Конспект урока "Садово-парковое искусство" 9 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
поселка Двуреченск Сысертского района Свердловской области
Конспект урока по изобразительному искусству
в 9 классе
«Садово-парковое искусство»
Подготовила
учитель изобразительного искусства
и черчения
Беспалова Татьяна Владимировна
Двуреченск 2011
Форма: урок-образ
Предмет: изобразительное искусство
Тип: изучение нового материала
Вид: творческое задание
Тема: «Садово-парковое искусство»
Цель урока: знакомство с видами и стилями садово-паркового искусства.
Задачи:
1. расширение знаний о видах искусства;
2. развитие умения использовать выразительные средства композиции в работе
над планом парка/приусадебного участка;
3. развитие умения применять знания и умения в собственной творческой
деятельности.
Зрительный ряд: фотоподборки (мультимедийная презентация).
План урока:
Этап урока
Время, мин
1
Организационный момент
1 2
2
Мотивационный момент
1 3
3
Диалоги об искусстве: «История садово-
паркового искусства».
15
4
Выполнение творческого задания (план
парка)
15 - 20
5
Подведение итогов урока:
- мини-выставка
- обсуждение работ
3 5
6
Домашнее задание
2 3
Ход урока:
Мультимедийная презентация:
слай
да
содержание
действия
1
титул
Сад в
Йоркшире
Орг.момент.
Художественные материалы для учащихся: лист бумаги,
простой и цветные карандаши/пастель.
Мотивационный момент.
Анекдот: Вопрос англичанину: «Сэр, как вам удалось
создать такой великолепный цветущий сад?». «Ответ: Нет
ничего проще, сэр. Каждый день нужно косить и поливать,
и так сто лет
Как вы уже догадались, мы сегодня погорим о видах и
стилях садового искусства. Как вы думаете, когда возникли
первые сады? (ответы детей) История ландшафтного
искусства начинается немного позже, чем начало свою
историю человечество. Отправной точкой можно считать
обустройство первой стоянки первобытного человека. Он
переделывал окружающий ландшафт под свои нужды,
главным образом защищаясь от агрессивной внешней
среды, чем и положил начало ландшафтному дизайну в
целом и утилитарному направлению в нём, в частности.
2
Висячие
сады
Семирами-
ды
С развитием земледелия рос и уровень жизни людей,
появлялись возможности для проявления творчества.
Первые сады появились в месте с первыми культурными
цивилизациями на территории Египта и древней
Месопотамии примерно в XX -XV в. до н.э. Сады были
выполнены в формальном стиле и имели замкнутую
композицию. Центром ансамбля всегда являлось главное
здание.
Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой
песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в
гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее,
Навуходоносор приказал возвести “висячие сады”,
известные как одно из чудес света. Висячие сады
представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх
ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25
м. Нижний ярус имел форму неправильного
четырехугольника,наибольшая сторона которого составляла
42 м, наименьшая — 34 м. Все растения были привезены из
Мидии.
3
Сад в
средневеко
вом замке
В средние века сад окружался стенами и служил символом
мистического тайного сада души, рая. Помимо цветов,
большое место отводилось целебным растениям.
Сады устраивались небольшие, только при монастырях и у
небольшого количества феодальной знати, на территории
замков.
4
Сад
Минервы
Сад Минервы Giardino della Minerva самый старый,
первый ботанический сад в мире. Он находится в Италии, в
городе Салерно, в самом сердце города на склоне холма.
Основан в 13 веке Маттео Сильватико с целью обучения
студентов медицинского факультета Салернского
университета.
5
Сад
Минервы
Сад в основном делился на четыре части дорожками. В
центре пересечения дорожек высаживали куст розы или
устанавливали крест Иисуса Христа.
6
Сад
Минервы
Широко культивировались яблони и груши для
изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали
только в садах знати. В феодальных садах выращивали
цветы в клумбах, устраивали аллеи, обвитые виноградом,
выращивали яблони, устраивали розарии.
