Методическая разработка "А.И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»"
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Кинельский государственный техникум»
специальность: 35.02.07. Механизация сельского хозяйства
ОУД 02 «Литература»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по теме «А.И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»»
Подготовила: преподаватель
ГБПОУ «КГТ»
Павлова Тамара Ивановна
Кинель 2019
Творческое название занятия: «Любовь – это бесценный дар»
Тип урока - урок изучения нового материала
Форма урока: урок-беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту).
Цели урока:
- показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
- развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру
связной устной речи; навыки выразительного чтения;
- пробудить желание обучающихся философствовать на тему любви, учиться
отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни;
- воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви; интерес к русской
литературе, стремление к самопознанию, способность сопереживать.
Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) обучающегося,
лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.
Проблемный вопрос – понять, как А.И.Куприн разрешает вечную проблему
неразделённой любви.
Оборудование: портрет А.И. Куприна, аудиозапись Второй сонаты
Л.В. Бетховена, фрагмент из художественного фильма
«Гранатовый браслет», компьютер, проектор, высказывания на доске:
1. «Любовь сильнее смерти и страха смерти» (И.С.Тургенев)
2. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С.Тургенев)
3. «Болезнь любви неизлечима» (А.С.Пушкин)
4. «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих»
(Ф.М.Достоевский)
5. «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности,
ласковости, даже не верится, что так умеешь любить» (А.П.Чехов)
Эпиграфы к уроку:
«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил».
(Ж.Б.Мольер)
«Да святится имя твоё».
«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве
выражается индивидуальность. Но в любви»
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
«Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…»
Луи Арагон, французский поэт
Ход урока:
1.Организационный момент.
Преподаватель:
Сегодня мы прикоснемся к очень трепетной, таинственной, необыкновенной
теме – теме любви. Любовь – самое лучшее чувство, которое возвышает,
делает чище. Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в
кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не
сравнится для нас с предметом нашей страсти. Эпиграфом к уроку я взяла
слова Ж.Б.Мольера «Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил».
Звучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки преподаватель читает строки
о любви Всеволода Рождественского.
Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Любовь — одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных
человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и
самоотверженна. «Любить, — писал Л.Н. Толстой, — значит жить жизнью
того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить —
значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради
себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это
благо». Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в
рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Тема любви была главной темой творчества Куприна. Свой знаменитый
рассказ «Гранатовый браслет» Куприн написал в 1910 году. В основе
произведения лежит реальный факт – история любви скромного человека к
светской даме, матери писателя Л.Любимова.
К.Паустовский так писал о рассказе «Гранатовый браслет»: «Все персонажи
«Гранатового браслета» действительно существовали. Я упоминаю это
исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность
многих вещей Куприна. Куприн не извлекал свои рассказы из мира вымысла
и поэзии. Наоборот, он открывал в реальности поэтические пласты настолько
глубокие и чистые, что они производили впечатление свободного вымысла.
Рассказ «Гранатовый браслет» один из самых благоуханных и талантливых
рассказов о любви – и самых печальных. Характерно, что великая любовь
поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским
столом – чиновника контрольной палаты Желткова. Невозможно без
тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительным
найденным рефреном «Да святится имя Твое».
Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нём любовь
существует как неожиданный подарок – поэтический, озаряющий жизнь
среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Восстановите в памяти основные события, описанные в произведении.
2. Как рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину? Какое
настроение создает пейзаж в 1 главе?
3. Какой приём использует автор для того, чтобы ярче выделить
появление в рассказе Желткова?
4. Как на фоне дорогих подарков выглядит подарок Желткова? В чём его
ценность?
5. Как изображает автор Желткова и его любовь? Как Куприн развивает
тему «маленького человека»? Докажите текстом, что Желтков не
дрожит перед вышестоящими, магия чина на него не действует.
6. Почему он покончил жизнь самоубийством? В чем проявилось
благородство Желткова?
7. Какова роль «вставных» новелл о любви, рассказанных генералом
Аносовым?
