Рабочая программа дисциплины "Декоративная живопись/Декоративная скульптура" специальность "Профессиональное обучение"

ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»
Санкт- Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ/
ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА»
специальность
«Профессиональное обучение»
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
(повышенный уровень среднего профессионального
образования)
Санкт-Петербург
2015 год
Игнатенко Елена Евгеньевна
ГБОУ ПК № 8 Санкт-Петербург
преподаватель
2
Пояснительная записка
В наш век век небывалого роста научно технических знаний
роль искусства не уменьшается, а возрастает. Проблема модернизации
художественно-эстетического образования остаётся одной из актуальных.
Искусство учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит
состраданию, душевности.
Программа обеспечивает развитие эмоционально-эстетического
отношения к традиционной национальной культуре в процессе
комплексного преподавания искусств («Живопись», «Рисунок», «История
изобразительного искусства») с целью формирования эстетических знаний,
пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в
творческом опыте.
Народное искусство рассматривается как часть материальной и
духовной культуры общества. Учебный курс «Декоративная
живопись/Декоративная скульптура», раскрывая понятия красоты и
национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и
отражения окружающей действительности, опирается на
искусствоведческую концепцию художественного образа.
Художественный образ вещи может рассматриваться только комплексно в
связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными
художественными традициями народа, причем первоосновой является
образ художественного изделия. Такой подход к оценке произведений
народной культуры предполагает обращение к народному искусству как к
художественному творчеству особого типа. Это позволяет учащимся
унаследовать его основы, понять принципы взаимодействия всех типов
художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.
Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она
рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального
изучения.
Программа «Декоративная живопись/Декоративная скульптура»
построена таким образом, чтобы помочь молодому художнику, создавая
произведения прикладного искусства, суметь одновременно воплощать в
своих работах мысли и чувства. Чтобы молодой человек через
художественный образ мог выразить своё понимание мира и назначение
народного искусства.
Художественные образы - типы в народном искусстве
концептуальны: в них материализована память народа, которая проносит
через века представления народа о красоте, добре, о торжестве гармонии.
Программа национально сориентирована, необходимо воспитать
у учащихся уважение к своему отечеству. Декоративно-прикладное
искусство мощнейшее средство, с одной стороны национального
самосознания, освоения национальных традиций, воспитания
3
патриотических чувств, а с другой средство приобщения к
общечеловеческим ценностям.
Поэтому целью курса «Декоративная живопись/Декоративная
скульптура» является формирование основ целостной эстетической
культуры через развитие исторической памяти, развитие их
творческих способностей и задатков. Историческая (культурная и
народная) память с точки зрения данного предмета это утверждение в
сознании и деятельности представления о художественном явлении вещи
как об образе типе, реализованном в традициях локальной школы
народного мастерства на региональном или национальном уровне.
Развитие творчески активной личности предполагает развитие
творческих качеств учащихся, находящихся в определённых связях с
историческим художественным опытом народа и предполагает следующие
задачи:
- формирование эстетического вкуса и отношения к предметам
народного искусства, стремление активно самому вносить прекрасное
в жизнь;
- приобщение учащихся к миру пластических искусств как
неотъемлемой части духовной (эмоционально-целостной) и
материальной культуры общества;
- формирование художественно образного мышления как
основы развития творческой личности, её эстетических вкусов и
потребностей, морально-этического облика;
- развитие творческих способностей; расширение диапазона
чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной
отзывчивости на явления народной художественной культуры;
- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства
цвета, композиционной культуры, пространственного мышления,
умения воплощать в художественных образах творческие задачи
(изобразительные, декоративные, прикладные, дизайнерские);
- приобщение к наследию отечественного народного искусства;
-воспитание активного эстетического отношения к
действительности, искусству, явлениям художественной культуры,
народным художественным традициям.
4
Место программы в системе «Профессиональное
образование
Появление учебной дисциплины «Декоративная
живопись/Декоративная скульптура» в программе «Профессиональное
обучение» закономерно. Он задуман, как органическая связь всей системы
художественного образования и эстетического воспитания на материале
предметов изобразительного цикла «Живопись», «Рисунок», «История
изобразительного искусства».
Большие возможности в установлении тесных преемственных связей
в развитии творчества учащихся заключает в себе народное искусство:
изобразительное, декоративное, прикладное, оно составляет основу
развития художественно- творческой деятельности учащихся.
В программе делается упор на процесс познания основных видов
народного искусства, закладываются базисные единицы эстетических
знаний на разнообразных примерах школ народного мастерства. Развитие
творческой личности осуществляется на уровне формирования и развития
творческого опыта путём профессиональной ориентации в области
определённого вида народного искусства. Программа рассматривает
художественные традиции народного искусства на уровне регионального,
национального.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны
получить знания о роли декоративно-прикладного искусства в системе
ценностей общечеловеческой культуры; о художественно-выразительных
особенностях языка декоративного искусства; об орнаменте, его стилях,
видах, мотивах; изображении разных видов орнамента; о народном
декоративном искусстве; о центрах народных промыслов России; о
композициях народных росписей; познакомиться с различными техниками
и художественными материалами декоративного искусства.
Учащиеся должны пользоваться этим в своей будущей работе и,
главное, умели бы самостоятельно, через своё понимание окружающей
действительности, своего отношения к миру, используя всё многообразие
приёмов и материалов декоративно-прикладного искусства создавать
художественный образ.
