Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс 2020-2023 год УМК «Школа России»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №483
с углубленным изучением информатики
Выборгского района Санкт-Петербурга
Принято
Педагогическим советом ГБОУ
школа №483 Выборгского района
Санкт-Петербурга
(протокол от__________. № __)
Утверждаю
Директор ГБОУ школа № 483
Выборгского района Санкт-Петербурга
__________А.Г. Кучерова
Приказ от ___ августа 2020г. № ____
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 4 класса
Срок реализации рабочей программы: 2020-2023 год
Составитель программы: Котягова Н.П.
Санкт-Петербург
2020
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 4
класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г.N 373);
программой общеобразовательных учреждений по изобразительному
искусству к УМК «Школа России» для 4-х классов под ред. Неменского Б.М.
– М.: Просвещение, 2012.
Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику
«Изобразительное искусство.Каждый народ – художник. 4 класс», учебник
для образовательных организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М.
Неменского, – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
1. Изучение учебной дисциплины направлено на достижение следующих
целей:
• формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений,
выработанных поколениями;
• формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное
и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка;
• связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребенка – главный смысловой стержень программы.
Место учебного курса в учебном плане образовательного
учреждения
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного
искусства в 4 классах отводится 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Учебный план ГБОУ школа № 483 с углубленным изучением
информатики Выборгского района города Санкт-Петербурга соответствует
требованиям ФГОС основного общего образования для учащихся 4 классов
и предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства на
этапе основного начального образования. В4классах отводится 34 часа в год,
по 1 часу в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных
свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе
освоения курса «Каждый народ – художник» по программе
«Изобразительное искусство»:
3
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение
к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных
явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный
вкус и способность к эстетической оценке произведений искусств,
нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
– в познавательной сфере – способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-
творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках; стремление использовать
художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности
универсальных способностей четвероклассников, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
– умениявидеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
– желаниеобщаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
– активное использованиеязыка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов;
– обогащениеключевых компетенций художественно-эстетическим
содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную
художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формированиеспособности оценивать результаты художественно-
творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в
художественной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни
человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства; умения различать основные
виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и
художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние
и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и
отражение их в собственной художественной деятельности; умение
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
4
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа и других народов;
– в коммуникативной сфере– способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере– умение использовать различные материалы и
средства художественной выразительности для передачи замысла в
собственной художественной деятельности; моделирование новых образов
путем трансформации известных.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Вид контроля
Количество применений
Практическая работа
22
Изделие
4
Тесты
4
Проект
2
Работа на уроке
4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Каждый народ – художник» (34 часа)
Основные линии предмета«Изобразительное искусство» в 4 классе
представлены разделами:
№
Раздел программного материала
Количество
часов
1
Истоки родного искусства
8
2
Древние города нашей земли
7
3
Каждый народ – художник
11
4
Искусство объединяет народы
8
ИТОГО
34 часа
Истоки родного искусства (8 час)
Пейзаж родной земли.
Деревня – деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли (7 час)
Родной угол.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
5
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ – художник (11 час)
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Искусство Индии» (вариант предыдущей темы).
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире» (обобщение темы).
Искусство объединяет народы (8 час)
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Урок-закрепление.
Тематическое планирование программы
6
Содержание
курса
Тематическое планирование
Характеристика видов
деятельности учащихся
Каждый народ – художник
(изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (34 ч)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений
народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры
– важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение
себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры,
обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их
содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое
основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к
историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, в предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду,
раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья
с природой. Природные материалы и их эстетика.Польза и красота в традиционных
постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.
Эстетика труда и празднества.
Пейзаж родной
земли
Красота природы родной земли.
Эстетические характеристики
различных пейзажей –
среднерусского, горного, степного,
таежного и др. Разнообразие
природной среды и особенности
среднерусской природы.
Характерные черты, красота
родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в
произведениях русской живописи
(И. Шишкин, А. Саврасов, Ф.
Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и
др.). Роль искусства в понимании
красоты природы.
Изменчивость природы в разное
время года и в течение дня. Красота
разных времен года.
Задание: изображение российской
природы (пейзаж).
Материалы: Гуашь, кисти бумага.
Характеризовать красоту
природы родного края.
Характеризоватьособенности
красоты природы разных
климатических зон.
Изображать характерные
особенности пейзажа родной
природы.
Использовать
выразительные средства
живописи для создания образов
природы.
Овладевать живописными
навыками работы гуашью.
Деревня –
деревянный мир
Традиционный образ деревни и
связь человека с окружающим
миром природы. Природные
материалы для постройки, роль
дерева.
Роль природных условий в
Воспринимать и эстетически
оценивать красоту русского
деревянного зодчества.
Характеризовать гармонии
постройки с окружающим
ландшафтом.
7
характере традиционной культуры
народа.
Образ традиционного русского
дома – избы. Воплощение в
конструкции и декоре избы
космогонических представлений –
представлений о порядке и
устройстве мира.
Конструкция избы и назначение
ее частей. Единство красоты и
пользы. Единства функциональных
и духовных смыслов.
Украшения избы и их
назначение. Магические
представления как поэтические
образы мира.
Различные виды изб. Традиции
конструирования и декора избы в
разных областях России.
Разнообразие сельских
деревянных построек: избы, ворота,
амбары, колодцы и т.д. Деревянная
храмовая архитектура. Красота
русского деревянного зодчества.
Задание: 1) изображение избы или
ее моделирование из бумаги
(объем, полуобъем); 2) создание
образа традиционной деревни:
коллективное панно или объемная
пространственная постройка из
бумаги (с объединением
индивидуально сделанных
деталей).
Материалы: гуашь, кисти, бумага
ножницы, резак, клей.
Объяснять особенности
конструкции русской избы и
назначение ее отдельных
элементов.
Изображать графическими
или живописными средствами
образ русской избы и других
построек традиционной
деревни.
Овладевать навыками
конструирования –
конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно
(объемный макет) способом
объединения индивидуально
сделанных изображений.
Овладевать навыками
коллективной деятельности,
работать организованно в
команде одноклассников под
руководством учителя.
Красота человека
Представление народа о красоте
человека, связанное с традициями
жизни и труда в определенных
природных и исторических
условиях.
Женский и мужской образы.
Сложившиеся веками
представления об умении держать
себя, одеваться.
Традиционная одежда как
выражение образа красоты
человека. Женский праздничный
костюм – концентрация народных
представлений об устройстве мира.
Конструкция женского и
мужского народных костюмов;
украшения и их значение. Роль
Приобретатьпредставление
об особенностях
национального образа мужской
и женской красоты.
Понимать и анализировать
конструкцию русского
народного костюма.
Приобретать опыт
эмоционального восприятия
традиционного народного
костюма.
Различать деятельность
каждого из Братьев-Мастеров
(Мастера Изображения,
Мастера Украшения и Мастера
Постройки) при создании
русского народного костюма.
8
головного убора. Постройка,
украшение и изображение в
народном костюме.
Образ русского человека в
произведениях художников (А.
Венецианов, И. Аргунов, В.
Суриков, В. Васнецов, В.
Тропинин, З. Серебрякова, Б.
Кустодиев).
Образ труда в народной
культуре. Воспевание труда в
произведениях русских
художников.
Задание 1. Изображение женских и
мужских образов в народных
костюмах.
