Роль интеграции учебных предметов и досуга в становлении творческой личности (авторская статья из опыта работы)

Роль интеграции учебных предметов и досуга
в становлении творческой личности (статья из опыта работы)
Авторская разработка Кудашевой Людмилы Ивановны,
методиста, педагога дополнительного образования,
руководителя детского т/о « СПЕКТР»
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Искусство оказывает нравственное действие
не только потому, что доставляет наслаждение
путём нравственных средств, но и потому, что
наслаждение, доставляемое искусством, служит
само путём к нравственности.
Фридрих Шиллер
1. Теоретический аспект: интеграционная деятельность субъектов
воспитательного процесса.
Для нас вопрос: должна ли школа воспитывать или её удел лишь
обучение, решён давно учить, не воспитывая, невозможно. Из школы должен
выходить человек-личность. А музыкальное воспитание, по мнению В.А.
Сухомлинского, «не есть воспитание музыканта, а прежде всего человека».
Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем. Танцы и
театрализация одни из радостных симптомов нормальной жизни школьников,
их развлечение и просвещение. А интеграция этих видов досуга и школьных
предметов таит в себе неисчерпаемый потенциал творчества, знаний, умений,
смекалки, художественных навыков. Каждая дисциплина раскрывает свою,
присущую только её содержанию сторону данного понятия, а интеграция даёт
возможность сделать процесс познания многосторонним, настолько широким и
объёмным, что он имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
В результате интеграции разных учебных дисциплин и досуга происходит
не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а
формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с
новыми свойствами, с воспитательными возможностями. Всё это постепенно
превращается в систему, развивающую у детей интерес к учению,
формирующую у них глубокие знания, обеспечивающую развитие творческой
личности.
В качестве примера назову несколько совместно подготовленных и
проведенных открытых уроков и коллективно-творческих дел (КТД):
- «Кругосветное путешествие Магеллана» (педагог ДО и учитель географии);
- «Герои У. Диснея в гостях у первоклассников» (педагог ДО, учитель
английского языка и учитель французского языка);
- «Музыкальный салон для старшеклассников. История танца» (педагог ДО и
учитель английского языка);
- Аукцион знаний «Древняя Греция» (педагог ДО и учитель истории);
- «Музыка славянских народов» (педагог ДО и учитель музыки);
- КТД «Шерлок Холмс и история танца (педагог ДО и классный воспитатель);
- КТД «Русские посиделки» (педагог ДО и классный воспитатель);
- КТД «Романовская игрушка» (педагог ДО и классный воспитатель );
- КТД «Сказание о Руси Великой» (педагог ДО и классный воспитатель);
- КТД «Наше сердце» (педагог ДО и учитель литературы);
- Брейн-ринг «Эти забавные животные» (педагог ДО и учитель биологии);
- Спектакль «Лесная сказка-быль» (педагог ДО и учитель биологии);
- Спектакль «Легенды о цветах» (педагог ДО и учитель биологии);
- «Праздник труда» (педагог ДО и учитель технологии);
- Театрализованный устный журнал, выпуск 1: «Липецкие минеральные воды»
(педагог ДО и классный воспитатель );
- Спектакль «Весы Фемиды» (педагог ДО и классный воспитатель );
- Шоу «Костюм как зеркало истории» (педагог ДО, учитель технологии,
учитель МХК и учитель истории).
- Музыкально-познавательное шоу «На подиуме только юноши!» (педагог ДО,
учитель технологии, учитель МХК и учитель истории);
- Музыкально-познавательное шоу «История моды от готики до
современности» (педагог ДО, учитель технологии, учитель МХК и учитель
французского языка);
- Музыкально-познавательное шоу «Букет, достойный женской красоты
(педагог ДО, учитель технологии, учитель МХК и учитель литературы);
- Музыкально-познавательное шоу «История образования в контрастных
цветах» (педагог ДО, учитель технологии, учитель МХК и учитель истории);
- Театрализованный устный журнал «Ты, детскую качая колыбель, мой юный
слух напевами пленила», посвященный А.С.Пушкину (педагог ДО и классный
воспитатель).
Успех любой воспитательной акции несёт в себе нерасторжимое единство
замыслов режиссёра, художника и музыкального постановщика. И не так
важно, взрослые или дети будут осуществлять это единство, главное, чтобы всё
было подчинено единому замыслу, и каждый, будь то взрослый или ребёнок,
со всей серьёзностью отнесся к своей работе, проявляя творчество и
инициативу. Только в этом случае зритель увидит настоящее КТД, в котором
коллективное творчество гарантирует успех всего дела. В сценарий следует
вводить игровые моменты, песни, танцы, театрализацию и, конечно,
музыкально-художественное оформление. Не обязательно насыщать сценарий
всеми вышеперечисленными элементами, иногда достаточно использовать
лишь один из них.
В детском коллективе, в таком многообразии характеров и
невостребованных талантов, следует постоянно «искать те струны, которые
стоит лишь затронуть, и запоет детская душа» (В.А. Сухомлинский).
