатлённый на
фотографиях и рисунках Модильяни. (Крылов Д.)
Ученица: Ахматова (Субакаев А.)
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Ученица: Ахматова обладала поразительной внешностью. Современник, поэт Георгий
Адамович, знавший её смолоду, вспоминает: «Красавицей она не была. Но она была
больше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик
которой выделялись бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-
то, сразу приковывавшим внимание. Позднее в ее наружности отчетливее обозначился
оттенок трагический…когда она, стоя на эстраде…казалось, облагораживала и возвышала
все, что было вокруг… Бывало, человек, только что представленный, тут же объяснялся
ей в любви».
Облик Ахматовой просился на портрет, художники наперебой рисовали её. (Михайлова)
Ученица: Цветаева «Реквием» (песня в исп. А. Пугачёвой)
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Ученик: Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии
она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее. (Кудряшов В.)
Ученик: Поэзия Серебряного века была яркой вспышкой, оставившей след в русской
литературе навсегда.(Петрова Н.)
Ученик: «Будем как солнце!» - говорил Константин Бальмонт. (Валентинов Д.)
Ученица: Цветаева (Николаева А.)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Учитель: Поэты Серебряного века через десятилетия нашли своего читателя, поэтому
нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. Удивительный пласт поэзии
Серебряного века, пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и
сейчас.(Лиана)