Вариант задания: изготовление
кукол по типу народных тряпичных
или лепных фигур.
Задание 2. Изображение сцен труда
из крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага,
клей, ножницы.
Характеризовать и
эстетически оценивать
образы человека в
произведениях художников.
Создавать женские и мужские
народные образы (портреты).
Овладевать навыками
изображения фигуры человека.
Изображать сцены труда из
крестьянской жизни.
Народные
праздники
(обобщение темы)
Праздник – народный образ
радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных
праздников в жизни людей.
Календарные праздники:
осенний праздник урожая, ярмарка;
народные гулянья, связанные с
приходом весны или концом
страды и др.
Образ народного праздника в
изобразительном искусстве (Б.
Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и
др.).
Задание: создание
коллективного панно на тему
народного праздника (возможно
создание индивидуальных
композиционных работ). Тема
«Праздник» может быть
завершением коллективной работы,
которая велась в течение
нескольких занятий.
Материалы: гуашь, кисти,
склеенные листы бумаги (или
обои).
Эстетически оценивать
красоту и значение народных
праздников.
Знать и называть несколько
произведений русских
художников на тему народных
праздников.
Создавать индивидуальные
композиционные работы и
коллективные панно на тему
народного праздника.
Овладевать на практике
элементарными основами
композиции.
Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные
особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные
постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ,
9
символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород,
Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы.
Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и
окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения
частей при формировании образа.
Родной угол
Образ древнего русского города.
Значение выбора места для
постройки города. Впечатление,
которое производил город при
приближении к нему. Крепостные
стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в
формировании конструктивного
образа города. Понятия
«вертикаль» и «горизонталь», их
образное восприятие.
Знакомство с картинами русских
художников (А. Васнецов, И.
Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и
др.).
Задание: создание макета
древнерусского города
(конструирование из бумаги или
лепка крепостных стен и башен).
Вариант задания: изобразительный
образ города-крепости.
Материалы: бумага, ножницы,
клей или пластилин, стеки;
графические материалы.
Понимать и объяснять роль и
значение древнерусской
культуры.
Знать конструкцию
внутреннего пространства
древнерусского города
(кремль, торг, пасад).
Анализировать роль
пропорций в архитектуре,
понимать образное значение
вертикалей и горизонталей в
организации городского
пространства.
Знать картины художников,
изображающие древнерусские
города.
Создавать макет
древнерусского города.
Эстетически оценивать
красоту древнерусской
храмовой архитектуры.
Древние соборы
Соборы – святыни города,
воплощение красоты, могущества и
силы государства. Собор –
архитектурный и смысловой центр
города.
Конструкция ссимволика
древнерусского каменного храма,
смысловое значение его частей.
Постройка, украшение и
изображение в здании храма.
Соотношение пропорций и ритм
объемов в организации
пространства.
Задание: лепка или постройка
макета здания древнерусского
каменного храма (для макета
города).
Вариант задания: изображение
храма.
Материалы: пластилин, стеки или
бумага, коробки, ножницы, клей;
Получать представление о
конструкции здания
древнерусского каменного
храма.
Пониматьроль пропорций и
ритма в архитектуре древних
соборов.
Моделировать или
изображать древнерусский
храм (лепка или постройка
макета здания;
изобразительное решение).
10
гуашь, кисти, бумага.
Города Русской
земли
Организация внутреннего
пространства города. Кремль, торг,
пасад – основные структурные
части города. Размещение и
характер жилых построек, их
соответствие сельскому
деревянному дому с усадьбой.
Монастыри как произведения
архитектуры и их роль в жизни
древних городов.
Жители древнерусских городов,
соответствие их одежды
архитектурно-предметной среде.
Единство конструкции и декора.
Задание: моделирование жилого
наполнения города, завершение
постройки макета города
(коллективная работа).
Вариант задания: изображение
древнерусского города (внешний
или внутренний вид города).
Материалы: бумага, коробки,
ножницы, клей; тушь, палочка или
гуашь, кисти.
Знать и называть основные
структурные части города,
сравнивать и определять их
функции, назначение.
Изображать и моделировать
наполненное жизнью людей
пространство древнерусского
города.
Учиться понимать красоту
исторического образа города и
его значение для современной
архитектуры.
Интересоваться историей
своей страны.
Древнерусские
воины-защитники
Образ жизни людей
древнерусского города; князь и его
дружина, торговый люд. Одежда и
оружие воинов: их форма и
красота. Цвет в одежде,
символические значения
орнаментов.
Развитие навыков ритмической
организации листа, изображения
человека.
Задание: изображение
древнерусских воинов, княжеской
дружины.
Материалы: гуашь и кисти или
мелки, бумага.
Знать и называть картины
художников, изображающих
древнерусских воинов –
защитников Родины (В.
Васнецов, И. Билибин, П.
Корин и др.).
Изображать древнерусских
воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками
изображения фигуры человека.
Новгород, Псков,
Владимир и
Суздаль. Москва
Общий характер и
архитектурное своеобразие разных
городов. Старинный
архитектурный образ Новгорода,
Пскова, Владимира, Суздаля (или
других территориально близких
городов). Архитектурная среда и
памятники древнего зодчества
Москвы.
Особый облик города,
сформированный историей и
характером деятельности жителей.
Уметь анализировать
ценность и неповторимость
памятников древнерусской
архитектуры.
Воспринимать и эстетически
переживать красоту городов,
сохранивших исторический
облик, – свидетелей нашей
истории.
Выражать свое отношение к
архитектурным и
историческим ансамблям
11
Расположение города, архитектура
знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве:
Покровский собор (храм Василия
Блаженного) на Красной площади,
каменная шатровая церковь
Вознесения в Коломенском.
Памятники архитектуры в других
городах.
Задание: беседа- путешествие –
знакомство с исторической
архитектурой города.
Вариант задания: живописное или
графическое изображение
древнерусского города (это
особенно уместно, если на
предыдущих уроках дети
занимались постройкой).
Материалы: гуашь, кисти, бумага
или мелки, монотипия.
древнерусских городов.
Рассуждать об общем и
особенном в древнерусской
архитектуре разных городов
России.
Уметь объяснять значение
архитектурных памятников
древнего зодчества для
современного общества.
Создавать образ
древнерусского города.
Узорочье теремов
Рост и изменение назначения
городов – торговых и ремесленных
центров. Богатое украшение
городских построек. Терема,
княжеские дворцы, боярские
палаты, городская усадьба. Их
внутреннее убранство. Резные
украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в
орнаментах (преобладание
растительных мотивов).
Сказочность и цветовое богатство
украшений.
Задание: изображение интерьера
теремных палат.
Материалы: листы бумаги для
панно (бумага тонированная или
цветная), гуашь, кисти.
Иметь представление о
развитии декора городских
архитектурных построек и
декоративном украшении
интерьеров (теремных палат).
Различать деятельность
каждого из Братьев-Мастеров
(Мастер Изображения, Мастер
Украшения и Мастер
Постройки) при создании
теремов и палат.
Выражать в изображении
праздничную нарядность,
узорочье интерьера терема
(подготовка фона для
следующего задания).
Пир в теремных
палатах
(обобщение темы)
Роль постройки, украшения и
изображения в создании образа
древнерусского города.
Праздник в интерьере царских
или княжеских палат: изображение
участников пира (бояре, боярыни,
музыканты, царские стрельцы,
прислужники); ковши и другая
посуда на праздничных столах.
Длиннополая боярская одежда с
травяными узорами.
