Дополнительная образовательная программа "Журналистика"

1
Комитет по образованию Мысковского городского округа
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования Центр дополнительного образования
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОО ДО ЦДО
______________О.А. Вараксина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Журналистика
социально-педагогической направленности
(рассчитана на обучающихся 12-14 лет,
срок реализации - 2 года)
Согласовано Автор- составитель:
педагогическим советом Уколов Анатолий Прокопьевич,
Протокол № __ от «___»_______ 2016г. Педагог дополнительного
образования
Мысковский городской округ, 2016
2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………3 стр.
1 год обучения………………………….….………..…… .…11стр.
2 год обучения………………………………………........….19 стр.
Методическое обеспечение………………………………….29 стр.
Список литературы для педагога………………….…....… .31 стр.
Список литературы для обучающихся…………………. ...33 стр.
Приложения…………………………………….…..……… . 34 стр.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не
сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только
становятся «окном в мир» для подростков, но и серьезно воздействуют на их
жизненные идеалы и ценности. Как источник социальной информации
определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей,
но и отношение к обществу. Поэтому основная задача образовательного
процесса – социализация личности, приобщение ее к многогранной системе
общественных отношений. Одним из важнейших средств самоутверждения и
саморазвития юной личности является предоставление возможности
конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои взгляды,
позиционировать свои интересы, обращаться к общественному мнению.
Современные подростки выстраивают свои каналы информации для
общения с ровесниками и взрослыми, где сами же являются участниками
равноправного диалога, проявляют активность, влияющую на социальное
окружение. Иными словами, они создают коммуникативные сообщества, в
которых информационная составляющая становится важной частью группового
общения.
Образовательная программа «Журналистика» предназначена помочь
подросткам верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и
нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение
ребенком основ профессии журналиста, умение увидеть вокруг себя свежую
тему, выработать интересную идею, оригинальное воплощение.
Дополнительная образовательная программа творческого объединения
“Журналистика” является модифицированной и основана на программах
“Азбука журналистики” Лепилкиной О.И., профессора, доктора
филологических наук, заведующей кафедрой истории и теории журналистики
4
Гуманитарного института, «Журналистика в школе» Спириной
Н.А. (Издательство: Учитель. Серия: Дополнительное образование).
Актуальность программы «Журналистики» связана и возрастает именно
с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как
социально-творческое развитие личности, социализация и личностное
становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных
и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться
в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить
свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений,
помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий.
Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к
творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и
независимую жизненную позицию.
Умение интересно рассказывать и писать, фотографировать, снимать на
видео не приходит само собой. Этому нужно учиться. Определенный круг
учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности,
необходимые для занятий журналистикой. Курс «Журналистики» ориентирован
на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того,
занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности
обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие
литературного таланта, фотохудожника, видеооператора, экспериментальный
поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление
связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция
личностно ориентированного учебного процесса, в частности освоения
учащимися начальных навыков журналистского дела.
Новизна предлагаемой учебной программы состоит в том, что она
5
опирается на такие филологические дисциплины, как стилистика русского
языка, культура речи, литературное редактирование; обеспечивает
межпредметные связи с литературой (написание материалов для газеты),
искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых
атрибутов), информатикой (работа в прикладных программах на ПК). Очень
важно, что в результате образовательной деятельности создаётся интерактивное
виртуальное творческое поле, обеспечивающее решение учебно-
воспитательных задач, способствующее формированию интегративного
взаимодействия в социокультурном пространстве.
Отличительными особенностями данной программы являются
личностно-ориентированные, инновационные формы обучения,
предоставляющие определенную самостоятельность обучающимся в поиске
новых творческих, а также технических решений.
Педагогические принципы, на которых основывается учебная деятельность:
принцип свободы действия, мнений, традиций;
принцип равных возможностей;
принцип ориентации на успешную деятельность.
В основе программы «Журналистика» - комплексное изучение основ
журналистики и издательского дела через практическую деятельность, а это
самый действенный способ познания.
Работа над конкретным делом, результаты которого можно «подержать в
руках» и показать друзьям и родным, превращают обучение в интересный и
эффективный процесс.
Деятельность объединения предполагает обязательный анализ
выполненной работы, что позволяет влиять на качество выполнения задания.
Программа ставит своей целью не только подготовку к будущей
профессиональной деятельности в качестве журналиста, редактора, дизайнера,
но и ориентирует на развитие аналитических способностей, объективности,
6
творческому подходу к делу, коммуникабельности, оперативности, а
также в процессе занятий вырабатывается умение видеть новое в событиях,
людях. Кроме того, процесс занятий способствует развитию организаторских и
творческих способностей детей, созданию условий для свободного развития их
воображения и внимания к слову, совершенствованию таких умений как писать
на тему и раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать
журналистский материал, строить текст в определенной композиционной
форме, править написанное. Помогает им в выборе профессии.
Данный курс предусматривает такую форму самостоятельных заданий, как
редакционные задания, а также наличие специальных зачётов, тестов,
юнкоровского рейтинга.
Программа базируется на знании русского языка и литературы,
современных информационных технологий, умении владеть фото-
видеоаппаратурой.
Главным условием привлечения детей является их личная
заинтересованность, мотивация и желание работать в данном направлении.
Особенностями программы можно считать её гуманистический,
личностно ориентированный подход, разновозрастной характер
коммуникативных связей, педагогическое и информационное сопровождение
развития ребёнка.
Авторская методика основана на опыте работы автора по привлечению
учащихся к написанию журналистских материалов для СМИ, созданию
печатной продукции, активному участию в творческих конкурсах различного
уровня.
Программа курса «Журналистики» рассчитана на детей 11-14 лет,
заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими
навыками работы. Программа комплексная, так как ориентирована на
применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам,
7
таким, как литература, русский язык, история, география. По целям обучения
данная программа: социально-педагогическая.
Цели программы: создание условий для оптимальной социальной и
творческой самореализации личности, интеллектуального развития;
формирование мировоззрения обучающихся, адаптирование их к жизни в
современном обществе, активизация интереса к общественно-значимой
деятельности, профессиональная ориентация в области журналистики.
В ходе достижения целей программы решаются задачи:
Обучающие:
познакомить с основами журналистского мастерства;
познакомить с принципами журналистской деятельности;
изучить основы журналистики;
формировать знания об истории журналистики и этапах ее развития;
формировать начала первичного профессионального опыта.
Воспитывающие:
формировать навыки совместной деятельности и диалогового общения;
воспитывать культуру общения, культуру речи;
Развивающая:
способствовать развитию творческих способностей, индивидуального
мышления.
помогать в расширении кругозора обучающихся, владении словом.
воспитывать патриотизм.