7
Сад
Вилларди
Период средневековья сменяется эпохой Возрождения, за
которой следует Реформация, навсегда изменившая
общественные воззрения и судьбы Европы. С ветром
перемен обогащается и садовое искусство. В 15 веке в
Англии "изобретены" узловые сады и партеры, которым
суждено было покорить Европу и задержаться на пике
садовой моды на целое столетие.
8
Сад
Вилларди
Узловые сады представляли собой строгие прямоугольные
бордеры или клумбы, обрамленные невысокими, аккуратно
подстриженными вечнозелеными живыми изгородями.
9
Сад
Вилларди
Внутреннее пространство между изгородями заполняли
узорами из цветов, аккуратно постриженными топиари
10
Сад
Вилларди
или просто разноцветным щебнем, песком, морскими
ракушками и другими декоративными материалами.
11
Сад
Вилларди
Исключительно простые или изысканно запутанные узоры
узловых садов и партеров отражали идеи Возрождения в
архитектуре, искусстве, дизайне интерьеров и модной
одежде.
12
Сад
Вилларди
Типичными чертами роскошных садов и парков становятся
прямые широкие аллеи, симметрично обсаженные
подстриженными деревьями, каменные балюстрады,
фонтаны, водные каналы. По словам современников, ни
одно дерево или кустарник не могли избежать стрижки.
Повсюду царил триумф геометрии и барокко.
13
Грот в
ландшафтном
парке имения
Клэндон
(Clandon
Park), г-во
Суррей,
Англия.
Английский
ландшафтный
стиль, 18 в
В начале 18 века формализм и витиеватость
геометрических узоров достигли крайней степени
проявления. В ответ на это и в свете изменяющихся
общественных настроений начала зарождаться потребность
в более свободных и естественных дизайнах. В искусстве
все шире распространялся классицизм, вдохновляемый
свежими идеями либерализма и Просвещения. Вычурность
и надуманность барокко казались нелепыми, излишними и
подвергались едкой критике. Новое направление в садовой
моде предписывало открытую перспективу и сохранение
естественного рельефа местности.
14
Пруд в
Королевском
ботаниче ском
саду Кью
(RBG Kew),
Лондон,
Англия.
Часть
дизайна
"умницы"
Брауна,
английский
пейзажный
стиль, 18-19
вв
Из аристократических садов и парков убираются прямые
аллеи, формальные приподнятые клумбы и партеры,
витиеватые строения, лабиринты, живые изгороди, топиари
и любая симметрия все, что так или иначе ограничивает
или регламентирует открытое пространство или выглядит
"сделанным".
15
Фруктовый
сад 16 в.,
умышленно
запущенный.
Дворец
Хэмптон
Корт
(Hampton
Court), г-во
Суррей,
Англия
Под лозунгом "природа выше искусства" победоносно
входит в европейскую моду естественный, живописный и
романтичный английский ландшафтный стиль с его
"нераспланированным" видом: холмами, прудами,
бескрайними лужайками и разбросанными тут и там
группками деревьев.
16
Сад
Атлантик
Отдельно стоит рассказать о том, какие парки создаются во
Франции, а в частности в Париже, сегодня. Достаточно
известный на сегодняшний момент сад - Атлантик.
Основная тематика сада Атлантик это путешествие к
океану, каникулы, отдых на побережье. Поскольку сад
находится на крыше железнодорожного вокзала, то перед
проектировщиками стояла сложнейшая техническая задача
необходимость совместить и увязать художественную
концепцию парка с многочисленными вентиляционными
шахтами и другими коммуникациями. Центральная и
западная часть парка решена в регулярном геометрическом
стиле открытых пространств французских садов, а
неровный рельеф и густая растительность пейзажного
парка в восточной части навеяна образом английского
парка.
