Презентация "Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства"

Подписи к слайдам:

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В СТАНОВЛЕНИИ

И УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Автор работы: Хачпанова М.В. – зав.библиотекой

БМОУ СОШ №7 г. Балаково Саратовской области. Образование: учитель русского языка и лит-ры; также закончила курсы от Саратовского пед. университета и Саратовской епархии по темам«История мировых религий» и «Основы православной культуры»

Цель: Задачи:
  • развитие умения проведения исследовательской работы, сбора и систематизации материала;
  • формирование сознания и гражданственной позиции современных россиян, знающих историю своей большой и малой родины, гордых причастностью к ее героическому прошлому;
  • воспитание патриотизма , гражданской ответственности и толерантности.
Есть такой уголок в нашей школе - «История Русской Православной Церкви»
  • 2012 год объявлен Президентом РФ Д.А.Медведевым Годом российской истории. Невозможно представить нашу страну без «Троицы» А.Рублева, золотых куполов, малинового звона храмов… За Русь святую и веру православную более тысячи лет поднимались предки на бой с бесчисленными завоевателями….
  • Со второго полугодия в школах введено преподавание основ религии и светской этики. Предмет новый, но интересный. Россия – страна с древними православными традициями.
  • Захотелось узнать подробнее об истории русского православия, сыгравшего огромную роль в становлении и укреплении нашего государства.
  • Актив 10 «А» класса под руководством зав.школьной библиотеки с января 2012 г. начал работу по сбору материалов. Были собраны книги, открытки, фотоальбомы, диски. Буквально в считанные недели собралось столько материалов, что получилась целая экспозиция, посвященная истории Русской Православной Церкви. В школе пока нет музея – нет свободного помещения, но в кабинете истории, где сейчас ведется преподавание основ религии, нам под уголок выделено было место, где мы и разместили свою экспозицию. Она у учащихся разных параллелей нашей школы вызывает большой интерес. Тематика собранного в довольно короткий срок материала оказалась настолько обширной, что многое из собранного, из-за недостатка выделенного под уголок места , пока хранится в папках, на дисках. Примечательно, что все это не лежит «мертвым грузом», а «работает»: наши ребята-экскурсоводы из числа актива 10 «А» проводят вокруг выставки ознакомительные экскурсии, пользуются собранным материалом ребята при подготовке заданий по предмету «Основы религии и светской этики».
Так пока выглядит уголок «История русской православной церкви» в нашей школе… Но ведь это только начало! Православная церковь и ее роль в консолидации русских земель, формировании единого российского государства Х-ХII вв. Древняя Русь (домонгольский период)

Российская государственность на одно столетие старше Русской Православной Церкви, если за точку отсчета ее исторического бытия брать дату принятия христианства великим князем Киевским Владимиром в качестве государственной религии Руси в 988 г. Тем не менее, именно этот шаг в значительной степени послужил делу строительства российского государства.

Святая княгиня Ольга – «мудрейшая из людей», первая христианская правительница на Древней Руси.
  • За долгие годы правления Ольга заслужила звание <мудрейшей из людей>. Одной из первых на Руси она приняла христианство. Ольга крестилась под именем Елена в Константинополе в 955 или 957 году. Несомненно, впоследствии это оказало влияние на выбор ее внука, князя Владимира, принявшего восточную ветвь христианства (православие) уже для всего русского народа. Одно из главных деяний княгини Ольги - установление первой на Руси системы сбора дани (налогов).
  • Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.
Равно- апостольный князь Владимир – Креститель Руси, внук св.княгини Ольги
  • Князь Владимир (ок. 960 – 1015 гг.) – символ государственного становления и градостроительства, умения собирать силы страны воедино. Духовно образованный и верою своей – правильно ориентированный правитель, который принял единственно точное решение о Крещении языческой Руси в 988 году. Таким образом, князь стал не только главным устроителем русской государственности, но и человеком, который заложил православный фундамент нашей будущей истории. 
  • Христианская церковь повлияла на формирование феодальной и государственной иерархии Руси; было уничтожено языческое племенное многобожие, что способствовало политическому и культурному объединению восточнославянских племен.
  • Христианская мораль оказала влияние на формирование писаного права Руси, смягчая наказание за преступление.
  • С христианством в Киевскую Русь пришла письменность, книжное искусство, церковное хоровое пение. Развились искусства.
  • Монастыри становятся центрами образования и летописания. В них создаются, наряду с княжескими, первые библиотеки.
В тяжелейший период раздробленности и монголо-татарского нашествия единственной силой, объединявшей разъединенную и почти обескровленную Русь, была православная церковь Х II- ХIII вв. Русь меж двух «огней»: нашествие монголов-татар с востока привело к грабежам, пожарам, угонам в рабство; интервенция с запада грозила колонизацией земель, но особая опасность состояла в том, что это могло привести к окатоличиванию… В этом видел главную угрозу всему государству великий деятель Древней Руси князь Александр Ярославич, прозванный Невским «Не в силе Бог, а в правде!». Св. благоверный князь Александр Невский
  • В 2008 году прошёл Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом «Общественное мнение».
  • Победителем телевизионного проекта "Имя Россия" стал благоверный Александр Невский – древнерусский князь и полководец. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Молитва Александра Невского в новгородском храме Св.Софии накануне сражения