5
Принцип построения разделов программы
Программа построена таким образом, что обучение начинается с
раздела «Декоративная живопись и её место в профессиональной
подготовки, художественные традиции прикладного искусства», он
нацеливает на воспитание бережного и внимательного отношения к
народному искусству, развивает эмоционально-эстетическое восприятие;
понимание того, что все виды изобразительного искусства в своей основе
связаны с природой, историей и традициями родного края. В разделе
раскрываются особенности возникновения и развития народного
искусства, его законы, история, особенности и влияние традиций,
вероисповедания и культуры определённого этноса на художественно-
выразительные средства декоративного искусства.
Раздел «Освоение техники, приёмов и способов искусства
декоративной живописи» знакомит со средствами художественной
выразительности прикладного искусства, данный раздел опирается на
знания и умения учащихся, полученные в курсе «Рисунок» и «Живопись».
В темах радела «Гуашь, темперные краски в декоративной живописи»
изучаются приёмы кистевой росписи во всём их многообразии, так как
большое количество изучаемых, наиболее знаменитых промыслов России,
работают с этим материалом. Овладение приёмами кистевой росписи в
этом разделе позволит в остальных разделах программы быстрее освоить
приёмы росписи без предварительного рисунка карандашом.
Раздел «Практические задания по исполнению декоративных
натюрмортов», «Практические задания по исполнению декоративного
пейзажа», «Практические задания по исполнению декоративных жанровых
сцен» нацеливает на постижение, и эмоциональное восприятие богатства
красоты души народов своей страны, учит видеть и выделять красоту и
особенности своего края. Знакомит с многообразием смыслового
содержания орнамента, правилами построения, понятием различных видов
орнамента, его мотивов, понятиями ритма, раппорта, стилизации, шага и
т.д. Навыки, приобретённые в предыдущем разделе программы, позволит
учащимся не только выполнять задания на повтор декоративных элементов
и композиций, но позволит творчески перерабатывать и варьировать
орнаментальные композиции.
Раздел программы «Совершенствование навыков работы
различными декоративными техниками живописи» содержит задания на
выполнение заданий по отработке техники средств художественной
выразительности декоративной живописи.
Раздел «Основные виды декоративной скульптуры» знакомит с
особенностями народного скульптуры и наиболее знаменитыми
промыслами декоративного скульптуры нашей родины, с их историей,
средствами художественной выразительности, предметами выпуска и
6
историей изготовления, с приёмами лепки, росписи, мотивами орнаментов,
цветосочетания.
Учебный раздел по «Выполнению практических заданий по
исполнению скульптурного изображения птиц, животных, объектов
растительного мира» нацелен на освоение учащимися приёмов и способов
лепки, приёмов художественной переработки образов окружающего мира в
декоративную форму, освоение средств художественной выразительности
скульптуры. Этот раздел так же опирается на знания и умения, полученные
в курсе «Живопись» и «Рисунок» так как учащиеся выполняют
тематические композиции «Стилизация натюрморта», «Стилизация
пейзажа» и «Стилизация сказочного персонажа».
Раздел программы «Выполнение практических заданий по
изображению объектов фантазийного характера» предполагает
выполнение творческих работ на заданную тему, используя мотивы
росписи полюбившихся народных мотивов по выбору.
Раздел «Использование теоретических знаний и практических
умений по скульптуре, рисованию, пластической анатомии» опирается на
знания, полученные в курсе дисциплин «Рисунок», «Живопись» и
предполагает выполнение эскиза творческой работы с опорой на законы
рисунка, живописи, пластической анатомии животных, птиц, человека.
Раздел «Проектирование объёмных художественных изделий из
природных материалов» предполагает исполнение художественной
композиции из природных материалов на тему по самостоятельному
выбору.
Обозначенные направления работы обеспечивают целостное
воздействие на личность через конкретно-чувственное восприятие
искусства и действительности и строятся на следующих принципах:
- занятия декоративным искусством не должны ограничиваться
искусствоведческой подготовкой учащихся или овладением
отдельными навыками работы, прежде всего они должны
способствовать общекультурному развитию;
- занятия декоративным искусством должны развивать в
учащихся способность воспринимать искусство и в первую очередь
его специфику образного отражения действительности, лишь это
обеспечит нужное воздействие на духовный мир, формирование
мировоззрения;
- для приобщения к народному искусству необходима
комплексная система работы; для этого недостаточно набора
отрывочных знаний и умений, как бы они не были ценны и интересны
сами по себе;
- знания по предмету должны включать и расширять
региональный компонент художественного образования.
При этом необходимо в разработке регионального компонента не
утерять понимание того, что народное искусство на региональном уровне
рассматривается как часть художественной отечественной культуры.
7
Поэтому оно представляется как мир целостности, включающий
отношение человека к человеку, к миру, отношение искусства одного
народа к искусству и культуре другого народа
Знакомство учащихся с народными промыслами при внимании к
многообразию, раскрываемому художественному образу вещи, способам
отражения действительности, символике орнамента, связи народной
культуры с общечеловеческими ценностями способствует развитию
творчества учащихся по созданию художественных изделий на основе
принципов народного искусства: повтор, вариации, импровизация.
8
Примерный тематический план учебной дисциплины
(смотреть содержание теоретической и практической частей ниже).
Наименование тем и
разделов
Максим.
учебная
нагрузка
студента,
час
Кол-во аудиторных часов
при очной форме обучения
Самостоятельная
работа студента
Теорет.
Занятия
Практич.
занятия
Раздел 1.
«Декоративная
живопись и её место
в профессиональной
подготовки,
художественные
традиции
прикладного
искусства».
Тема 1.1.
«Введение в курс.
Принадлежности и
материалы,
организация работы
по предмету».
1
Тема 1.2.
«Художественные
традиции
прикладного
искусства».
1
Раздел 2.
«Освоение техники,
приёмов и способов
искусства
декоративной
живописи».