Стилистическое единство
костюмов людей и облика
архитектуры, убранства
Понимать роль постройки,
изображения, украшения при
создании образа
древнерусского города.
Создавать изображения на
тему праздничного пира в
теремных палатах.
Создавать многофигурные
композиции в коллективных
панно.
Сотрудничать в процессе
создания общей композиции.
12
помещений.
Значение старинной
архитектуры для современного
человека.
Задание: создание праздничного
панно «Пир в теремных палатах»
как обобщенного образа народной
культуры (изображение и
вклеивание персонажей, предметов;
аппликация).
Вариант задания: индивидуальные
изображения пира (гуашь).
Материалы: гуашь, кисти, бумага,
ножницы, клей.
Каждый народ – художник (11 ч)
Представление о богатстве художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной
культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их
роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и
устройстве мира. Художественная красота – это пространственно-предметный мир, в
котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам.
Формирование понимания единства культуры человека и способности искусства
объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Страна
восходящего
солнца. Образ
художественной
культуры Японии
Художественная культура
Японии очень целостна, экзотична
и в то же время вписана в
современный мир.
Особое поклонение природе в
японской культуре. Умение видеть
бесценную красоту каждого
маленького момента жизни,
внимание к красоте деталей, их
многозначность и символический
смысл.
Японские рисунки-свистки.
Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции
любования, созерцания природной
красоты.
Традиционные постройки.
Легкие сквозные конструкции
построек с передвижными
ширмами, отвечающие
потребности быть в постоянном
контакте с природой.
Храм-пагода. Изящная
конструкция пагоды,
напоминающая дерево.
Образ женской красоты –
изящные ломкие линии,
Обрести знания о
многообразии представлений
мира о красоте.
Иметь интерес к иной и
необычной художественной
культуре.
Иметь представления о
целостности и внутренней
обоснованности различных
художественных культур.
Воспринимать эстетический
характер традиционного для
Японии понимания красоты
природы.
Иметь представление об
образе традиционных японских
построек и конструкции здания
храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные
представления о красоте
русской и японской женщин.
Понимать особенности
изображения, украшения и
постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через
детали, характерные для
японского искусства (ветка
13
изобразительный орнамент росписи
японского платья-кимоно,
отсутствие интереса к
индивидуальности лица.
Графичность, хрупкость и
ритмическая асимметрия –
характерные особенности
японского искусства.
Традиционные праздники:
«Праздник цветения вишни-
сакуры», «Праздник хризантем» и
др.
Особенности изображения,
украшения и постройки в искусстве
Японии.
Задание 1. Изображение природы
через характерные детали.
Материалы: листы мягкой (можно
оберточной) бумаги, обрезанные
как свисток, акварель (или жидко
взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
Задание 2. Изображение японок в
кимоно, передача характерных черт
лица, прически, волнообразного
движения фигуры.
Вариант задания: выполнение в
объеме и полу-объеме бумажной
куклы в кимоно.
Задание 3.Создание
коллективного панно « Праздник
цветения вишни-сакуры» или
«Праздник хризантем»
(плоскостной или
пространственный коллаж.
Материалы: большие листы
бумаги, гуашь или акварель,
пастель, карандаши, ножницы,
клей.
дерева с птичкой, цветок с
бабочкой, трава с кузнечиками,
стрекозами; ветка цветущей
вишни на фоне тумана,
дальних гор), развивать
живописные и графические
навыки.
Создавать женский образ в
национальной одежде в
традициях японского
искусства.
Создавать образ праздника в
Японии в коллективном панно.
Приобретать новые навыки в
изображении природы и
человека, новые
конструктивные навыки, новые
композиционные навыки.
Приобретать новые умения в
работе с выразительными
средствами художественных
материалов.
Осваивать новые эстетические
представления о поэтической
красоте мира.
Народы гор и
степей
Разнообразие природы нашей
планеты и способность человека
жить в самых разных природных
условиях. Связь художественного
образа культуры с природными
условиями жизни народа.
Изобретательность человека в
построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие
вверх каменные постройки с
плоскими крышами. Крепостной
характер поселений. Традиции, род
занятий людей; костюм и
орнаменты.
Понимать и объяснять
разнообразие и красоту
природы различных регионов
нашей страны, способность
человека, живя в самых разных
природных условиях, создавать
свою самобытную
Художественную культуру.
Изображать сцены жизни
людей в степи и в горах,
передавать красоту пустых
пространств и величия горного
пейзажа.
Овладевать живописными
14
Художественные традиции в
культуре народов степей. Юрта как
произведение архитектуры. Образ
степного мира в конструкции
юрты. Утварь и кожаная посуда.
Орнамент и его значение;
природные мотивы орнамента, его
связь с разнотравным ковром
степи.
Задание: изображение жизни в
степи и красоты пустых
пространств (развитие живописных
навыков).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
навыками в процессе создания
самостоятельной творческой
работы.
Города в пустыне
Города в пустыне. Мощные
портально-купольные постройки с
толстыми стенами из глины, их
сходство со станом кочевников.
Глина – главный строительный
материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол,
торжественно украшенный
огромный вход – портал.
Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер
культуры. Лазурные узорчатые
изразцы. Сплошная вязь
орнаментов и ограничения на
изображения людей.
Торговая площадь – самое
многолюдное место города.
Задание: создание образа
древнего среднеазиатского города
(аппликация на цветной бумаге или
макет основных архитектурных
построек).
Материалы: цветная бумага,
мелки, ножницы, клей.
Характеризовать особенности
художественной культуры
Средней Азии.
Объяснять связь
архитектурных построек с
особенностями природы и
природных материалов.
Создавать образ древнего
среднеазиатского города.
Овладевать навыками
конструирования из бумаги и
орнаментальной графики.
Древняя Эллада
Особое значение искусства
Древней Греции для культуры
Европы и России.
Образ греческой природы.
Мифологические представления
древних греков. Воплощение в
представлениях о богах образа
прекрасного человека: красота его
тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его
соразмерность, гармония с
природой. Храм как совершенное
произведение разума человека и
украшение пейзажа. Конструкция
Эстетически воспринимать
произведения искусства
Древней Греции, выражать
свое отношение к ним.
Уметь отличать
древнегреческие скульптурные
и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать
отличительные черты и
конструктивные элементы
древнегреческого храма,
изменение образа при
изменении пропорций
постройки.
15
храма. Древнегреческий ордер и
его типы. Афинский Акрополь –
главный памятник греческой
культуры. Гармоническое согласие
всех видов искусств в едином
ансамбле.
Конструктивность в греческом
понимании красоты мира. Роль
пропорций в образе построек.
Красота построения
человеческого тела – «архитектура»
тела, воспетая греками.
Скульптура. Восхищение
гармоничным человеком –
особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи.
Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры,
праздник Великих Панафиней.
Особенности изображения,
украшения и постройки в искусстве
древних греков.
Задание: изображение греческих
храмов (полу-объемные и плоские
аппликации) для панно или
объемное моделирование из
бумаги; изображение фигур
олимпийских спортсменов и
участников праздничного шествия;
создание коллективного панно
«Древнегреческий праздник»
(пейзаж, храмовые постройки,
праздничное шествие или
Олимпийские игры).
Материалы: бумага, ножницы,
клей, гуашь, кисти.
Моделировать из бумаги
конструкцию греческих
храмов.
Осваивать основы
конструкции, соотношение
основных пропорций фигуры
человека.
