Сценарий "Наташа Ростова на пути к счастью" 10 класс
«НАТАША РОСТОВА НА ПУТИ К СЧАСТЬЮ».
(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель: продолжить знакомство с героями Л. Н. Толстого по роману Война и мир,
создать условия для формирования у учащихся образа Наташи Ростовой,
любимой героини Толстого;
создать условия для развития познавательных процессов по образу Наташи,
логики мышления, внимания;
создать условия для воспитания нравственных и эстетических качеств учащихся
через образы героев романа Толстого.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, грамзапись «Лунная соната
Бетховена», кадры из фильма Война и мир, Первый бал Наташи, презентация.
Эпиграфы к уроку: «Что за прелесть эта Наташа!»
«Сущность ее жизни – любовь».
Л.Н.Толстой
«Что есть красота,
и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
или огонь, мерцающий в сосуде?»
Н.Заболоцкий
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Человек ждёт любви… К немногим любовь приходит, как пришла к Джульетте – под
шум безумствующего маскарада «Печали», как к Золушке – с двенадцатым ударом
дворцовых часов… Она, может быть, приходила и к вам…
Только никто не предупредил, в какое время и под какими парусами придёт КОРАБЛЬ
ВАШЕЙ ЛЮБВИ. А сами вы не почувствовали… И всплеск вёсел был уже слишком
далеко, чтобы вернуть уплывающий корабль.
Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста.
Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная,
прозрачная, как слеза.
Человек ждёт любви…
Но и любовь ждёт к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучий
слов.
Любовь ждёт особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви. И
пусть она затронет струны ваших сердец.
Роман прочитан, но мы вновь и вновь листаем страницы "Войны и мира", перечитываем
сцены, которые надолго остаются в памяти и которые вызывали к жизни немало
поэтических строк.
Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика
Бочарова, "только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и
будущих". Героиня сегодняшнего урока - Наташа Ростова.
Сам автор "Войны и мира" утверждал: "Женщина тем лучше, чем больше она
отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание"..
БЕСЕДА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОСТАВЛЕНИЕМ ПЛАНА ПО ОБРАЗУ НАТАШИ
РОСТОВОЙ.
- С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века?
-Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как эти писатели представляли её роль в
обществе?
-Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?
"Люди, как реки...", замечал автор. Как вы понимаете это?
А что такое счастье? Каков путь Наташи Ростовой к счастью?
Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни,
когда особенно ощутима "диалектика души".
ПЛАН.
1. Знакомство с Наташей.
2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.
3. Национальные, народные черты в характере Наташи.
4. Дорогая цена испытаний.
5. Наташа – воплощение любви.
6. Счастье.
1.ЗНАКОМСТВО С НАТАШЕЙ.
Чтение отрывка из романа: «Наташа вбежала в гостиную…» (портрет)
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими
открытыми плечиками, выскочившими из корсажаот быстрого бега, с своими
сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими
ножками в кружевных пантолончиках и открытых башмачках, была в том милом
возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка»
УЧИТЕЛЬ: Наташа некрасива, но обаятельна. Что же такое красота? В чем красота
человека? О человеческой красоте и ее внешнем и внутреннем проявлении, по-разному к
ней относясь, размышляла русская классика. «Ни красотой сестры своей, ни свежестью
ее румяной не привлекла б она очей»,- читаем у Пушкина в «Евгении Онегине» о Татьяне
Лариной. Не назовет красавицей Анну Сергеевну Одинцову Тургенев, рисуя ее внешность,
но обратит внимание читателя на ее руки, которые «красиво лежали вдоль стройного
стана», на «прекрасный лоб», «милое, важное и умное лицо». Аркадий Кирсанов заметит,
что «нос у нее был немного толст…и цвет кожи не был совершенно чист», но «он еще
никогда не встречал такой прелестной женщины».
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:
«Для русского национального сознания Н.Г.Чернышевский в своей диссертации
определил 2 типа человеческой красоты, связанных с представлением об образе жизни и
ее социальных корнях.
1. Следствием жизни в довольстве при большой работе, не доходящей, однако, до
изнурения сил, у сельской девушки будет чрезвычайно свежий цвет лица и
румянец во всю щеку – первое условие красоты по простонародным понятиям.
2. Совершенно другое дело светская красавица…маленькие ручки и ножки…
Здоровье, правда, никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому
что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья – вследствие того румянец
на щеках и цветущая здоровьем свежесть продолжают быть привлекательными и
для светских людей.».
