Презентация "Информационные технологии на уроках технологии. Построение орнамента"

Подписи к слайдам:
  • Информационные технологии на уроках ттехнологии.
  • построение орнамента.
Обучающие: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения, сформировать знания об особенностях и значении ремесел
  • Обучающие: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения, сформировать знания об особенностях и значении ремесел
  • Развивающие: способствовать творческому подходу и исследованию народной обрядности и их отражению в узорах. развитие творческих способностей, художественного воображения;
  • развитие эстетического вкуса;
  • развитие зрительной памяти, представления, наблюдательности, глазомера.
  • Воспитательные: формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков. Развитие эмоционально – нравственного отношения к произведениям декоративно – прикладного искусства.
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
  • «...Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и к жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды.
  • . Д.С. Лихачев
  • Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, вышивка, резьба по дереву и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
  • Резьба по дереву
  • Вышивание
  • Хохломская роспись
  • Городецкая роспись
  • Мезенская роспись
  • Вязание
  • Ковроткачество
  •  
  • Павлопасадская мануфактура
  • Жестовская роспись
  • Квилт.Печворк
  •       
  • Гжель
  • Изразцы
  • Что же объедитняет все виды ремесел?
  • Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоротивно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.
  • Орнаменты всех … народов идут из глубокой древности… Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений…
  • Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.
  • Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств». Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906)
  • Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
  • посуда
  • украшения
  • туес из бересты
  • Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение".
  • Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом.
  • Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна.
  • В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
Орнамент имеет следующие особенности:
  • Орнамент имеет следующие особенности:
  • 1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.
  • 2.Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).
  • 3.Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.
Геометрический орнамент
  • Геометрический орнамент
  • Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.
Растительный орнамент
  • Растительный орнамент
  • Самый распространенный в народном искусстве после геометрического. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д.
Антропоморфный
  • Антропоморфный
  • Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Животный орнамент. (Зооморфный)
  • Животный орнамент. (Зооморфный)
  • Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
  • Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.
Геральдический орнамент
  • Геральдический орнамент
  • Его элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. Выполнение этого орнамента – чрезвычайно кропотливое и ответственное дело.
Каллиграфический орнамент
  • Каллиграфический орнамент
  • Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л.
Фантастический орнамент
  • Фантастический орнамент
  • В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в вышивке, в резьбе по дереву.
Типы орнамента
  • Типы орнамента
  • Первый тип - орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.
  • Бордюр – это вид орнамента, периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.
Второй тип - замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
  • Второй тип - замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
  • Поворотная симметрия
  • Параллельный перенос
  • Центральная симметрия – поворот трафарета вокруг своей оси + параллельный перенос:
  • Зеркальная симметрия
  • Как видим, у нас появилось еще несколько видов бордюров за счет использования зеркальной симметрии вокруг вертикальной оси.
  • Посмотрим, сколько бордюров удастся придумать, если сделать трафарет не симметричным своей оси. Для этого повернем нашего попугая на 45 градусов.
Третий тип - сетчатый, или плоский орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.
  • Третий тип - сетчатый, или плоский орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.
Мотив — главная часть орнамента, может
  • Мотив — главная часть орнамента, может
  • состоять из одной простой фигуры, или из нескольких.
  • Рисунки мотивов могут быть самые разнообразные, но в композиции повторение орнамента обязательно. Раппорт — повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и расстояния до соседнего мотива, лежит в основе построения орнаментальных полос и сетчатых орнаментов. Пропорция — соотношение нескольких элементов орнамента (рисунка и фона, размера и мотива). Ритм — повторение и чередование элементов орнамента (ритм соблюдается в наклоне, повороте элементов орнамента).
  • Словарь
Дети тоже любят всевозможные украшательства, в том числе и ритмические орнаменты. Малыши заполняют лист бумаги ритмическими штрихами или линиями, дети постарше выстраивают на бумаге леса и города, ритмично чередуя те или иные образы.
  • Дети тоже любят всевозможные украшательства, в том числе и ритмические орнаменты. Малыши заполняют лист бумаги ритмическими штрихами или линиями, дети постарше выстраивают на бумаге леса и города, ритмично чередуя те или иные образы.
  • Девочки с удовольствием вырисовывают цветочки и наряды принцесс, а у мальчиков техника и рыцари выстраиваются в определенном порядке. Рано или поздно все приходят к декоративному рисованию: пластичные линии, простые элементы, красивые цветосочетания. Мы погружаемся в сказочно-прекрасный мир. Но вместе с тем создавать орнаменты и декоративные образы не просто. Нужна уверенная рука, хорошая координация, развитая фантазия, чувство гармонии и цвета.
  • УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.
  • На Востоке существует древний способ диагностики заболеваний по движению глаз, не по радужной оболочке, а именно по движению глазных яблок.
  • Оказывается, в зависимости от заболевания, глаза начинают где-то срезать углы, линия получается неровной. Это еще раз подтверждает, что все в нашем организме взаимосвязано и взаимозависимо.
  • Выполняя упражнения для глаз правильно, мы не только тренируем мышцы, но и опосредствованно работаем с нездоровыми органами.
  • Поэтому следите за тем, чтобы во время выполнения упражнений движения глаз четко «рисовали» указанные линии.
  • Итак, расправьте плечи, выпрямите спину и улыбнитесь. Создайте внутри себя положительный настрой.
  • Для снятия напряжения от выполняемых упражнений не забывайте моргать.
  • Физкультминутка
  • УПРАЖНЕНИЕ №1.
  • Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку, как будто Вы туда посмотрели.
  • А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто Вы взглянули туда, где наше горло.
  • УПРАЖНЕНИЕ №2.
  • Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо.
  • Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо.
  • Почему важно при выполнении этих, казалось бы, давно известных упражнений продолжать движение глаз на мысленном уровне?
  • Еще в древние времена на Востоке было известно, что в области макушки находится огромный пучок энергетических каналов, а у внешнего края глаз – центры, связанные с желчными протоками.
  • Поэтому, мысленно продолжая движение глаз, например за ухо, мы тем самым влияем на желчные протоки и печень. Глаза – это окна печени.