Изображать олимпийских
спортсменов (фигуры в
движении) и участников
праздничного шествия (фигуры
в традиционных одеждах).
Создавать коллективное панно
на тему древнегреческих
праздников.
Европейские
города
Средневековья
Образ готических городов
средневековой Европы. Узкие
улицы и сплошные фасада
каменных домов.
Образ готического храма. Его
величие и устремленность вверх.
Готические витражи и
производимое ими впечатление.
Портал храма. Средневековая
скульптура.
Ратуша и центральная площадь
города.
Городская толпа и сословное
разделение людей. Ремесленные
цеха, их эмблемы и одежды.
Средневековые готические
Видеть и объяснять единство
форм костюма и архитектуры,
общее в их конструкции и
украшениях.
Использовать выразительные
возможности пропорций в
практической творческой
работе.
Создавать коллективное
панно.
Использовать и развивать
навыки конструирования из
бумаги (фасад храма).
Развивать навыки
изображения человека в
условиях новой образной
16
костюмы, их вертикальные линии,
удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и
архитектуры, общее в их
конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над
панно «Площадь средневекового
города» (или «Праздник цехов
ремесленников на городской
площади») с подготовительными
этапами изучения архитектуры,
одежды человека и его окружения
(предметный мир).
Материалы: цветная и
тонированная бумага, гуашь, кисти
(или пастель), ножницы, клей.
системы.
Многообразие
художественных
культур в мире
(обобщение темы)
Художественные культуры мира
– это пространственно-предметный
мир, в котором выражается душа
народа.
Влияние собственной природы
на характер традиционных
построек, гармонию жилья с
природой, образ красоты человека,
народные праздники (образ
благополучия, красоты, счастья в
представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему
«Каждый народ – художник».
Понимание разности творческой
работы в разных культурах.
Осознавать цельность каждой
культуры, естественную
взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать о богатстве и
многообразии художественных
культур народов мира.
Узнавать по предъявляемым
произведениям
художественные культуры, с
которыми знакомились на
уроках.
Соотносить особенности
традиционной культуры
народов мира в высказываниях,
эмоциональных оценках,
собственной художественно-
творческой деятельности.
Осознать как прекрасное то,
что человечество столь богато
разными художественными
культурами.
Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для
всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в
искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность
сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей,
духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к
поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его
внутренний мир и представления о жизни.
Материнство
В искусстве всех народов есть
тема воспевания материнства –
матери, дающей жизнь. Тема
материнства – вечная тема в
искусстве.
Великие произведения
Узнавать и приводить
примеры произведений
искусства, выражающих
красоту материнства.
Рассказывать о своих
впечатлениях от общения с
17
искусства на тему материнства:
образ Богоматери в русском и
западноевропейском искусстве,
тема материнства в искусстве
XXвека.
Развитие навыков творческого
восприятия произведений
искусства и навыков
композиционного изображения.
Задание: изображение (по
представлению) матери и дитя, их
единства, ласки т.е. отношения
друг к другу.
Материалы: гуашь, кисти или
пастель, бумага.
произведениями искусства,
анализировать выразительные
средства произведений.
Развивать навыки
композиционного
изображения.
Изображать образ
материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления от
произведений искусства и
жизни.
Мудрость
старости
Красота внешняя и красота
внутренняя, выражающая богатство
духовной жизни человека.
Красота связи поколений,
мудрости доброты. Уважение к
старости в традициях
художественной культуры разных
народов.
Выражение мудрости старости в
произведениях искусства (портреты
Рембранта, автопортреты Леонардо
да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Задание: изображение любимого
пожилого человека, передача
стремления выразить его
внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки,
пастель, бумага.
Развивать навыки
восприятия произведений
искусства.
Наблюдать проявления
духовного мира в лицах
близких людей.
Создавать в процессе
творческой работы
эмоционально выразительный
образ пожилого человека
(изображение по
представлению на основе
наблюдений).
Сопереживание
Искусство разных народов несет
в себе опыт сострадания,
сочувствия, вызывает
сопереживание зрителя. Искусство
воздействует на наши чувства.
Изображение печали и
страдания в искусстве. Через
искусство художник выражает свое
сочувствие страдающим, учит
сопереживать чужому горю,
чужому страданию.
Искусство служит единению
людей в преодолении бед и
трудностей.
Задание: создание рисунка с
драматическим сюжетом,
придуманным автором (больное
животное, погибшее дерево и т.п.).
Материалы: гуашь (черная или
Уметь объяснять,
рассуждать, как в
произведениях искусства
выражается печальное и
трагическое содержание.
Эмоционально откликаться
на образы страдания в
произведениях искусства,
пробуждающих чувства печали
и участия.
Выражать
художественными средствами
свое отношение при
изображении печального
события.
Изображать в
самостоятельной творческой
работе драматический сюжет.
18
белая), кисти, бумага.
Герои-защитники
Все народы имеют своих героев-
защитников и воспевают их в своем
искусстве.
В борьбе за свободу,
справедливость все народы видят
проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве
разных народов. Памятники
героям. Монументы славы.
Задание: лепка эскиза памятника
герою.
Материалы: пластилин, стеки,
дощечка.
Приобретать творческий
композиционный опыт в
создании героического образа.
Приводить примеры
памятников героям Отечества.
Приобретать творческий
опыт создания проекта
памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками
изображения в объеме,
навыками композиционного
построения в скульптуре.
Юность и
надежды
Тема детства, юности в
изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов
присутствует мечта, надежда на
светлое будущее, радость
молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений,
изображающих юность в русском и
европейском искусстве.
Задание: изображение радости
детства, мечты о счастье, подвигах,
путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь, кисти или
мелки, бумага.
Приводить примеры
произведений
изобразительного искусства,
посвященных теме детства,
юности, надежды, уметь
выражать свое отношение к
ним.
Выражать художественными
средствами радость при
изображении темы детства,
юности, светлой мечты.
Развивать композиционные
навыки изображения и
поэтического видения жизни.
Искусство
народов мира
(обобщение темы)
Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений
станкового искусства – духовная
работа, творчество зрителя,
влияющее на его внутренний мир и
представления о жизни.
Роль искусства в жизни
человека. Многообразие образов
красоты и единство нравственных
ценностей в произведениях
искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям
понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих
работ. Творческий отчет для
родителей. Обсуждение своих
работ и работ одноклассников.
Объяснять и оценивать свои
впечатления от произведений
искусства разных народов.
Узнавать и называть, к
каким художественным
культурам относятся
предлагаемые (знакомые по
урокам) произведения
искусства и традиционной
культуры.
Рассказывать об
особенностях художественной
культуры разных ( знакомых по
урокам) народов, об
особенностях понимания ими
красоты.
Объяснять, почему
многообразие художественных
культур (образов красоты)
является богатством и
ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать
свои работы и работы
одноклассников с позиций
19
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ
совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных
действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном
тематическом планировании в графе «Характеристика основных
видов деятельности ученика» (на уровне учебных действий). В связи с
этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а
выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать
соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая
работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной
теме в качестве контрольного мероприятия.
творческих задач, с точки
зрения выражения содержания
в работе.
Участвовать в обсуждении
выставки.
20
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Данную рабочую программу реализует УМК «Школа России» для 1-4
классов:
1. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений Л.А. Неменская, под ред.
