Конспект урока "Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»"

Тема: Проблематика и поэтика рассказа « Гранатовый браслет»
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.
Задачи:
Обучающие:
углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ
произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности,
своеобразие художественных образов.
Развивающие:
совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение
выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для
раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки
исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на
вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым
способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку
зрения.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты,
благородства);
формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу,
музыку, изобразительное искусство, кино;
воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход занятия
I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.
II. Вступительное слово учителя
"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно.
Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”
Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных – это
купринский "Гранатовый браслет"
“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое
благоухание”.
(К.Г.Паустовский)
Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.
Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.
III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.
В. Львов-Рогачевский: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном
разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него
жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи
жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей
создания этого произведения.
1. Сообщение ученика “творческая история рассказа А. И. Куприна”
“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910
года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал
Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило
Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van
Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых
напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к
литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви,
которой он был свидетелем.
(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)
3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.
Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем
творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек”
способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая
заставила Веру Николаевну задуматься о любви , о чувстве, заставила ее переживать ,
сочувствовать, что она не делала ранее.)
Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?
Почему автор закончил рассказ трагической развязкой? Куприн хотел оттенить силу великой любви,
“которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?
4. тест по произведению.
Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению
характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали
произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет”
и как хорошо вы помните его содержание:
5. Работа в парах
Что такое пара? Это песня, песня, что поется только в хоре.
Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!
Задание 1.
Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.
Первая пара:
1.Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна
поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить
нельз.я)
2. Работа со словарями
Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ”
лингвисты.
Любовь – это:
Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую
общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)
Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого
расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность,
увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает
влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)
Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать
свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь
русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)
Вторая пара:
1.Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может
уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя.
Лучше жить без любви.)
2.Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.
(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая,
мучительная, безответная, разрушающая.)
Любовь – это:
Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую
общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)
Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого
расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность,
увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает
влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)
Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать
свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь
русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)
Учитель:
Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство;
чувство привязанности; склонность, расположение.
Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе
истолкования”.
Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.
Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это
выяснить
Задание 2.
Первая пара:
1. Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность,
равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)
2.Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с
переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках
жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние
воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью)
Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)
Вторая пара:
1.Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была
способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная
любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)
2.“Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?
Задание 3.
Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты,
Г.С. Желтков.
Первая пара:
1. Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы
узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом.
Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает
изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой –
превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)
2.Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином
врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь
не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый
человек.)
Вторая пара:
1Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала
тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии
в судьбе героя.)
2.Каким предстает Желтков в предсмертном письме?
Задание 4.
Первая пара:
1.Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его
время разучились любить.)
2.Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?
Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время
разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов
рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме,
самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У
мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от
бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее...
думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают
иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX
века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн
восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та,
про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой,
всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но
достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и
другим.
Вторая пара:
1.Любить и быть любимым? Что лучше?
2. Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?
Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время
разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов
рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме,
самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У
мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от
бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее...
думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают
иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX
века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн
восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та,
про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой,
всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но
достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и
другим.
-Существует ли идеальная любовь?
Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна
быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.
Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной,
она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее
смерти, она возвышает человека.
Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ
святой любви – на икону.)
6. Работа с высказываниями героев повести.
Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка
зрения вам ближе и почему?
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства,
расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то
меня вознаградить… “Да святится имя твое…”
Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не
нашло себе истолкования”
IV. Подведение итога занятия.
Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...
В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...
Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."
Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...