Литературная гостиная "В мире Островского А.Н."

Литературная гостиная
«В мире Островского А.Н.»
Цели: значение А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра;
воспитание эстетических идеалов у подростков;
развитие понятия о драматическом произведении; формирование устойчивого
интереса к театру через творческую деятельность учащихся.
Оформление: портрет А.Н.Островского в рамке; столик со свечами ;слева -окно(в стиле
купечества), в центре сцены- стол круглый с самоваром, стулья; фикус, этажерка с
безделушками, справа- имитация лесной поляны: елки, березы, пеньки, цветы; презентация;
в зале зрители сидят за столиками, на которых стоят свечи.
/Звучит 1 куплет и припев песни «Ах, этот вечер…»М.Дунаевского./
Днем город как город и люди как люди вокруг,
Но вечер приходит, и все изменяется вдруг.
На лица актеров кладет он таинственный грим,
И Гамлет страдает, и снова поет Лоэнгрин.
/В это время выходят артисты и надевают свои реквизиты: кто-то платок поправляет, кто-
то шляпку надевает, кто-то грим накладывает, зажигает свечи, и все вместе поют припев./
Ах .этот вечер, лукавый маг,
Одетый вечно в лиловый фрак.
Погаснут свечи, уйдет любовь,
Но в этот вечер вернется вновь.
/Актеры произносят свои реплики/.
-Смеет кто меня обидеть?
- Никто. батюшка Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите.
- Какое приятное занятие, эти танцы. Ведь уж как хорошо, что может быть
восхитительнее…
-Отчего люди не летают так, как птицы?
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица….
/звучит вступление к песне. «Ах, этот вечер…».
/Артисты расходятся за кулисы.
Появляются ведущие( юноша и девушка)./
Ведущий 1. Голоса героев Александра Островского. Голоса людей – мужчин и женщин,
молодых и старых, смешных и печальных, он шли за ним всю его жизнь.
/Слайд 1. Портрет Островского/
Ведущий 2. Сегодня в нашей литературной гостиной речь пойдёт об Александре
Николаевиче Островском как создателе русского национального театра.
/Слайд 2. Здание Малого театра/.
Ведущий 1. За Островского всю жизнь говорили его герои: семьсот двадцать восемь
действующих лиц его пьес – их не усадить, пожалуй, в зале Малого театра, носящем имя
писателя.
Ведущий 2. Им не хватило бы кресел. Они теснились бы в дверях, заполняли проходы:
купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики -
нет им числа.
Ведущий 1. О каждом из них он знал, кажется, всё: изучил их душу, видел их намерения,
заранее угадывал поступки, и оттого их голоса всегда шли за ним.
/Слайд 3-5. Картины Замоскворечья./
Ведущий 2. Да, пёстрое, цветное, дикое, причудливо странное и милое Замоскворечье
вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями.
Взгляните на эти окна , попробуйте представить жизнь, которая неторопливо
текла здесь когда-то.
Ведущий 1. Здесь любили говорить о варке варенья и солке огурцов, ставили на окна
бутылки с настойками, покупали годовые запасы рыбы, мёда и капусты.
Ведущий 2. Здесь степенно беседовали за кипящим самоваром бородатые купцы. Здесь их
молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок.
Ведущий 1.Здесь по праздникам спали до 11, пекли пироги, ужинали туго-натуго, рано
ложились спать.
/Слышен звон колоколов/.
Ведущий 2.А в праздники тут гудели колокола церквей и двигалась к поздней обедне
пестрая толпа: купчихи в расписанных цветами шалях и барышни в чепчиках, купцы в
армяках и поддёвках.
Ведущий 1. Я думаю, надо встретиться с героями одной из его пьес, дебют которой был
ошеломляющим.
Посмотрим, какую грань жизни купечества реалистически раскрыл Островский.
Итак, перед вами сцена из пьесы «Свои люди – сочтемся ».
/Звучит песня «Жалобно стонет ветер осенний »
./Сцена из действия 3, явление 4/
Ведущий 2.Вот такая история. Большов жил нечестно и сам спровоцировал на
предательское жульничество Подхалюзина.
Жизненные принципы, согласно которым действовал Большов в отношении других,
обернулись против него самого.
Ведущий 1.И что же теперь будет с героями Островского? Самое страшное: позор,
предательство дочери, равнодушие окружающих. Что может быть ужаснее?
Ведущий 2. Недаром говорят: в жизни за всё нужно платить. Во и приходится теперь
Большову платить за несправедливость, грубость, равнодушие по отношению к другим
людям, с которыми он так же был когда-то бесчестен и суров.
