Организация и методика проведения подвижных игр с детьми различного возраста
МБОУ «ООШ №14»
Организация и методика проведения подвижных игр с детьми
различного возраста
Троицк
2022 г.
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3
Методика проведения подвижных игр ................................................................. 5
1. Выбор игры и подготовка к её проведению .................................................. 5
2. Организация играющих и объяснение игры ................................................. 5
3. Выделение водящих и помощников. Распределение на команды и выбор
капитанов .............................................................................................................. 6
4. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих ................................. 6
5. Судейство .......................................................................................................... 7
6. Дозирование нагрузки в игре .......................................................................... 8
7. Окончание игры ............................................................................................... 9
8. Подведение итогов и обсуждение игры ......................................................... 9
Методика проведения подвижных игр младшего и среднего возраста
школьного возраста ............................................................................................... 10
Подвижные игры для детей младшего школьного возраста ............................ 14
Подвижные игры для детей среднего школьного возраста .............................. 16
Введение
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,
связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению
П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого
ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная
насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и
физическим усилиям.
Подвижная игра - это не просто игра, здесь особое внимание уделяется
творческому подходу к движениям в игре. Кроме того, очень часто
подвижные игры сопровождаются мотивацией в виде сюжета. Зачастую,
такие игры имеют определенные правила, будь то обычные правила
безопасности и вежливости или четко установленные, специально
придуманные для данной игры. Делятся активные игры на индивидуальные и
групповые.
Индивидуальные игры зачастую организовываются самими детьми,
каждый определяет для себя правила и условия игр, которые ребенок может
изменять в процессе. Это стимулирует развитие фантазии и творческого
мышления у ребенка.
Групповые подвижные игры примечательны тем, что в игре принимает
участие сразу несколько участников, благодаря чему дети получают больше
удовольствия и веселия. Этот тип игр является самым популярным среди
детей. Групповые игры, в свою очередь, делятся на командные и
некомандные. В них прослеживаются разные задачи. Если в некомандной
игре упор делается на индивидуальные качества и дух соперничества, то в
командных акцент сделан на достижения цели силами всей группы,
совместную игру и взаимопомощь. Анализируя поведение ребенка и его
предпочтения в коллективных подвижных играх, можно узнать, к какой
профессиональной деятельности он будет склонен в будущем.
Цель подвижных игр
Основной целью подвижных игр является развитие в ребенке
физических качеств: скорости, выносливости, ловкости, силы. И что очень
важно, эти характеристики развиваются комплексно. Но цель активных игр
не только в этом - вторичной, но не менее важной задачей является оценка
особенностей поведения ребенка и возможность, исходя из нее,
подкорректировать его воспитание, для более благоприятной интеграции в
обществе.
Активные игры помогают решать комплексные оздоровительные,
воспитательные и образовательные задачи за счет позитивного влияния на
здоровье физических нагрузок и сюжета игры, который может нести
образовательную информацию.
Роль подвижных игр
Не стоит недооценивать роль активных игр на протяжении всех жизни
человека. Было бы ошибочно думать, что такие игры созданы и применимы
исключительно для детей. Если внимательно присмотреться к нашей жизни,
мы можем заметить, что подобные игры сопровождают нас все время. Разве
не такого типа игры проводятся на корпоративных тренингах в крупных
компаниях и фирмах? Разве не с помощью подобных игр спортсмены
улучают свои профессиональные качества? Роль подвижных игр очень
значима для развития личных физических и социальных качеств у детей и
подростков. Они помогают маленькому человеку научиться
взаимодействовать с командой или добиваться личных высот в
состязательной игре, что может очень пригодиться в будущем, когда на
замену игре придет карьерная лестница, на которой так же нужно побеждать
в соревновании с другими игроками-коллегами или работать в команде, если
важен именно командный результат.
Методика проведения подвижных игр
1. Выбор игры и подготовка к её проведению
Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогических
задач, которые учитель ставит перед уроком, переменой, тренировкой,
проведением сбора, праздника, прогулки, похода учитывая возрастные
особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, количество
занимающихся.
Важен также учет степени трудности игры для занимающихся. Игры
легкие, не требующие проявления усилий, так же неинтересны, как и
слишком трудные. Степень трудности игры определяется подготовленностью
класса или группы учеников, занимающихся в спортивной секции. Надо
четко представлять, что учащиеся могут и что еще не в их силах.
В подготовку к проведению игры входит подготовка места,
обеспечение инвентарем.
2. Организация играющих и объяснение игры
Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры
– первое важное условие.
Объяснение игры проходит, когда участники построены или
распределены по командам. При объяснении преподаватель должен занять
такое место, с которого бы все могли его видеть и слышать.
Рассказ должен быть кратким. Рассказ должен быть логичным,
последовательным. Следует помнить, что изложение игры надо
сопровождать показом. Перед игрой детям сообщается о всех командах или
сигналах, которые применяются в игре (свисток, хлопок, отмашка флажком).
Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:
1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) ход игры;
4) цель игры (кто будет назван победителем);
5) правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.
3. Выделение водящих и помощников. Распределение на команды
и выбор капитанов
Выделение водящих и помощников. Роль водящего в игре очень
ответственна. Медлительный и нерасторопный водящий не предрасполагает
остальных игроков к активным действиям. Вот почему лучше, если водящего
назначит сам руководитель или его изберут играющие, но предварительно
руководитель объясняет, какими качествами должен обладать водящий
Последующие водящие выявляются обычно в ходе игры или по результату
прошедшей игры.
Распределение на команды и выбор капитанов. Командные игры –
наиболее эффективное средство закрепления навыков, а также воспитания
коллектива. В школьной программе большинство игр командного характера.
Однако нужно учитывать, что играть интересно, когда команды равны по
силам.
Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами
занимающиеся. Капитану дается право распределить роли в команде (ловец
мяча, салка, защитник, нападающий и пр.), капитан следит за соблюдением
правил и дисциплины. Он является помощником руководителя в своей
команде.
4. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих
Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному
сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком).
Руководитель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает
его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание
игры и заняли свои места. Начиная игру, руководитель не должен допускать
задержек. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за
ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не
останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают
одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания.
Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все
участники получили от нее удовольствие, но не переутомились.
В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы
игры положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение
занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды,
озлобления или страха, способствующих воспитанию нежелательных
качеств.
Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали помогать друг
другу лучше выполнять отдельные приемы. В согласованных совместных
действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока.
Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному
поведению во время игры.
Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Чтобы
избежать этого, можно поручить им ответственные роли водящего, судьи, а в
некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры.
5. Судейство
Объективное и беспристрастное судейство – обязательное условие
каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра
теряет свою педагогическую ценность. Судейство имеет особое значение в
играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное
начало и каждая команда заинтересована в выигрыше.
Во время игры судья должен расположиться так, чтобы видеть всех
играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходится передвигаться
по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении
правил должен подаваться своевременно и четко. Судья делает замечания
корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное
подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует
воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам.
6. Дозирование нагрузки в игре
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно
использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов
игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в
играх с непрерывными действиями и т.д.
Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные
напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать
участникам в начале игры.
Во время игры руководитель не всегда должен полагаться на
самочувствие детей. Необходимо учитывать возрастные особенности
занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда
целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали
потребности в отдыхе, так как дети могут быть увлечены игрой, что теряют
чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих
возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего
утомления.
Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им
необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции,
облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.
Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать
внимание на состояние погоды. В зимних играх на открытом воздухе
занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов.
Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать
объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.
7. Окончание игры
Длительность игры зависит от ее характера, условий занятий и состава
занимающихся. Такие факторы, как количество участников (чем их меньше,
тем короче игра), их возраст (дети младшего школьного возраста не должны
испытывать длительное напряжение), содержание игры (игры, требующие
большой нагрузки, должны быть короче), место проведения, темп,
предложенный руководителем, его опытность (у малоопытного руководителя
игры короче), также оказывают влияние на продолжительность игры.
Момент окончания игры определяется по первым признакам
утомления: рассеянность внимания, нарушение правил, неточность
выполнения движений, недостаточное проявление настойчивости в
достижении цели, уменьшение заинтересованности, учащенное дыхание у
большинства участников. В случае их появления игру следует заканчивать.
Руководитель перед игрой может сообщать отведенное на нее время.
Учитывая это, участники соответственно распределяют свои силы. За 1-3
мин до окончания установленного времени надо предупредить игроков. Если
игра командная, перед ее началом желательно сообщить участникам
количество повторений игры.
8. Подведение итогов и обсуждение игры
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление
ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением
результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно,
собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет
результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков
с судьей. Решение судьи не поддается обсуждению.
При объявлении результатов необходимо обсудить игру совместно с
участниками, выявить их ошибки и указать на положительные моменты,
отметить участников, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто
соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу.
Методика проведения подвижных игр младшего и среднего
возраста школьного возраста
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью
и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно
помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению
длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро
восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными;
обязательно нужно делать паузы для отдыха.
Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами
естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно
совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными
движениями, должны занимать у них большое место. Надо помнить, что
овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно
проводить на уровне непроизвольного запоминания (в частности в игре), чем
произвольно.
Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и
психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается
большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и
быстрой утомляемости. Это связанно с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая
система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура ещё слаба,
особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата
также ещё не велика, а, следовательно, возможность его повреждения
повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок
увеличивают возможность нарушения осанки).
Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются
игры – перебежки, "Волк во рву" в которых дети после краткой перебежки
имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих
в движении как, например "К своим флажкам", "Пустое место". В этот
период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно
регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро
восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют
однообразные движения.
