Сравнительная характеристика поэзии А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева
Конспект урока по литературе
для учащихся 10 класса
МАОУ гимназия №12 имени Г.Р. Державина города Тамбова
учитель русского языка и литературы Самарина Светлана Юрьевна
Тема: «Сравнительная характеристика поэзии А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева»
Цель урока:
углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии,
используя ИКТ на уроке литературе
Задачи:
• Развить исследовательскую и интеллектуальную деятельность, умения получать
информацию, отличать индивидуальный авторский стиль двух авторов, решать
проблемы, извлекать пользу из опыта;
• Научить сотрудничать в группе, принимать правильное решение, устранять
разногласия, выполняя договорённость;
• Воспитать умение нести ответственность, включаться в общее дело,
адаптироваться в трудной ситуации;
• Показать единство содержания и формы на примере предложенных текстов.
• Формировать культуру поведения, нравственно-эстетический литературный вкус
Оборудование: презентация, портреты поэтов, информационная карта (для каждой
группы), карточки для игра «Элис», песочные часы, ватман для синквейна,
картины природы, эпиграф на доске, тексты стихотворений, музыка
1. Слово учителя
Сегодня у нас необычный урок, он пройдёт в форме Batller (в форме дискуссии), хотя
такая форма работы предполагает совместную игру через интернет, используя
менеджера личной игровой учётной записи. Мы немного упростим её, у вас на столах
есть личная карточка команды и индивидуальный аккаунт,. В этой карточке вы
будете фиксировать баллы, которые вы заработаете лично, играя в команде, после
урока мы подведём итог и я выставлю оценки!
Для игры следует разделиться на команды:
1-команда, которая поддерживает взгляды А.С.Пушкина и будет анализировать его
лирику
2- команда, которая поддерживает взгляды Тютчева, будет анализировать его лирику
3- команда будет вести игру, назовём их эксперты, миссия которых поддерживать
дискуссию, задавая наводящие вопросы командам, анализируя их ответы и составляя в
течение разговора таблицу «Сравнительная характеристика поэзии Пушкина и Тютчева»
(на ваших столах уже есть шаблон таблицы, её надо только заполнить!)
2. Анализ текстов (работа в группах)
итак, приступим.
1)Философская лирика, что скрывается за этим направлением, о чём хотели нам
сказать в своих поэтических шедеврах поэты А.С.Пушкин и Ф,М.Тютчев
Для анализа лирики, я предлагаю взять стихи А.С.Пушкина «К морю» и Тютчева «Как
хорошо ты, о море ночное...»
Чтение стихотворений(сначала Пушкинисты, потом Тютчевцы)
Анализ. Говорят пушкинисты , потом тютчевцы, эксперты по ходу записывают и задают
вопросы, если не услышали аргументированного ответа.
(Примерные вопросы экспертов)
- Как построены стихотворения? К какому жанру их можно отнести?
( Авторы обращаются к морю как к собеседнику, к другу. Жанр – послание)
- Что характерно для этого жанра?
-(Послание предполагает искренность, интимность).
- Согласна. А какие зрительные образы возникают при чтении? Какую иллюстрацию вы
нарисовали бы?
-(Море. Лирический герой, который стоит на берегу. Скалы. Туман, а в тумане едва
уловимые образы Байрона и Наполеона (у Пушкина). Звёзды и луна у Тютчева)
- - Что ещё общего между стихотворениями?
- (У них общая тема. Авторы изображают море, морскую стихию.)
- Что толкает их к размышлению?
- (Море служит поэтам источником для раздумий и философских рассуждений)
- Какие два художественных образа возникают перед нами?
-( образы моря и поэта)
- Но между тем, так ли близки эти стихи? Сейчас мы попытаемся ответить на этот
вопрос. Приступим.
- Определите настроение стихотворений.
- (Лирический герой Пушкина прощается с морем, с югом, поэтому настроение
грустное. Звучит мотив прощания. Герой Тютчева чувствует восторг, восхищение,
тихую радость, но никак не грусть.)
- Рассмотрим каждого лирического героя по отдельности. Что вызывает у поэтов любовь,
дружеские чувства к морю? Чем вызваны восторг, восхищение?
-(Пушкина прежде всего привлекает свобода: «свободная стихия». Стихия – это
свободная, ничем не связанная сила. Идёт усиление – свободная сила. Море является
символом свободы. А всё остальное: красота, величие – как бы отодвигается на второй
план, хотя это тоже очень важно. У Тютчева море вызывает восторг своей красотой,
своим величием. Но трудно определить, каким символом оно является, почти
невозможно. Море для Тютчева – тайна)
- Почему для описания Тютчев взял ночной час?
