Активизация познавательного и читательского интереса учащихся путем использования межпредметных связей на уроках литературы

Активизация познавательного и читательского интереса учащихся путем
использования межпредметных связей на уроках литературы
Литературное образование - важный составляющий элемент среднего
образования: оно предполагает освоение учащимися литературного
произведения как искусства слова. Это требует систематического чтения
художественных текстов, их изучения как результата творческой деятельности
автора, культурно-знакового явления, эстетического отражения
действительности.
Цели современного литературного образования: формирование читателя,
способного полноценно воспринимать художественное произведение в
контексте духовной культуры человечества и подготовленного к
самостоятельному восприятию текстов”(1, 93); становление духовного мира
школьника, формирование потребности в самосовершенствовании, развитии
творческого потенциала. Художественная литература способствует
формированию самосознания современного общества, она содержит в себе
память народа, нравственные установки.
В современной методике преподавания литературы существует ряд
проблем: чтение, восприятие художественного текста, формирование читателя
(большая часть молодежи инертна, ограничена в выборе книг – не из-за их
отсутствия, а, скорее, из-за обилия рынка “легкого” чтива); взаимодействие
литературоведения и методики преподавания (Как донести до ребят сложное,
не упрощая излишне, не теряя зерна?); взаимодействие интерпретации, анализа
произведения и самостоятельной работы учеников; выбор программ,
технологий уроков на различных этапах развития школьников; взаимодействие
педагога и ученика, воспитание творческого начала личности; поиск новых
типов уроков и иных форм занятий.
Самой актуальной в наше время остается проблема чтения, формирования
читателя и потребности в книге. Не случайно, основа базового компонента
литературного образования - чтение и изучение художественного
произведения, его толкование. Поэтому учитель-словесник постоянно задается
вопросом: как построить интересное общение с учениками, создавая условия
для эстетических переживаний, воспитывая вкус и уважение к мировой
литературе и искусству, помогая юным определиться в иерархии духовных
ценностей. Естественно, общение педагога и ученика не должно
ограничиваться рамками урока, огромное значение приобретает внеурочная
деятельность.
Как один из ведущих предметов в курсе школьного образования
литература тесно связана с целым комплексом других дисциплин, и это
обусловлено самой спецификой литературы как вида искусства.
“Литература это художественное отражение исторического времени,
культурной эпохи, судеб народов и стран; она сохраняет реалии определенного
этапа в истории человечества. Литература оперирует словом, поэтому обладает
2
долговечностью; предметом ее изображения является окружающий мир, мысли,
чувства, переживания людей” (2, 6).
На определенном историческом этапе литература выделилась из начальной
синтетической формы примитивного искусства, что было связано с развитием
мышления и языка и возникновением письменности. Литература это образное
слово, запечатленное на бумаге с помощью определенных знаков (сам термин
происходит от латинского litera буква); слово создает определенный
художественный образ, который является отражением времени и может
получить воплощение в других формах искусства музыке, живописи, графике,
скульптуре.
Литература имеет универсальный (всеобщий) характер: она отражает все
стороны жизни, она понятна всем людям даже без особой подготовки, так как
оперирует орудием, доступным всем словом. Литература запечатлевает в
себе реалии определенной эпохи, сохраняет информацию о политике,
общественной жизни, социальном строе, быте людей. Мастерски написанное
произведение литературы вызывает у читателя и чувство эстетического
наслаждения. Древние были правы, утверждая: Ars longa, vita brevis est
скусство вечно, жизнь коротка). Необычайно точно особенности литературы
передает мысль М. Е. Салтыкова-Щедрина: “Литература изъята из законов
тления. Она одна не признает смерти”. Ведь она хранит память о людях и
временах, давая нам возможность узнать о прошлом, а иногда предупреждая об
опасностях нашего времени.
Литература как школьный предмет не может существовать вне связи с
другими школьными дисциплинами. Установление взаимосвязей литературы с
русским языком, историей, обществознанием, музыкой, изобразительным
искусством не только обогащает и углубляет литературные знания учащихся,
но и благотворно влияет на усвоение этих предметов. “Использование на
уроках литературы материала смежных дисциплин: русского языка, истории,
музыки, живописи помогает расширить кругозор учащихся, развивать
ассоциативное и образное мышление, навык связной речи; формировать
осознание взаимосвязанности различных учебных предметов, видов искусства”
(2, 6).