- Так что же есть человеческая красота? Как ее увидеть? Какими словами определить? Во
все века люди спорили об этом. Послушаем, что говорят поэты 20 века.
Ученики читают стихотворения.
1 УЧЕНИК:
Н.Заболоцкий
«О красоте человеческих лиц» (1955 год)
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
2 УЧЕНИК:
Евгений Винокуров (1957 год)
Сколько прелести есть в человеческих лицах!
Все смотрел бы на них и смотрел без конца.
Но в глухих городишках и в громких столицах
Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.
И брезгливость и ужас почти не скрывая,
Отмахнешься, стараясь с дороги свернуть,
Но на веки запомнишь: ухмылка кривая
И глаза, разбегающиеся, как ртуть.
Берегите лицо человеческое, несите
Сквозь года и глаза молодые, и рты.
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.
3 УЧЕНИК:
Николай Заболоцкий
«Некрасивая девочка».
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Косички рыжеватые кудрей рассыпаны,
Рот длинен, зубы кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забыли про нее.
Она ж за ними бегает по следу,
Чужая радость, так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо,
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, Что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень.
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движеньи.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Есть ли связь между героиней «Войны и мира» и девочкой из стихотворения
Н.Заболоцкого? Как вы ответите на вопрос, завершающий стихотворение и
возвращающий нас к «проклятым» вопросам, над которыми бьются герои «Войны и
мира»?
- В повести «Детство» Толстой писал: «…в одной улыбке состоит то, что называется
красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то оно прекрасно; если она не
изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Это относится и к Наташе.
Красота ее – в ее наивности, детскости, искренности, чистоте, в ее улыбке.
2. ПОЛНОТА ЖИЗНИ, ПОЭТИЧНОСТЬ НАТУРЫ.
Анализ эпизода «Ночь в Отрадном» (первая встреча Андрея и Наташи)
- Расскажите историю взаимоотношений князя Андрея и Наташи Ростовой. Когда князь
встретил Наташу?
Пересказ эпизода, чтение отрывков из романа: от слов «…Соня, посмотри какая ночь!...»
- Какая Наташа? (она – мечтательная натура – мечтает летать)
- Где мы уже встречались с такой мечтой? (Катерина из «Грозы» А.Н.Островского)
Что главное в Наташе: разум или чувства? (живет сердцем, главное в ней – искренность.
Вспомните Элен Курагину. Толстой упоминает ее красивые плечи, но не говорит о ее
глазах, они пусты, в них нет блеска. Она глупа, хотя все в обществе считают ее умной.)
Краткое упоминание эпизодов, характеризующих влюбчивость Наташи: Наташа и
Борис, Пьер Безухов, учитель танцев, Денисов; пение Наташи; разговор с матерью после
объяснения с Денисовым. Атмосфера влюбленности в доме Ростовых.
Анализ эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».
Чтение отрывков: сборы на бал(Наташа бегает по дому, заботится о наряде матери,
Сони, а о себе забыла), бал (волнение, пульс 120 ударов в минуту, в зеркале не может
отличить себя от других, радость и горе – никто не приглашает)
- Какими чувствами переполнена Наташа на своем первом «взрослом» балу?
Чтение отрывка «Вальс Наташи и Андрея» под музыку Шопена «Большой блестящий
вальс». (Все было для Наташи на этом балу – и счастье, и разочарование – так полнее
она ощутила счастье).
- Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа? («Вино ее прелести ударило ему в
голову»)
- Откуда в ней такое обаяние и та духовная сила, которая не оставляет нас
равнодушными? Чем притягательно это юное непосредственное существо, наполненное
тем «вином прелести», которое испытали на себе и Борис, и Анатоль, и Пьер, и, конечно
же, князь Андрей? (Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к следующим
эпизодам романа).
3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ, НАРОДНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ НАТАШИ.
Анализ эпизодов: на охоте, пляска Наташи, Наташа во время отъезда из Москвы,
Наташа и раненые, приезд Берга.
Чтение эпизодов с комментированием.
-Как танцует Наташа и что удивляет в ее пляске зрителей? (ответ у Толстого: от
слов: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она
дышала…»)
- Поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными,
как и действия солдат. Почему? Почему он избегает называть эти поступки
патриотическими? (Наташа отдает повозки раненым, по сути лишая себя
приданного. Но для нее это естественный поступок, как и для Толстого – так
должен был поступить каждый. Но жизнь не была бы жизнью, если бы все были
такими, и Толстой не был бы Толстым, если бы не сравнивал своих героев.