- (Наверное, потому, что ночью зрение и слух обострены, можно увидеть и услышать
то, что днём не заметил бы. Час этот выражает то, что жизнь не останавливается,
идёт днём и ночью)
- Хорошо. Что скажете о человеке? О поэте? О лирическом герое?
- (Пушкин подчёркивает свободолюбие героя)
- Когда речь шла о зрительных образах, вы упоминали Байрона и Наполеона. С какой
целью они включены в стихотворение?
- (Поэт думает, и в этот поток включаются новые герои. И если рассмотреть их как
карту, Пушкин – Россия, Байрон – английский поэт, Наполеон – Франция. Граница
расширяется, расширяется мысль героя)
- Так о чьей судьбе думает лирический герой? Только ли о своей?
- (Эти образы отражают судьбу земли, они говорят о стремлении поэта к величию.)
- Я хочу обратить ваше внимание к тому, что Байрон и Наполеон – романтические герои.
С чем ещё прощается поэт?
- С романтизмом?
- (Конечно. Вспомните, что стихотворение было написано тогда, когда Пушкин получил
распоряжение отправиться в ссылку в Михайловское. А это была совсем другая жизнь,
совсем другие произведения.)
- А какие ещё чувства испытывает поэт, находясь на берегу моря?
- (Он хотел бежать: «как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный,
заветным умыслом томим!». Но любовь стала причиной отказа от мысли о бегстве. Он
хотел стать свободным, как море, но не получилось)
- Делаем вывод: лирический герой Пушкина хочет слиться с природой в единое
целое, но не может.
-А что скажете о герое Тютчева?
- Тютчевский герой – это человек восприимчивый, внимательный, тонко
чувствующий красоту природы. Его не интересует судьба земли.
- Я соглашусь, но не спешите с выводом о том, что мысль Пушкина шире. Я задам вам
вопрос, который может показаться примитивным:
-где находится лирический герой Тютчева?
-( У моря, на берегу)
- Так ли это? Перечитайте последнюю строфу, обратите внимание на предлог.
-(Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображён как часть
этой природы. На это указывает предлог «в»)
- Чего он желает?
- (Он хочет обрести полную гармонию с природой. Лирический герой растворился в
природе)
- Делаем вывод: это не просто пейзаж, это сама природа. Какая черта у Тютчева в поэзии
ведущая?
- (Это космизм лирики Тютчева.)
3. Столько общего и столько отличий вы нашли в содержании стихотворений. Что
скажете об их форме? Строфа и ритм?
- Лирический герой Пушкина возбуждён, в тревоге за своё будущее, поэтому строки
короче, чем у Тютчева; и ритм более чёткий, более быстрый. Герой Тютчева испытывает
тихую радость, спокойствие, его ничто не тревожит, поэтому строки длинные, а ритм
замедленный.
- А как это достигается?
- Стихотворение Пушкина написано ямбом, а стихотворение Тютчева дактилем.
Рифма и способ рифмовки одинаковый: чередуются женская и мужская рифмы,
рифмовка перекрёстная.
- Звукопись?
- Авторы используют ассонанс и аллитерацию. Пример: у Пушкина обилие звука «р» -
это сильный, могучий, громкий звук; «у» - грустный, тёмный. У Тютчева много звука
«о», который выражает восторг, торжествующее пространство.
- Стилистические фигуры?
- В текстах много обращений («свободная стихия», «море», «океан» и «море ночное»,
«тусклым сияньем облитое море», «зыбь ты великая») и анафор («как друга ропот
заунывный, как зов его в прощальный час», «ты ждал, ты звал», «другой..., другой...»,
«как ты... как ты...»).
- Художественно-изобразительные средства?
- Язык стихотворений очень богат. Много эпитетов, метафор, сравнений. Например, у
Пушкина: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум,
торжественная краса и др. У Тютчева: словно живое, ходит и дышит, облитое
сияньем, празднуешь ты, волны несутся, звёзды глядят; есть оксюморон «тусклое
сиянье». Оба используют олицетворение: море изображается как живое.
- Синтаксис?
