Размышления над рассказом К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Размышления над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и
совершенно не думаем о том, какой она может быть - легкой, светлой или тяжелой,
печальной. Поразмышлять над этими вопросами заставил меня рассказ
К.Г.Паустовского «Телеграмма», совсем небольшой по объему, но после прочтения
остается горькое чувство вины и какого-то страха за то, что чего-то не сделано, и
начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и
беспомощен, но и никому не нужен... Паустовский пишет о взаимоотношениях
престарелых родителей и их детей. Автор с горечью размышляет о том, что дети
забывают родителей, а ведь старые люди, словно дети - так же беспомощны.
В деревне Заборье умирает одинокая старая женщина, забытая своей дочерью,
живущей в Ленинграде. Вдали от матери Настя помогает другим людям,
нуждающимся в ее энергии, она работает в Союзе художников, и в ее обязанности
входило устраивать выставки работ наиболее талантливых художников. Однажды
она получила письмо от матери и спрятала его в сумочку нераспечатанным - не
хотелось читать. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения:
раз мать пишет - значит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое
беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.
Настя приезжает только на второй день после похорон. Ей не у кого просить
прощения, единственный родной человек ушел из жизни, а она не успела даже
взглянуть на мать в последний раз и выплакаться на ее груди. Настя не попала на
похороны матери, она застала свежий могильный холм на кладбище - земля на нем
смерзлась комками - и холодную, темную комнату Катерины Петровны, из
которой, казалось, жизнь ушла давным-давно. Уехала Настя из Заборья крадучись,
стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что
никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины,
невыносимой тяжести
Если добираться из центра города на улицу Костычева, то одна из остановок
именуется как «Мальшинская богадельня». Знаете, как долго мы привыкали к
этому названию. Когда-то в трех одноплановых зданиях размещались детские
садики. А сейчас в одном находится школа-интернат для детей с ослабленным
зрением, а посередине располагается Мальшинская богадельня. На воротах висит
табличка: «Геронтологический центр». Что это такое? Почему богадельня? Если
поднять голову вверх, то увидишь устремленные в небо синие церковные купола.
На территории Мальшинской богадельни находится церковь Святителя
Пантелеймона. Почему богадельня? Я обратилась к словарю и прочитала, что
название «богадельня» происходит от слов для «Бога делание», то есть «Бога
ради». В России о богадельнях упоминается уже в церковном Уставе святого князя
Владимира. Призревались в них больные, убогие, нищие. Такие богадельни-
больницы устраивались при каждой приходской церкви, при каждом монастыре. В
Рязани в благодарность благотворителям богадельни даже носили имена их
создателей. Особенной любовью пользовалась Мальшинская богадельня. Перед
Новым годом я побывала в Мальшинской богадельне и пообщалась с одной из
пациенток. Вот так я и познакомилась с Рузаевой Марией Иосифовной. В 2011 году
она отметила свой девяностолетний юбилей. Марии Иосифовне 91 год, при этом
она очень умная, собранная женщина, а памяти ее и знанию русской поэзии можно
только позавидовать. При нашей встрече она долго сетует на то, что не готова к
приему гостей, плохо выглядит, жалуется на то, что разболелась немножко.
Пожилая женщина охотно поддерживает беседу, припоминая мельчайшие
подробности биографии, вот только на вопросы о том, почему она оказалась в
Мальшинской богадельне и живет в казенном заведении уже два года, Мария
Иосифовна не отвечает, старательно делая вид, что не понимает, о чем ее
спрашивают.
Как же так получилось, что 90-летняя пожилая женщина, мать, бабушка и даже
уже прабабушка, оказалась в казенном месте? Почему она живет не в отдельной
комнате и делит жилплощадь с дочкой и внучкой, а с абсолютно посторонней
женщиной, которая прикована к кровати и не может встать? Почему Мария
Иосифовна находит в себе силы ухаживать за своей соседкой по палате и
поддерживать ее? Она признается, что каждый день моет в своей комнате полы и
что хотела бы жить одна, а не делить комнату с соседкой. Она рассказала о том,
что родилась 19 декабря 1922 года в Белоруссии, второй своей Родиной она
называет Урал, куда ее маленькой девочкой забросила судьба и где она провела
всю сознательную жизнь. Мария Иосифовна поведала о том, что у нее две дочери,
внучки и даже есть правнучка, которая живет в Эстонии. Только ни слова не было
сказано о том, как она оказалась в Мальшинской богадельне.