Б.М. Неменского, – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
2. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. Школа России. – М.:
Просвещение, 2014.
3. Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки.
Неменский Б. М., Коротеева Е. И. – М.: Просвещение, 2014.
4.
Информационные ресурсы:
⎯ Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры.
Энциклопедия мифологии. Библиотека. (http://smallbay.ru/)
⎯ "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина" История. Коллекции и проч. (http://www.museum.ru/)
⎯ "Государственный Русский музей" Санкт-Петербург История.
Выставки. Коллекции. Реставрация. (http://www.rusmuseum.ru/)
⎯ Лучшие музеи Европы и мира(http://www.kontorakuka.ru)
⎯ Поисковая система (http://www.google.ru/)
⎯ Презентациипоэтапной росписи. Фрагменты народной музыки.
Видеоролики о народной игрушке (http://www.1-kvazar.ru/)
⎯ Преподавание МХК и ИЗО
(http://festival.1september.ru/articles/subjects/28)
⎯ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru/)
⎯ Электронная версия журнала «Искусство». Сайт для учителей «Я иду
на урок МХК»(http://art.1september.ru/)
⎯ "Эрмитаж" История. Шедевры. Выставки, Обучение и образование и
др. (www.hermitagemuseum.org)
⎯ Энциклопедия искусств. На сайте выложенные для чтения два тома
(1956, 1961) известной энциклопедии в 6-ти томах "Всеобщая история
искусств". (http://artyx.ru)
21
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №483
с углубленным изучением информатики
Выборгского района Санкт-Петербурга
Принято
Педагогическим советом ГБОУ
школа №483 Выборгского района
Санкт-Петербурга
(протокол от __________. № __)
Утверждаю
Директор ГБОУ школа № 483
Выборгского района Санкт-Петербурга
__________А.Г. Кучерова
Приказ от ___ августа 2020г. № ____
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
по изобразительному искусству
для 4 класса
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составитель: Котягова Н.П.
Санкт-Петербург
2020
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Характеристика видов деятельности
учащихся
Контроль
Планируемые результаты
обучения
Дата по
плану
Дата
факт.
Истоки родного искусства (8 часов)
1
Пейзаж родной
земли.
Учебник с. 6-13,
14 –19
Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы
разных климатических зон. Изображать
характерные особенности пейзажа родной
природы. Использовать выразительные средства
живописи для создания образов природы.
Изображать российскую природу (пейзаж).
Практическая работа:
выполнение деревенского пейзажа по
представлению.
Практическая
работа,
карандаш
Воспринимать и эстетически
оценивать красоту природы
родной земли. Давать
эстетические характеристики
различных пейзажей —
среднерусского, горного,
степного, таежного и др.
Учиться видеть
разнообразие природной
среды и называть особенно-
сти среднерусской природы.
Называть характерные черты
родного для ребенка пейзажа.
Овладевать живописными
навыками работы гуашью.
2
Пейзаж родной
земли.
Учебник с. 14 –19
Использовать выразительные средства живописи
для создания образов природы. Изображать
российскую природу (пейзаж).
Практическая работа:
изображение деревни в природной среде,
завершение работы в цвете.
Практическая
работа,
завершение
3
Деревня –
деревянный мир.
Учебник с. 20 – 33
Рассуждать о роли природных условий в
характере традиционной культуры народа. Рас-
сказывать об избе, как образе традиционного
русского дома.
Рассказывать о воплощении в конструкции и
декоре избы космогонических представлений —
представлений о порядке и устройстве мира.
Практическая
работа,
проект,
работа в
группах
Воспринимать и эстетически
оценивать красоту русского
деревянного зодчества.
Учиться видеть традици-
онный образ деревни и
понимать• связь человека с
окружающим миром
23
Объяснять конструкцию избы и назначение её
частей.
Понимать единство красоты и пользы, единство
функциональных и духовных смыслов.
Рассказывать об украшениях избы и их
значениях.
Характеризовать значимость гармонии
постройки с окружающим ландшафтом.
Изображать избу или моделировать её из бумаги
(объём, полуобъём).
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага;
ножницы, резак, клей.
Практическая работа:
конструирование из бумаги избы.
природы.
Называть природные ма-
териалы для постройки, роль
дерева.
Объяснять особенности
конструкции русской избы и
назначение ее отдельных
элементов: венец, клеть, сруб,
двускатная крыша.
Овладевать навыками
конструирования —
конструировать макет избы.
Учиться изображать
графическими или живопис-
ными средствами образ
русской избы.
4
Деревня -
деревянный мир.
Учебник с. 20-33
Рассказывать о деревянной храмовой
архитектуре. Раскрывать традиции
конструирования и декора избы в разных облас-
тях России. Создавать образ традиционной
деревни: коллективное панно или объёмная
пространственная постройка из бумаги (с
объединением индивидуально сделанных
деталей).
Практическая работа:
создание образа традиционной деревни.
Практическая
работа,
проект,
работа в
группах,
завершение
Называть различные виды
изб.
Объяснять разнообразие
сельских деревянных
построек: избы, ворота, амба-
ры, колодцы, избы и других
построек традиционной
деревни и т. д.
Видеть красоту русского
деревянного зодчества.
Понимать значение слова
«зодчество».
Учиться создавать
коллективное панно
(объёмный макет) способом
объединения индивидуально
сделанных изображений.
24
5
Красота
человека.
Учебник с. 34 – 39
Объяснять представление народа о красоте
человека, связанное с традициями жизни и труда
в определенных природных и исторических
условиях.
Приобретать опыт эмоционального восприятия
традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из Братьев-
Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Укра-
шения и Мастера Постройки) при создании
русского народного костюма.
Размышлять о традиционной одежде как о
выражении образа красоты человека.
Рассматривать женский праздничный костюм как
концентрацию народных представлений об
устройстве мира.
Изображать женские и мужские образы в
народных костюмах, использовать гуашь, кисти,
бумагу, клей, ножницы. (Вариант задания:
изготовление кукол по типу народных тряпичных
или лепных фигур.)
Практическая работа:
изображение русских женских образов, красоты,
мягкости, силы, нежности, русских женщин.
Практическая
работа
Приобретать представление
об особенностях
национального образа
мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать
конструкцию русского
народного костюма.
Овладевать навыками
изображения фигуры
человека.
6
Красота
человека.
Учебник с. 34 – 39
Характеризовать и эстетически оценивать образы
человека-труженика в произведениях
художников (А. Венецианов),
И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В.
Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Рассуждать об образе труда в народной культуре.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Практическая работа:
изображение мужских образов (пахаря, богатыря,
их силы и мужества).
Практическая
работа
Учиться изображать сцены
труда из крестьянской жизни.
25
7
Народные
праздники.
Учебник с. 40 – 41
Рассказывать о празднике как о народном образе
радости и счастливой жизни.
Понимать роль традиционных народных
праздников в жизни людей.
Изображать календарные праздники
(коллективная работа - панно): осенний праздник
урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с
приходом весны или концом страды и др.,
используя гуашь, кисти, листы бумаги (или
обои), (возможно создание индивидуальных ком-
позиционных работ).
Практическая работа:
выполнение предварительного рисунка для панно
«Ярмарка в русском городе» (коллективная
работа).
Практическая
работа
Эстетически оценивать
красоту и значение народных
праздников.
Создавать индивидуальные
композиционные работы и
коллективные панно на тему
народного праздника.
Овладевать на практике
элементарными основами
композиции. Осваивать
алгоритм выполнения
коллективного панно на тему
народного праздника.
