Дополнительная образовательная программа "Компьютерная графика и дизайн"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Межшкольный учебный комбинат г.Азова
Принято
Педагогический совет
Протокол № __ от ________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО МУК
____________ Г.А.Агаев
Приказ от «__»____________2016 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ДИЗАЙН»
для обучающихся - от 11 до 16 лет,
срок реализации программы – 2 года,
техническая направленность.
Разработала: педагог дополнительного образования
Гриценко Зинаида Юрьевна
Г.Азов, 2016г.
Пояснительная записка
При разработке дополнительной общеобразовательной программы
«Компьютерная графика и дизайн» основными нормативно-правовыми
документами являются следующие:
ФЗ "Об образовании в РФ";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы;
Региональные рекомендации к регламентации деятельности
образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам (Приложение к приказу Минобразования Ростовской области
от 01.03.2016 г. №115);
Устав МБУ ДО МУК;
авторская программа Л.А. Залоговой, канд. физ.-мат.наук, доцента кафедры
математического обеспечения вычислительных систем Пермского
государственного университета.
Направленность образовательной программы «Компьютерная графика» -
техническая. Она ориентирована на изучение основных графических
компьютерных программ векторной и растровой графики Adobe Photoshop (Gimp)
и Corel Draw (Inkscape) в рамках их широкого использования, а также
специальных профессиональных возможностей.
Вид программы – модифицированная, уровень – базовый.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание
компьютерной графики как вида искусства, учит совмещать возможности
растровой и векторной информации. Открывает возможности при минимальном
количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы,
но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач,
максимально реализовав именно творческие способности.
Актуальность данной программы заключается в необходимости знаний
подобного свойства для человека современного компьютеризированного мира и
времени цифровых технологий. Учащиеся приобретают необходимые навыки, как
для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката,
презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд
художника – графика, что им помогает определиться с профессиональной сферой
деятельности на будущее.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих
способностей детей, математического и логического мышления.
Задачи:
дать учащимся знания основ компьютерной графики на примере работы с
программами Adobe Photoshop (Gimp), Corel Draw (Inkscape);
дать базовые знания о персональном компьютере, сформировать навыки
свободного ориентирования в графической среде операционной системы;
обучить возможностям создания собственных изображений, используя
базовый набор инструментов графических программ, а также средствам
обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач;
рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями
(преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа
и т.д.);
обучить возможностям создания собственных изображений, на основе
знания законов и средств композиции;
закрепить знания по цветоведению и колористке, используя возможности
работы с цветом средствами графических редакторов;
освоение навыков и приемов работы с графическим планшетом;
рассмотреть возможности анимирования изображений с целью подготовки
к курсу компьютерной анимации;
развить творческий потенциал учащихся посредством использования
компьютера как рабочего инструмента художника.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы от 11 до 16 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы – два года.
На освоение полного курса отводится 144 часа.
Материал программы разделен на два блока в соответствии с разделами учебно-
тематического плана.
Программа первого года обучения предполагает групповые занятия и рассчитана
на 72 часа.
Теории 18 часов. Практики 54 часа.
На первом этапе рассматриваются возможности растровой графики, уделяется
внимание редактированию готовых изображений, включая максимум визуальных
эффектов, чтобы заинтересовать учащихся.
Во второй год обучения занятия проходят также с группой учащихся - 72 часа в
течение года.
Теории 14 часов. Практики 58 часов.
Здесь предполагается углубление полученных знаний, а также максимальное
использование возможностей вектора, изучение основ полиграфического дела,
шрифтовой композиции, возможностей работы с текстом и фотографиями
(преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.).
Экспортирование и импортирование изображений – использование возможностей
двух графических программ для создания сложных проектов.
Формы организации образовательного процесса в данной программе -
групповые занятия. Режим работы - два раза в неделю по одному часу с
младшими учащимися и один раз в неделю по два часа с учащимися от 12 лет.