Тема 2.1. «Средства
художественной
выразительности
декоративной
живописи»
1
3
2
9
Радел 3.
«Гуашь, темперные
краски в
декоративной
живописи».
Тема 3.1.
«Декоративная
тематическая
композиция».
1
2
1
Тема
3.2. «Композиция из
форм, отвлечённых
от изображения
конкретного
предмета».
2
1
Раздел 4.
«Практические
задания по
исполнению
декоративных
натюрмортов».
Тема 4.1.
«Декоративный
натюрморт».
3
1
Раздел 5.
«Практические
задания по
исполнению
декоративного
пейзажа».
Тема 5.1.
«Декоративный
пейзаж».
3
1
Раздел 6.
«Практические
задания по
исполнению
декоративных
жанровых сцен».
Тема 6.1.
«Декоративная
композиция -
ярмарка».
3
1
10
Раздел 7.
«Совершенствование
навыков работы
различными
декоративными
техниками
живописи».
Тема 7.1.
«Приёмы росписи по
дереву: точка,
линия, капелька,
мазок с наплывом.
Сетка».
1
Раздел 8.
«Основные виды
декоративной
скульптуры».
Тема 8.1.
«Декоративная
народная игрушка».
1
2
1
Раздел 9.
«Выполнение
практических
заданий по
исполнению
скульптурного
изображения птиц,
животных, объектов
растительного
мира».
Тема 9.1.
«Декоративная
скульптурная
стилизация».
3
1
Раздел 10.
«Использование
теоретических
знаний и
практических
умений по
скульптуре,
рисованию,
пластической
анатомии».
11
Тема 10.1.
«Стили орнамента.
Формы и мотивы».
1
2
1
Раздел
11.«Проектирование
объёмных
художественных
изделий из
природных
материалов».
Тема 5.1.
«Декоративность в
искусстве».
1
2
1
Итого
43
6
24
11
12
Содержание учебной дисциплины «Декоративная
живопись/Декоративная скульптура»
Раздел 1. «Декоративная живопись и её место в
профессиональной подготовки, художественные традиции
прикладного искусства».
Тема 1.1. «Введение в курс. Принадлежности и материалы,
организация работы по предмету».
Знакомство с организацией работы, с программой курса, с объёмом и
тематикой работ по дисциплине, с принадлежностями и материалами
необходимыми в работе по декоративному рисованию.
Тема 1.2. «Художественные традиции прикладного искусства».
Причины возникновения и развития народного искусства, его
законы, история, особенности и влияние традиций, вероисповедания и
культуры определённого этноса на художественно-выразительные
средства декоративного искусства. Понятие «декоративное», его развитие
и назначение, национальные особенности, «прикладное», его развитие,
назначение в народном искусстве.
Примерный перечень творческих работ учащихся.
1. Реферат на тему «Народное искусство в нашей жизни».
2. Составление альбома по видам и жанрам декоративно-
прикладного искусства.
В результате знакомства с декоративной живописью учащиеся
должны получить знания:
- о декоративной живописи;
- об истории, традициях, влияния культуры на развитие народного
искусства;
- о прикладном искусстве, его особенностях и законах;
- о декоративном искусстве, его особенностях и законах;
-о значении народного искусства как части культуры;
умения:
- различать предметы народного искусства по признаку
«прикладное» и «декоративное»;
- определять назначение предмета декоративного искусства.
13
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Подбор наглядного материала для иллюстрированного альбома
по ДПИ.
2. Составление кроссворда по теме «Народное искусство».
Раздел 2. «Освоение техники, приёмов и способов искусства
декоративной живописи».
Тема 2.1. «Средства художественной выразительности
декоративной живописи» включает эстетические знания и
художественно- графические умения, навыки, необходимые для
приобщения к художественной культуре. Представления о средствах
художественной выразительности. Представления о цвете, линии, объёме,
светотональности, ритме, форме, пропорциях, пространстве, композиции.
Цвет. Цветовая гамма (тёплая, холодная). Передача впечатлений.
Возможные сочетания тёплой и холодной гаммы; гармоничное, спокойное,
резкое. Нахождение тональной и цветовой градации при передаче
несложных декоративных рисунков.
Линия, силуэт, пятно. Представление о рисунке в разных видах
изобразительного искусства. Материалы и техника. Использование
разнообразной штриховки, силуэта, тонового пятна - белое на черном,
чёрное на белом штрих, пятно, мазок для декоративных элементов
рисунка.
Примерный перечень творческих работ.
1. «Зрительный цент» (творческое задание). Заполнение формата
различными по форме и размеру треугольниками (кругами,
прямоугольниками) так, чтобы читался зрительный центр.
2. «Напряжённость цвета» (творческое задание). Создание
настроения напряжённости цвета в декоративном элементе, цветовых
перепадов средствами пятна, линии, цветовыми и тональными переходами.
Выделение зрительного центра акцентами цвета или его ослаблением.
В результате освоения основ художественного изображения
учащиеся должны получить знания:
- о разнообразных выразительных средствах (называть их в анализе
просмотра произведений декоративно- прикладного искусства);
- о значении понятий: силуэт, зрительный цент композиции,
напряжённость цвета, абстракция, формотворчество, стилизация, движение
и пластика композиции;
14
умения:
- передавать при изображении предметов в стилизации пропорции и
характер формы, обогащать изображение предметов декоративными
элементами росписи;
- предавать в стилизации пространственные планы способом
загораживания;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла и
обосновывать свой выбор;
- решать художественно-творческие задачи на основе творческих
принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Подбор иллюстративного материала для выполнения творческих
заданий.
2. Выполнение творческой абстрактной композиции.
Радел 3. «Гуашь, темперные краски в декоративной живописи».