8
Народные
праздники
(обобщение темы).
Учебник с. 42 –43
Воспринимать и характеризовать образ
народного праздника в изобразительном
искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и
др.).
Продолжить работу по выполнению
коллективного панно на тему народного
праздника.
Практическая работа:
создание панно на тему народного праздника
«Ярмарка в русском городе».
Практическая
работа,
завершение,
тесты
Знать и называть несколько
произведений русских
художников на тему
народных праздников.
Создавать индивидуальные
композиционные работы и
коллективные панно на тему
народного праздника.
Овладевать на практике
элементарными основами
композиции.
Осваивать алгоритм вы-
полнения коллективного
панно на тему народного
праздника.
Древние города нашей земли (7 часов)
9
Родной угол.
Учебник с. 46 – 55
Характеризовать образ древнего русского города.
Объяснять значение выбора места для постройки
Практическая
работа,
Понимать и объяснять роль и
значение древнерусской
26
города.
Рассказывать о впечатлении, которое производил
город при приближении к нему.
Описывать крепостные стены и башни, въездные
ворота.
Объяснять роль пропорций в формировании
конструктивного образа города.
Знакомиться с картинами русских художников
(А.Васнецова, И. Билибин, Н.Рерих,
С.Рябушкин и др.).
Использовать материалы: бумага, ножницы, клей
или пластилин, стеки; графические материалы.
Практическая работа:
создание макета древнерусского города
(конструирование из бумаги или лепка
крепостных стен и башен). (Вариант задания:
изобразительный образ города-крепости).
проект
архитектуры.
Знать конструкцию
внутреннего пространства
древнерусского города
(кремль, торг, посад).
Анализировать роль
пропорций в архитектуре,
понимать образное значение
вертикалей и горизонталей в
организации городского
пространства.
Называть картины
художников, изображающих
древнерусские города.
Создавать макет
древнерусского города.
Эстетически оценивать
красоту древнерусской
храмовой архитектуры.
Понимать значения слов
«вертикаль» и «горизонталь».
10
Древние
соборы.
Учебник с. 54 – 55
Составлять рассказ о соборах как о святыни
города, воплощении красоты, могущества и силы
государства, как об архитектурном и смысловом
центре города.
Раскрывать особенности конструкции и
символики древнерусского каменного храма,
объяснять смысловое значение его частей.
Называть значение постройки, украшения и
изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью лепки или
постройки макета здания древнерусского
каменного храма, (вариант задания: изображение
Практическая
работа
Получать представление о
конструкции здания
древнерусского каменного
храма.
Понимать роль пропорций и
ритма в архитектуре древних
соборов.
Моделировать или
изображать древнерусский
храм (лепка или постройка
макета здания; изобразитель-
ное решение).
27
храма).
Использовать материалы: пластилин, стеки,
коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу.
Использовать материалы: пластилин, стеки,
коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу.
Практическая работа:
лепка или постройка макета здания
древнерусского каменного храма (для макета
города).(Вариант задания: изображение
древнерусского храма).
11
Города
Русской земли.
Учебник с. 56 – 59
Называть основные структурные части города:
Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении
и характере жилых построек, их соответствии
сельскому деревянному дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о произведении
архитектуры и их роли "в жизни древних
городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов,
о соответствии их одежды архитектурно-
предметной среде.
Выполнять коллективную работу: моделирование
жилого наполнения города, завершение
постройки макета города. Вариант задания:
изображение древнерусского города (внешний
или внутренний вид города).
Использовать материалы: бумагу, коробки,
ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.
Практическая работа:
изображение древнерусского города (внешний
или внутренний вид города).
Практическая
работа
Называть основные
структурные части города,
сравнивать и определять их
функции, назначение.
Изображать и моделировать
наполненное жизнью людей
пространство древнерусского
города.
Учиться понимать красоту
исторического образа города
и его значение для
современной архитектуры.
Интересоваться историей
своей страны.
12
Древнерусские
воины-защитники.
Рассказывать об образе жизни людей
древнерусского города; о князе и его дружине, о
торговом люде.
Практическая
работа
Называть картины
художников, изображающих
древнерусских воинов —
28
Характеризовать одежду и оружие воинов: их
форму и красоту.
Определять значение цвета в одежде,
символические значения орнаментов.
Развивать навыки ритмической организации
листа, изображения человека. Использовать
материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу.
Практическая работа:
изображение древнерусских воинов, княжеской
дружины.
защитников Родины (В.
Васнецов, И. Билибин, П.
Корин и др.).
Изображать древнерусских
воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками
изображения фигуры
человека.
13
Великий Новгород.
Псков.
Владимир и
Суздаль.
Москва.
Учебник с. 60 – 70
Определять общий характер и архитектурное
своеобразие разных городов.
Рассказывать о старинном архитектурном образе
Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или
других территориально близких городов).
Характеризовать особый облик города,
сформированный историей и характером
деятельности жителей.
Рассказывать о храмах-памятниках в Москве: о
Покровском соборе (храм Василия Блаженного)
на Красной площади, о каменной шатровой
церкви Вознесения в Коломенском.
Беседа-путешествие — знакомство с
исторической архитектурой города.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу
или мелки.
Практическая работа:
живописное или графическое изображение
древнерусского города.
Практическая
работа
Анализировать ценность и
неповторимость памятников
древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически
переживать красоту городов,
сохранивших исторический
облик, — свидетелей нашей
истории.
Выражать свое отношение к
архитектурным и
историческим ансамблям
древнерусских городов.
Рассуждать об общем и
особенном в древнерусской
архитектуре разных городов
России.
Объяснять значение
архитектурных памятников
древнего зодчества для
современного общества.
Создавать образ
древнерусского города.
29
14
Узорочье
теремов.
Учебник с. 71 – 73
Рассказывать о росте и изменении назначения
городов — торговых и ремесленных центров.
Иметь представление о богатом украшении
городских построек, о теремах, княжеских
дворцах, боярских палатах, городских усадьбах.
Объяснять отражение природной красоты в
орнаментах (преобладание растительных
мотивов).
Использовать материалы: листы бумаги для
панно (бумага тонированная или цветная), гуашь,
кисти.
Практическая работа:
изображение интерьера теремных палат.
Практическая
работа
Иметь представление о
развитии декора городских
архитектурных построек и
декоративном украшении ин-
терьеров (теремных палат).
Различать деятельность
каждого из Братьев-Мастеров
(Мастер Изображения,
Мастер Украшения и Мастер
Постройки) при создании
теремов и палат.
Выражать в изображении
праздничную нарядность,
узорочье интерьера терема
(подготовка фона для сле-
дующего задания).
Понимать значение слова
«изразцы».
15
Пир в теремных
палатах (обобщение
темы).
Учебник с. 74 –77
Объяснять роль постройки, украшения и
изображения в создании образа древнерусского
города.
Изображать праздник в интерьере царских или
княжеских палат, участников пира (бояр,
боярынь, музыкантов, царских стрельцов,
прислужников).
Изображать посуду на праздничных столах.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу,
ножницы, клей.
Практическая работа:
создание панно «Пир в теремных палатах»
(изображение и вклеивание персонажей,
предметов; аппликация).
Практическая
работа,
тесты
Понимать роль постройки,
изображения, украшения при
создании образа
древнерусского города.
Создавать изображения на
тему праздничного пира в
теремных палатах.