Программа предполагает теоретические и практические занятия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В конце первого года обучения учащиеся должны:
знать основные инструменты растровой программы Adobe Photoshop
(Gimp);
иметь базовые знания о персональном компьютере и навыки свободного
ориентирования в графической среде операционной системы (открытие,
создание, сохранение и т.д.);
подбирать необходимые инструменты и строить алгоритм действий для
воплощения поставленных творческих задач;
использовать базовый набор инструментов и возможности растровой
программы для создания собственных изображений, на основе знаний
законов и средств композиции, цветоведению и колористке;
использовать возможности работы с цветом, специальными эффектами и
цветокоррекцией в Adobe Photoshop (Gimp);
уметь работать со слоями и масками, составлять коллажные композиции;
получить навыки работы с текстовыми объектами, познакомиться с
основами типографики;
использовать возможности анимирования изображений, владеть основами
покадрового рисования;
освоить навыки работы с графическим планшетом;
уметь использовать возможности векторных инструментов в растровой
программе, уметь отличать их.
В конце второго года обучения учащиеся должны:
свободно владеть инструментами векторной программы Corel Draw
(Inkscape)для создания сложных рисунков;
рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями уметь их
грамотно компоновать при создании макета (преобразование, подбор к
изображению, спецэффекты, создание логотипа и т.д.);
уметь совмещать векторные и растровые изображения за счет экспорта и
импорта файлов.
закрепить знания по цветоведению и колористке, уметь использовать
приемы стилизации, условности изображения;
создавать векторные объекты на основе законов и средств композиции;
уметь разработать рекламный графический проект и довести его до печати.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы являются выставки работ учащихся, участие в конкурсных
соревнованиях, их дальнейшее ориентирование на освоение возможностей
компьютерной графики.
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
№
Название
раздела,темы
Кол-во часов
Формы
организации
Формы
аттестации
Всего
Теория
Практика
1
Раздел 1 « Растровая графика. Растровые графические редакторы»
1.1
Тема.Знакомство
с особенностями
работы в
графическом
редакторе
Photoshop
(Gimp)
4
2
2
Лекция
Практическая
работа
тестирование
1.2
Тема. Основные
инструменты
рисования.
12
2
10
Лекция
Практическая
работа
творческий
проект
1.3
Тема.
Знакомство с
инструментом
градиентной
заливки.
Установки.
Инструменты
выделения.
6
1
5
Лекция
Практическая
работа
Творческий
проект
1.4
Тема. Работа со
слоями и
фигурами.
8
2
6
Лекция
Практическая
работа
творческий
проект
1.5
Тема.
Преобразование
объектов.
4
1
3
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1.6
Тема.
Возможности
коррекции
изображения.
2
-
2
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1.7
Тема.
Творческое
задание.
Построение
интерьера.
8
1
7
Практическая
работа
Творческий
проект
1.8
Тема.
Дополнительный
интерфейс
пользователя.
4
1
3
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1.9
Тема.
4
1
3
Лекция
Творческий
Инструменты
клонирования.
Практическая
работа
проект
1.10
Тема. Работа с
текстом.
6
2
4
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1.11
Тема. Создание
объектов и
фигур.
2
0,5
1,5
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1.12
Тема.
Возможности
создания
анимации.
4
1
3
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1.13
Тема.
Использование
маски.
2
0,5
1,5
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1.14
Тема. Рисование
инструментом
перо.
6
1
5
Лекция
Практическая
работа
Творческий
проект
Всего:
72
16
56
Учебно-тематический план (2-й год обучения)
№
Название темы
Кол-во часов
Формы
организации
Формы
аттестации
Всего
Теория
Практика
2
Раздел 2 «Векторная графика. Векторные графические редакторы»
2.1
Базовый
инструментарий
графического
редактора Corel
Draw( Inkscape)
10
2
8
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
2.2
Построение
фигур.
4
1
3
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
2.3
Цвет в
программе
Corel Draw
( Inkscape)
4
1
3
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
2.4
Операции с
контурами.
4
1
3
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
2.5
Возможности
растра в
векторной
программе.
4
-
4
Практическая
работа
Творческое
задание
2.6
Основы работы
с текстом.
6
1
5
Лекция
Практическая
работа
Творческое
задание
2.7
Работа с
фигурами.
4
1
3
Лекция
Практическая
работа
Творческое
задание
2.8
Художественное
оформление.