В объединении против монголо-татарского ига и собирании русских земель под «рукой» Москвы православной церкви принадлежит важнейшая роль XIV-XVI вв . Конец монголо-татарского ига. Возвышение Москвы. Централизация русских земель. Св. Сергий Радонежский – игумен, небесный покровитель России
  • Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой лавры

С нами – Богородица!
  • Накануне Куликовской битвы Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета.
  • Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение.
Защитник земли Русской – св.князь Дмитрий Донской

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Московская Русь Ивана IV (Грозного). Опричнина: противостояние царя и высшего духовенства И буду тем известен я народу, Что чувства добрые молитвой пробуждал, Что в мой жестокий век воззвал царя к ответу За злодеяния, что на народ наслал… Иван IV (Грозный) и непокорный митрополит Филипп (Колычев) Митрополит Филипп – символ христианского отношения к государственной власти «Иван Грозный не был великим правителем… Взятие Казани было великим делом, и если бы на этом завершилось царствование Ивана IV, мы бы оценивали его по-другому. Но после Казани он еще долго царствовал, и дела шли все хуже. В период взятия Казани и Астрахани Иван Грозный еще находился под влиянием действительно великого исторического деятеля — митрополита Макария. Взятие Казани и Астрахани — в гораздо большей степени заслуга святителя Макария, священника Сильвестра и просвещенных людей, бывших в то время советниками царя опять же по рекомендации митрополита Макария» Профессор ПСТГУ А.Л.Доркин: – Издательство «Православие и мир».

Филипп (Колычев) был по рождению не менее знатен, чем сам царь. Он согласился принять сан митрополита только после того, как Иван IV разрешил Филиппу «советовать». Однако опричные расправы ширились, и в марте 1568 года во время богослужения в Успенском соборе Кремля Филипп выступил с принародным осуждением опричнины и даже самого Ивана IV. Отказав царю в благословении, митрополит громогласно убеждал его прекратить «многолетное свое к миру негодование», а под конец пригрозил, если не прекратится кровопролитие, царю карами небесными. Ещё до этого митрополит пытался объединить высшее духовенство, чтобы выступить против опричнины единым фронтом. Попытка провалилась: до царя дошли эти сведения. Филипп Колычёв был умерщвлен во время посещения его Малютой Скуратовым в декабре 1569 года, во время похода Ивана IV для разгрома Новгорода.

Митрополит Филипп (Колычев) стал символом подлинно христианского отношения к государственной власти.