Ведущий 1. Эту горькую правду жизни раскрыл и сумел показать Островский. Автор не
осуждает героев, он предлагает читателям и зрителям размышлять над происходящим,
самим решать, кто прав, а кто виноват, делать собственные выводы.
Ведущий 2.Вот, например, как в драме «Гроза». Кто-то осуждает Катерину Кабанову, кто-
то её жалеет. Но ведь всё равно прав был Островский, увидевший в трагедии героини ту же
причину , что и в пьесе «Свои люди сочтемся »: самодурство, равнодушие,
несправедливость и жестокость, скрывающиеся за показным гостеприимством и радушием,
приводят к горьким последствиям, в данном случае – к гибели девушки.
/Слайд 6. Красавица Волга, крутые берега, зелень лесов…/
/Звучит запись песни «Среди долины ровныя… »/
Сцена из пьесы «Гроза»./Действие 1, явление 7/
Ведущий 1.Да, нескладно героиням Островского. Все как-то грустно выходит.
Ведущий 2.В пьесах драматурга, несмотря на трагичность событий, много смешного. Но и
иронией автор выявляет и подчеркивает недостатки и пороки своих персонажей, а через них
общественность в целом. Вот, к примеру, в той же «Грозе» второстепенный персонаж –
странница Феклуша олицетворяет пустоту, никчемность « темного царства»
необразованного купечества.
Ведущий 1.Ну не смешно ли: свекровь Катерины верит в то, что в Москве время быстрее,
Ведущий 2. А рассказ Феклуши о том, что есть царство, где живут люди с пёсьими
головами. И верят же ей, от «большого ума»!
/Сцена из «Грозы»./ Действие 2, явление 6/
Ведущий2 Ещё одну, не менее трагичную судьбу, изображает в своей пьесе
«Бесприданница» Островский А.Н.
/ Звучит цыганский хор/ Сцена из «Бесприданницы»/ Действие 4, явление11/
/Музыка из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»/
Ведущий 1.Но тематика творчества А.Н. Островского выходит за рамки социально-бытовой
драмы. В 1873 году им была написана пьеса, занимающая особое положение, это
драматическая сказка в стихах «Снегурочка».
Ведущий 2.Это не просто сказка. Это произведение, в котором автор символически
формулирует свою философию жизни человека, философию любви.
Ведущий 1.Кто бы мог подумать! Ведь всем известна одноименная грустная народная
сказка.
Ведущий 2. Вот именно. Это старинная легенда о девушке, которая не знала любви. А
потом полюбила все сердцем и погибла!
/Слайд 7.Виды Щелыково /
/Звучит фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»/.
/Танец девушек-цветов/
Сцена из пьесы «Снегурочка»/./Действие 4, явление 2/
Ведущий 1.Но несмотря ни на что, сказка не воспринимается трагически. Ведь всё равно
побеждает любовь, великое чувство, которому неподвластна смерть. И в этом
оптимистичное звучание произведения А. Островского.
Ведущий 2.Когда-то в «Застольном слове о Пушкине» Островский сказал: «Первая заслуга
великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. Всякий великий
писатель оставляет за собой школы, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и
последователей».
Ведущий 1.Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому оставаться
самим собой, он дал каждой оригинальности смелость, дал смелому русскому писателю
быть русским.
Ведущий 2.Эти слова Островского дают нам ключ к пониманию самобытности его
творчества и тех традиций, что живут в нашем театре по сей день.
/Все артисты выходят на поклон и поют заключительную песню./
/Песня исполняется на мелодию « Ах, этот вечер…»/
/ Стихи местного автора О. Н. Вилковой/
1.Он думал о людях, чем дышат они, чем живут.
Пусть зрители будут и чаще в театры идут.
Талантам поможет, научит актёрами стать.
И он это сможет и сможет театр создать.
Припев. Ах, это счастье в театре быть,
С актёром вместе на сцене жить.
Смеяться шутке и сострадать,
Игре актёров рукоплескать.
2.Вот годы промчались, прошли незаметно века.
Сменилось и время, как воды меняет река.
А пьесы Островского вновь собирают аншлаг-
Луч света способен рассеять сгустившийся мрак
Использованная литература.
Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н.Островского "Гроза": К 175-летию со дня рождения
А.Н.Островского/ А.А.Аникин// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1998.-3.-С.4-11.-(Наши духовные
ценности).
Богданова М.Е. Великий мастер русской драмы: Сценарий лит. вечера: К 180-летию со дня
рождения А.Н.Островского (1823-1886)/ М.Е.Богданова// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3
выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-3.-С.15-23.-(Искусство слова).