6
2
4
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
2.9
Творческое
задание
«Рекламный
проект».
6
-
6
Практическая
работа
Творческий
проект
2.10
Создание
переходов фигур
и цветов.
6
1
5
Лекция
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
2.11
Использование
трехмерных
эффектов.
10
2
8
Лекция
Практическая
работа
Творческий
проект
2.12
Применение
атрибутов вида
2
-
2
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
и графических
стилей.
2.13
Дополнительные
возможности.
6
-
6
Практическая
работа
Творческий
проект
Всего:
72
12
60
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. « Растровая графика. Растровые графические редакторы»
Тема 1.1. Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Photoshop
(Gimp).
Теория:
Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной
безопасности. Знакомство с интерфейсом. Изучение горизонтального меню,
панели настроек, плавающего меню.
Создание нового документа. Сохранение и закрытие документа.
Практика:
Форматы графических файлов. Средства управления панелью инструментов.
Организация и присоединение палитр.
Тема 1.2. Основные инструменты рисования.
Теория:
Знакомство с основными инструментами рисования – кистью и ластиком.
Знакомство с инструментами заливки.
Изменение установок инструмента, фактурная заливка.
Практика:
Создание пробного рисунка.
Настройки инструментов: форма, толщина, прозрачность.
Цвет на практике. Цветовые режимы Photoshop (Gimp). Выбор и
редактирование, цвета.
Закрепление навыков работы кистью.
Режимы смешивания.
Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.
Создание рисунка с использованием объектов разной фактуры.
Инструмент «Палец».
Выполнение рисунка с использованием эффекта размытия пикселей
«Пейзаж».
Тема 1.3. Знакомство с инструментом градиентной заливки. Установки.
Инструменты выделения.
Теория:
Знакомство с инструментом выделения «Лассо». Панель опций инструмента.
Практика:
Практическое использование инструментов: выделения, выравнивания.
Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.
Композиция из фрагментов изображения.
Продолжение работы. Изменение положения и цвета отдельных фигур.
Тема 1.4. Работа со слоями и фигурами.
Теория:
Знакомство с понятием «слои». Меню и палитра «Слои». Создание нового
слоя, перемещение, выделение и сливание слоев.
Инструмент «Область» для создания фигур, Функция растушевки.
Применение инструмента «Градиент» к областям слоя.
Практика:
Практическая работа со слоями. Редактирование содержимого слоя.
Изменение положения слоев в пространстве, относительно друг друга и
переднего плана.
Понятие «Группировки». Создание групп слоев, возможности работы с
группой.
Опции инструмента «Волшебная палочка».
Творческое задание «Фантастический натюрморт», «Город», «Робот».
Использование инструментов «выделение» и «перемещение».
Тема 1.5. Преобразование объектов.
Теория:
Основные функции трансформирования объектов. Масштабирование
объектов. Использование инструмента "свободное трансформирование".
Практика:
Отображение, вращение, смещение, искажение и сдвиг объектов. Изменение
перспективы. Создание нескольких трансформаций.
Самостоятельная работа.
Тема 1.6. Возможности коррекции изображения.
Практика:
Выравнивание цвета и тона через «Уровни», «Автоуровни».
Цветокоррекция.
Изменение яркости, контрастности, применение пастеризации, фотофильтра.
Тема 1.7. Творческое задание. Построение интерьера.
Теория:
Объяснение творческого задания.
Практика:
Изучение перспективы.
Создание эскизов.
Сбор материалов. Их обработка.
Выполнение перспективного построения будущего интерьера.
Составление композиции, размещение мебели и аксессуаров.
Тема 1.8. Дополнительный интерфейс пользователя.
Теория:
Фильтры в программе Photoshop. Художественные фильтры.
Практика:
Фильтры искажения и пластики.
Создание размытия и резкости на изображении.
Применение эффектов освещения.
Тема 1.9. Инструменты клонирования.
Теория:
Возможности инструмента «Штамп».
Практика:
Использование инструмента «Заплатка».
Творческое задание: создание коллажа на тему «Мои любимые животные»,
«Плакат».