Обучающиеся в возрасте 11-14 лет испытывают потребность в творческом
общественно-полезном проявлении своей личности и индивидуальности.
Занятие журналистикой позволяет школьникам ощутить себя в роли «взрослого
и рассудительного человека», которому можно выразить свои эмоции, мысли и
чувства, обсудить наболевшие проблемы подросткового возраста. Успешное
8
решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов
программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию
полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена
программой с самого начала изучаемого курса, когда детям предлагается самим
найти темы для публикаций, оценить их актуальность, и выбрать форму подачи
в детской газете. Только в тесном взаимодействии теории и практики
происходит развитие творческого потенциала начинающих журналистов.
Таким образом, программа курса «Журналистики» составлена в практико-
ориентированной форме подачи материала.
Формы и режим занятий.
Формы занятий в процессе реализации курса: лекция с элементами беседы,
практикумы, семинары, тренинги, индивидуальные консультации, групповое
проектирование, ролевая игра, круглый стол, дискуссия, устное выступление,
презентации, встречи с журналистами, экскурсия в редакцию «Мыски» и на
городское ТВ.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа. Всего - 144 ч в год.
2 год обучения- 2 раза в неделю по 3 часа. Всего - 216 ч в год.
Методы обучения
При проведении занятий используются следующие методы:
Словесный метод базируется на беседах, лекциях, индивидуальных и
коллективных упражнениях, представляющих собой многократное обращение в
течение одного занятия к тем или иным аспектам профессиональной
деятельности журналиста для выполнения более сложных заданий (анализ
текстов, выявление темы журналистского произведения, выявление идеи
произведения и т. д.)
Второй метод предполагает проведение на занятиях деловых и ролевых игр,
воссоздающих те или иные ситуации профессиональной деятельности и
9
ставящих участников перед необходимостью оперативного
решения соответствующих профессиональных задач. Так, например, для
освоения темы «Пресс-кафе «Я - журналист!» проводится сюжетно-ролевая
игра «Берём интервью» с последующей дискуссией о том, какой жанр
привлекательнее для читателя: репортаж, фоторепортаж или интервью.
Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом
профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового
этикета, журналистской этики и т. д.
Практический метод ориентирован на закрепление необходимых моделей
профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его –
оперативный выпуск журналистской продукции (газеты для детей –
«Ровесник»).
Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала
обучающимся системное представление о журналистской деятельности,
сочетала теорию и практическую деятельность обучающихся.
Метод проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях.
Условия реализации программы:
наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты
(компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
сотрудничество с редакциями городской газеты, а также с редакциями
детских газет других городов.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого
объединения «Журналистика». Он следит за выполнением редакционных
заданий, организует индивидуальные консультации, ведёт занятия кружка,
оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании,
электронной вёрстке, распространении газеты.
10
К концу 1 года обучения юные журналисты:
имеют понятие:
о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в
обществе;
о работе редакционного коллектива;
о структуре газетного номера;
знают:
наиболее важные этапы в истории журналистики,
специфику основных жанров публицистики;
основы корректуры и редактирования текста,
орфографический и пунктуационный минимум;
основы фотосъемки.
умеют:
находить темы для публикаций,
подбирать материал,
работать с различными источниками информации,
подготавливать материалы в изученных жанрах,
владеть навыками компьютерного набора текста,
фотографировать.
К концу 2 года обучения юные журналисты:
имеют основные сведения по истории мировой и отечественной журналистики;
знают:
виды СМИ, их типологию и классификацию;
специфику печатных СМИ, радио-, тележурналистики, Интернет-СМИ;
теорию и методику журналистского творчества, особенности
11
журналистского текста;
основные жанры журналистики, источники информации;
методы работы с текстом;
нормы и правила и газетных публикаций;
основы издательского дела;
основные принципы дизайна;
основы стилистики и литературного редактирования;
основы компьютерной грамотности;
психологические и этические аспекты работы журналиста;
основы риторики, ораторского мастерства и культуры речи;
сведения по теории литературы;
основы фотоискусства;
Получают начальные навыки работы с изученными программами Word,
«Scribus».
умеют:
оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них,
продуктивно действовать в информационном пространстве;
собирать информацию из разных источников, обрабатывать,
анализировать и обобщать её;
работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка,
корреспонденция, интервью, зарисовка и др.);
определить жанровую природу газетного материала, его структуру,
функцию языковых средств и деталей;
выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям,
событиям;
макетировать, верстать печатные издания;
свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний;
12
проводить фотосъемку в
сложных условиях.
После изучения каждого из разделов программы проводится проверка знаний и
умений обучающихся в виде тестов, практических и творческих работ, выпуска
учебных газет «Ровесник» и «Остров надежды».
Учебно-тематический план I год обучения
Разделы
теория
практика
1.
Вводное занятие. «Всё только начинается…»
2
-
2.
Экскурс в историю журналистики: «Листая страницы
истории…»
1
1
3.
Журналистика творческая деятельность
1
1
4.
Содержательная модель газеты
1
1
5.
Графическая модель газеты
2
4
6.
Работа с фотоматериалами
9
31
6.1.
Азы фотосъёмки
2
6
6.2
Свет в фотографии
-
2
6.3
Фотожурналистика
2
6
6.3
Спортивная съемка
-
2
6.4
Натюрморт, как фотоэтюд.
1
3
6.5
Фотопейзаж
2
6
13
6.6
Фотопортрет
2
6
7.
Основы компьютерной вёрстки
6
6
7.1
Основные типы современных компьютеров.
Устройство персонального компьютера.
2
-
7.2
Операционная система Windows.
2
-
7.3
Microsoft Office, Microsoft Word.
2
-
7.4
Набор текста
-
2
7.5
Верстка страниц газеты
-
4
8.
Газетный материал
4
10
9.
Знакомство с жанрами. Газетные жанры.
6
18
10
Участие в выпуске детско-юношеских газет
«Ровесник», «Остров надежды»
-
34
11.
Этика журналистского «Я»
1
1
12.
Экскурсия в редакцию газеты «Мыски»
-
2
13.
Итоговое занятие: «Пресс-кафе «Я - журналист!»
-
2
ИТОГО:
33
111
Содержание
Раздел 1. Вводное занятие. «Всё только начинается…»
14
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой обучения.
Раздел 2. Экскурс в историю журналистики: «Листая страницы истории…»
Как и почему возникла журналистика.
Значение журналистики. Роль в обществе.
Журналистика как профессия и общественная деятельность.
Раздел 3. Журналистика – творческая деятельность
Профессиональные качества журналиста.
Основы профессиональной культуры, этики журналиста.
Раздел 4. Содержательная модель газеты
Виды и типы СМИ - радио, ТВ, интернет, газетно-журнальная периодика.
