Конспект урока "Суд над современным искусством" 8 класс

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
поселка Двуреченск Сысертского района Свердловской области
Конспект урока по изобразительному искусству
в 8 классе
«Суд над современным искусством»
Подготовила
учитель изобразительного искусства
и черчения
Беспалова Татьяна Владимировна
Двуреченск 2011
Форма: урок-суд.
Тип: систематизации, обобщения знаний.
Тема: «Суд над современным искусством».
Вид: деловая игра.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 8
Цель: систематизация, обобщение знаний по теме «Современное искусство».
Задачи:
развитие искусствоведческих знаний об основных направлениях и стилях
в искусстве;
развитие умения анализировать современные движения в искусстве;
формирование понятия об изобразительном искусстве как форме
художественного исследования реальности;
активизация творческой деятельности учащихся в ходе подготовки и
проведения игры.
Зрительный ряд:
выставка рисунков учащихся за третью четверть «Галерея современного
искусства».
Литературный ряд:
цитаты-высказывания художников.
Подготовительная часть:
поисковые работы учащихся по выбранным направлениям современного
искусства.
Сценарий игры:
Роли:
1. Судья
2. подсудимый Современное искусство
3. секретарь суда
4. обвинитель
5. защитник
6. свидетели обвинения
7. свидетели защиты
Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет.
Судья: Здравствуйте! Прошу садиться. Заседание суда считаю открытым.
Сегодня слушается дело по обвинению Современного искусства. Оно
обвиняется в отказе от традиционной необходимости демонстрировать
техническое мастерство, в отказе от анатомической точности, использовании
жанров для выражения душевного состояния. Я призываю обстоятельно
разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и
беспристрастностью выслушать свидетелей и вынести справедливый приговор.
Ввести подсудимого. Входит подсудимый.
Суд устанавливает личность подсудимого. Ваши фамилия, имя.
Подсудимый: Современное искусство.
Судья: Кто ваши родители?
Подсудимый: Клод Моне, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Поль
Сезанн, Поль Гоген, Сальвадор Дали.
Судья: Ваша биография.
Подсудимый: Изобретение фотографии в 1830 году побудило художников
стремиться к достижению большего реализма. Но уже к концу 19 века
художники стали задумываться, стоит ли вообще отображать окружающий мир
в искусстве. Так началась моя биография. Начав экспериментировать с новыми
стилями и техникой, художники объединялись в группы и обсуждали в них свои
идеи. Мастера, имевшие общие цели, создавали свое движение. Сейчас, когда
фотография и кинематограф, телевидение и видео могут создавать иллюзию
реальности столь мастерски, не пора ли живописи обратиться к другим видам
реальности?
Судья: Есть ли вопросы к подсудимому у обвинения?
Обвинитель: Нет.
Судья: У защиты?
Защитник: У меня есть дополнение. Прошу зачитать телеграммы.
Судья: Суд рассмотрит все факты. Секретарь, зачитайте телеграммы,
поступившие в распоряжение суда.
Секретарь зачитывает телеграммы.
Телеграмма 1.
«Я называю свои картины написанными от руки фотографиями сновидений, а
по поводу их воздействия на публику заметил, что люди любят тайны, поэтому
они не могут не полюбить мои картины. Моя концепция автоматического
письма предполагает превращение подсознания, освобожденного из плена, в
котором его держит разум, в главную творческую силу».
Сальвадор Дали
Телеграмма 2.
«Основная цель искусства запечатлеть ускользающее, мимолетное
впечатление. Я стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко
всему современному и свежей манере письма. Моя одержимость светом и
цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых
было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы».
Клод Моне
Телеграмма 3.
«Мой художественный мир динамичен. Начинал я как романтик, почти
анархист в живописи, а пришел в конце концов к строгости и самодисциплине.
Моя цель согласовывать заветы старых мастеров с их духовным горением и
отточенной техникой со свежей и яркой манерой, характерной для художников-
новаторов».
Поль Сезанн
Судья: Суд переходит к судебному следствию. Заслушиваются показания
свидетелей.
Примеры выступлений свидетелей:
Свидетель обвинения 1.
Уважаемый суд! На картинах абстракционистов вы не увидите лица людей,
природу или действие. Абстракционистом, если подумать, может стать каждый.