Влащенко В.И. "Гроза" Островского в X классе: Осмысление пьесы во взаимосвязи с
древнерусской, классической и совр. литературой/ В.И.Влащенко// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-
1995.-3.-С.42-46.
Герасимова Е. Страна А.Н.Островского: [О Замоскворечье - заповедном районе Москвы]/
Е.Герасимова// ЮНЫЙ ХУДОЖНИК.-1996.-1.-С.27-29
Грачева И.С. Уроки русской литературы: Книга для учителей и учащихся/ И.С.Грачева.-2-е
изд., исправ. и доп.-СПб.: Сага, 2002.-336c.-(Философская мозаика).
Гродская Н.С. А.Н.Островский на столичной сцене/ Н.С.Гродская// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-
1995.-4.-С.11-18.
Ермолаева Н.Л. О культуре героев пьесы А.Н.Островского "Бесприданница"/
Н.Л.Ермолаева// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-2006.-9.-С.11-13.
Журавлева А.И. "Правда - хорошо, а счастье лучше": К 175-летию со дня рождения
А.Н.Островского/ А.И.Журавлева// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1998.-3.-С.12-18.-(Наши
духовные ценности).
Ищук-Фадеева Н.И. Театральная революция: Непонятый А.Н.Островский/ Н.И.Ищук-
Фадеева// ЛИТЕРАТУРА-приложение к газете "Первое сентября".-1999.-24 июня.-С.5-12.-
(Штудии).-В содерж.: Секреты сцены; Мир Бальзаминова; "Гроза" как христианская
трагедия; "Шутники"- мелодрама смеха; "Лес" и Пеньки; "Красавец мужчина"; "Без вины
виноватые»
Лебедев Ю.В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир "Бесприданницы"
А.Н.Островского: Статья вторая/ Ю.В.Лебедев// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1996.-5.-С.35-45.-
(Наши духовные ценности).
Лежнева М. О Снегурочке: [История создания драматической поэмы в стихах "Снегурочка"]/
М.Лежнева// СТРИГУНОК.-1998.-2.-С.4.-(Классики детям).
Краткие сведения о Н.А.Островском (1823-1886). О сказке "Снегурочка".
Малоземова Л.Ю. "Снегурочка", "весенняя сказка" А.Н.Островского/ Л.Ю.Малоземова//
ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-1994.-5.-С.22-33.
Народные песни. Весенняя сказка А.Н. Островского "Снегурочка.
Мурашова О.А. Тема греха и наказания, или "психологический отчет одного преступления"/
О.А.Мурашова// ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ.-2006.-9.-С.18-21.-(Готовясь к уроку)
Островский А.Н. Пьесы/ А.Н.Островский.-М.: Слово, 2000.-600c.-В над.заг.: Ин-т "Открытое
общество", Мегапроект "Пушкинская б-ка".
Русские писатели о Пушкине: [Статьи о А.С.Пушкине А.Островского, М.Горького,
А.Твардовского, Б.Шергина]// СЛОВО.-1999.-2.-С.5-11.-(Вечные спутники. К 200-летию со
дня рождения великого поэта).
Свердлов М.И. История постановок драмы А.Н.Островского "Гроза" / М.И.Свердлов//
РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.-1998.-6.-С.18-28.-итература и театр).
Сказка А.Н.Островского "Снегурочка". Место действия - имение писателя Щелыково
Костромской губернии среди лесов и полей, неподалеку от Волги, так что берендеи - это
древние костром
Обоснование выбора творчества писателя и формы проведения мероприятия.
Творчество русского писателя Островского А.Н. выбрано исходя из следующих
соображений. Его произведения изучаются в школьной программе старшеклассниками (9-
10 класс) , к сожалению , на это отводится недостаточное количество часов.
Проблемы, поднятые автором в произведениях, актуальны и в наши дни, что подтверждает
идею мероприятия о том, что всё новое – это хорошо забытое старое.
Многолетние наблюдения показывают, что школьники в большинстве своем читают пьесы
очень неохотно, так как им не хватает определенной читательской и зрительской культуры.
Это обстоятельство натолкнуло меня на мысль об изучении творчества драматурга через
разговор в театральной гостиной.
Подобная форма даёт возможность в непринужденной обстановке поговорить со
старшеклассниками о жизни и творчестве драматурга, о сценической судьбе его
произведений, о героях и их прототипах. Ребята могут выступить одновременно в качестве
литературоведов и театральных критиков, актеров, режиссеров и зрителей, потому что во
время подготовки они не просто читают произведения и литературу о писателе, но и
просматривают театральные постановки, рецензируют их, самостоятельно ставят
фрагменты из спектаклей по предложенным пьесам.