Газетный мир. Для чего нужна газета?
Из истории детской прессы.
Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для
детей и подростков. Первые детские издания Европы и России. Краткая
характеристика. Современные детские СМИ. Школьные издания.
Дайджест в детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его составить.
Знакомство с законами о СМИ, историей городской газеты. Знакомство с
газетой «Ровесник» и медиацентром «1 школьный».
Практическое занятие: «Знакомство с детской прессой» -
этимологический «круглый стол». Разделившись на две группы, учащиеся
готовят этимологические справки о словах «газета» и «журнал».
Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)»:
выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его
особенностях.
Раздел 5. Графическая модель газеты
С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.
Заголовок в газете: сказать всё и коротко.
Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты.
15
Рубрики.
Практическое занятие:
«Профессиональные термины»
Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.
Раздел 6. Работа с фотоматериалами
Тема-1. Азы фотосъёмки
Фотоаппараты: механические и цифровые. Основные параметры, применяемые
в фотосъёмке. Что такое выдержка и диафрагма Значение света при съёмке.
Выбор точки, ракурса, и момента фотосъёмки. Виды фотоматериалов:
фотопленка, фотобумага, проявители, закрепители, составление рецептов.
Тема-2. Свет в фотографии
Какой бывает свет: искусственный, естественный, смешанный. Свойства
электронных вспышек в фотографии.
Тема-3. Фотожурналистика
Композиция фотоснимка. Золотое сечение. Линия красоты. Жанры. Приёмы
построения фотокадра. Подготовка снимка к печати в газете.
Тема-4. Спортивная съемка
Определение жанра спортивной съемки. Основные требования к работе в
данном жанре (техника, динамика, правила).
Тема-5. Натюрморт, как фотоэтюд
Что такое натюрморт. Показ слайдов или фотографий, составление натюрморта,
его освещения.
Съёмка фрагментов для приобретения технических навыков, художественная
фотосъёмка.
Тема-6. Фотопейзаж
Особенности фотосъёмки пейзажа в различных погодных условиях.
Использование функций фотоаппаратуры для проработки облаков.
Тема-7. Фотопортрет
16
Один из сложнейших видов съёмки. Связь с особенностями характера и
настроением каждого человека, естественность и непринуждённость, контакт с
объектом съемки. Репортажная съемка - показ человека в различных
жизненных ситуациях. Распознавание типов лица, для составления схем
освещения.
Практические занятия:
Выбор точки, ракурса, и момента фотосъёмки. Работа с фотовспышкой.
Композиция фотоснимка. Фотосъемка спортивных мероприятий.
Съёмка фрагментов для приобретения технических навыков, художественная
фотосъёмка.
Съёмка пейзажей с выходом на природу для практических занятий.
Фотопортрет - стритсъемка. Репортажная съемка.
Раздел 7. Основы компьютерной вёрстки
Тема-1. Основные типы современных компьютеров
История компьютерной техники. Настольный компьютер. Планшетные и
карманные компьютеры. Портативные компьютеры ноутбуки. Техника
безопасности при работе с компьютером.
Устройство персонального компьютера
Системный блок. Внешние устройства. Периферия.
Тема-2. Операционная система Windows
Установка и настройка Windows. Загрузка компьютера. Способы управления в
Windows. Интерфейс Windows. Работа с файлами. Проводник. Работа с
программами. Завершение и приостановка сеанса работы в Windows.
Тема-3. Microsoft Office. Microsoft Word.
Популярные офисные пакеты. Microsoft Office: король офисов. Текстовые
редакторы. Microsoft Word. Горячие клавиши Microsoft Word.
Тема-4. Набор текста
Практические занятия:
17
Компьютерный набор текста в Microsoft Word, формат текста, размер
шрифта для городской газеты, для детской газеты «Ровесник». Выделение лида
и рубрик.
Тема-5. Верстка страниц газеты
Практические занятия:
«Ты редактор». Определение типа верстки. Размещение фотоиллюстраций.
Приемы выделения важных текстов пробельным материалом, заливкой,
вывороткой заголовков и т. д.
Раздел 8. Газетный материал
Что и как писать? Фактура. Язык газеты.
О чём писать? Источники информации.
Тема найдена, что дальше?
Корректура. Редактирование газетного материала.
Практические занятия:
«Пишем материал», отвечая на главные вопросы информации: что, где, когда?
Оригинальность и образность подачи темы. Корректоры-спасатели.
Раздел 9. Знакомство с жанрами. Газетные жанры
Газетные жанры.
Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-
публицистические.
Публицистика. Жанровое разнообразие - залог читаемой, интересной газеты.
Система жанров в литературе и журналистике. Античный театр как предтеча
жанров журналистики. Газетно-журнальные жанры.
Знакомство с понятиями «жанр», «факт». Мастерская жанров
Принципы деления на жанры. Информационные: новость (информация),
заметка, отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические:
комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-
публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие
18
журналистских материалов: экологические (обзор, мониторинг,
информационная листовка), социальные и т. д.. Публицистические жанры.
Информация (новость).
Что такое информация (новость) и её основные черты. Типы информации.
Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок.
Правила построения информации. Методы получения информации. Факт, как
основа информационных жанров. Собирание школьных новостей. Техническое
оснащение юнкора.
Практические занятия:
«Пишем информацию». Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание
заметок о значимых событиях в жизни школы.
Заметка
Что такое заметка и её основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная.
Отчет
Что такое отчёт и его основные черты. Творческая мастерская «Бюро
детективных расследований». Написать «детективный» отчёт на тему
«Классный день календаря» появлении профессиональных праздников - Дне
журналиста, Дне российской печати).
Репортаж
Что такое репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды и
типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу.
Фоторепортаж. Работа с техническими средствами
Интервью
Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. «Расспросные речи»
- прообраз интервью. «Газетный жанр интервью. Вопросы-крючочки».
Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Творческое задание «Газетный
жанр». Опрос. Пресс-релиз
Что такое опрос, пресс-релиз. Функции пресс-релиза, структура.
19
«Пишем опрос, пресс-релиз»
Обозрение, комментарий. Очерк, зарисовка.
Общее знакомство. Элементарное понятие об этих жанрах, их видах и
признаках.
Раздел 10. Работа над выпуском детско-юношеских газет «Ровесник»,
«Остров надежды»
Раздел 11. Этика журналистского «Я»
Неписанные законы журналистской этики.
Практическое занятие:
Правила «трёх плюсов», «пятнадцати секунд». Развивающие упражнения.
Раздел 12. Экскурсия в редакцию газеты «Мыски»
Знакомимся с распорядком дня редакции, штатным расписанием,
распределением творческих заданий, условиями работы журналистов.
