Приемы интерактивного обучения на уроках географии

«Приемы интерактивного обучения
на уроках географии»
Учитель географии МБОУ Пречистенская СШ Куркиной Н.В.
Повествование учителя и действия слушателей
На сегодняшний день определен обязательный минимум содержания
географического образования выпускников школы. Постепенно складываются
представления о том, что делать на уроках географии, чему обучать. Однако по-
прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как
учить и учиться.
Акцент переносится на способность самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать
действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах.
Интерактивное обучение является специфической формой организации
познавательной деятельности. Оно может оказывать положительное воздействие,
как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности,
трудовой активности учащихся, их заинтересованности предметом. Создаются
комфортные условия обучения, такие, при которых ученик чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает
продуктивным сам процесс обучения.
2
Интерактивный inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает
взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Интерактивное обучение это специальная форма организации
познавательной деятельности, когда практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная
деятельность учащихся означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад,
идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое
взаимодействие учеников не только с учителем, на активность детей в процессе
обучения. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки, что саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие
формы кооперации и сотрудничества.
Особенность интерактивных форм это высокий уровень активности
субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне
и я запомню; дай сделать и я пойму». В этих словах находит свое отражение
суть интерактивного обучения.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится
полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным
источником учебного познания. Преподаватель побуждает обучаемых к
самостоятельному поиску знаний. По сравнению с традиционными формами
ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие
преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности
обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников
информации.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения
наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность
работы памяти, более интенсивно развиваются устойчивость внимания, умение
его распределять; повышается наблюдательность при восприятии; способность
анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов,
является взаимодействие между учителем и учеником, классом, между учащимися
и группами детей.
3
В качестве интерактивных приемов мною, используются:
1. Разминка(отработки номенклатуры в парах);
2. Кластер (схемы при изучении нового);
3. Развивающий канон;
4. «Смысловые пропорции»;
5. «Сенквейн»;
6. «Лестница»;
7. Ролевые игры( при изучении компонентов природы);
8. Конкурсы .
Разминка.
Цель: психологический настрой на совместную деятельность, снятие
напряжения, создание ситуации успеха.
Ряд вопросов (картинок, символов и т.п.) по темам прошлых уроков с
односложными ответами.
Результат: включение в урок, позитивный настрой, активизация знаний.
Предлагаю провести мини-разминку: 5 географических вопросов, чтобы
«встряхнуть» ваши географические знания.
Кластер.
Понятие "кластер" переводится как "гроздь, пучок". Кластер является
отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют
"наглядным мозговым штурмом".
Цель - установление причинно-следственных связей между отдельными
смысловыми блоками.
Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В
центре записывается ключевое понятие. Рядом (вокруг) записываются понятия,
связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со
всеми понятиям «второго уровня».
Некоторые блоки кластера тоже можно соединять друг с другом линиями,
иллюстрируя наличие между ними логических связей.
Результат - наглядное представление изучаемого понятия (материала) и его
параметров.
Перед вами кластер по теме «Состав гидросферы», 6 класс
«Межотраслевые связи химической промышленности» 9 класс
Развивающий канон.
Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых.
Цель - найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент.
Наиболее эффективным будет устное решение, когда ученики будут
проговаривать ответ, слова-связки. (При изучении отраслей и межотраслевых
комплексов, продукции)
Результат - приём развивает логическое мышление, формирует умение
делать выводы, учит вербализовать алгоритм решения.
Возможности применения:
1) на этапе уяснения знаний, отработки понятийного аппарата;
2) на этапе закрепления и обобщения знаний;
3) в качестве домашнего задания.
Потренируемся решать каноны.
Канон можно использовать в начале урока и решить сразу 2 задачи:
активизировать детей и узнать тему урока.
«Смысловые пропорции». (разновидность развивающего канона)
Имеется две пары элементов (слов, символов, рисунков и т.д.) связаны
скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти
алгоритм составления пропорции, неизвестный элемент и пояснить свой
выбор.(Африка-? Амазонка-? Анды-? Мадагаскар-?)
Кто желает решить пропорцию?
«Кто больше?» «Что лишнее
Цель: с помощью игрового момента активизировать знания
учащихся/повторить термины, номенклатуру
Подготовить 9 вопросов (терминов, рисунков и т.д.) и игровое поле 3X3
клетки. Класс делится пополам, на команду крестиков и команду ноликов.
Правила как в детской игре крестики-нолики: выстроить прямую по горизонтали,
вертикали или диагонали. Команды отвечают по очереди, в случае верного ответа
ставится их знак, в случае ошибки ставится знак соперников.
Результат: активизация знаний/повторение терминов
«Лестница»
Цель: проверяет способность ученика ранжировать географические объекты.
Суть метода в ранжировании географических объектов в соответствии с
определенным признаком. В качестве усложненного варианта можно предложить
учащимся самостоятельно определить критерий ранжирования, либо провести
ранжирование без использования карты.
Результат: развитие логического мышления и запоминание местоположения
географических объектов.
Данный вид задания проверяет вашу пространственную ориентацию.
Напоминаю, что слева запад, а справа – восток.
Ролевые игры
Цель: развития интереса к учебной деятельности, самостоятельное изучение
нового материала.
О проведении игры ребята узнают заранее, готовят необходимый реквизит
и материалы. На уроке они выступают в различных ролях: климатологов,
геоморфологов, гидрологов, биологов , синоптиков ,менеджеров туристического
агентства, и т.п., представляя результат самоподготовки.
Результат: отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение
функций и обязанностей конкретного лица, происходит активизация
познавательного интереса к предмету, более глубоко изучается материал,
развиваются творческие способности, происходит профориентация учащихся.
Этот вид интерактивного обучения мною применяется в 7 и 8-х классах.
Игра «Туристическое агентство», когда учащиеся выступают в роли
менеджеров и описывают путешествие по какому-либо региону России или
мира.
Конкурсы проектов.
Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в
течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает
решение какой-то проблемы.
Цель: достижения результата через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим итогом, оформленным тем или иным образом.
Основные компоненты проектной деятельности:
наличие социально значимой задачи (проблемы) работа над проектом это
разрешение данной проблемы;
планирования действий по разрешению проблемы, иными словами
проектирования самого проекта;
деятельность по поиску информации, которая затем будет обработана,
осмыслена и представлена участниками проектной группы;
наличие продукта (выхода проекта) как результата работы;
представление (презентация) продукта и его значимости.
То есть проект – это «пять П »:
Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт
Презентация. Шестое «П» проекта его Портфолио, т.е. папка, в которой
собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы,
отчёты.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
"осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,
если практическая - конкретный результат, готовый к использованию а уроке, в
школе, в реальной жизни).
Результат: развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, умение выбирать и аргументировать свою
позицию.
Выводы:
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:
развитие личностной рефлексии;
осознание включенности в общую работу;
развитие навыков общения;
принятие норм и правил совместной деятельности;
повышение познавательной активности;
классу:
приобретение универсальных навыков и готовности к их практическому
применению в реальных ситуациях;
повышение мотивации и познавательного интереса;
рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей
деятельности;
учителю:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
формирование готовности к межличностному взаимодействию не только в
учебных, но и иных ситуациях;
эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.