Создавать многофигурные
композиции в коллективных
панно.
30
Каждый народ - художник (11 часов)
16
Страна восхо-
дящего солнца.
Образ
художественной
культуры Японии.
Учебник с. 80 – 91
Рассказывать о художественной культуре
Японии, как об очень целостной, экзотичной и в
то же время вписанной в современный мир.
Умение видеть бесценную красоту каждого
маленького момента жизни, внимание к красоте
деталей, их многозначность и символический
смысл.
Рассказывать о традиционных постройках: о
легких сквозных конструкциях построек с пере-
движными ширмами, отвечающих потребности
быть в постоянном контакте с природой.
Изображать природу через характерные детали.
Использовать материалы: листы мягкой (можно
оберточной) бумаги, обрезанные как свиток,
акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая
кисть.
Практическая работа:
изображение природы через характерные детали.
Практическая
работа
Обрести знания о
многообразии представлений
народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и
необычной художественной
культуре.
Иметь представления о
целостности и внутренней
обоснованности различных
художественных культур.
Воспринимать эстетический
характер традиционного для
Японии понимания красоты
природы.
Иметь представление об
образе традиционных
японских построек и
конструкции здания храма
(пагоды).
Понимать особенности
изображения, украшения и
постройки в искусстве
Японии.
Изображать природу через
детали, характерные для
японского искусства (ветки
дерева с птичкой; цветок с ба-
бочкой; трава с кузнечиками,
стрекозами; ветка цветущей
вишни на фоне тумана,
дальних гор), развивать жи-
вописные и графические
31
навыки.
Приобретать новые навыки в
изображении природы, новые
конструктивные навыки,
новые композиционные
навыки.
Приобретать новые умения в
работе с выразительными
средствами художественных
материалов.
Осваивать новые
эстетические представления о
поэтической красоте мира.
17
Страна
восходящего солн-
ца. Образ ху-
дожественной
культуры Японии.
Учебник с. 80 –91
Характеризовать образ женской красоты —
изящные ломкие линии, изобразительный
орнамент росписи японского платья-кимоно,
отсутствие интереса к индивидуальности лица.
Называть характерные особенности японского
искусства: графичность, хрупкость и рит-
мическая асимметрия.
Изображать японок в кимоно, передавать
характерные черты лица, прически,
волнообразные движения фигуры.
Практическая работа:
изображение японок в кимоно. (Вариант задания:
выполнение в объёме или полу-объёме бумажной
куклы в кимоно).
Практическая
работа
Создавать женский образ в
национальной одежде в
традициях японского
искусства.
Сопоставлять традиционные
представления о красоте
русской и японской женщин.
Приобретать новые навыки в
изображении человека, новые
конструктивные навыки,
новые композиционные
навыки.
Осваивать новые
эстетические представления о
поэтической красоте мира.
18
Страна восхо-
дящего солнца.
Образ
художественной
культуры Японии.
Объяснять особенности изображения, украшения
и постройки в искусстве Японии. Называть
традиционные праздники: «Праздник цветения
вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Создавать коллективное панно «Праздник
Практическая
работа
Создавать образ праздника в
Японии в коллективном
панно.
Осваивать новые
эстетические представления о
32
Учебник с. 80-91
цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризан-
тем» (плоскостной или пространственный
коллаж).
Использовать материалы: большие листы бумаги,
гуашь или акварель, пастель, карандаши,
ножницы, клей.
Практическая работа:
создание коллективного панно «Праздник
цветения вишни-сакуры».
поэтической красоте мира.
19
Народы гор и
степей.
Учебник с. 92 – 101
Рассказывать о разнообразии природы нашей
планеты и способности человека жить в самых
разных природных условиях. Объяснять связь
художественного образа культуры с природными
условиями жизни народа.
Видеть изобретательность человека в построении
своего мира. Называть природные мотивы
орнамента, его связь с разнотравным ковром
степи. Изображать жизнь в степи и красоты
пустых пространств (развитие живописных
навыков). Использовать материалы: гуашь,
кисти, бумагу.
Практическая работа:
изображение жизни в степи и красоты пустых
пространств (развитие живописных навыков).
Практическая
работа
Понимать и объяснять
разнообразие и красоту
природы различных регионов
нашей страны, способность
человека, живя в самых
разных природных условиях,
создавать свою самобытную
художественную культуру.
Изображать сцены жизни
людей в степи и в горах,
передавать красоту пустых
пространств и величия
горного пейзажа.
Овладевать живописными
навыками в процессе
создания самостоятельной
творческой работы.
20
Народы гор и
степей.
Учебник с. 92 – 101
Продолжение работы. Изображать жизнь в степи
и красоты пустых пространств (развитие
живописных навыков).
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.
Практическая работа:
завершение работы.
Практическая
работа,
завершение
Изображать сцены жизни
людей в степи и в горах,
передавать красоту пустых
пространств и величия
горного пейзажа.
Овладевать живописными
навыками в процессе
33
создания самостоятельной
творческой работы.
21
Города в
пустыне.Учебник с.
103-109
Рассказывать о городах в пустыне.
Видеть орнаментальный характер культуры.
Создавать образ древнего среднеазиатского
города (аппликация на цветной бумаге или макет
основных архитектурных построек).
Использовать материалы: цветная бумагу, мелки,
ножницы, клей.
Практическая работа:
создание образа древнего среднеазиатского
города.
Практическая
работа
Характеризовать особенности
художественной культуры
Средней Азии. Объяснять
связь архитектурных по-
строек с особенностями
природы и природных
материалов.
Создавать образ древнего
среднеазиатского города.
Овладевать навыками
конструирования из бумаги и
орнаментальной графики.
22
Древняя
Эллада.
Учебник с.110 – 125
Рассказывать об особом значении искусства
Древней Греции для культуры Европы и России.
Определять храм как совершенное произведение
разума человека и украшение пейзажа.
Видеть красоту построения человеческого тела
— «архитектуру» тела, воспетую греками.
Изображать греческий храм (полу-объёмные или
плоские аппликации для панно или объёмное
моделирование из бумаги: изображать фигуры
олимпийских спортсменов и участников
праздничного шествия;
Использовать материалы: бумагу, ножницы,
клей; гуашь, кисти.
Практическая работа:
изображение греческих храмов (полу-объемные
или плоские аппликации) для панно.
Практическая
работа
Эстетически воспринимать
произведения искусства
Древней Греции, выражать
свое отношение к ним. Уметь
отличать древнегреческие
скульптурные и
архитектурные произведения.
Уметь характеризовать
отличительные черты и
конструктивные элементы
древнегреческого храма,
изменение образа при
изменении пропорций
постройки.
Моделировать из бумаги
конструкцию греческих
храмов.
23
Древняя
Эллада.
Рассказывать о повседневной жизни.
Называть праздники: Олимпийские игры,
Практическая
работа
Осваивать основы
конструкции, соотношение
34
Учебник с. 110-125
праздник Великих Панафиней.
Определять особенности изображения,
украшения и постройки в искусстве древних
греков.
Приобретать навыки создания коллективного
панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж,
храмовые постройки, праздничное шествие или
Олимпийские игры).
Использовать материалы: бумагу, ножницы,
клей; гуашь, кисти.
Практическая работа:
изображение олимпийских фигур; создание
коллективного панно «Древнегреческий
праздник».
основных пропорций фигуры
человека.
Изображать олимпийских
спортсменов (фигуры в
движении) и участников
праздничного шествия
(фигуры в традиционных
одеждах).