Это же проcто каракули. Например, Поллок рисовал даже не на мольберте, а
просто разливал и разбрызгивал краску по холсту, лежащему на полу. Разве это
искусство?
Свидетель обвинения 2.
Уважаемый суд! Некоторые работы сюрреалистов настолько мрачны, что
способны вывести из состояния равновесия. Есть среди них те, что забавляют,
но все они изображают и сводят воедино совершенно неправдоподобные
предметы! Сальвадор Дали часто стремился шокировать публику и как-то
сказал: «Разница между мной и сумасшедшим заключается в том, что я не
сумасшедший». Так кто они современные художники гении или
сумасшедшие?
Свидетель обвинения 3.
Уважаемый суд! Я приведу пример так называемого «современного искусства».
В 1917 году Дюшан, известный представитель движения дадаистов, представил
на выставку искусства предмет под названием «Фонтан». Как вы думаете, что
это было? Перевернутый писсуар! Меня поражает, что кто-то мог принять этот
предмет за произведение искусства!
Свидетель защиты 1.
Уважаемый суд! Мне нравится современное искусство тем, что оно показывает
непонятное, живое, неизвестное. Оно говорит с нами яркими, броскими
цветами. Даже в самых непонятных картинах кроется глубокий смысл.
Свидетель защиты 2.
Современное искусство интересное и загадочное. Чтобы понять картину, нужно
вглядываться пять, а то и больше минут. Картины, относящиеся к современному
искусству, не всегда однозначны. В них может быть несколько смыслов, в них
нет границ и рамок, запретов и ограничений. Рисуешь то, что чувствуешь, о чем
думаешь. Фантазия вот главное условие. Чем ее больше, тем лучше. В конце
концов, мы современные люди и это искусство для нас!
Свидетель защиты 3.
Уважаемый суд! Некоторые люди не понимают современного искусства,
некоторых оно сбивает с толку, разочаровывает, кажется бессмысленным. Но
если научиться понимать его, то можно многое увидеть, например, заглянуть за
пределы узнаваемых предметов и изменить свой взгляд на привычные вещи,
увидеть их новую жизнь.
Судья: Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Уважаемый суд! Зачем мы с вами здесь собрались? Ведь вина
подсудимого очевидна. Каждый из нас ощущал не себе его влияние. Что вы
думаете об этом искусстве? Что это мог сделать пятилетний ребенок? Многих
охватывает недоумение, когда в художественных галереях они видят холсты с
невнятными изображениями, которым придается такой же статус, что и работам
«старых мастеров». И кто-то еще пытается говорить о невиновности
подсудимого!
Судья: Слово предоставляется защитнику.
Защитник: Если рассматривать поступки подсудимого с юридической точки
зрения, то нужно отметить, что достоинств у Современного искусства гораздо
больше, чем недостатков. Приведу несколько примеров. Во-первых, в
реалистической живописи эмоции передаются главным образом посредством
поз и выражений лиц. Но в произведениях современного искусства цвет и
композиция становятся решающими для их понимания и оценки. Реагируя на
эти визуальные подсказки на инстинктивном уровне, мы можем почувствовать
настроение непонятных нам произведений. Во-вторых, до начала 19 века
произведения искусства отображали только победоносную сторону войны. В 20
веке более известными становятся картины, отображающие личный взгляд
художника и дающие более правдивый и беспощадный образ войны. В третьих,
своим странным и непонятным творчеством художники наводят зрителей на
творческие размышления, поощряют духовное созерцание, бросают вызов
сложившимся взглядам на роль самого искусства. Я считаю, что мы должны
поблагодарить за это Современное искусство.
Судья: Суд удаляется на совещание.
После совещания оглашается решение суда:
Внимательно выслушав обе стороны, суд пришел к следующему решению:
суд считает большую часть обвинений преувеличенными, а посему
постановляет: с учетом полезности положительных и вредности отрицательных
сторон Современного искусства, всемерно расширять возможности первых и
вести борьбу со вторыми, для чего неустанно изучать и глубоко осмысливать
изобразительное искусство. Все обвинения с подсудимого снимаются. Решение
суда обжалованию не подлежит. Заседание суда считаю закрытым.
Список литературы:
1. Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд, 1-9 классы», М., Просвещение, 2006
2. Бохм-Дюшен Моника, Кук Джанет краткая энциклопедия «Современное
искусство», М., «Премьера», «Астрель», АСТ, 2001