- У Пушкина много восклицательных предложений. Они служат для передачи восторга,
тревоги, сожаления. Есть риторические вопросы. Лирический герой пытается
представить своё будущее. У Тютчева тон более ровный: 1 восклицательное
предложение. 1 риторический вопрос – желание постичь тайну моря. Много
многоточий – как будто не может найти слов, чтобы выразить свои чувства.
Вывод:
Итак, на примере данных текстов мы доказали, что содержание и форма произведения
составляют единое целое. Остаётся сделать выводы о творчестве двух поэтов: Пушкина и
Тютчева. Эксперты запишите эти выводы.прочтите, что у вас получилось(таблица)
2)слово учителя
Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь
осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и
писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю
жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. А иногда поэт
влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом
только углубляется.
-Так как же это прекрасное чувство выразили в своих поэтических строках Пушкин и
Тютчев?
чтение стихотворения о любви и
их анализ
Пушкин-Тютчев
Многие стихотворения представляют своего рода «повесть о чувствах», которая
сопровождается их свободным исследованием.
Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими
шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»,
написанное в тысяча восемьсот двадцать пятом году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и
все былое…», написанное двадцать второго июля тысяча восемьсот семидесятого года.
Эти стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия,
которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят
в движение:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что – то встрепенется в нас…
Оба стихотворения звучат очень мелодично, написаны искренне, задушевно, слова,
найденные поэтами, очень просты, но они наполнены глубоким чувством, и
заставляют пережить то, что ощущали Пушкин и Тютчев. Стихотворение «Я помню
чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью,
воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.
Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического
героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы
(«милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала
(«душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво
(«отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает
в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).
Стихотворения различны в изображении героинь. Пушкин обожествляет, изображает
женщину как идеал («без божества», «небесные черты»), героиня Тютчева обладает
земными «милыми чертами».
«Я помню чудное мгновенье…» А. С. Пушкина написано пятистопным рифмованным
ямбом, а в произведении Тютчева «Я встретил вас – и все былое» чередуется четырех- и
пятистопные ямбы:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Оба стихотворения легко воспринимаются на слух. Искренность, глубокая звучность во
многом обусловлены тем, что стихи написаны ямбом, с чередованием женской и
мужской клаузул и перекрестными рифмовками.
Композиционно произведения можно разделить на три совершенно равные части,
каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о
давней встрече поэтов с юными красавицами, воспроизводство того, что особенно
запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких
душевных чувств к ним.
Стихотворения близки по употреблению выразительных эпитетов («гений чистой
красоты», «милые черты», «время золотое», «душевной полноты»), сравнений («как
поздней осени порою», «как после вековой разлуки», «как гений чистой красоты», «как
мимолетное виденье»), повторений:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
И божеств, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Все это помогает достигнуть эмоциональности произведений и точности словесного
обозначения предметов. Напевность, плавность тона достигается в обоих стихотворениях
за счет ассонанса (чередуются гласные о – а – и – е):
В томленьях грусти безнадежной…
Тут не одно воспоминанье…
Удачно сочетаются и гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки:
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что – то встрепенется в нас…
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Величайшее мастерство Тютчева и Пушкина состоит в том, что этот удивительный
подбор звуков сделан непринужденно, как бы незаметно, слова выбраны не по звуковому
составу, а по смыслу. Для поэтов важно передать ощущения, чувства, которые они
испытывали, для чего Тютчев использует прием умалчивания, ораторские приемы
(риторические восклицания):
Смотрю на милые черты…
Не умолкавшие во мне…
И та ж в душе моей любовь!..
В стихотворении Пушкина в отличие от стихотворения Тютчева употребляются
синтаксические переносы, которые придают ему разговорную интонацию:
Шли годы. Бурь порыв мятежный…
Формы глаголов первого лица и употребление личного местоимения «я» помогают
почувствовать присутствие лирического героя в образе самого автора:
Я встретил вас – и все былое…
Я помню чудное мгновенье…
Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического
произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в
душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).
-эксперты, подведите итог вышесказанному (таблица)
Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню
чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам
увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие
по содержанию и изящные по форме.
Вывод:
Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их
глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были
неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта
необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы
и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну
прекрасного чувства – любви.
Читая стихотворения Пушкина о любви, мы понимаем насколько глубоко и преданно
способен любить автор, как готов жертвовать собой ради любимой, как любовь
наполняет его жизнь смыслом и светом. Она вдохновляет, заставляет жить и творить. В
этих стихотворения открылась вся пылкая, нежная душа Пушкина. И поэтому его
любовные стихи будут вечно волновать сердца людей! Для Пушкина любовь-это самое
сильное чувство, естественное проявление человеческих отношений. Он любит
искренно, нежно, бурно и страстно.