Появляется Берг, муж Веры, озабоченный, возбужденный. Что же лишило
спокойствия этого мужчину, офицера, уж не надвигающиеся ли французы? Все
намного проще – он, счастливчик, купил по дешевке зеркало для своей жены и
волнуется, как его вывести из Москвы. Вот так у Толстого – один приобрел зеркало,
другой – потерял приданное, но спас раненых солдат.)
- Кто такой патриот? Наташа Ростова – патриот?
4. ДОРОГАЯ ЦЕНА ИСПЫТАНИЙ.
- Но вернемся в мирную жизнь.
Анализ эпизодов: разговор Наташи с матерью об Андрее, Наташа в ожидании князя
Андрея, приезд Андрея от отца.
- Задумывались ли вы о том, почему трагичной оказалась любовь Наташи и Андрея?
- Как переносила Наташа разлуку с любимым?
- Только ли она виновата в измене?
УЧИТЕЛЬ:
«Наташа, которая легко и даже весело переносила первое время разлуки со своим
женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о
том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она
употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее». «Ей мало было любить и знать,
что она любима, ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и
говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».
Катастрофа произошла не во время заграничной поездки князя Андрея. Ее признаки
можно было увидеть ранее, потому что причиной явился мужской эгоизм, делающий
даже умного и, казалось бы, тонкого человека не очень тонким и не очень умным. Что
знает Болконский твердо? Он любит Наташу. Он любит. Хорошо воспитанный человек,
почтительный сын, он едет в Лысые горы спросить у отца согласие на брак. Дорога по
тем временам порядочная: столько-то дней в один конец, столько-то дней – в другой.
Надо, конечно, и в Лысых горах погостить: там не только отец, там сестра, там
подрастает сын Николенька. Во всех побуждениях своих и поступках князь Андрей
безупречен. Единственное не счел нужным сделать, так, пустячок, - предупредить
Наташу, что уезжает. И вот князя Андрея нет у Ростовых. Его нет сегодня, нет
завтра, нет неделю, другую. Бедная Наташа ждет. Она то и дело подходит к окнам,
прислушивается к шуму проезжающих экипажей. Она напряжена и несчастна. Она все
знала, все давно уже предчувствовала: конечно же, он спохватился, он понял, что она
недостойна его, и думать о ней забыл, и ей надо бы в свою очередь забыть о нем. Какой
громадный, мучительный путь проделала ее душа за три недели (три недели!), что он
отсутствовал! Ей почти удалось уже убедить себя, что иначе и быть не может, она
уже почти успокоилась. А потом вдруг услышала такой знакомый и такой любимый
голос: «Дома ли?» - «Дома». И кинулась со всех ног к матери: «Мама, да что ж это! Я не
хочу! Я не могу больше мучиться!..» Очень многое знает о жизни Толстой. Вы
прислушайтесь к беспомощному лепету Наташи: она только что узнала, что князь
Андрей, повинуясь условию, поставленному отцом, уезжает на год за границу. «Да
отчего же год? Отчего же год?...- и, уже рыдая, - Я умру, дожидаясь года, это нельзя,
это ужасно…» Она подчинится, Наташа, не может не подчиниться. Но что ей делать
со своим недоумением: «Отчего же год?»… С недоумением, так напоминающим
обиду?...Когда сердце полно живой нежности, зачем отодвигать это все без
надобности, зачем гасить? Ведь Андрей потому и полюбил Наташу, что помертвевшей
душой своей вдруг почувствовал: где она, там жизнь. И, не замечая того, бьет по тому
самому, что ему в Наташе особенно дорого и необходимо: по этому богатству душевных
сил, по этой бездумной молодой радости, жадно устремленной ему навстречу. И опять
он знает, Андрей. Знает про самого себя. Знает, что он-то эту разлуку выдержит,
многое перенес, что делать – переживет и это. Андрей все знает о себе, но опять – в
который раз – не умеет подумать за другого. То ли воображения не хватает, то ли
привычки, что ли, подумать о том, что будет чувствовать близкий ему человек. Все то
же самое! Ничего из ряда вон выходящего, исключительного, только это. Такое на
каждом шагу встречающееся, такое обычное!... Что мы называем ЭГОИЗМОМ.
Анализ эпизода «Знакомство с Анатолем Курагиным».
- Чем вы объясните увлечение Наташи Анатолем Курагиным?