Раздел 12. Итоговое занятие: «Пресс-кафе «Я - журналист!»
Практическое занятие:
Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Творческое задание «Газетный
жанр». Опрос. Пресс-релиз. Дискутируем о том, какой жанр привлекательнее
для читателя репортаж, фоторепортаж или интервью.
Учебно-тематический план - 2 год обучения
20
Разделы
теория
практика
Вводное занятие.
3
-
Художественно-техническое оформление издания
15
75
1.1
Структура издания
3
9
1.2
Работаем над номером 11 «Ровесника»
9
1.3
Делаем газету
6
27
1.4
Этапы подготовки материала
3
21
1.5
Заголовки и иллюстрации
3
9
Работа с фотоматериалами
15
33
1.1
Постановочная фотография
3
3
1.2
Репортажная фотография
3
12
1.3
Фотожурналистика. Авторский замысел и его
воплощение. Фотокомпозиции. Жанры фотографии.
3
12
1.4
Особенности архитектурной съемки
3
3
1.5
Ночная съемка
3
3
Компьютерная верстка
3
9
Редакционно-издательская деятельность
6
9
Особенности журналистского труда
3
3
Редактирование материалов разных форм и
жанров
6
12
21
Реклама в детском издании
2
1
Выпуск детской газеты «Ровесник» и страницы
«Искорка» в городской газете «Мыски»
30
ИТОГО:
48
168
Содержание
Раздел 1. Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой обучения.
Раздел II. Художественно-техническое оформление издания
Тема-1. Структура издания
Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы
издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании.
Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.
Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов.
Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление.
Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность
и. д. Понятие «выходные данные».
Практическое занятие:
Ищем «выходные данные» в городской газете, детской прессе, новостных
он-лайн выпусках.
Тема-2. Делаем газету
Анализ фактов и составление плана. Определение общей темы газеты и ее
полос. Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования.
Вёрстка, основные её правила. Создание предварительного макета для силового
номера. Знакомство с программой «Scribus», её назначение и краткая
22
характеристика. Форма текста. Композиция полосы: принципы
зрительного предпочтения, равновесия. Приёмы выделения материала на
полосе. Разработка постраничного графического макета номера газеты. Первая
страница, её типы. Роль врезки на полосе.
Практическое занятие:
Планирование очередных номеров газет «Ровесник»
Тема-3. Этапы подготовки материала
Оформление идеи материала. Сбор фактов.
Написание черновика и корректирование плана.
Размер материала. Планирование фотоиллюстраций.
Практическое занятие:
Определение основной темы материала и подбор образных сравнений. Создаем
снимки вертикальные на 1 колонку, на 2 колонки, горизонтальные таких же
размеров.
Тема-4. Заголовки и иллюстрации
Роль и функции фотоиллюстраций. Фотонаполнение номера. Заголовок, его
основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки. Работа с
цветом. Подготовка подписей к снимкам.
Практическое занятие:
Составление текстовок к фотоиллюстрациям.
Раздел III.Работа с фотоматериалами
Тема-1. Постановочная фотография.
Способы реализации, приемы постановочной фотографии. Художественная
идея и ее конкретная материализация (предметы, модели, природные элементы
и т.д.)
Практическое занятие:
Выбор фона, света. Расстановка людей в группе.
Тема-2. Репортажная фотография.
23
Что необходимо иметь на съемке? Основы успешного общения с
клиентом. Ключевые моменты съемки. “Обязательные” кадры. Съемка людей на
мероприятиях. Правильный подход при работе с людьми съемка на
“позитиве”. Съемка репортажа в “сложных” условиях.
Практическое занятие:
Выбор ракурса съемки в разных условиях освещения: на улице, в помещении.
Тема-3. Фотожурналистика.
Авторский замысел и его воплощение. Золотое сечение. Линия красоты. Жанры.
Приёмы построения фотокадра. Подготовка снимка к печати в газете.
Как анализировать фотоснимки. Основные ошибки при съёмке и приёмы их
устранения. Отбор снимков на выставки. Фотокомпозиции. Жанры фотографии.
Практическое занятие:
Выбор формата кадра в зависимости от редакционного задания, авторские
поправки в жанр снимка.
Тема-4. Особенности архитектурной съемки.
Задачи документального снимка. Выбор точки съемки. Правильный ракурс и
особенности освещения. Интерьерная фотография.
Практическое занятие:
Съемка зданий церкви, ГЦК, элементов фасада с выдерживанием вертикальных
линий.
Тема-5. Ночная съемка.
Выбор ракурса. Определение выдержки. Композиция при съемке в ночное
время. Понимание искусственного освещения. Размещение источников
искусственного освещения. Цвета ночи.
Практическое занятие:
Съемка витрина магазинов, ГЦК, фонарей на улице Советской, иллюминации в
праздничные дни.
Раздел IV.Компьютерная верстка
24
Правила работы с текстовыми документами. Создание и распечатка
документа. Работа с графическими объектами. Основы дизайна и верстки:
подготовка газетного номера. Основные приемы макетирования. Применение
элементов оформления печатного продукта. Дополнительные возможности в
создании публикаций. Оптимизация графики для периодических изданий.
Практическое занятие:
Набор текста в MS Word, размер шрифта, пробел в 1,5 пункта. Сохранение
текста. Основная газетная гарнитура.
Раздел V. Редакционно-издательская деятельность
Тема-1. Газета: общие положения (структура, объем формат, название). Дизайн
газеты, ее объем и формат. Композиционно-графическая модель. Макет газеты -
фундамент издания. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения»
(выходные данные). Оформление заглавной части, логотип. Магическая сила
заголовка. Заголовочный комплекс. Лид. Деление полос на колонки.
Рубрикация материалов. Работа с текстом: врезки, шрифты, смысловые блоки.
Средства художественного оформления. Роль рисунка и фотографии в газете.
Размещение фотографий и иллюстраций. Дополнительно-графические средства.
Практическое занятие:
Деловая игра «Редакционный коллектив» - создание редакции. Работа над
очередным номером газет: «Ровесник».
Тема-2. Особенности журналистского труда.
Планирование работы корреспондента детской газеты. Определение темы и
поиск материалов.
Тема-3. Редактирование материалов разных форм и жанров. Практическое
занятие:
Принципы и приемы редактирования. Виды редактирования: литературное,
техническое. Особенности литературной правки. Практикум по
редактированию. Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в
25
интервью и, наоборот, интервью сделать заметкой.
Тема-4. Реклама в детском издании.
Семинар на тему «Реклама в СМИ: вред или польза?». Рекламное агентство.
Придумать забавные рекламные объявления на тему «Агентство птичьей
недвижимости» или на собственную тему.