8. Что понимает Вера, прощаясь с прахом Желткова? (смотрим отрывок
из фильма – сцена прощания).
9. Работа с текстом. Прощальное письмо Желткова. Найдите ключевые
слова.
10. Слушаем 2 сонату Бетховена. Почему Желтков «заставил» Веру
слушать именно это произведение Бетховена? Какова роль музыки в
произведении?
11. Какие проблемы поднимает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет»?
Актуальны ли они в наши дни?
12. Работа с таблицей (учащиеся записывают таблицу в тетрадях).
Ответы на вопросы:
2) Как рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину?
Какое настроение создает пейзаж в 1 главе?
Читаем портрет: «Вера пошла в мать, красивую англичанку, своей высокой
гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя
довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую
можно видеть на старинных миниатюрах».
Что вы знаете о её положении в свете?
Она жена предводителя дворянства, ее титул и положение в обществе
объясняют ее внешнюю недоступность, неприступность героини. Вера
Николаевна внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока
любезная» и с «холодным и гордым лицом».
Она тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она
старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая
приличия, все-таки экономить, так как жить приходилось выше средств. Она
нежно любит свою младшую сестру, ласкова с генералом Аносовым – другом
их отца, с чувством «прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу.
Куприн рисует осенний пейзаж, «жалко, и грустно, и противно было
глядеть…» Но вот погода переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и
покорно роняя желтые листья». Такое же спокойное, холодное,
благоразумное существование характерно для героини романа – княгини
Веры Николаевны. Душа ее пребывает в состоянии дремы. «И Вера была
строго проста, со всеми холодна, любезна, независима и царственно
спокойна».
3) Какой приём использует автор для того, чтобы ярче выделить
появление в рассказе Желткова?
Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением
Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие,
но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных
жемчужин» от мужа, «записную книжку в удивительном переплете» от
сестры. Общество весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что
гостей тринадцать, и это ее настораживает, «она была суеверна».
4) Как на фоне дорогих подарков выглядит подарок Желткова? В чём
его ценность?
Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, покрытый
небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет
выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом.
Желтков дарит самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценную
вещь, которая переходила из поколения к поколению женщинам в их семье.
Браслет – это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной,
благоговейной любви.
5) Как изображает автор Желткова и его любовь? Как Куприн
развивает тему «маленького человека»?
Докажите текстом, что Желтков не дрожит перед вышестоящими, магия чина
на него не действует.
Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького
человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный,
не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над
мелочной суетой, жилищными удобствами, приличиями. Но именно такой
образ позволяет писателю провести мысль о живой душе, скрытой даже в
самом незаметном, ничтожном человеке. Как бы он не был задавлен
бедностью, он не перестал быть человеком, сохранившим чувство
собственного достоинства.
Он оказывается человеком, не уступающим в благородстве аристократам.
Любовь возвысила его. Для него чувство – главная ценность жизни, вернее
сама жизнь. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто; ни
политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для
меня вся жизнь заключается только в Вас» - пишет он в прощальном
письме. Желтков мал только в своем положении, но духовно он возвышается
над многими. Этот человек не дрожит перед вышестоящими, магия чина на
него не действует. Он открыто говорит мужу женщины, которую он любит о
своей любви. Желтков ничего не отрицает, не прячется, не юлит. Он является
человеком благородным, мужественным. Возникает вопрос: на самом ли деле
он «маленький человек»? Не больше ли подходит это определение брату
Веры Николаевны? Ведь для него важнее всего светские приличия.
Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения.
Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить
его разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только
благодарность за «громадное счастье» - любовь.
Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность…как будто бы он перед
расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну,
разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает
Вере посмертные маски «великих страдальцев» - Пушкина и Наполеона. Так
Куприн показывает великий талант любви.
6) Почему он покончил жизнь самоубийством? В чем проявилось
благородство Желткова?
Трагедия заключается в том, что никто при жизни не понял его чувства.
а) Желтков застрелился потому, что он не видит смысла в жизни без любви.