Спасители Отечества: старец - патриарх Гермоген, нижегородский купец Кузьма Минин и неродовитый дворянин – полководец Дмитрий Пожарский XVI-XVII вв. Смута. Иностранная интервенция. Угроза существованию государства и окатоличивания Руси «Благословлю всех стоять [за Русь] и православную веру!» Св. Патриарх Гермоген
  • ВЕЛИКИЙ ПЕЧАЛЬНИК ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ.
  • Совместно с предателями из бояр поляки Патриарха Гермогена заключили в Чудовом монастыре под стражу. В 1611 г русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал:«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».Уже из заточения Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. 17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода.
Чудотворная икона Казанской Божией Матери
  • Еще при жизни Святитель Гермоген успел распорядиться, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе. 14 августа 1612 года ополчение остановилось у Троице-Сергиевского монастыря, поджидая отставших. 18 августа, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, тотчас по окончании которого внезапно переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летописный рассказ сообщает, что от ветра в спину всадники едва держались в седлах, но лица у всех были радостные, везде слышались обещания умереть за дом Пречистой Богородицы. 22 октября ополчение штурмом взяло Китай-город, а 26 октября капитулировал польский гарнизон Кремля. Крестный ход в ознаменование победы казаки (бывшие предатели) начали от храма Казанской Богородицы за Покровскими воротами. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Казанская икона, бывшая в войсках Пожарского, в 1636 году была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.
  • В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие.
  • В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Два века славы русского оружия. А.В.Суворов – генералиссимус, непобедимый полководец (18 в.), учитель Багратиона и Кутузова (н.19 в.) Помилуй Бог, мы русские. Слава Господу, ибо Он есть источник всякой славы.... Господь дарует мне жизнь для блага государства. Обязан и не замедлю явиться пред Его судилище и дать за то ответ... А. В. Суворов А.В.Суворов – великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения, человек, чья жизнь стала почти легендой. Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна. Он считал, что и в армии все должны быть верующими. Суворов говорил: "Неверующее войско учить, что ржавое железо точить". Это был один из полководцев мировой истории, у которых сильно было развито нравственное начало. В его милосердии, целомудрии и простоте таилась огромная сила. Ушаков Федор Федорович (1745-1817 гг.) - великий русский флотоводец
  • Родился в сельце Бурнакове Романовского уезда Ярославской губернии в семье небогатого дворянина. Окончил в 1766 году морской шляхетский кадетский корпус. Ф.Ушаков прошел, находясь на службе, славный путь от мичмана до адмирала. Неуведаемую славу принесли русскому флоту, которым талантливо руководил и умело командовал Ушаков, замечательные победы, одержанные в Керченском морском сражении (1790 г.), Тендровском сражении (1790 г.) и в сражении у Калиакрии (1791 г.).
  •   За взятие крепости и острова Корфу на Средиземном море, где успешно действовала русская эскадра, Ф.Ушаков был произведен в адмиралы (1799 г.). Он являлся сторонником взглядов гениального полководца А.В. Суворова и в каждом бою применял новые, оригинальные способы ведения боя.
  •   Имя адмирала Ушакова, который значительно обогатил передовое военно-морское искусство парусных флотов новыми формами и способами ведения боевых действий на море, всегда будет служить примером патриотического служения родине.
  •   Советское правительство в честь выдающегося русского флотоводца в марте 1944 года учредило орден и медаль имени Ф.Ф. Ушакова. В городе Тутаеве (левобережье) установлен памятник-бюст знаменительного адмирала. Средняя школа №7 города носит его имя, в ней открыт музей флотоводца. Православной церковью Ф.Ф. Ушаковов в 2001 году причислен к лику святых.   
ХIХ вв. I Отечественная война «Гроза 1812 года» Главная заслуга православного духовенства в Отечественной войне 1812 г. заключалась в том, что своими проповедями и личным примером оно способствовало подъему религиозно-патриотического настроения русского народа, результатом чего явилась активная борьба с врагом. Икона Смоленской Божией Матери. Молитва русской армии перед Бородинским сражением
  • «В ночь перед Бородинским сражением по лагерю пронесли икону Смоленской Божьей Матери, вывезенную из Смоленска и с того времени возимую за армией. Толпа, окружавшая икону, вдруг расступилась: к иконе подходил Кутузов. он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колено, кланяясь в землю. Генералитет последовал его примеру, потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы». (Л.Толстой).