Тема 1.10. Работа с текстом.
Теория:
Основные характеристики инструмента "текст".
Палитра шрифтов. Изменение размера и цвета, искажение шрифта.
Практика:
Обтекание текстом графического объекта.
Заполнение шрифта изображением через выделение и «маску текста».
Самостоятельная работа «Открытка»,
Тема 1.11. Создание объектов и фигур.
Теория:
Режимы «контуры», «слой фигуры» «заливка пикселей».
Практика:
Применение стиля слоя к фигуре.
Создание своей пользовательской формы.
Тема 1.12. Возможности создания анимации.
Теория:
Особенности передачи движения в программе. Окно анимирования
изображений.
Практика:
Создание кадровой ленты.
Решение простого анимированного изображения. Баннер.
Тема 1.13. Использование маски.
Теория:
Наложение маски на изображение. Возможности работы с маской.
Практика:
Практическая работа с маской.
Применение маски к текстовому слою. Создание «исчезающего текста».
Тема 1.14. Рисование инструментом перо.
Теория:
Основные функции инструмента "перо" и принципы работы. Рисование
прямых и кривых линий.
Практика:
Построение кривых линий. Угловые точки привязки на кривых линиях.
Рисование кривых линий разных типов. Преобразование гладких точек в
угловые и наоборот.
Рисование фигуры по образцу.
Редактирование кривых линий.
Второй год обучения
Раздел 2 «Векторная графика. Векторные графические редакторы»
Тема 2.1. Базовый инструментарий графического редактора Corel Draw.
Теория:
Инструктаж по безопасности и правилам противопожарной безопасности.
Особенности векторной графики. Печатная страница, основные инструменты,
создание документа.
Инструмент «Форма». Возможности редактирования отдельных точек.
Практика:
Принцип работы с векторными объектами. Создание «Прямоугольник»,
«Эллипс», изменение основных характеристик.
Инструмент «указатель». Копирование фигур. Быстрые клавиши.
Другие фигуры. Задание параметров фигур.
Создание изображений с помощью фигур.
Форма «Звезда». Создание искажений.
«Собери конструктор». Создание композиции из заданных фигур.
Тема 2.2. Построение фигур.
Теория:
Возможности построения прямых и кривых. Инструмент «Свободная рука».
Практика:
Редактирование линии.
«Кривая Безье».
Построение рисунка по образцу: «Кошка», «Вишенка», «Машина» и пр.
Завершение рисунка.
Тема 2.3. Цвет в программе Corel Draw.
Теория:
Возможности работы с цветовыми палитрами. Модели, микшеры, палитры.
Практика:
Подбор цвета.
Заливка контуров – однородная, интерактивная, градиентная.
Заливка текстурой. Создание новых узоров.
Использование эффекта прозрачности.
Тема 2.4. Операции с контурами.
Теория:
Меню «Форма». Соединение, обрезка, пересечение, спаивание объектов.
Инструмент «Нож», «Ластик».
Практика:
Рисование фигуры «сыр».
Использование инструментов вырезания для рисования раппорта снежинки.
Завершение работы.
Тема 2.5. Возможности растра в векторной программе.
Практика:
Инструмент «Кисть», «Пульверизатор».
Инструмент «Каллиграфия».
Создание рисунка с использованием художественного оформления.
Тема 2.6. Основы работы с текстом.
Теория:
Инструмент «Текст» (художественный, обычный). Возможности
редактирования текста.
Практика:
Размещение текста вдоль кривой.
Привязка к объектам.
Творческое задание. Создание рисунка с помощью текстовых блоков.
Продолжение работы.
Завершение творческого задания.
Тема 2.7. Работа с фигурами.
Теория:
Меню «Распределение и выравнивание объектов».
Практика:
Рисунок по образцу «бусы»
Составление сложного рисунка с использованием повторяющихся объектов.
Завершение задания.
Тема 2.8. Художественное оформление.
Теория:
Форматы графических файлов.
Обработка битового изображения в Corel Photo Paint. Основные
возможности.
Практика:
«Экспорт» и «Импорт» изображения.
Использование маскированного изображения.
Применение эффектов.
Использование инструмента «распылитель».