Конечно, идеально для словесника было бы установить тесные контакты с
учителями по этим дисциплинам, изучить программы и учебники. Связи
русского языка и литературы естественны: уроки чаще всего ведет один
педагог, объект изучения - словесность, соответствующие им науки
(литературоведение и языкознание) в течение столетий развивались в тесной
взаимосвязи друг с другом, объединяясь под общим названием “филология”.
Взаимодействие русского языка и литературы как учебных дисциплин
определяет два основных направления в реализации их взаимодействия: работа
над стилем литературного произведения снова - серьезное знание языка) и
развитие речи школьников (основа - понимание изобразительно-
выразительных средств языка и их идейно-художественной функции в
произведении).
3
Задача учителя-филолога подвести учеников к пониманию того, что,
“художественная литература это особый взгляд на мир, это воссоздание
жизни в образах, которые сочетают в себе обобщенное и индивидуальное” (2,
13). Нужно помочь детям осознать: как бы точно и верно художественное
произведение ни отражало жизнь, это нечто другое, не равное жизни, это всегда
взгляд отдельного человека, между жизнью и искусством есть некая грань.
“Воспитание средствами литературы предполагает вычленение
общечеловеческих проблем, заключенных в произведении, выявление
авторской позиции и соотнесение ее со взглядами юного поколения на ту или
иную проблему. Наиболее эффективны не прямые параллели с
современностью, а уроки, где ассоциации с жизненным опытом школьников
остаются “в подтексте”, где общечеловеческое звучание образа раскрывается не
прямо, а заставляет ученика размышлять даже после урока” (3, 4).
Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные
особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Учителю-
филологу порой приходится давать исторический комментарий, опережая
программу по этому предмету. Конечно же, “комментарий словесника должен
быть кратким и наглядным и опираться на понимание учениками общего хода
исторического процесса” (4, 4). Привлечение исторического материала в работе
над монографической темой позволит показать школьникам отличие
художественного изображения действительности от научного, исторического
изложения. При изучении обзорных тем ученики получают непосредственное
представление о закономерностях развития литературного процесса.
Уместно при изучении повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
обратиться к отзывам историков о Емельяне Пугачеве и сравнить их с
авторским изображение героя. Важно также напомнить ученикам о том, что
Александр Сергеевич очень тщательно изучал исторический материал и даже
создал труд История Пугачева”. Весьма примечательно предисловие писателя
к этому сочинению, в котором он говорит: Сей исторический отрывок
составлял часть труда, мною оставленного. В нем собрано все, что было
обнародовано правительством касательно Пугачева, и то, что показалось мне
достоверным в иностранных писателях, говоривших о нем. Также имел я
случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельством
живых. (…) Историческая страница… не должна быть затеряна для потомков”
(5, 681). Подобная работа по проведению параллелей между историей и
литературным текстом, конечно же, необходима при изучении романа-эпопеи
Л. Н. Толстого “Война и мир”, “Песни о купце Калашникове
М. Ю. Лермонтова и ряда других произведений.
“Хорошая традиция школьного изучения литературы широкое
использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в
своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали
художников слова” (4, 4). Расширяя общеэстетический кругозор школьников,
произведения изобразительного искусства в их сопоставлении с литературными
произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики
литературы как искусства слова. Здесь уместны следующие формы работы:
4
применение наглядного материала - при обращении к биографиям писателей
необходимо тщательно подбирать репродукции их портретов и фотографий.
Многих русских поэтов и прозаиков изображали знаменитые художники: И.
Репин И. Аксакова, Л. Толстого, Л. Андреева; Н. Крамской Л. Толстого,
И. Аксакова, А. Гончарова. Некоторые писатели особенно привлекали
внимание живописцев: А. Ахматову рисовали И. Альтман, А. Модильяни, К.
Петров-Водкин, Е. Данько, М. Тиме; М. Горького В. Серов, Л. Пастернак, И.
Репин Ф. Шаляпин. Чрезвычайно интересным для учеников является тот факт,
что многие из поэтов и прозаиков обладали незаурядным талантом художника
(А. Пушкин, М. Лермонтов, Э. Т. А. Гофман, Л. Андреев) и музыкальным
даром (А. Грибоедов, Э. Т. А. Гофман);
сравнение литературных средств выразительности и живописи
способствует развитию эстетического чутья и речи учащихся. Живопись и
литература связаны между собой сюжетами: при изучении повести А. Пушкина
“Дубровский”, рассказа А. Чехова “Анна на шее” весьма уместно привлечение
репродукции картины В. В. Пукирева “Неравный брак”. Ученики могут
поразмышлять о популярности подобного сюжета в различных видах искусств;
конечно, каждый из авторов пришел к мысли использовать подобную
коллизию самостоятельно, так как подобные факты имели место. Однако как
по-разному воплотили этот мотив художники. Подобные приемы помогут
ученикам еще раз придти к выводу о том, что литература отражает жизнь
людей.