Закрепление и обобщение знаний
3. (Умение проявлять гибкость перед лицом быстрых изменений!)
Сегодня мы рассмотрели только несколько стихотворений поэтов, но я точно знаю, что
ваш кругозор велик, давайте это докажем, сыграв в популярную для молодёжи игру
«Alias»(«Элиас»-скажи иначе)Это словесная командная игра.
Выберем из каждой команды по 1 представителю, называем число, игрок берёт карточку
из стопки и отвечает на тот вопрос, который находится в каждой карточке под этим
числом! Чем больше заданий решается за определённый промежуток времени, тем
больше очков зарабатывает команда.
вам предстоит вспоминать синонимы и ассоциации для самых различных слов, а
конкретнее продолжить строчку из стихотворений Пушкина и Тютчева, выигрывает тот,
кто за минуту больше вспомнит.
(разложены карточки со словами, каждый игрок по очереди отвечает, по 1 человеку из 3-
х команд)
Вывод:
Замечательно! Своими ответами вы доказали, что, умеете быстро находить верные пути
объяснения слов, хорошо знаете поэтические произведения. Эти навыки вам пригодятся
для успешной коммуникации, ведь всегда приятно общаться с интеллектуальным,
креативным и творческим человек.
4. Рефлексия (итог урока)
Для того, чтобы подвести итог по данной теме, я предлагаю вам составить синквейн, где
каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие и
образные. Работаем в группе, каждая группа пусть составит свой синквейн. Напоминаю
правила составления(вы их видите на экране)
1. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема
синквейна.
2. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
синквейна.
4. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого
нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое
выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с
темой.
5. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы,
выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Поэзия
возвышенная, проникновенная
надеяться, ждать, верить
Я вас любил
Гениальность
Учащиеся зачитывают свои синквейны
Таким образом, мы пришли к выводу, что поэзия Тютчева и Пушкина поистине
гениальна, хотя они поэты разных эпох, и у каждого своя индивидуальность. Но
общее у них одно - это творчество, гениальность, неисчерпаемость.
Выставление оценок
Сдайте, пожалуйста, свои карточки, я выставлю оценки по баллам, которые вы
заработали на уроке.
В завершении нашей беседы мне хочется сказать вам несколько напутственных слов,
задумайтесь над ними, ведь вы сегодня точно подметили, поэзия творит чудеса, и
счастлив тот, кто умеет читать между строк!
(на фоне музыки И.Крутой «Когда я закрываю глаза..»,учитель читает стихотворение)
УМЕЙ ценить того, кто без тебя не может
И не гонись за тем, кто счастлив без тебя
Не верьте тем, кто Вам не верит
Не ждите тех, кто не спешит
Нажать звонок у Вашей двери…
Когда беда ваш дом крушит
ЗАБУДЬТЕ тех, кто в жизни новой
Забыл о том кем был вчера,
Чье наспех брошенное слово
Полощут времени ветра
ИЩИТЕ тех, кто Вас услышит,
В толпе узнает, позовёт
С кем ниточкою свыше
Судьба Вас накрепко совьет
ДОВЕРТЕСЬ тем, кто звону верит
Колоколов, а не монет
Кто совесть Вашей мерой мерит
Чье … ДА...- так ДА!..
А... НЕТ...- так НЕТ!..
СПЕШИТЕ к тем, кто жаждет встречи,
Кто Вас как личный праздник ждёт...
С кем раз в году прожитый вечер...
Питает душу целый год...
ХРАНИТЕ тех, кто сердцу дорог,
Над кем не властны времена
Кто и тогда ведёт Вас в гору
Когда вершина не видна
Как много озарённых светом
На нашем жизненном пути
Дай Бог, их встретить. И при этом
ДАЙ...БОГ... в себе СЕБЯ найти..!
Спасибо за урок!
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока внеклассного чтения по повести "Б. Васильева «А зори здесь тихие…»" 9 класс
- Конспект урока внеклассного чтения по повести "Э. Казакевича «Звезда»" 9 класс
- Размышления над рассказом К.Г. Паустовского "Телеграмма"
- Филологический анализ произведения В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки"
- Технологическая карта урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести" 7 класс
- Презентация "Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «ТарасБульба»"