Мария Иосифовна любит поговорить с гостями, рассуждает об эпохе, о
нынешней жизни, о нравах, царящих в обществе, при этом она имеет свою точку
зрения по многим вопросам. Эта пожилая женщина не просто высказывает свое
мнение по какому-либо вопросу, она уверенно доказывает свою правоту, приводя в
пример эпизоды из своей биографии или жизни знакомых ей людей. Рассказывая о
своей жизни, она с легкостью цитирует Н.А.Некрасова, более того, читает свои
собственные стихи, с таким выражением и так проникновенно, что невольно
вдумываешься в смысл слов:
Говорите трудно разобраться, если страсть…
Допустим, что и так
Но ведь должен, должен отличаться
Человек от кошек и дворняг.
Да, ведь чувства тем и хороши,
Что горят красиво, гордо, смело.
Пусть любовь начнется, но не с тела, а с души!
Вы слышите? С души!
В ходе беседы Мария Иосифовна вспоминает о своем детстве, которое
пришлось на страшные 30-ые годы. Женщина рассказывает, что родилась 19
декабря 1922 в Минской области, жили на хуторе. Их семья была большой: отец,
мать да семеро детей. В 30-м году они, как и многие другие, попали под
раскулачивание. Сначала забрали скотину и зерно, потом арестовали отца.
Осталась мать с детьми. Их отправили в Минск, сначала они ждали решения своей
участи в каком-то ДК, потом их загнали в складские помещения, спали прямо на
полу. Через какое-то время людей погрузили в товарные вагоны и отправили на
Урал. Поезд шел медленно, Мария Иосифовна вспоминает, что поезд
останавливался только в перелесках, чтобы выкинуть трупы, ведь в вагонах были
дети, старики и женщины. В конце апреля добрались, наконец, до Урала. А там
скудная растительность, скалистые холодные горы, холмистая неровная местность.
Жить было негде, рубили еловые ветки, сооружали шалаши, а маленькая Маша
помнит, как она доставала из речки желтую глину и ела ее.
Марию Иосифовну можно слушать часами, такое впечатление, что перед
глазами оживают страницы школьного учебника по истории, а тут живой очевидец
событий. Только вспоминать о том лихолетье тяжело для старой женщины: голос
дрожит, речь обрывается, а из глаз катятся слезы. Много еще интересных историй
поведала нам Мария Иосифовна. Например, о том, как старший брат решился на
побег, и только чудом ему удалось вернуться назад и найти свою семью; о том, как
медведь чуть не задрал ее брата» как вернулся с Соловков отец, которого вся семья
считала погибшим и нечаяла даже увидеть главу семейства.
Страшно и грустно становится от того, что мы подчас не ценим стариков, не
хотим обращать внимание на их рассказы, отмахиваемся и оправдываемся тем, что
мы очень заняты. А ведь это абсолютно неправильно, ведь жизнь нам дана на
добрые дела. Так давайте творить добро, давайте будем терпимее относиться к
старикам, которые живут возле нас. И сами собой приходят на память строки:
Спешите делать добрые дела,
Ни денег не сулящие, ни благ,
Спешите делать добрые дела,
Забыв навеки принцип "так на так",
Спешите делать добрые дела,
Чтоб за свое добро любить других,
Спешите делать добрые дела,
Во имя утвержденья Вас самих.
Спешите делать добрые дела,
Получиться - считайте повезло,
Спешите делать добрые дела,
Чтоб не хватило времени на зло.
Давайте лучше делать добрые дела, чтоб не получать таких трудных и горьких
уроков , как Настя в рассказе Паустовского «Телеграмма», чтоб не было стыдно за
отношение к своим близким, ведь это самые родные люди. Любому человеку
тяжело жить, осознавая, что он никому не нужен. Паустовский не только пытается
«вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым
старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями. Когда наши
родители становятся престарелыми, то ответственность за их спокойную старость
ложится на наши плечи. Теперь уже мы должны помочь им. Некоторые люди
безжалостно отдают своих родителей в пансионаты и дома для престарелых, и это
после всего того, что они сделали для своих детей. К.Г.Паустовский призывает нас
быть внимательнее и нежнее к свои близким, стараться причинять им как можно
меньше страданий и поддерживать в трудные минуты. Каждый из нас может
оказаться на месте Катерины Петровны, поэтому мы должны любить и помнить
наших родителей, потому что всем, чего достигает человек, он обязан своим
родителям и воспитателям.