Многие сюжеты литературных произведений получили воплощение в
замечательных иллюстрациях различных художников: “Каменный гость
А. Пушкина - в рисунках П. Бунина и Ф. Константинова, “Война и мир”
Л. Толстого в работах Шмаринова. Сравнение и анализ различных
иллюстраций и текста помогает учащимся выделить главное в герое, подводит
к пониманию авторского замысла.
Как один из приемов можно использовать творческие работы учащихся
по созданию иллюстраций к произведениям художественной литературы
(предварительное домашнее задание для желающих); работа по сравнению
детских рисунков с иллюстрациями художников помогает уловить ход
авторской мысли, формирует навык высказывания собственного мнения.
Традиционным в методике преподавания литературы является
использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, в
основном - стихотворных, получивших воплощение в песне и романсе. Важен
и текстовый анализ тех фрагментов литературного произведения, которые
запечатлели музыку и отношение к ней героев. Яркий пример - роман
Гончарова “Обломов”: сцена, в которой Илья Ильич слушает пение Ольги
Ильинской, заслуживает детального разбора на уроке, желательно с
привлечением музыкального фрагмента; важно обратить внимание учеников на
тот факт, что именно под воздействием музыки рождается чувство героя.
Использование фономатериала важный метод работы на уроках
литературы. Поскольку существует громадное количество совпадений
литературных и музыкальных произведений на уровне фабулы (ведь оперы и
5
балеты в основном создаются на основе литературных произведений), следует
активно использовать музыкальные произведения при изучении
художественных текстов” (2, 7). Существует множество параллелей: роман А.
Пушкина Евгений Онегин” опера П. Чайковского “Евгений Онегин”;
повесть А. Пушкина “Пиковая дама” опера П. Чайковского “Пиковая дама”;
трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” — балет С. Прокофьева и опера Ш.
Гуно на этот сюжет; повесть Н. Гоголя Ночь перед Рождеством” и
одноименная опера Н. Римского-Корсакова; памятник древнерусской
литературы “Слово о полку Игореве” опера А. П. Бородина (завершена Н.
Римским-Корсаковым и А. Глазуновым) “Князь Игорь”; рассказ А. Чехова
“Анна на шее” — балет В. Гаврилина “Анюта”; музыкальные иллюстрации
Г. Свиридова к повести А. Пушкина “Метель” и многое другое. Дети с
большим интересом обсуждают эстетические функции музыкальных
произведений, сравнивая их с литературным первоисточником.
В условиях современной школы необходимо активно использовать при
изучении литературных произведений просмотр и последующее обсуждение
(после знакомства учеников с текстом) на уроке спектаклей или экранизаций
знаменитых произведений литературы, что позволяет учащимся
самостоятельно поразмышлять над особенностями воплощения образов и идей
в драматургии и кино и высказать свои наблюдения (Нет необходимости
приводить примеры фильмов: практически все хрестоматийные произведения
русской классики экранизированы).
В настоящее время необходимо формировать устойчивый интерес
подрастающего поколения к мировой и отечественной культуре, важным
звеном которой является литература. Описанные формы работы способствуют
этой цели: поддерживают постоянный интерес учащихся, стимулируют их
читательскую и творческую активность и облегчают усвоение материала не
только по предмету “Литература”, но и по ряду смежных дисциплин.
Литература:
1. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл./ Сост.
Т. А. Калганова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
2. Исаева Е. В., Ролдугина И. А. Урок литературы в современной школе.
Теория и практика анализа литературного произведения. – Елец, 2005.
3. Корнеева Е. В., Ролдугина И. А. Урок литературы в современной школе.
Теория и практика анализа литературного произведения. – Елец, 2003.
4. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. / Под ред.
Е. Н. Колокольцева. – М., 1990.
5. Пушкин А. Золотой том. Собрание сочинений. – М., 1993.
6. Калганова Т.А. «Выбор методики анализа художественного
произведения» ( ст. в ж-ле «Литература в школе» №2, 2007)
7. http://pedsovet.org
8. http://nsportal.ru/shkola
6