Раздел VI
. Выпуск детских газет «Ровесник» и «Остров надежды».
26
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Техническое оснащение занятий:
- видеопроектор;
- домашний кинотеатр;
- фотоаппаратура;
- компьютер;
- диктофон;
- видеоматериалы;
- наглядный материал;
- тесты;
- памятки.
Методические материалы:
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования.
27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Авдеева, Е.В. и др. Конструирование задач учебного занятия [Текст] /
Е.В.Авдеева. // Дополнительное образование и воспитание №3, - 2006.- с 27-
28.
2. Алексеева. М. И. Методика редактирования [Текст] / М. И. Алексеева.-М.,
1975.- 190 с.
3. Ампилов. В. А. Современный газетный очерк [Текст] / В. А. Ам-пилов. -
Минск, 1972.
4. Антонов, В. И. Информационные жанры газетной публицистики [Текст] / В.
И. Антонов. - Саратов, 1996
5. Белобородое, Н. В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]:
практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М. : АРКТИ, 2006. -168 с. -
(Школьное образование). - С. 77-86, глава «Школьная газета и её роль».
6. Беневоленская, Т. А. О языке и стиле газетного очерка [Текст| /
Т. А. Беневоленская. - М., 1973.
7. Богданов, Н. Г. Справочник журналиста [Текст] / Н. Г. Богданов. Б. А.
Вяземский - Л.: Лениздат, 1971. - 685 с.
8. Бондаревская, Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании.
Научно- методическая разработка [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д,
1998. 24 с.
9. Вовк, Е. Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе [Текст] /
Е. Т. Вовк // Информатика : прил. к журн. «Первое сентября». -2004.- №5.
10. Ворошилов, В. И. История журналистики в России [Текст] : конспект лекций
/ В. И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
11. Гвоздев, Л. 3. Журналистика: инструментарий, навыки, техника безопасности
[Текст]: учебное пособие / Л. 3. Гвоздев. - М., 1999.
28
12. Голубова Е. Сам себе фотограф. Ростов-на-Дону. 2002.
13. Гоне, Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции
[Текст] : сб. : Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и
практика. - М.: ЮНПРЕСС, 1994.
14. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты [Текст] / Ж. Гоне ; общ. ред. и вступ,
ст. А. В. Шарикова. - М. : ЮНПРЕСС, 2000. - 200 с.
15. Гринина-Земскова, А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы [Текст] /
А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград : Учитель, 2003. - 120 с.
16. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров
[Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.
17. Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.
Учебно- методическое пособие [Текст] / В.Н. Иванченко. - Ростов н/Д:
Учитель, 2007. 228 с.
18. Коханова, Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама [Текст] : учебное
пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -383 с. - (Серия
«Медиаобразование»).
19. Лепехин А. Фотомастерство. М.2003.
20. Лицейское и гимназическое образование [Текст] : Школьная газе та: формула
успеха. - 2004. - 3.
21. Лопатина, А. Секреты мастерства [Текст] : 62 урока о профессиях и мастерах
помощь педагогам, воспитателям и родителям) / А. Лопатина, М.
Скребцова. - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002. - 352 с. -(Серия
«Образование и творчество»).
22. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этике] [Текст] :
пособие для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006.
- 202, [6] с.: ил. - ерия «Познавательно! Занимательно!»).
23. Надеждин Н. Цифровые фотоаппараты. М., 2002.
29
24. Новоселова, Н., Учебные занятия в УДО. Методические рекомендации
[Текст] / Н, Новосёлова. // Методист № 8, 2007- с.28.
25. Спирина, Н. А. Журналистика в школе [Текст]: экспериментальная
программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений /сост. Н. А. Спирина. - Ленинск-
Кузнецкий: Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа 42», 2005.
- 53 с.
26. Шостак, М. И. Журналист и его произведение [Текст] /
М. И. Шостак.-М., 1998.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Вартан ов А. «Учись фотографировать», М., 1998.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980
3. Голуб И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997
4. Журбина Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. –
М., 1969
5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
6. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа,
1989.
30
Приложение № 1
Понятийный аппарат
Анонс предварительное сообщение о каком-либо событии.
Блок - публикации в печатном издании, выделенные заливкой или
отделенные от остальных текстов рамками, виньетками.
Передовица заглавный материал в СМИ.
Выделение - привлечение внимания читателя к определенному материалу
специальными технологическими приемами и средствами печати и ТВ
Выпускающий редактор специалист периодического издания, отвечающий
за подготовку и выпуск печатного издания, теле и радиопередачи.
Выходные данные информация об учредителе издания, тираже, формате,
месте и времени выпуска и т.д.
Гонорар - сумма оплаты за опубликованные работы.
Гранки - сигнальные колонки с текстом будущей публикации
Журналист специалист, работающий в средствах массовой информации.
Заливка - печатание какого-то материала на поле, залитом краской
Колонка - столбец текста в периодическом издании: газете, журнале,
дайджесте.
Курсив - печатный шрифт с наклоном
Лид - то же что и вводка выделение главной мысли материала перед
текстом.
Лить воду использование большого объема малозначимого текста для
получения дополни тельного гонорара.
Логотип - графическое начертание фирменного наименования
Макет - графическое обозначение будущего номера периодического
издания.
Модуль - жестко обозначенный графическими средствами размер публикации.
31
Опечатка техническая ошибка в слове.
Печатный материал – осмысленный набор текста.
Подвал - место внизу газетного листа.
Подзаголовок дополнительный заголовок, раскрывающий основной замысел
публикации
Правка - приведение печатного материала в соответствии с нормами
правописания, фразеологии.
Редактор специалист печатного издания, радио и ТВ, ответственный за
качественный и своевременный выход в свет средств массовой информации.
Редакция коллектив специалистов, занятых в организации, подготовке и
выпуске периодических изданий.
Резка сокращение материала из-за нехватки места или по каким-либо другим
причинам в периодическом издании, теле и радиовыпуске.
Строки осмысленный набор типографских знаков.
Шапка заголовок, объединяющий материалы на полосе или ее значительной
части.
32
Приложение № 2
ЭТАПЫ ПЕРИОДИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1 год обучения
Этапы
контроля
Тема и форма контроля
сроки
2
Промежуточный
Тест. Проверяется знание жанров журналистики
I вариант
1.Информационные жанры: заметка, отчет, интервью?
2.Информационные жанры: репортаж, информация,
анкета?
3.Информационные жанры: все вышеперечисленное.
II вариант
1.Художественно-публицистические жанры: очерк,
фельетон, пародия
2. Художественно-публицистические жанры:
зарисовка, памфлет, сатирический комментарий.
3. Художественно-публицистические жанры: все
вышеперечисленное.