- Как сам Толстой оценил поступок Наташи?
- Почему Пьер почти сразу простил Наташу, а Андрей – только перед смертью? Кто из
них был прав?
УЧИТЕЛЬ:
Андрей привык ждать, его не раз била жизнь, потому он не понял Наташу. А Пьер был
человек мирской, он сам часто совершал ошибки, поэтому понял Наташу и простил.
Урок нравственности – умение понять другого человека, простить его. А это часто
требует преодоления своего «Я». Простить – значит забыть о душевной ране, о боли,
нанесенной этим человеком. Умеем ли мы прощать? Если бы Андрей сломил свою
гордость и простил Наташу, все сложилось бы иначе. Ведь в конце концов он все же
прощает ее, но уже как много потеряно…Прощает, будучи смертельно раненым.
Анализ эпизода «Последняя встреча Наташи и Андрея».
УЧИТЕЛЬ:
Странная штука – жизнь… Князь Андрей думает о Наташе, мечтает, как бы пришла
она к нему, раненому, вот сейчас бы… И о – чудо! – Наташа здесь. Это действительно
чудо! Вспомните у Гоголя в повести «Тарас Бульба» есть сильный эпизод: Остап,
истерзанный пытками, мечтая увидеть человека, который вдохнул бы в него силы перед
смертью, и бросает в толпу врагов последний, казалось бы, безнадежный, стон:
«Батько, где ты, слышишь ли ты меня?!» и чудо – «Слышу, сынку!». И опять Толстой
обращает наше внимание на глаза Наташи, еще раз подтверждая свои, ставшие
крылатыми, слова о том, что «глаза – это зеркало души». И что внутренняя красота
намного важнее красоты внешней. «Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко ,
сострадательно и радостно – с любовью, смотрели на него. Худое и бледное лицо
Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь
Андрей не видел этого лица, он видел только сияющие глаза, которые были прекрасны».
Андрей прощает Наташу, но умирает.
- Что ощущает она?
- Что вывело Наташу из состояния отключенности от жизни? (Болезнь матери, чужое
горе, смерть брата, пожар Москвы – чужая боль возвращает Наташу к жизни).
- Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни?
- Какую семью можно назвать благополучной? (ту, где спокойно , уютно живется
старичкам. Не счастливо и легко (старость – не радость), а именно легко и спокойно. Но
такая семья сама собой не возникает, она складывается годами, а проверяется иной раз
мгновениями. Вот таким мгновением и стала забота Наташи о своей матери).
5. НАТАША – ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ.
- Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность ее жизни – любовь»?
Анализ эпизодов «Встреча с Пьером».
6. СЧАСТЬЕ.
УЧИТЕЛЬ:
«Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем,
муже она не только не видела надобности, но, так как все силы душевные ее были
устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе
представить и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы, если б
было другое».
- Вырастает ли перемена Наташи в эпилоге из логики развития ее характера в романе?
Чтение отрывков из эпилога о нынешней Наташе.
- Какова роль Наташи в семейной жизни?
- В чем она нашла свое счастье?
- Как вы относитесь к этой роли Наташи, к ее пониманию счастья?
- Не много ли, четыре ребенка для юной графини, притом за 7 лет?
- Появись сын раньше трех ее дочерей, остановилась бы на этом Наташа?
- Какая из двух Наташ: пополневшая или тонкая, подвижная, наиболее симпатична?
- Попытайтесь объяснить эту спокойную «ясность», какая теперь озаряет ее лицо.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Говорят, что любовь оканчивается после медового месяца. Через 7 лет Наташа
почувствовала себя счастливой. Таков путь нашей героини к счастью – от девушки-
ребенка до женщины-матери. Мы ответили на вопросы: «Что есть красота и почему ее
обожествляют люди?» и «Что важнее: красота лица или красота души?» Мы с вами
ответили на эти вопросы только сейчас, а народная мудрость давно гласит: «Не родись
красивой, а родись счастливой». А Наташа счастлива.
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "«Бессмертный мир музыки» (Анализ стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Музыка»)"
- Анализ стихотворения "«Наука доброты» (по стихотворению Юлии Друниной «Бинты»)"
- Итоговое сочинение по литературе 2019
- Презентация "«Сороковые, роковые…» (на основе творчества поэтов М.В. Исаковского, С.С. Орлова, К.М. Симонова)"
- Конспект обобщающего урока "В окно повеяло весною" 4 класс
- Технологическая карта урока "О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора" 5 класс