Тема 3.1. «Декоративная тематическая композиция». Создание
условий для нахождения зрительного центр (зрительный центр-это не
обязательно центр листа, он может быть смещён, его расположение
определяется ритмическими взаимосвязями с остальными формами).
Определение характера композиции (статичная или динамичная).
Различный характер движения спокойные ритмы, гармонические
отношения или дисгармоничные. Движения, основанные на столкновении,
пресечении форм. Использование цвета без светотени, возможность
полного отказа от предметного мира в декоративной композиции.
Знакомство с декоративными композициями народного мастера М.
Примаченко (Украина).
Тема 3.2. «Композиция из форм, отвлечённых от изображения
конкретного предмета». Ритм в монохромных и цветных изображениях; в
композициях, организованных в пятно (клеймо); во фрагментарно
выстроенных композициях (масштаб увеличения); в композиции форм,
имеющих одноимённую, торжественную или контрастную пластическую
основу. Ритм пятен. Ритмическое равновесие и неуравновешенность. Ритм
числа. Математическая основа ритма в законах декоративной композиции.
Примерный перечень творческих работ.
1. Творческое задание «Заполнение формата силуэтами, которые
закомпонованы в общее пятно». Варианты: силуэт из геометрических
фигур, силуэт из круглых форм, силуэты разных очертаний;
2. Творческая работа «Декоративные птицы».
3. Творческая работа «Эти смешные птицы» шарж, карикатура.
15
В результате освоения основ художественного изображения
учащиеся должны получить знания:
- о разнообразных выразительных средствах (называть их в анализе
просмотра произведений декоративно- прикладного искусства);
- о значении понятий: силуэт, зрительный цент композиции,
напряжённость цвета, абстракция, формотворчество, стилизация, движение
и пластика композиции;
- о ритме, раппорте;
- о приемах стилизации формы, цвета, объёма, пространства,
перспективы в декоративной росписи;
умения:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма в
стилизации предметов несложной формы;
- выполнять стилизации растительных форм, птиц, рыб, животных;
- передавать при изображении предметов в стилизации пропорции и
характер формы, обогащать изображение предметов декоративными
элементами росписи;
- предавать в стилизации пространственные планы способом
загораживания;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла и
обосновывать свой выбор;
- решать художественно-творческие задачи на основе творческих
принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Раздел 4. «Практические задания по исполнению декоративных
натюрмортов».
Тема 4.1. «Декоративный натюрморт». Ритм как выразительное
средство композиции. Ритм простой и сложный. Соотношение форм и
ритмов в решении различных композиций. Ритм в абстрактных
изображениях, расположенных в линию, по кругу, по периметру, по
раппорту. Ритм линейных элементов, геометрических фигур. Наблюдение
в природе этих ритмических явлений. Взаимосвязь восприятия
ритмических изобразительных композиций и природы. Роль в этом
наблюдения и опыта. Зрительный центр. Способы его выделения.
Привлечение внимания к главному в композиции с помощью цвета
(оптического эффекта). Признаки целостной композиции.
Объём. Изображение объёмности на предметах декоративного
искусства, в росписи. Изображение в стилизации объёма, разнообразие
приемов передачи света и тени. Передача светотональности в стилизации
декоративной росписи.
16
Примерный перечень творческих работ.
1. «Зрительный цент» (творческое задание). Заполнение формата
различными по форме и размеру треугольниками (кругами,
прямоугольниками) так, чтобы читался зрительный центр.
В результате освоения основ художественного изображения
учащиеся должны получить знания:
- о разнообразных выразительных средствах (называть их в анализе
просмотра произведений декоративно- прикладного искусства);
- о значении понятий: силуэт, зрительный цент композиции,
напряжённость цвета, абстракция, формотворчество, стилизация, движение
и пластика композиции;
умения:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма в
стилизации предметов несложной формы.
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Подбор иллюстративного материала для выполнения творческих
заданий.
2. Выполнение творческой абстрактной композиции натюрморта.
Раздел 5. «Практические задания по исполнению декоративного
пейзажа».
Тема 5.1. «Декоративный пейзаж». Абстрактный силуэт и формат.
Силуэт плавный, округлых очертаний, текучий. Силуэт угловатый,
жесткий. Силуэт, края которого образован частями геометрических фигур.
Силуэт природных форм. Силуэт горизонтально и вертикально
ориентированный. Соответствие движения силуэта и формата. Способы
получения абстрактного силуэта в различных художественных материалах
и техниках. Абстрактный силуэт в народном искусстве и его технический
приём.
Форма и пропорции. Обогащение декоративной росписи путём
сравнения объёмной формы предметов, умение видеть общую форму и
отдельные детали росписи, передача динамики, пластики.
Пространство. Передача пространства в декоративной росписи.
Стилизация пространства. Элементы древнерусской живописи в народной
росписи промыслов. Стилизация элементов пейзажа.
Композиция. Создание условий для выбора наиболее подходящего
формата, композиция росписи в зависимости от формы, назначения и
17
материала вещи. Работа над композицией с использованием собственного
наблюдения и зарисовок с натуры.
Примерный перечень творческих работ.
1. «Декоративный пейзаж» (творческое задание). Заполнение
формата различными по форме и размеру треугольниками (кругами,
прямоугольниками) так, чтобы читался зрительный центр.
2. «Локальность цвета» (творческое задание). Создание настроения
напряжённости цвета в декоративном элементе, цветовых перепадов
средствами пятна, линии, цветовыми и тональными переходами.
Выделение зрительного центра акцентами цвета или его ослаблением.