Практическая работа
Задание
Используя материалы, подготовленные к публикации
в газете «Ровесник», подготовить текст с элементами
избранного жанра, то есть по заданному типу:
Декабрь
33
зарисовка, пародия, фельетон.
Итоговый
Проверяются знания, умения по композиции
публикаций в СМИ.
I вариант
1.Процесс подготовки материала к публикации
проходит два этапа: появление идеи темы и
литературная обработка фактического материала.
2.Процесс подготовки материала к публикации
проходит три этапа: появление идеи темы, составление
плана выступления, литературная обработка
фактического материала.
3. Процесс подготовки материала к публикации
проходит пять этапов: оформление идеи материала,
сбор фактов, анализ фактов и составление плана
материала, набрасывание черновика, переработка и
вычитка текста.
II вариант
1.Композиция, то есть структура материала включает в
себя: заголовок, преамбулу – лид – подзаголовок,
непосредственно текст, заключение –вывод.
2. Композиция, то есть структура материала включает
в себя: заголовок, текст.
3. Композиция, то есть структура материала включает
в себя: заголовок, лид, текст.
Май
34
Практическая работа
Проверяется умение отредактировать материал перед
публикацией
Творческое задание: обучающийся должен выправить
текст, используя знания русского языка, стилистики,
семантики слова, продемонстрировать умение
пользоваться различными словарями –толковым,
словарем иностранных слов, «википедией» в
интернете.
2 год обучения
Этапы
контроля
Тема и форма контроля
сроки
2
Промежуточный
Проверяется умение выбирать жанр для конкретной
ситуации и определять способ подачи информации.
I вариант -тест.
Обучаемому предлагаются под номерами вариантов
вырезки из газет без заголовков, водок и рубрик,
содержащие элементы репортажа, интервью,
рецензии, зарисовки, фельетона, отчета, заметки.
Требуется определить жанр публикацию.
II вариант – задание.
Скопировать несколько интернет – сообщений.
Проанализировать их, вычленить фрагменты с
Декабрь
35
характерными элементами видеожанров.
Практическая работа
Задание:
Используя газетные вырезки, подготовить текст с
элементами избранного жанра.
Тоже самое проделать с интернет-сообщениями: из
нескольких файлов об одном событии необходимо
«настричь» строительного материала для построения
заметки, репортажа, интервью, отчета и так далее.
Итоговый
Проверяются знания о видах рекламы – тест.
I вариант
1. Баннер – это агрессивная форма рекламы?
2. Баннер – это крупногабаритный щит с
информацией?
3. Баннер – это большой плакат с рекламой?
II вариант
1. Листовки и буклеты – это реклама в СМИ?
2. Листовки и буклеты – это печатная реклама?
3. Листовки и буклеты – это прямая реклама?
Практическая работа
Творческое задание
Из предложенного фактического материала
Май
36
подготовить текст агрессивной и обычной рекламы.
Приложение №3
Методическое обеспечение занятий
Разработка занятия по теме: №6 «Работа с фотоматериалами» 1 год обучения
Подтема № 6.6 «Виды фотопортретов»
План-конспект занятия
Тема: " Фотопортрет своими руками ".
Цель: ознакомление с алгоритмом съемки фотопортрета.
Задачи:
развивать коммуникативную компетенцию, творческое мышление,
воображение, внимание, способность самостоятельно находить выход из
проблемных ситуаций;
научить основам работы с фотоаппаратом.
Методы проведения занятия:
Для достижения поставленной цели выбраны методы: словесный,
наглядный, практический.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Тип занятия: проблемный.
Форма занятия: работа в фотостудии.
Техническое обеспечение:
компьютер;
фотоаппарат;
большой телевизор или проектор;
37
осветительное оборудование;
Программное обеспечение:
операционная система Windows;
План подготовки мастер-класса:
Подбор методического и дидактического материала для занятия;
Выбор фотомодели;
Изготовление методической разработки.
Количество участников 15-20 человек
Место проведения кабинет для проведения занятий.
Творческая часть мастер-класса
Ход занятия:
Оргмомент и психологический настрой.
Сообщение темы и совместная выработка цели.
У - Фотопортрет является одной из форм изображений человека. Качественно
выполненный фотопортрет может передать большое количество информации о
фотографируемом объекте - особенности его внешности, переживаемые эмоции,
положение в обществе и т.д.
Не существует строгой классификации для выделения видов
фотопортретов. В самом общем смысле все фотопортреты условно разделяют на
групповые и индивидуальные. Если не привязываться к какому-либо
конкретному основанию, можно обнаружить следующие виды фотопортретов:
38
Классический фотопортрет.
Представляет собой плечевой или
поясной портрет с классическими постановками освещения, стандартными
позами и положениями рук.
Концептуальный фотопортрет. Фотографируемый объект предстает в
неком образе, передающем замысел съемки.
Имиджевый фотопортрет. Отражает статус, характер деятельности,
убеждения человека для передачи их публике. Очень часто востребован у
политиков, руководителей, общественных деятелей. Как правило,
демонстрирует человека в "лучшем свете".
Романтический фотопортрет. Используются соответствующие
реквизиты для создания нежного, романтического образа.
Корпоративный фотопортрет. Представляет собой съемку сотрудников какой-
либо компании, например, для постеров, рекламных буклетов и т.д.
"Fashion" фотопортрет. Представление образа в стиле Fashion. Применяется в
модельном и шоу-бизнесе для создания портфолио, модных каталогов,
журналов и т.д.
Репортажный фотопортрет. Используется при создании отчета о каком-
то событии, явлении или человеке. Например, свадебная фотосессия - типичный
вариант репортажной съемки.
Натурный фотопортрет. Фотосъемка производится на природе без
использования дополнительных источников света.
Жанровый фотопортрет. Фотографирование человека в привычной обстановке.
Фотографирование человека на рабочем месте.
39
У - Исходя из особенностей композиции и выбора плана съемки,
можно условно выделить такие виды фотопортретов, как плечевой, поясной и
фотопортрет в полный рост.
У - Как часто вы просматриваете ваши фотоальбомы? Или открываете папки с
вашими снимками в компьютере?
Д - Да.
У - Историческая справка. А кто-нибудь знает этапы создания фотопортрета?
А кто-нибудь был в профессиональной фотостудии?
Д - (нет?)
У - А кто хочет попробовать себя в роли фотографа? Что нам делать, если мы не
можем попасть в настоящую студию? Цель нашего занятия организовать
фотостудию здесь, в аудитории. И задачу мы ставим соответствующую нашему
замыслу: научиться снимать фотопортрет.
Совместное распределение ролей среди обучающихся: фотограф,
модель. Выбор позы для модели. Освещение модели и фона,
устранение недостатков внешности с помощью света. Создание
настроения при помощи освещения. Основы построения портретной
композиции.