17
Сад
Атлантик
Теннисные корты, площадка с турниками и столами для
пинг-понга в западной части сада символизируют солнце и
энергию, восточная часть символизирует тень и
мечтательность. Центральный газон украшен двумя рядами
деревьев. Посередине находится фонтан, посвященный
небу. Здесь располагается огромный термометр, дождемер,
флюгер и анемометр, измеряющий скорость ветра.
Неровная поверхность фонтана и прилегающего газона
имитируют океанические волны.
Большая часть растений, представленных в саду не
сбрасывают листья и хвою на зимний период, делая тем
самым сад привлекательным в течении всего года. Синие и
голубые оттенки многолетних цветов в сочетании с белым
ассоциируются с цветом водной глади океана.
18
Сады
Кейкенхоф,
Голландия.
Азбука садово-паркового искусства. Методы, принципы
и средства садового дизайна.
Любой сад представляет собой объемно-пространственную
композицию, в которой все элементы взаимосвязаны, и
если убрать хоть один из них, может нарушиться общая
гармония. Конечно, это - идеал. Но проектировщик
стремится именно к такому ощущению сада, которое
возникает в результате единства его планировочного и
объемно-пространственного решения, его функционального
назначения и художественного воплощения замысла.
19
Узловой сад с
прудом (Pond
Garden) 1
дворца
Хэмптон
Корт
(Hampton
Court)
Симметричные композиции имеют одинаковые левую и
правую части относительно оси симметрии. В природе
можно обнаружить множество симметричных объектов, но
симметричные композиции возникают случайно и
встречаются крайне редко как курьезы. Симметрия сада
заключается в идентичности планировки правой и левой
частей сада относительно оси симметрии, именуемой
планировочной осью. Симметричные композиции обладают
внутренним равновесием, гармонией.
20
Фотнан
«Самсон»,
Сад воспринимается наблюдателем как объемная живая
Петергоф
картина. Ее красота заключается не только в
уравновешенности, общей гармонии, но и в видимой
глубине садовой перспективы. Проектируя сад,
ландшафтный дизайнер, подобно художнику, должен
учитывать и использовать законы линейной и воздушной
перспективы.
21
Фотнан
«Пирамида»,
Петергоф
Единство и взаимосвязь элементов композиции в
дизайне сада. Доминанта.
Распространенная ошибка начинающего садовода -
насыщение сада разнообразными "красотами". Порой сад
превращается в выставку строительных материалов,
аксессуаров и растений. Это происходит из- за
непродуманности восприятия сада. Человек способен
увидеть и оценить одновременно только одну садовую
композицию. Остальные композиции, объекты должны
играть роль фона, дополнения.
Учитывая особенности восприятия человеком
окружающего пространства, декоративная часть сада
должна состоять из одной-двух доминирующих композиций
и двух-пяти дополнительных или подчиненных.
22
gardens
Искусство садоводства знакомо человеку с очень
давних времен, хотя наслаждение садами в течение
многих веков являлось привилегией избранных. В
смене европейских садовых стилей и истории
садового дизайна для нас раскрывается история
самой Западной Европы, движения ее
философской мысли и развития традиционных
ценностей. Современные садоводы, имеют
счастливую возможность выбирать самое лучшее
из всего богатства накопленных идей
Задание:
придумать и нарисовать план парка (после повторения условных обозначений)
или приусадбного участка. Межпредметная связь с уроком черчения ("Проект
жилого дома»).
Подведение итогов урока:
- мини-выставка;
- обсуждение работ (связь замысла и средств художественной выразительности,
применяемых автором).
Домашнее задание:
дать название парку.
Список литературы/интернет-ресурсов:
1. Программа (научный руководитель Т.Я.Шпикалова) «Изобразительное
искусство, 1-9 классы», М., Просвещение, 2010
2. http://www.sadsamslabo.ru/osnovy-kompoziczii-sada.html
3. http://studio-verde.ru/history.html
4. http://marinni.livejournal.com/754157.html
5. http://www.countrysideliving.net/GRD_PRJ_Style-Grdns_Apr05.html