В результате освоения основ художественного изображения
учащиеся должны получить знания:
- о ритме, раппорте;
- о приемах стилизации формы, цвета, объёма, пространства,
перспективы в декоративной росписи;
умения:
- предавать в стилизации пространственные планы способом
загораживания;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла и
обосновывать свой выбор;
- решать художественно-творческие задачи на основе творческих
принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Подбор иллюстративного материала для выполнения творческих
заданий.
2. Выполнение творческой абстрактной композиции пейзажа.
Раздел 6. «Практические задания по исполнению декоративных
жанровых сцен».
Тема 6.1. «Декоративная композиция - ярмарка».
Формотворчество: сочинение декоративного образа на основе переработки
натурного материала. Достижение разной степени обобщения в процессе
создания декоративного образа, отдельное сходство декоративного цветка
или ветки с прообразом. Несоответствие конкретного прообраза
(например, Полхов-Майдан, Городец). Сочинение форм фантастических
растений и животных. Соединение несоединимых в жизни форм пример:
Полхов-Майдан: медведь под ягодкой, сцены народных гуляний (ярмарка,
праздник).
18
Примерный перечень творческих работ.
1. «Сюжетная композиция» (творческое задание). Заполнение
формата различными по форме и размеру геометрическими фигурами
(кругами, прямоугольниками) так, чтобы читался зрительный центр.
2. «Контрастность цвета» (творческое задание). Создание настроения
напряжённости цвета в декоративном элементе, цветовых перепадов
средствами пятна, линии, цветовыми и тональными переходами.
Выделение зрительного центра акцентами цвета или его ослаблением.
В результате освоения основ художественного изображения
учащиеся должны получить знания:
- о ритме, раппорте, декоративной композиции;
- о приемах стилизации формы, цвета, объёма, пространства,
перспективы в декоративной росписи;
умения:
- предавать в стилизации пространственные планы способом
загораживания;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла и
обосновывать свой выбор;
- решать художественно-творческие задачи на основе творческих
принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Подбор иллюстративного материала для выполнения творческих
заданий.
2. Выполнение творческой абстрактной композиции сюжета.
Раздел 7. «Совершенствование навыков работы различными
декоративными техниками живописи».
Тема 7.1. «Приёмы росписи по дереву: точка, линия, капелька,
мазок с наплывом. Сетка».
Упражнения кистевой росписи: точка, линия. Композиционные
приёмы. Приёмы росписи по дереву: капелька, мазок с наплывом, сетка,
оживка. Композиционные приёмы. Упражнения кистевой росписи:
завиток, розетка, канва. Композиционные приёмы. Приёмы росписи на
сочетание чёрного и красного, чередование мазков, композиционные
цветовые построения. Стилизация в кистевой росписи: птицы, рыбы,
животные. Творческая работа «Декоративные птицы» в кистевой росписи,
стилизация в кистевой росписи. Шарж, карикатура в декоративно-
прикладном искусстве. Творческая работа «Эти смешные птицы».
19
Примерный перечень творческих работ.
1. «Зрительный цент» (творческое задание). Заполнение формата
различными по форме и размеру треугольниками (кругами,
прямоугольниками) так, чтобы читался зрительный центр.
2. «Напряжённость цвета» (творческое задание). Создание
настроения напряжённости цвета в декоративном элементе, цветовых
перепадов средствами пятна, линии, цветовыми и тональными переходами.
Выделение зрительного центра акцентами цвета или его ослаблением.
3. «Силуэт и формат» (творческое задание). Нахождение к
выбранному формату силуэта плавных и резких очертаний, заполняющего
поверхность по принципу интуитивного равновесия.
4. Творческое задание «Заполнение формата силуэтами, которые
закомпонованы в общее пятно». Варианты: силуэт из геометрических
фигур, силуэт из круглых форм, силуэты разных очертаний;
5. Творческая работа «Декоративные птицы».
6. Творческая работа «Эти смешные птицы» шарж, карикатура.
В результате освоения основ художественного изображения
учащиеся должны получить знания:
- о разнообразных выразительных средствах (называть их в анализе
просмотра произведений декоративно- прикладного искусства);
- о значении понятий: силуэт, зрительный цент композиции,
напряжённость цвета, абстракция, формотворчество, стилизация, движение
и пластика композиции;
- о ритме, раппорте;
- о приемах стилизации формы, цвета, объёма, пространства,
перспективы в декоративной росписи;
- об изменении формы предмета в связи с материалом и назначением
художественного предмета в жизни разных народов;
- о значении понятия: композиционная основа;
- о главных отличительных признаках художественного образа
произведений народного искусства;
умения:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма в
стилизации предметов несложной формы;
- выполнять стилизации растительных форм, птиц, рыб, животных;
- передавать при изображении предметов в стилизации пропорции и
характер формы, обогащать изображение предметов декоративными
элементами росписи;
20
- предавать в стилизации пространственные планы способом
загораживания;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла и
обосновывать свой выбор;
- решать художественно-творческие задачи на основе творческих
принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Подбор иллюстративного материала для выполнения творческих
заданий.
2. Выполнение творческой абстрактной композиции.
3. Выполнение эскизов стилизации предметов растительной и живой
формы в графике и в цвете.
4. Выполнение эскизов творческой декоративной композиции
«Стилизация по мотивам геометрическая или растительная композиция».
5. Выполнение эскизов стилизации птиц.
6. Выполнение эскизов шаржей и карикатур на птиц и животных.
Раздел 8. «Основные виды декоративной скульптуры».
Тема 8.1. «Декоративная народная игрушка». Формы и мотивы.
Декоративная скульптура- широкая область художественной культуры
народов разных стран; демонстрация форм и мотивов скульптуры
(геометрические и природные формы, изображения растений, животных,
людей).