Ни для кого не секрет, что готовые сценарии претерпевали значительные
изменения после того, как проходили первые репетиции с детьми, где почти
каждый ребёнок становился сорежиссёром, внося своим участием бесценный
вклад в успех общего дела. Именно тут педагоги нащупывали «золотые жилы»:
невнимательный на уроке ученик на репетициях проявлял себя прекрасным
рисовальщиком, непоседа пел и танцевал, а озорник становился замечательным
артистом. И учитель начинал смотреть на ребёнка другими глазами, получая
взамен душевную благодарность, отзывчивость, понимание. В ответ ребёнок
проникался доверием к тому взрослому, который смог увидеть в нем личность.
«В детях надо поддерживать любые творческие начинания, какими бы
наивными и несовершенными ни были результаты этих начинаний» (Д.Б.
Кабалевский). Даже незначительный успех ребёнка в досуговом деле является
жизненно-важным рычагом в учебно-воспитательном процессе. После каждого
успешного КТД в мыслительном процессе учащегося проступает следующая
схема:
- я хочу участвовать в следующем спектакле, потому что многим понравилась
моя работа;
- я должен больше знать и уметь, чтобы не остаться в стороне следующего дела;
-я могу быть первым на сцене, а что если попробовать улучшить свои успехи и
в учёбе?
-я хочу больше знать, т.к. это мне пригодится в дальнейшем.
Интеграция учебных предметов и досуга позволяет высветить, выявить
«душу» (Д.Б. Кабалевский) в каждом ребёнке, независимо от его
положительного или отрицательного характера, потому что именно в детстве
идут поиск и проба сил. А главное умение педагога это уважать законы
детства.
2. Организационные моменты. От чего зависит успех театрального
действа?
В первую очередь, конечно, от сценария. Сценария, выбранного в
соответствии с возрастом и интересами ребёнка. А соавторами режиссёра-
постановщика (педагога) должны выступать декоратор, музыкальный редактор
и художник по костюмам.
Оформление сцены и зала является важным моментом при проведении
того или иного мероприятия. Оно должно быть подчинено единственному и
неповторимому ощущению драматургического и музыкального образа. В
интерпретации спектаклей следует с точностью подбирать этнографические и
исторические костюмы совместно с их атрибутами и аксессуарами; учитывать
динамичность изменения декораций и выразительность пейзажа, а также не
забывать реальность существующих условий для театрализации.
Необходимо отметить, что декорации и костюмы неразрывно связаны с
музыкой и драматургией, всегда следуют ей, развивают её удивительно
многообразно и неожиданно.
При просмотре спектакля «Наше сердце» зрители без перерыва побывали
на трёх действиях тридцатиминутного спектакля. Сцена, разделенная
зигзагообразной ширмой на две части, слева была оборудована под
больничную палату, где проходил консилиум врачей разных эпох, собравшихся
у постели больного мальчика. На сцене справа, на лужайке у костра, зрители
увидели старуху Изергиль, рассказывающую про искры сердца Данко. А на
авансцене встретились в прекрасном душевном порыве два любящих сердца
Ромео и Джульетты.
Единая система простого на вид живописного образа жила вместе с
развитием действия, «выталкивала», рождала все мизансцены, росла и
множилась всё новыми и новыми переменами, участвовала в действии. За
внешней простотой двух-трёх красочных плакатных аккордов
просматривалось столько серьёзности и глубины, что чудо превращения мест
действия поражало само собой.
Эмоциональную заряженность спектакля усиливали гармонично
подобранные музыкальные фрагменты: (оратория «Красота мира»; 1 Концерт
для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского; мелодия из кинофильма
«История любви»). Переливающийся музыкальный ритм бьющегося сердца
заставлял прислушиваться к нему, боясь уловить тот самый сбой, ради которого
по сценарию собрался консилиум врачей разных эпох.
То же сердце продолжало ритмично биться и во втором действии, когда
старуха Изергиль рассматривала голубые искры костра, вспоминая историю
Данко. Ёё рассказ то затихал, то вспыхивал с новой силой на фоне
жизнеутверждающей музыки Чайковского, гимна любви и самопожертвования.
А сердце, этот небольшой шар, спрятанный между рёбер и аортой, снова
страдает: оно любит…. Под звуки средневековой мандолы происходит встреча
Ромео и Джульетты, и зрители слышат прекрасную музыку истории любви.
Простота сценических костюмов лишь усиливала степень восприятия, а
атрибуты и аксессуары подчеркивали сценический эффект.
Этот спектакль был подарком учителям в Валентинов день от 9-В
медицинского класса. И как пожелание, прозвучали слова: «Пусть каждый из
нас вспомнит, почему простенькие сувениры, которыми обмениваются люди в
этот день, имеют форму сердца, нашего сердца, которое умеет болеть, страдать,
тревожиться, радоваться, волноваться и, конечно, любить».
Спектакль окончен, звучат аплодисменты. Столько непосредственной
детской радости в глазах и улыбках начинающих артистов! Самореализация
ребёнка налицо. Сотворчество педагога дополнительного образования,
классного воспитателя и учителя-предметника приносит конкретные плоды.
Авторская разработка написана педагогом дополнительного
образования, опираясь на многолетний педагогический опыт интеграционной
деятельности с субъектами образовательного процесса: учащимися,
родителями, учителями-предметниками и классными воспитателями.