Тема 2.9. Творческое задание «Рекламный проект».
Практика:
Разработка идеи и замысла.
Сбор материалов.
Обработка текстового и графического блоков.
Создание композиции.
Выполнение работы.
Завершение работы над проектом.
Тема 2.10. Создание переходов фигур и цветов.
Теория:
Эффекты перетекания фигур.
Опции перетекания. Привязка к пути.
Практика:
Использование эффекта прозрачности при перетекании объектов.
Разделение фигур с перетеканием. Использование отдельных форм.
Использование эффектов тени, интерактивной тени.
Привязка тени к сложным объектам.
Самостоятельная работа.
Тема 2.11. Использование трехмерных эффектов.
Теория:
Интерактивная векторная экструзия. Просмотр этапов перехода.
Применение эффекта экструзии к тексту.
Практика:
Создание трехмерного цилиндра.
Использование инструмента "вытеснение и скос".
Отображение символов на поверхностях трехмерных фигур.
Создание объекта путем вращения.
Изменение освещения.
Создание своего объекта путем вращения.
Создание баннера, логотипа с помощью эффекта искривления.
Тема 2.12. Применение атрибутов вида и графических стилей.
Практика:
Профили новых документов. Использование атрибутов вида. Использование
графических стилей.
Применение графического стиля к слою. Копирование, применение и
удаление графических стилей.
Тема 2.13. Дополнительные возможности.
Практика:
Эффекты свободной деформации формы.
Типы искажений.
Применение искажений к собранной группе фигур, к тексту.
Создание рисунка с отражением.
Подведение итогов по пройденному курсу.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В качестве форм занятий по данной программе предполагаются лекции, беседы,
объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные
занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы инструментами,
самостоятельная тренировочная работа за компьютером, практические учебные
занятия.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Беседа
Лекция
Объяснение материала
Метод демонстрации
Конспектирование основного теоретического материала
Комбинированные теоретически-практические занятия
Самостоятельная практическая работа за компьютером
Необходимые инструменты для реализации программы:
Компьютер
Графический планшет
Электронный носитель информации
Диски с клипарт картинками
Тетрадь для записей
Ручка
Карандаш
Альбом для рисования
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим
освещением, интерактивной доской, стендами, мультимедийным
оборудованием (проектор, экран, аудиоустройства)
Материалы и инструменты: таблицы, компакт-диски с обучающими и
информационными программами по основным темам программы;
ОС Windows и Linux; учебные компьютерные программы Coreldraw,
Photoshop и их аналоги Gimp, Inkscape; презентации.
Список литературы
Список использованной литературы:
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное
пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 212
с., 16 с. Ил.: ил.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс:
Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Список литературы для педагогов:
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Бурлаков М. CorelDRAW X4. БХВ-Петербург 2008 г.
3. Джон Лунд, Памела Пфиффнер. Основы композиции в Photoshop с Джоном
Лундом. ООО «Издательство Вильямс» 2005 г.
4. Макарова В. Подарки своими руками с CorelDRAW и Photoshop. БХВ-
Петербург 2010 г.
5. Обручев В. Adobe Photoshop CS6. Официальный учебный курс. М.: Эксмо
2012 г.
6. Уорд Эл. Творческая обработка фотографий в Photoshop, Москва, 2009 г.
7. ТайцА.М., ТайцА.А. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
Список литературы для учащихся
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Разработанный лабораторный практикум составителем программы
дополнительного образования детей «Компьютерная графика и
дизайн».
Список интернет-ресурсов
http://www.site-do.ru/photoshop/photoshop1.php
https://photoshop-master.ru/
http://promokachka.ru/lessons.php
http://www.teachvideo.ru/course/366 - CorelDRAW X5 для начинающих
http://cdx3.ru/coreldraw-x6.php
Информатика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Системы счисления" 8 класс
- Презентация "Знаки и знаковые системы"
- Задачи на измерение информации
- Конспект урока "Основные возможности программы Microsoft Power Point"
- Конспект урока "Информация в живой и неживой природе. Человек и информация"
- Презентация "Количество информации, как мера уменьшения неопределенности знаний"