Геометрический орнамент в декоративной скульптуре. Он состоит из
различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий
(лиманной, в виде зигзага или спирали), а также из более сложных
элементов, полученных путём их симметричных преобразований.
Применение в орнаменте круговых мотивов. Так называемые
солярные знаки символизируют, образ небесных светил и других объектов.
Круг символ солнца характерен для орнаментации многих народов
мира.
Круг изображение луны встречается у татар и соседних народов
Средней Азии.
Мелкие по размеру круги изображение глаз можно видеть в
произведениях декоративно-прикладного искусства древних народов.
Наиболее часто круговые мотивы использовались для оформления
предметов быта: посуды, орудий труда и охоты и т.д. у народов разных
стран.
Применение в орнаментике скульптуры иных геометрических фигур.
Квадрат в орнаментальном искусстве – символ земли.
Треугольник (как знак оберега) в орнаментах народов мира (изделия
различных ремесел: резьба по дереву, роспись по дереву и др.).
Ромб и крест основные мотивы разнообразных композиций,
передающих образ дерева.
21
Ромбические и крестообразные мотивы в резьбе на стенах жилища
символ жизни и защиты семьи. Сочетание ромба и креста в изделиях
первобытных охотников разных народов, косой крест, вписанный в
ромбические, прямоугольные мотивы. Ромбический узор объединяет два
важных понятия: мамонта источника сытости и жизни и священное
изображение женщины – символ продолжения жизни.
«Древо жизни» - вечный образ в искусстве народов мира. Дерево с
птицами на ветках. Дерево с цветами и плодами. Цветущие ветки.
Главное отличие скульптурного орнамента от других видов
художественного изображения, подчинённость расположения
изобразительных мотивов законам симметрии и ритмам повтора.
Примерный перечень художественных упражнений и работ.
1. Дидактическая игра «Отгадай, что изображено в орнаменте».
2. Нахождение ошибки в орнаменте (по форме и мотиву).
3. Выполнение орнаментальной скульптурной композиции.
В результате знакомства с орнаментом в искусстве народов мира и
построения орнаментальных композиций учащиеся должны получить
знания:
- о применении орнамента в жизни; иметь представления и связи
орнаментального ритма в образе художественной вещи с историей и
традициями народа;
- о значении слов: орнамент, симметрия, ритм, линейный орнамент,
растительный и геометрический;
умения:
- правильно выполнять скульптурный орнамент в зависимости от его
вида;
- лепить фигуры геометрического и растительного орнамента с
простейшим применением симметрии и ритма повтора;
- при анализе произведений народного и декоративно-прикладного
искусства выделять линейный орнамент, орнамент симметричный
(зеркальная симметрия);
- называть примеры геометрического и растительного орнамента;
- использовать приёмы стилизации для создания композиций.
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Упражнения на лепку различных типов орнамента.
2. Составление эскизов различных типов орнамента.
3. Упражнения лепку и повтор орнаментальных элементов.
22
Раздел 9. «Выполнение практических заданий по исполнению
скульптурного изображения птиц, животных, объектов растительного
мира».
Тема 9.1. «Декоративная скульптурная стилизация».
Декоративная стилизация в скульптуре. Декоративная переработка
природной формы. Средства художественной выразительности
декоративной скульптуры.
Примерный перечень художественных упражнений и работ.
1. Лепка линейного орнамента (бордюра) из трилистника.
2. Лепка бордюра из изгибающейся ветки с птицами и листьями
3. Составление из мозаики различных узоров, включающих в себя
симметричные фигуры, линия симметрии которых расположена
горизонтально или вертикально.
4. Нахождение (на плакате, таблице, среди образцов)
художественных предметов, которые украшены бордюром со скользящим
отражением.
В результате знакомства с линейным орнаментом бордюром
учащиеся должны получить знания:
- о лепке бордюра, видах его выполнения;
- о правилах создания различных видов лепного бордюра;
- о приёмах стилизации по форме, величине, цвету при выполнении
различных видов бордюра;
умения:
- правильно выполнять лепку бордюра в зависимости от его вида;
- владеть навыками выразительного использования формы;
- варьировать основными элементами лепки и приёмами выполнения
бордюра.
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Упражнения на лепку раппортов к различным типам построения
бордюра.
2. Упражнения на повтор элементов (величина, форма, пластика).
3. Импровизация элементов растительных, геометрических форм при
выполнении бордюров.
4. Подбор иллюстраций-образцов для альбома «Декоративно-
прикладное искусство России» по линейным орнаментам резьбы народов
России.
23
Раздел 10. «Использование теоретических знаний и
практических умений по скульптуре, рисованию, пластической
анатомии».
Тема 10.1. «Стили орнамента. Формы и мотивы».
Знакомство с выразительными особенностями орнаментов народов,
населяющих Центральную, Западную и Восточную Россию. Показ
опосредованного отражения родной природы в орнаментах
(геометрическом, растительном, зооморфном, сюжетном) на примерах
керамики народов Юга России и Северного Кавказа, малочисленных
народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Представление о связи
народных мелодий и ритмов орнаментальных мотивов в резьбе.
Зооморфный орнамент. Его составляли мотивы из фантастических и
реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур. Зарождение
такого орнамента восходит ко времени поклонения обожествления
отдельных животных (хищных зверей и птиц) за их особые качества силу,
быстроту, скорость. Верования, что подобные животные в древности были
родоначальниками племени. Происхождение звериного стиля, связано с
пережитками тотемизма (культа животных прародителей рода). Развитие
«звериного стиля» в искусстве древних народов Азии и Европы.
Своеобразие характерных сюжетов для каждого из них (скифов, алтайцев,
сарматов и т.д.).