Когда у главного героя отняли его любовь, сама Вера Николаевна запретила
ему хоть как-то давать о себе знать, запретила видеть её, у него отняли саму
жизнь. Его поступок доказывает истинную силу любви этого человека.
б) Желтков ушёл из жизни для того, чтобы дать Вере Николаевне жить
спокойно, чтобы избавить её от хлопот, переживаний, объяснений с мужем,
братом. Благородство его поступка не подлежит сомнению.
7) Какова роль «вставных» новелл о любви, рассказанных генералом
Аносовым?
Генерал Аносов рассказывает Вере и её сестре Анне истории о трагической
любви, но герои их обыкновенные, расчётливые, мелкие, даже пошлые люди.
Генерал говорит: «Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!»
Куприн этими рассказами Аносова оттеняет глубокие чувства главного героя,
показывая истинную любовь как величайшую редкость, как «поэтический,
божественный» дар. Аносов задает вопрос: «А где же любовь-то? Любовь
бескорыстная, самоотверженная, не ждущая наград? Та, про которую сказано
«сильна, как смерть?» Именно генерал Аносов, услышав истории о
телеграфисте (Желткове) почувствовал его истинность: «может быть, твой
жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой
грезят женщины и на которую не способны мужчины».
8) Что понимает Вера, прощаясь с прахом Желткова? (смотрим
отрывок из фильма – сцена прощания).
Вера поняла, что любовь Желткова высока, чиста, не требующая ничего
взамен, любовь, которая «заключает весь смысл жизни». Всё это чувствует
Вера, когда кладёт в изголовье мертвого Желткова красный цветок – символ
вечной любви. В этот момент Вера Николаевна поняла, что та любовь, о
которой мечтала она, и мечтает каждая женщина, прошла мимо неё, и больше
такой любви в её жизни не будет никогда.
9) Работа с текстом. Прощальное письмо Желткова.
Задание обучающимся:
а) Найдите в тексте ключевые слова.
б) Как вы думаете, что хотел передать, раскрыть в своём письме Желтков?
в) Какие мысли героя являются главными в его письме?
10) Слушаем 2 сонату Бетховена. Почему Желтков «заставил» Веру
слушать именно это произведение Бетховена? Какова роль музыки в
произведении?
Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой
звучат слова: «Да святится имя Твое!» В этих нежных звуках – жизнь,
которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть».
Божественная музыка Бетховена и оправдывает, и возвышает, и освещает эту
любовь Желткова.
11) В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы:
высокую и безответную любовь, тему неравенства.
12) Работа с таблицей (обучающиеся записывают таблицу в тетрадях).
Княгиня Вера Николаевна
Телеграфист Желтков
1) Благородная натура, тонко
чувствующая возвышенное и
прекрасное. Однажды её «Я»
погружено в некий самоуспокоенный
сон. Красивая и холодная.
2) Вера «была строго проста, со
всеми холодно и немного свысока
любезна, независимо и царственно
спокойна». Она производит
впечатление равнодушной особы.
3) «В эту секунду она поняла, что
та любовь, о которой мечтает
каждая женщина, прошла мимо
1) Небогатый, малограмотный
чиновник, робкий мечтатель и
глубоко чувствующий человек,
одержим «сильной, как смерть,
любовью» к княгине Вере.
2) Любит Веру Николаевну тем
страстным, испепеляющим чувством,
которое «заключает в себе весь
смысл жизни – всю Вселенную!»
3) Смерть не страшит героя. Его
любовь сильнее смерти. Благодарен
той, которая вызвала в его сердце это
превосходное чувство, возвысившее
нее!»
его, маленького человека, над
суетным миром, миром
несправедливости и злобы.
Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной
женщине: «Да святится имя твое», но не умирает великое чувство,
«поразившее» его. Оно становится причиной духовного воскрешения
княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний.
Главная идея произведения заключается в том, чтобы «показать духовно
преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви» -
писал А.И.Куприн
Смотрим компьютерную презентацию студента.