У - Объектив. Выбор объектива зависит от особенностей портрета, который вы
снимаете. Например, для создания плечевого или поясного портрета, в
основном используются среднефокусные и длиннофокусные объективы.
Длиннофокусные объективы меньше искажают перспективу, что особенно
важно при портретной съемке.
У - Освещение. Правильно подобранное освещение - это один из
принципиальных моментов портретной фотосъемки. Студийная фотосъемка
40
предполагает использование вспышки. Причем встроенная фотовспышка в
данном случае будет наихудшим решением, так как она делает изображение
плоским, а фотографии получаются сильно пересвеченными.
У - Фон фотографии должен располагаться на таком расстоянии, чтобы не
попадать в фокус (приблизительно 1,5-2 м). Учитывая правила съемки портрета,
нельзя забывать, что фон не должен отвлекать внимание от фотографируемого
объекта. Наилучшим решением в данном случае будет использование
однотонного фона.
Определение и акцентирование главного объекта съёмки.
Положение главного объекта в кадре. Линии кадра, композиция.
Вспомогательные элементы для уравновешивания композиции.
Усиление зрительного воздействия основного объекта съёмки
средствами композиционного построения кадра.
Съемочная группа получает оборудование и инструкцию как с ним
работать.
Практическая часть. Участники снимают портреты.
У - Кто скажет, что делают после того, как весь материал отснят?
Д - (Просмотр и доработка снимков в фотошопе).
У - Поскольку подавляющее число фотографов этого не делает, то и мы не
будем этим заниматься. Просмотрим полученные снимки на компьютере
Рефлексия. Просмотр готового результата.
Что нового мы сегодня узнали на занятии?
Какие цели мы ставили перед собой?
Все ли у нас получилось? Что не получилось?
У - Спасибо за работу. Мне очень понравилось с вами работать.
41
Практические советы: «Подготовка к
съемке»
Задачей портретирования является получение изображения или изображений,
передающих характер объекта съемки. Человек должен быть не просто
узнаваем, портрет должен передать его сущность. Характерный жест,
выражение лица, позу. Это проще сделать, если Вы воспользуетесь тем, что
ассоциируется с портретируемым. Сымитируйте его рабочее место, усадите на
его любимый стул. Идеально подходят личные вещи, такие как любимая шляпа
или куртка, или вещи, раскрывающие интересы фотографируемого. Если он
играет на гитаре, то сфотографируйте его с гитарой и т.п. Такие предметы
полезны еще и тем, что дают объекту съемки возможность сконцентрироваться
на чем-либо, кроме Вашей камеры. Это позволит ему расслабиться и даже
позировать перед Вами. Профессиональные фотографы говорят что "шоу
бизнесмены" - самые лучшие модели, а звезды самые - самые лучшие. Просто
позвольте им расслабиться, и они засверкают. Съемка портрета - это совсем не
просто. Хороший фотограф-портретист должен помочь человеку расслабиться и
изобразить перед камерой то, что нужно фотографу.
В портретной съемке нет нерушимых правил, но вот несколько советов,
которые полезно запомнить:
1. Пользуйтесь простым светом. Вашей модели нужно небольшое
пространство для движения и расслабления. Освещенная область должна
быть достаточно большой, чтобы не стеснять модель. Главное на снимке -
это человек, а не свет. Но это не значит, что Вы не можете окружить Вашу
модель отражателями, если потребуется.
2. Для портретной съемки хороши зонтики, они создают мягкий свет, с ними
легко работать и они равномерно освещают большую область
пространства.
42
3. Если световая схема простая, то Вы можете забыть о камере и
сконцентрироваться на постановке выражения или позы модели.
4. Наводите резкость на глаза. Глаза человека это "зеркало души" и наиболее
привлекающая внимание часть лица. Они должны быть резкими, даже
если все остальное окажется нерезким. Несомненно, портрет, на котором
глаза - это единственная резкая точка, очень выразителен.
Нарушайте это правило, если осмелитесь.
Примечание. Фокусировка по глазам совершенно не означает, что на всех
Ваших снимках глаза модели должны находиться в центре кадра, используйте
замок фокусировки и перекомпонуйте кадр.
5. Выделяйте объект. Соотношение между объектом и фоном зависит от
важности и привлекательности фона. Если фон имеет отношение к модели
и улучшает портрет, включите его в кадр. Вы можете сделать фон,
характеризующий модель. Типичным примером будет портрет мужчины
на работе или портрет человека, занимающегося своим хобби. Снимок
кого-либо за его рабочим столом или на его рабочем месте может быть
отличным портретом.
6. Если в качестве фона Вы используете комнату модели, убедитесь, что в
ней нет отвлекающих деталей позади человека. Чего-нибудь вроде полок
прямо за головой модели или чего-нибудь "растущего из глаза" на кадре.
Очень легко не заметить такой предмет во время съемки, но он будет
ужасающе очевиден на фотографии. Выделите время для проверки фона
на предмет таких отвлекающих вещей и уберите их. Уберите все, что вам
не нравится. Хороший фотограф выглядит самоуверенным во время
съемки. Это происходит потому, что он точно знает, чего он хочет. Вы не
должны бояться передвигать вещи, даже если Вы только "гость". Если
фон будет изображен на портрете, он не должен соревноваться с моделью.
43
Оживленный или цветной фон должен быть де-акцентирован
либо путем затемнения (используя технику освещения) либо путем
выведения из фокуса (ограничивая глубину резкости).
7. Выведение фона из фокуса - это очень хороший прием. Фон остается и
прибавляет глубину и характер портрету, но при этом не конкурирует с
изображением модели. Данный прием достаточно прост. Глубина
резкости зависит от фокусного расстояния объектива и от значения
диафрагмы. Большее фокусное расстояние и меньшее значение
диафрагмы уменьшают глубину резкости. Все что Вам необходимо знать,
это какая диафрагма нужна на данном расстоянии для данного объектива,
чтобы в фокусе был только объект съемки. Может показаться, что нужно
сразу следить за слишком большим числом переменных, поэтому
выберите один объектив, а если он зумируемый, то одно фокусное
расстояние для всех Ваших портретов.
8. Большинство фотографов-портретистов предпочитают среднефокусные
объективы. Для 35-мм камеры это будут объективы с фокусным
расстоянием 80 - 105 мм, для среднего формата 150 - 200 мм. Это
объясняется тем, что широкоугольные объективы вносят большие
искажения - излишне усиливают перспективу и увеличивают объекты
(например нос), которые находятся ближе к камере. Длиннофокусные
объективы неудобно использовать при ограниченном пространстве
студии. Таким образом, лучше всего подходит объектив 85 мм или 90 мм,
но также годятся и зум-объективы.