Элементы и мотивы растительного орнамента в декоративной
скульптуре (листья, цветы, ягоды, ветки, деревья) в искусстве народов
России.
Орнамент на прямоугольной форме. Возможные композиционные
схемы орнамента на прямоугольнике и квадрате. Возможные варианты
построения через оси симметрии в разных направлениях, симметрия
относительно вертикальной и горизонтальной осей, относительно
диагоналей геометрической фигуры, по краю в виде каймы, без выделения
центра, от центра, и ассиметричный орнамент на примере резьбы в
русском искусстве.
Орнамент на круге (диске). Широкое применение формы диска
(плоского, выпуклого или вогнутого) в прикладном искусстве. Орнамент,
расположенный концентрическими кольцами, подчёркивает зрительную
подвижность круга; розетка (звездчатый орнамент) также подвижна;
орнаментальная композиция, построенная с помощью зеркальной
симметрии, чётко определяет верх и низ, «останавливает» вращение.
Примерный перечень художественных упражнений и работ.
1. Размещение элементов орнамента с использованием намеченных
композиционных схем.
2. Изображение орнамента с подчёркиванием зрительной
подвижности круга или его статичности.
24
3. Изображение орнамента со стремлением «остановить» движение
круга в лепке.
4. Составление эскизов лепного орнаментов на различные стили и
мотивы.
В результате изучения стилей, формы и мотивов орнамента
учащиеся должны получить знания:
- об различных стилях орнамента в декоративной скульптуре;
- о различных формах и мотивах построения орнамента;
- о значении понятий: композиционная основа орнамента, орнамент
на сферической поверхности посуды;
умения:
- лепить фигуры геометрического и растительного орнамента,
применяя симметрию и ритмы повторов на прямоугольной форме, форме
круга и квадрата;
- лепить элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы)
трёхлопастной листок, тюльпановидный листок, кустик из округлых
листьев;
- при анализе произведений декоративного искусства находить
(вычленять) главные отличительные элементы орнаментов (по форме,
цвету, ритму);
- переводить орнамент, выполненный для украшения
художественного предмета, в схему, выявляя его композиционную основу.
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Составление эскизов различных типов орнамента в скульптуре
(гротеск, арабеска, меандр и т.д.);
2. Упражнения на составление раппортов к различным стилям
орнамента.
3. Упражнения по импровизации приёмов стилизации в скульптуре
различных стилей орнамента.
Раздел 11.«Проектирование объёмных художественных изделий
из природных материалов».
Тема 11.1. «Декоративность в искусстве».
Влияния общественного, бытового уклада, восприятие мира,
представление о счастье и красоте, национальность народного искусства.
Понятие коллективности народного искусства, его черты, традиции,
единодушие, понятие идеала. История коллективности народного
искусства совершенствование технологии, формы, орнамента, колорита.
Сравнение стилей изобразительного искусства с народным искусством,
взаимодополнение, обогащение и влияние друг на друга.
25
Декоративность и символика в народном искусстве, как отражение
мировосприятия и эстетических идеалов народа. Единство формы и
украшения в прикладном назначении вещей.
Крестьянский характер народного искусства России. Современность
традиций народного искусства, его влияние на жизнь современного
человека.
Примерный перечень упражнений и творческих работ учащихся.
1. Реферат на тему «Народное искусство в наши дни. Традиции и
новые веяния».
2. Творческая работа «Декоративная фантазия».
В результате знакомства с декоративной живописью и скульптурой
учащиеся должны получить знания:
- о понятии народного искусства, его истории, традициях,
отличительных особенностях от других видов декоративного искусства;
- о формах, видах народного искусства, его связи со стилями
изобразительного искусства;
- о русском народном орнаменте, его символике, отличительных
особенностях, истории, традициях;
- о влиянии русского орнамента на изобразительное искусство;
- о понятии стилизации в орнаменте;
- о приёмах стилизации орнаментальных элементов;
- о приёмах усложнения композиционных построений орнамента;
умения:
- отличать примеры предметов народного искусства из массы
примеров декоративно-прикладного искусства;
- раскрывать особенности вещи русского народного искусства на
примере традиций и обычаев русского народа;
- выполнять упражнения в кистевой росписи на повтор
орнаментальных элементов;
- выполнять упражнения в кистевой росписи на повтор с
вариациями, не разрушая общий логический строй декоративного мотива
орнамента;
- выполнять импровизацию по мотивам сюжетного народного
русского орнамента.
Примерный перечень самостоятельных творческих работ.
1. Составление эскизов стилизаций на различные типы построения с
использованием природных материалов и элементов импровизации
сюжетного орнамента.
26
Критерий оценки по курсу «Декоративно-прикладное искусство
с методикой обучения»:
«отлично» - работа грамотно технически и изобразительно
построена, верное композиционное построение, правильно выбраны
средства художественной выразительности, передано эмоционально-
личностное отношение к изображаемому объекту, работа творчески
оригинальна, работа интересна, самобытна.
«хорошо» - работа в основном выполнена технически и
изобразительно верно, неточно выбраны средства художественной
выразительности, композиционного построения, мало творческого
самостоятельно поиска, работа в основном построена на повторе
декоративных элементов.
«удовлетворительно» - работа имеет ошибки в композиционном
построении, в изображении и технике построения, не верно подобраны
средства художественной выразительности, работа построена на повторе,
нет творчества.
Примерный перечень творческих работ по курсу «Декоративная
живопись/Декоративная скульптура».
1. «Орнамент. Стили орнамента».
2. «Линейный орнамент – бордюр».
3. «Стили орнамента. Формы и мотивы».
4. «Русская матрёшка».
5. « Стилизация по мотивам Полхова Майдана».