  • Очевидец этой сцены Федор Глинка добавляет, что «это живо напоминало приготовление к битве Куликовской».
  •  
  • Икона – святыня русской земли.
  • Смоленск город порубежный, приграничный. Сидя на высоком Соборном смоленском холме, хочется посмотреть в глаза тем безумцам, которые решились атаковать этот город, раскинувшийся на крутых горах. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали татары, литовцы, поляки, французы, немцы. И каждый раз икона помогала его жителям и русским воинам в тяжелых битвах с врагом.
«Господь шел впереди нас. Он побеждал врагов»… Император Александр
  • Сокрушительное поражение, которое непобедимый дотоле Наполеон потерпел в России, взбудоражило весь мир. Никто не ожидал, что «бич вселенной», уже завоевавший Москву, через три месяца, не проиграв в войне ни одного крупного сражения, будет бежать из России и оставит в ее снегах почти всю свою «Великую Армию».
  • Сами русские были потрясены грандиозностью своей победы. Александр I не посмел объяснить ее ни патриотическим подъемом народа и армии, ни собственной твердостью, а целиком отнес ее к Богу: «Господь шел впереди нас. Он побеждал врагов, а не мы!» На памятной медали в честь 1812 года царь повелел отчеканить: «Не нам, не нам, а имени Твоему!»
С Богом в душе и на устах, с медалями за доблесть – на груди РПЦ в Отечественной войне 1812 г. Саратовское духовенство
  • Во время войны 1812 г. духовное сословие проявило себя всесторонне: участвовало в военных действиях (это прежде всего относится к военному духовенству), внесло определенный материальный вклад в организацию народного ополчения и отчасти личный - в партизанскую войну, проводило анти-наполеоновскую церковную проповедь, направленную на поддержание морального духа армии и народа, их религиозно- патриотического настроения. Они взяли на себя обязанности по обнародованию на местах правительственных материалов и указов, поднимали вопрос о сборе средств на организацию народного ополчения, спасали церковное имущество при приближении неприятеля и т.д.
  • 1.Очкин Василий Яковлевич, из духовного звания, вступил на службу в 1803 г. Ст. медик дивизии в чине надворного советника.
  • 2.Комаров Петр Иванович, из духовного звания. Вступил в ополчение в 1812 г. поручиком. Отличился в сражении при г. Полоцке.
  • 3.Алексеев Гаврила Алексеевич, из духовного сословия, вступил на службу рядовым в 1798 г. Уволен с чипом подполковника.
  • 4.Эргин Пантелей Яковлевич, из духовного звания, вступил на службу в 1789 г. Дошел до Парижа.
  • 5.Иванов Лев Иванович, из церковных детей, вступил на службу рядовым в 1797 г. Уволен по болезни с чином поручика.
Храмы в честь победы над Наполеоном на Саратовской земле
  • Александро-Невский кафедральный собор в Саратове был построен на средства от пожертвований в 1815 - 1825 гг. и стоял на главной площади города - Соборной. Собор сооружён в память победы в Отечественной войне 1812 г. и участия в ней саратовского ополчения. В храме хранились боевые знамёна ополченцев и другие реликвии. Мемориальный характер храма подчёркивала его классическая строгая архитектура: фронтоны, портики, колонны усиливали его предназначение. В соборе совершались молебны при отправке на фронт саратовских новобранцев. Сейчас на его месте находится стадион.
  • В 1834 году в с. Золотом тщаниями прихожан и саратовского губернатора А. Д. Панчулидзева был построен Свято-Троицкий собор в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Приделы в трехпрестольном каменном Троицком храме были освящены во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здание по своей красоте, росписи и утвари превосходило многие соборы губернских городов. В период послереволюционных гонений на веру храм практически не пострадал и в 1989 году был вновь открыт.
ХХ в.Великая Отечественная война: на войне атеистов не бывает Нательный крест на одной цепочке с жетоном «смертника», спрятанная в нагрудный карман гимнастерки иконочка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой девяностый псалом «Живый в помощи Вышняго», который солдаты называли «живые помощи»,– полуистлевшие свидетельства веры поисковики находят на полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками. А сколько рассказов «как Бог спас» передавались из уст в уста. Как, уходя в разведку, шептали: «С Богом!», как молились втайне перед началом наступления и крестились уже в открытую, поднимаясь в атаку, и как пронзало радиоэфир предсмертное: «Господи, помилуй!». Хорошо известен афоризм: «На войне атеистов не бывает»... Военный парад 7 ноября 1941 года. Москва. Красная площадь Военный парад. На параде Сталин произнес речь, в которой он призвал народ не просто