Презентация "Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека"
Подписи к слайдам:
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека
ГБОУ СОШ №604
учитель Михайлова Елена Владимировна
Скань
- Еще в глубокой древности люди обратили внимание на мягкость драгоценных металлов и широко использовали его при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие легкое кружево, делали как из гладкой проволоки различной толщины, так и из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, и из веревочек, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто это серебряные и золотые узоры украшали напаянными на них мельчайшими блестящими шариками из того же металла. Подобные изделия, относящиеся к IX-X вв, встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов почти повсеместно.
- От старого русского слова «скать», т.е. сучить, свивать нити, этот технический прием получил название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными».
- Ассортимент сканых изделий очень многообразен – подносы, шкатулки, коробочки, ларчики, корзиночки, цепи, пряжки, пуговицы, браслеты, перстни, серьги, броши, ожерелья, лампады, кадильницы… Трудно перечислить все множество предметов.
- Скань делают из «чистоты», т.е. из чистого или высокопробного золота и серебра, которые, благодаря отсутствию или малому количеству примесей, настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую проволоку.
- Дешевые сканые изделия делают также из красномедной проволоки и покрывают затем позолотой или серебрят.
- Сканые работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. В те годы, когда все процессы в ювелирном деле производились без помощи машин, проволоку протягивали (проволакивали) вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске).
- Если сканый орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем и прикрепляя ее к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными скаными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.
- При изготовлении ажурной скани рисунок делается на бумаге, к которой приклеивают отдельные детали сканых узоров, и, посыпав припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканые завитки спаиваются между собой.
- Сканые изделия часто украшаются зернью, т.е. мелкими гладкими шариками из золота или серебра, напаянными на узоров. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, часто окаймляют части предмета полосами, а также располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди.
- Скань делалась почти повсеместно, но в одних центрах она занимала ведущее место, в других – встречалась в виде исключения. Самыми значительными центрами были Новгород, Москва и города русского Севера. Каждый их этих центров отличается особенностями орнаментов, и в каждом из них расцвет сканого мастерства падает на разное время, в зависимости от экономического и политического положения того или иного города.
- Московская скань второй половины XVI и всего XVII вв. почти всегда полихромна. Она неразрывно связана с яркой, многоцветной эмаль, для которой служит обрамлением.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Қазақстанның атақты суретшілерінің туындылары"
- Разработка урока "Герб моего села" 6 класс
- Презентация "Древние образы в современных народных игрушках" 5 класс
- План-конспект урока "Удивительное чудо - Гжель" 5 класс
- План-конспект урока "Русский народный костюм в музыке и живописи" 5 класс
- Интегрированный урок "Создание фигурок героев народных сказок для кукольного театра"