9. Если Вы снимаете портрет в полный рост, т.е. включая и голову, и ноги
(что нехарактерно для портрета), то Вам будет трудно вывести фон из
фокуса, если только модель не находится от него достаточно далеко.
Фотографы, работающие в стиле "фэшн", пользуются объективами 200 мм
44
- 300 мм на диафрагме 2,8 или 4. Эти длиннофокусные объективы
имеют очень малую глубину резкости.
10. Если Вы снимаете портрет в 3/4, т.е. от головы до колен, то Вам подойдет
f2,8 - f4 и 80 мм объектив.
11. Для портрета по грудь нужно использовать f4 - f5,6 (объектив 80 мм)
12. Для таких портретов нужна максимально открытая диафрагма и у Вас не
возникнет проблем с размытием фона.
13. Глубина резкости очень сильно уменьшается, когда Вы фокусируетесь на
малом расстоянии, поэтому лучше не подходить слишком близко. При
этом также тяжело снять в выгодном свете даже идеальную кожу.
Приведенные в данной книге значения диафрагм предполагают
использование 80-90 мм объективов.
14. Если Вы сомневаетесь, увеличьте глубину резкости. Лучше, чтобы и
модель, и фон были резкими, чем если и то, и другое выйдет не резко!
Опять же, репетир диафрагмы позволит проверить глубину резкости.
15. Я не считаю, что концентрация на оборудовании, технике и прочих
фотографических аксессуарах является доминирующей при портретной
съемке. Будьте проще, сосредоточьтесь на своей модели и снимайте!
16. Использование специального студийного фона придает портрету
ощущение профессиональности. Также эти фоны используются при
съемке классического портрета.
17. Вид портрета зависит от многих вещей: от позы, одежды, и т.д. Деловой
костюм делает портрет более официальным, чем джинсы и футболка.
18. Даже если Вы предпочитаете снимать портреты "на выезде", то было бы
правильно иметь студийный фон оборудование для его установки) с
собой. Это особенно оправдано, если Вы снимаете клиента у него дома.
Со студийными фонами работать очень легко. Они разработаны так, что
выглядят нейтральными, даже если установлены не совсем ровно. Они не
45
отвлекают внимание, даже будучи резкими. Располагая
модель по возможности дальше от фона Вы увидите, что очень легко
затемнить фон, подчеркивая тем самым ярко освещенного человека. Даже
если Вы очень ограничены пространством, постарайтесь, чтобы
портретируемый сидел или стоял на расстоянии не меньше одного метра
от фона (предпочтительно 1,5 м.) Эта дистанция необходима для того,
чтобы тень от модели не падала на фон и чтобы человек был резким, а
фон размытым.
19. Кроме выведения фона из фокуса Вы можете пользоваться также
затенением или дополнительным освещением фона. Чем дальше от
вспышки, тем слабее ее свет. Его интенсивность обратно
пропорциональна квадрату расстояния, т.е. уменьшается вчетверо при
увеличении расстояния в два раза.
20. Практически это означает, что свет ослабевает очень быстро, сильно
ограничивая допустимую дистанцию съемки. Это мешает большинству
фоторепортеров, но очень полезно для студийных фотографов.
21. Выбирая малое значение диафрагмы для портрета, а именно f8, Вы
получите лучший оптический рисунок на большинстве объективов и
получите очень большую глубину резкости. Обеспечивая освещенность
модели, достаточную для f8, на расстоянии 2 м. за ней Вы получите
освещенность, достаточную для f4. Если фон темный, то на снимке он
будет практически черным. Средние фоны выйдут очень темными.
Хорошо освещенный объект выглядит очень красиво на темном фоне, и
этот эффект может быть усилен следующими приемами: контровым
освещением, дополнительной подсветкой волос и общим задним светом.
22. Если у Вас недостаточно пространства для использования эффекта
естественного затемнения фона, то можно воспользоваться ограничением
светового потока. Заслонки предназначены как раз для этого, но сами по
46
себе не очень подходят для портретного освещения.
Использование заслонок вместе с бумажным диффузором даст лучший
результат. В качестве альтернативы Вы можете поставить между
осветителем и фоном черную доску, чтобы предотвратить падение света
на фон. На фотографическом сленге такие доски называются
"затенители". Рефлекторы могут быть хорошими затенителями, но
неотражающие поверхности лучше. Или Вы можете просто использовать
большие куски пластика, зафиксированные на стойках (веревками и
скотчем). Такие импровизированные средства могут выглядеть ужасно
"непрофессионально", но это не мешает им выполнять свою функцию.
23. Основная задача портретной съемки - это создание атмосферы, в которой
модель может расслабиться и проявить себя, чтобы Вы могли отобразить
это на снимке. Хорошие шутки, сплетни или отвлеченный разговор
важнее, чем самая последняя автофокусная камера. Способности
расслабить человека нельзя научить ни в какой книге. Единственный
совет - настроить все так, чтобы расслабиться самому. Если Вы спокойны
и уверенны, то у модели больше шансов достичь того же состояния.
24. Снимайте в своей студии до тех пор, пока не достигните
профессионализма и уверенности. Это даст Вам возможность просто
работать с моделью, не думая об оборудовании. Однако не торопитесь.
Поухаживайте за моделью, предложите что-нибудь выпить и потратьте
10-15 минут на разговор о жизни, об увлечениях и т.д. Постарайтесь
проявить искренний интерес, но не допрашивайте, расскажите что-то и о
себе. Это не пустая болтовня. Вы исследуете внутренний мир Вашей
модели и в то же время расслабляете ее. Лучше всего разговаривать, когда
человек уже сидит на месте съемки, потому что иначе, как только он туда
сядет, он опять закрепостится. Очень важно, как только человек сядет на
это место, спросить, что он хочет получить на своем портрете. В идеале у
47
Вас уже должны быть некоторые идеи из предыдущих бесед, но
спросите снова - может быть появятся новые мысли. Если у Вас есть
портфолио - используйте его для иллюстрации Ваших приемов съемки.
Если Вы только начинающий и у Вас нет портфолио, то Вы будете
работать с моделью, а не для нее. В этом случае используйте фотографии
из журналов или из этой книги и работайте с ними как с примерами. Если
модель имеет свои идеи по поводу того, что она хочет - то следуйте им.
Портрет - это услуга для модели, рассматривайте ее как клиента.
Продолжайте разговаривать с ней в течение всей съемки и постарайтесь
поддерживать в ней рабочее настроение. Хорошо, когда играет музыка.
Это создает благоприятную атмосферу.
25. И не будьте чересчур серьезны. Даже если Вы решили стать Девидом
Бейли за 5 лет, Вам все равно нужно научиться расслабляться и
наслаждаться тем, что Вы делаете!
48