выжить, отстоять Москву, а нацеливал советских людей на более высокие задачи: "На вас смотрит весь мир. На вас смотрят порабощенные народы Европы, попавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии!" В этих словах - поразительная вера в народ, в его непобедимость, в его особую миссию спасителя не только родного очага, но и всей цивилизации. На параде впервые после 1917 года прозвучало воззвание к русскому патриотизму, к русскому сердцу: «Да пусть осенит вас бессмертный подвиг Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова!» Крестный ход. У этого великого парада была и другая, далеко не всем известная духовная сторона. Накануне иерархи Русской православной церкви ходатайствовали перед Сталиным разрешить им провести крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, которая не раз спасала Русь от иноземных захватчиков. И вождь впервые пренебрег атеистическими принципами советской власти. В Богоявленском соборе осажденной столицы отслужили молебен, после которого состоялся крестный ход с выносом Казанской иконы. В то время, когда на Красной площади Сталин говорил речь перед участниками парада, к верующим обратился митрополит Сергий с и поныне актуальными словами: "Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных. Не в первый раз нам принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг. Но велик Бог Земли Русской! Так воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским войском. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу". РПК в годы Великой Отечественной
  • О том, что Сталин обратился к народу с сообщением о нападении фашисткой Германии по-церковному – «братья и сестры», знают многие. Немало разговоров о том, что в самые тяжелые дни битвы за Москву Узнав о нападении фашисткой Германии, патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) благословил верующих на борьбу с фашистским захватчиком. Свое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» он сам напечатал на пишущей машинке и обратился с ним к народу. Он сделал это раньше, чем И.Сталин.
  • В послании Владыки Сергия были пророческие слова: «Господь нам дарует победу». Победа над фашистской Германией была одержана. И это была не только победа русского оружия, а прежде всего – духа народного.
  • Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной?
Святой епископ-хирург, профессор медицины
  • Человек удивительной судьбы, хирург с мировым именем, бывший некогда земским врачом в селе Романовка Саратовской губернии, епископ Русской Православной Церкви Лука (Войно-Ясенецкий) встретил войну в ссылке в Красноярске. В город приходили эшелоны с тысячами раненых бойцов, и святитель Лука вновь взял скальпель в руки. Он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, делал сложнейшие операции.
  • В 1943 году опубликовал второе, издание своего знаменитого труда «Очерки гнойной хирургии» (позже за него он получит Сталинскую премию). После окончания Великой Отечественной войны был награжден медалью «За доблестный труд».
  • В Саратове на территории клинического городка Саратовского государственного медицинского университета строится храм, который будет освящен в его честь; в селе Романовка его именем названа улица, установлена мемориальная доска.
Неслучайные даты
  • – 22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших;
  • – 6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы;
  • – 12 июля 1943 года в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге;
  • – на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев;
  • – Пасха 1945 года совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая. 9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный «С днем победы!»;
  • – Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.
Заключение
  • Был сей, был тот: их нет, а Русь?
  • Всяк, знай, мотай себе на ус!
  • Г.Р.Державин
  • 30 августа 2011 года в Правительстве РФ под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова состоялось заседание Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности. протоиерей Георгий Рощин, заместитель председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества поддержал проект концепции торжеств, в которой отмечается важная роль Русской Православной Церкви в деле становления и укрепления русской народности, русской государственности, формировании национального характера, нравственного облика и психологического склада народов исторической Руси. В связи с этим возникло желание еще раз отметить в исследовательской работе ту огромную роль, которая отводится РПЦ в становлении нашего государства. На сей день, в ХХI в., так и не уменьшилось значение деятельности православных организаций, которым отводится важная роль в воспитании молодежи и формировании облика гражданина и патриота Отечества.