Преподаватель:
Вывод: «маленький человек» превращается в Человека. Благородство и сила
духа исключают жалость к нему. Всё яснее вырисовываются черты не
«маленького человека», а «рыцаря бедного», который силой и чистотой
чувства служит высшим силам, служит даром вежливой, рыцарской,
героической любви. И в подтверждение этому лишь в конце повествования
мы узнаём имя нашего героя, точнее, догадываемся о нём.
Каково оно? Кто его произносит?
(рассказ о значении имени Георгий) Великомученик Георгий – покровитель
рыцарей и воинов, Победоносец, одолевший змия - искусителя, сражающийся
с пороком. Считается покровителем России; в честь него учреждён орден за
наивысшую доблесть на поле брани – георгиевский крест. Знаем ли мы
отчество героя? Нет, и это символично. Этот образ – образ рыцаря, но не из
романа, а из повседневной, обыденной жизни. Куприн ищет в реальной
жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться
над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не
требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь,
противопоставляя её безразличию и неспособности чувствовать. Вот почему
веками звучит музыка любви; звучит для Веры в трагический для неё
момент нравственного прозрения; звучит для всех нас. И гимном любви
звучат в душе Веры слова скромного чиновника Желткова. Любовь всегда
будет присутствовать в нашей жизни, и всегда она будет вдохновлять
людей на героические поступки, будет питать творчество мастеров всех
видов искусств, потому что любовь сильнее смерти. Желтков благодарен той,
которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его,
маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости
и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою
возлюбленную: «Да святится имя твое».
Чтение и обсуждение эпиграфов.
- Объясните выбор и смысл эпиграфов:
1) «Да святится имя твое».
2) «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве
выражается индивидуальность. Но в любви»
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
3) «Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…»
Луи Арагон, французский поэт
Итоги урока. Оценки. Рефлексия.
- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?
- Актуально ли произведение в наши дни?
- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.
Преподаватель:
Итак, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу и хочу отметить
вашу активность оценками. (выставление оценок).
Сегодня мы совершили путешествие в волшебную страну любви и
усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не
каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к
самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн - мастер в
изображении человеческих чувств, умеет глубоко показать человеческие
переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. Мы
убедились, что любовь – прекрасное, облагораживающее чувство.
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил…. ( Ж.Б.Мольер)
Домашнее задание.
• По выбору обучающихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?»
или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу
А. Куприна «Гранатовый браслет».)
• Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству И.А. Бунина и
А.И. Куприна (разноуровневые задания – по выбору учащихся)
Список литературы:
1. Илья Хазанов. «Тема любви в творчестве А.И. Куприна» (N36/2000)
2. Лариса Рослякова. «Если пренебречь любовью. Рассказы А.И. Куприна
<Олеся> и <Гранатовый браслет>» (N4/1995
3. Ирина Полякова, Наталья Крицкая. «Любовь бескорыстная,
самоотверженная, не ждущая награды…» Тема любви в творчестве
А.И. Куприна. По рассказу «Гранатовый браслет» (N18/2006)
4. Сергей Волков. «Любовь должна быть трагедией!» Из наблюдений над
идейно-художественным своеобразием повести Куприна <Гранатовый
браслет>» (N8/2002)
5. Н.С. Лаушкина «Открытый урок по литературе». М.: «МЛ». 2001 г.
6. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по русской
литературе. Первая половина 20 века ».М.: «ВАКО».2003 г.
7. Интернет-ресурсы:
http://refak.ru/referat/7229/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/turgenev_is.php
http://festival.1september.ru/articles/527934
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Шоқан Уәлиханов" 10 класс
- Презентация "Ахматова и Гумилев: от брака до развода" 11 класс
- Аргументы к сочинению 15.3
- Демоверсия литература 8 класс ВПР
- Конспект урока "Основные этапы жизни и творчества" 10 класс
- Презентация "Каждую вещь следует называть её настоящим именем, и если боятся это делать в действительной жизни, то пусть не боятся хоть в сказке!"