6. «Каргопольская игрушка».
7. «Филимоновская игрушка».
8. «Дымковская игрушка».
9. «Городецкая роспись по дереву».
10. «Хохломская роспись по дереву».
11. «Гжельская роспись по керамике и фарфору».
12. « Жостовская роспись по металлу».
27
Основные требования к знаниям, умениям по программе
«Декоративная живопись/Декоративная скульптура».
К концу курса программы учащиеся должны получить знания:
- о декоративно-прикладном искусстве, его роли, истории, законах,
месте в изобразительном искусстве;
- об особенностях художественно-выразительного языка
декоративного искусства;
- о правилах и законах декоративного рисования;
- об основах народного и декоративно-прикладного искусства;
- о стилизации, её видах и приёмах;
- о композиции в декоративном искусстве;
- об орнаменте, его языке, символах, видах, стилях, принципах
построения, стилизации в орнаменте;
- о бордюре, видах его построения;
- о композиционной и цветовой основе орнамента (ритм, цвет,
пропорции, раппорт и т.д.).
- об основных знаменитых народных промыслах России;
умения:
- владеть приёмами декоративного рисования (композиционной
основой, ритмическими узлами, цветовыми сочетаниями);
- пользоваться приёмами стилизации предметов окружающего мира;
- свободно рисовать кистью фигуры геометрического и
растительного орнамента;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции;
- - владеть приёмами декоративного рисования народного
прикладного искусства;
- создавать вариации элементов и импровизации к мотивам
народного искусства;
- варьировать, импровизировать, творчески перерабатывать
художественные декоративные образы в самостоятельной творческой
работе;
- создавать свой художественный образ, творчески перерабатывая
образы живого и материального мира;
- эмоционально откликаться на произведения народного искусства;
- применять принцип народного творчества (повтор, вариации,
импровизация) в решении других художественных задач;
- художественно - образно мыслить, для формирования основы
развития творческой личности, её эстетических вкусов и потребностей,
морально-этического облика;
- расширять диапазон чувств, воображения, фантазии;
- воплощать в художественных образах творческие задачи
(изобразительные, декоративные, творческие);
28
- воспитывать в себе активное эстетическое отношение к
действительности, явлениям художественной культуры, народным
художественным традициям;
- самостоятельно разрабатывать и создавать поэтапные наглядные
пособия по изученным темам изобразительного искусства.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Декоративная
живопись/Декоративная скульптура»:
1. Роль декоративно-прикладного искусства в системе ценностей
общечеловеческой культуры.
2. Художественно-выразительные особенности языка
декоративного искусства.
3. Орнамент. Стили, виды, мотивы орнамента. Язык орнамента
народов России.
4. Народное декоративное искусство, его особенности,
взаимосвязь и различие со стилями изобразительного искусства. Примеры.
5. Центры народных промыслов России.
6. Гжельская керамика. Последовательность работы над
«бисквитом», приёмы росписи. Покрытие «мазок на одну сторону».
Роспись – технология. Мотивы росписи.
7. Роспись по дереву. Полхов-Майдан, Городец, Хохлома.
Способы производства, виды обработки, назначение. Мотивы росписи.
Верховое письмо (роспись «под листок», травка). Фоновое письмо
(кудрина).
8. Стилизация в народном и декоративно-прикладном искусстве.
Жостовская роспись по металлу. История, мотивы, орнамент.
9. Техники и материалы декоративной живописи. Средства
художественной выразительности.
10. Техники и материалы декоративной скульптуры. Средства
художественной выразительности.
Рекомендуемая литература:
Орнамент в искусстве народов мира.
1. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское кружево 16-18 веков – Л.: 1999.
2. Гусева Н.Р. Художественные ремёсла Индии. – М.: Просвещение,
1982.
3. Герчук А.Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
4. Гамаюнов В.Н. Арт – дизайн изящных искусств. – М.: МГОПУ и
НОУ, 1998.
5. Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. – М.:
Просвещение, 1979.
29
6. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных
изделий. – М.: Лёгкая промышленность, 1987.
7. Соколова Т.М. Орнамент – почек эпохи. – Л.: Искусство, 1972.
8. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая
гвардия, 1994.
9. Одноралов Н.В. Основы декоративного искусства в школе. – М.:
Просвещение, 1981.
10. Каменева О.С. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
11. Глинская И.П. Декоративное рисование. Методическая разработка.
Л.,1971.
12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1967
13. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Просвещение, 1977.
14. Даниэль С.М. От иконы до авангарда: Шедевры русской живописи.
СПб., 2000.
15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., 1986.
16. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк
основных методов. М., 1980.
17. Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства. М., 1977.
18. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М,
1963.
19. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М., 1976.
Декоративно- прикладное искусство народов Российской Федерации.
1. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о
народном искусстве 10-20 веков. – М.: Просвещение, 1974.
2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. –
М.: Просвещение, 1987.
3. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство,
1983.
4. Жегалова С.Н. Русская народная живопись. М.:
Просвещение, 1992.
5. Некрасов И.А. Народное искусство, как часть культуры.- М.:
Просвещение, 1983.
6. Некрасова И.А. Народное искусство России. Народное
творчество, как мир целостности. М.: Просвещение, 1983.
7. Киреева Е.В. История костюма. – М.: Просвещение, 1986.
8. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре
первой половины 18- 20 веков.- М.: Энциклопедия, 1995.
9. Пономарёв Л.Ц. Проблемы народного искусства.- М.:
Изобразительное искусство,1987.
30
10. Одноралов Н.В. Основы декоративного искусства в школе.- М.:
Просвещение,1978.
11. Одноралов Н.В. Основы художественного ремесла.- М.:
Просвещение, 1984.