Исследовательская работа "Магия цвета"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 10 с. Солдато-Александровского»
Исследовательская работа
по теме
«Магия цвета»
Работу выполнила
Ученица 5Б класса
Лукьянова Дарья
руководил проектом
учитель
изобразительного искусства
Григорьева С.П.
2017-2018 уч. год
Сл. 1
Моя исследовательская работа на тему: «Магия цвета»
Готовила проект: Лукьянова Дарья
Сл.2
Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.
Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки.
Физика изучает энергетическую природу цвета, математика способы
измерения цвета, биология значение цвета в жизнедеятельности животных
и растений.
О магическом воздействии на нас цвета мы слышали давно, но не когда
не задумывались, как это происходит.
Выдвижение гипотезы:
Цвет оказывает влияние на настроение человека.
Цвет характеризует картины художников.
Цель проекта:
Определить свойства цвета;
Выявить особенности цветового воздействия.
Ожидаемый результат:
Понять свойства цвета,
научиться находить гармоничное сочетание цветовой гаммы.
Что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы синие, другие
красные, а третьи зеленые?
Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи,
которые озаряют все на своем пути.
Сл. 3
Для художника видимый цветной мир это мир наших жизненных
переживаний, наших чувств и представлений о красоте.
Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно
влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета
человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы.
Наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком
художник, имеющий дело с красками.
Сл. 4
С в о й с т в а цвета.
- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью
отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть
какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Например, зеленое
тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает.
сл. 5
Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре
пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым)
составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов.
Сл. 6
Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр
поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных
пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до
черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»).
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному
признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый).
Сл. 7
Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные.
К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-
голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов
получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по
ассоциации с цветом неба, воды и льда.
Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в
различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть
отнесены то к теплым, то к холодным.
Сл. 8
Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому
хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси
с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие
пары цветов называются дополнительными.
Сл. 9
Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к
желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких
дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально
противоположно.
- В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий -
принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак,
желтый кадмий и берлинская лазурь.
Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему:
желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к красному), синий и
красный - фиолетовый (дополнительный к желтому), красный и желтый -
оранжевый (дополнительный к синему).
Цвета, составленные из основных, называются составными.
Понятие о ц в е т о в о м к о н т р а с т е .
Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить
хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень
заметный хроматический оттенок, в данном случае красный.
Сл. 10
Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от-
тенка на сером) называются контрастными.
Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве,
зрительно усиливают друг друга по насыщенности
Сл. 11
При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или
желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возникает, наоборот,
впечатление уменьшения насыщенности обоих.
Сл. 12
Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления
цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и
изменять оттенок любого хроматического цвета, зрительно повышая или
понижая его насыщенность.
Заключение.
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и
комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к
логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает
подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в
цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу,
успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно
влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике
человека, а именно:
вызывают какую-либо реакцию:
подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или
холодную среду; отражают времена года и т.д.;
имеют физиологические последствия, как положительные или
отрицательные оптические раздражители;
прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и
т.п.
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и
комфорта или возбуждать и тревожить.
Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет
способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое)
отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете
происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета
преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом
изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя)
с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у
нас этот объект.
Цвет мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во
многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы
нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом
своем качестве он становится очень привлекательным средством для
психологических манипуляций. Соответственно современный человек
должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику,
чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.
4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.
5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд.
«Вече: Персей», 1996.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,
2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).
8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.
9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.
«ЭКСМО-Пресс», 1998.
10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.
«Питер», 1995.
11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html
12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html
13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/