Создавать коллективные
панно на тему
древнегреческих праздников.
24
Европейские города
средневековья.
Учебник с. 126-135
Знакомиться с образом готических городов
средневековой Европы: узкие улицы и сплошные
фасады каменных домов.
Видеть красоту готического храма, его величие и
устремленность вверх, готические витражи и
производимое ими впечатление.
Рассказывать о ратуше и центральной площади
города, о городской толпе, сословном разделении
людей. Рассматривать средневековые готические
костюмы, их вертикальные линии, удлиненные
пропорции.
Практическая работа:
подготовительный этап: изучение архитектуры,
одежды человека и его окружение (предметный
мир) европейских городов средневековья.
Работа на
уроке
Видеть и объяснять единство
форм костюма и
архитектуры, общее в их
конструкции и украшениях.
Использовать выразительные
возможности пропорций в
практической творческой
работе.
Развивать навыки
изображения человека в
условиях новой образной си-
стемы.
Понимать значение
выражения «готический
стиль».
25
Европейские города
средневековья.
Учебник с.126-125
Видеть единство форм костюма и архитектуры,
общее в их конструкции и украшениях.
Создавать панно «Площадь средневекового
города» (или «Праздник цехов ремесленников на
Практическая
работа,
завершение
Создавать коллективное
панно.
Использовать и развивать
навыки конструирования из
35
городской площади»).
Использовать материалы: цветную и
тонированную бумагу, гуашь, кисти (или
пастель), ножницы, клей.
Практическая работа:
панно «Площадь средневекового города».
бумаги (фасад храма).
26
Многообразие
художественных
культур в мире
(обобщение темы).
Рассуждать о богатстве и многообразии
художественных культур народов мира.
Объяснять влияние особенностей природы на
характер традиционных построек, гармонию
жилья с природой, образ красоты человека,
народные праздники (образ благополучия,
красоты, счастья в представлении этого народа).
Осознать как прекрасное то, что человечество
столь богато разными художественными
культурами.
Понимать разности творческой работы в разных
культурах.
Практическая работа:
участвовать в выставке работ и беседе на тему
«Каждый народ — художник».
Работа на
уроке,
тесты
Осознавать цельность каждой
культуры, естественную
взаимосвязь ее проявлений.
Узнавать по предъявляемым
произведениям
художественные культуры, с
которыми знакомились на
уроках.
Соотносить особенности
традиционной культуры
народов мира в вы-
сказываниях, эмоциональных
оценках, собственной
художественно-творческой
деятельности.
Искусство объединяет народы (8 ч)
27
Материнство.
Учебник с.139 –143
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с
произведениями искусства, анализировать
выразительные средства произведений.
Развивать навыки творческого восприятия
произведений искусства и композиционного изо-
бражения.
Изображать (по представлению) образ матери и
дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к
другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или
пастель, бумага.
Практическая
работа
Узнавать и приводить
примеры произведений
искусств, выражающих
красоту материнства.
Изображать образ
материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления от
произведений искусства и
жизни.
36
Практическая работа:
изображение матери и дитя (по представлению).
28
Материнство.
Учебник с.139-143
Продолжение работы. Изображать (по
представлению) образ матери и дитя, их
единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти или
пастель, бумага.
Практическая работа:
изображение матери и дитя, завершение работы.
Практическая
работа,
завершение
Изображать образ
материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления от
произведений искусства и
жизни.
29
Мудрость
старости.
Учебник с.144 – 147
Наблюдать проявления духовного мира в лицах
близких людей.
Видеть выражение мудрости старости в
произведениях искусства (портреты Рембрандта,
автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и
т.д.). Создавать изображение любимого
пожилого человека, передавать стремление
выразить его внутренний мир. Использовать
материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.
Практическая работа:
изображение любимого пожилого человека.
Практическая
работа
Развивать навыки восприятия
произведений искусства.
Создавать в процессе
творческой работы
эмоционально выразитель-
ный образ пожилого человека
(изображение по
представлению на основе
наблюдений).
30
Сопереживание.
Учебник с.148 – 151
Рассуждать о том, что искусство разных народов
несет в себе опыт сострадания, сочувствия,
вызывает сопереживание зрителя.
Учиться видеть изображение печали и страдания
в искусстве.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом,
придуманным автором (больное животное,
погибшее дерево и т. п.).
Использовать материалы: гуашь (черная или
белая), кисти, бумага.
Практическая работа:
создание рисунка с драматическим сюжетом.
Практическая
работа
Уметь объяснять, рассуждать,
как в произведениях
искусства выражается
печальное и трагическое
содержание.
Эмоционально откликаться
на образы страдания в
произведениях искусства,
пробуждающих чувства пе-
чали и участия.
Выражать художественными
средствами свое отношение
при изображении печального
37
события.
Изображать в
самостоятельной творческой
работе драматический сюжет.
31
Герои-
защитники.
Учебник с.152 – 153
Рассуждать о том, что все народы имеют своих
героев-защитников и воспевают их в своем
искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Использовать материалы: пластилин, стеки,
дощечка.
Практическая работа:
лепка эскиза памятника герою.
Изделие
Приобретать творческий
композиционный опыт в
создании героического
образа.
Приводить примеры
памятников героям
Отечества.
Приобретать творческий
опыт создания проекта
памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками
изображения в объеме,
навыками композиционного
построения в скульптуре.
32
Юность и надежды.
Учебник с.154 – 155
Рассуждать о том, что в искусстве всех народов
присутствуют мечта, надежда на светлое
будущее, радость молодости и любовь к своим
детям. Выполнять изображение радости детства,
мечты о счастье, подвигах, путешествиях,
открытиях.
Использовать материалы: гуашь, кисти или
мелки, бумага.
Практическая работа:
изображение радости детства, мечты о счастье,
подвигах, путешествиях и открытиях.
Практическая
работа
Приводить примеры
произведений
изобразительного искусства,
посвященных теме детства,
юности, надежды, уметь
выражать свое отношение к
ним.
Выражать художественными
средствами радость при
изображении темы детства,
юности, светлой мечты.
Развивать композиционные
навыки изображения и
поэтического видения жизни.
38
33
Искусство народов
мира (обобщение
темы).
Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений
станкового искусства — духовная работа, творчество
зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления
о жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов
красоты и единство нравственных ценностей в произве-
дениях искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и
других людей.
Работа на
уроке,
тесты
Объяснять и оценивать свои
впечатления от произведений
искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким
художественным культурам
относятся предлагаемые
(знакомые по урокам)
произведения искусства и
традиционной культуры.
34
Искусство народов
мира (обобщение
темы).
Рассказывать об особенностях художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов,
об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие
художественных культур (образов красоты)
является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и
работы одноклассников с позиций творческих
задач, с точки зрения выражения содержания в
работе. Участвовать в обсуждении выставки.
Работа на
уроке
Объяснять и оценивать свои
впечатления от произведений
искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким
художественным культурам
относятся предлагаемые
(знакомые по урокам)
произведения искусства и
традиционной культуры.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2020-2023 год УМК «Школа России»
- Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс 2020-2023 год УМК «Школа России»
- Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс 2020-2023 год УМК «Школа России»
- Проверочные тесты по изобразительному искусству 8 класс
- Презентация к уроку рисования "Художник и зрелище"
- Конспект урока по изобразительному искусству "Изумрудный городок" 1 класс