Внимание детей в младшем школьном возрасте не достаточно
устойчиво в связи с этим подвижные игры не должны требовать от них
долгого сосредоточенного внимания. Воля и тормозные функции у детей
развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснения игры, не
дослушав часто объяснение до конца, предлагают свои услуги на ту или
иную роль в игре.
В первые 2 года обучения в школе в связи с образным мышлением у
детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют
удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества.
Надо учесть, что дети этого возраста уже умеют читать и писать, что
значительно расширяет их умственный кругозор. Например, игры, "Гуси-
лебеди", "Два мороза", "Совушка". В этот период в играх воспитывается
основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В
коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах
поведения.
Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей
младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным
особенностям. Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из
подвижных игр урок, состоящий из игр, требует от участника владения
некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Такой урок
включает в себя 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. Игровые уроки
рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в
основном в первом классе), чтобы установить, на сколько учащиеся освоили
основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую
организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили
пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.
Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются
словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание
игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат
сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп.
Особенности проведения подвижных игр с детьми
среднего школьного возраста. Этот период (13-15 лет учащиеся 7-8-х
классов) в жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно
быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается
координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой
ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается
объём мышц и их сила. Ещё больше становится разница между силовыми и
скоростными возможностями мальчиков и девочек.
Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по
полу в силовых играх. Девочки ещё больше увлекаются музыкальными
играми, а мальчики – силовыми. В различных играх на скорость бега,
преодоление препятствий, метанием на дальность необходимо строго
следить за одинаковым кол-вом мальчиков и девочек в каждой команде, а в
некоторых случаях проводить такие игры раздельно. Круг у подростков
сужается.
В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить
себя с лучшей стороны. Большой интерес подростки проявляют к командным
играм. У подростков хорошо используются игры, подготовительные к
спортивным, и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные
навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением
играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта.
Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно
соблюдать правила игры. Характерно для учащихся этого возраста
склонность к переоценке своих сил.
Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая
впечатлительность. У подростков ещё большое место занимают игры в воде
на занятиях плаванием и игры с элементами борьбы. Широко применяют
соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением полосы
препятствия, с борьбой, метаниями, прыжками, лазанием и перелезанием, а
так же по полуспортивным играм.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам
игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно
возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций
развития игры – все большая связь ее с обучением. Задача учителя –
поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться
и помочь ему в этом.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в
течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к
взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток –
полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не
наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны
развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и
нравственное развитие – и все виды его деятельности.
Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень
важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление
многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования
всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень
важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности,
стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные
интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка
коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как
правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка
больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко
реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.
Подвижные игры для детей младшего школьного возраста
1. Подвижная игра «Волк во рву»
Цель. Продолжить воспитывать умение действовать согласно правилам игры, быть
ловкими, перепрыгивать через препятствие.
Ход игры. Посредине площадки проводится две параллельные черты на расстоянии
80-100 см одна от другой – это ров. По краям площадки на расстоянии 1-3 шагов от ее
границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбираются волк, остальные
изображают коз.
Все козы располагаются в одном из домов. Волк становиться в ров.
По сигналу учителя: «Волк во рву!» - козы бегут на противоположную сторону
площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их
поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем учитель снова говорит:
«Волк во рву», - козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После 3-4 перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой
дом и выбирается другой волк (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.
2. Подвижная игра «Два мороза»
Цель. Продолжать развивать ловкость, быстроту реакции. Закрепить умение
действовать согласно правилам.
Ход игры. На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечаются
линиями два дома. Расстояние между домами – 20-30 шагов (12-15 м). Играющие
располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые
становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз-Красный нос
и Мороз – Синий нос.
По сигналу учителя: «Начинайте!» - оба Мороза говорят: Мы два братца
молодые, Два Мороза удалые: Я Мороз – Красный нос, Я Мороз – Синий нос. Ну-ка, кто
из вас решился, путь-дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают Морозам: Не
боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне
площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные
останавливаются там, где их захватил Мороз, и стоят так до окончания перебежки всех
остальных играющих. Замороженные подсчитываются, после чего они присоединяются к
остальным играющим.
Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных
выбираются новые Морозы, и игра возобновляется. В конце игры подытоживают, какая
пара Морозов заморозила большее число играющих.
3. Подвижная игра «Пустое место»
Цель. Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры,
быть внимательным.
Ход игры. Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются
окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: Вокруг домика хожу и в
окошечки гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу. После слова «Постучу» водящий
останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-
тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя.
Стоящий в впереди спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим
вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается
пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становиться
водящим, и игра продолжается.
4. Подвижная игра «Совушка»
Цель. Продолжать учить выполнять правила игры, быть внимательным. Упражнять
в беге. Воспитывать выдержку.
Ход игры. Из числа играющих выбирается совушку. Учитель надевает ей шапочку
с клювом. Остальные дети – птицы, жуки, бабочки. Сова влезает на дерево (на 3-4 рейки
гимнастической стенки или заборчика), а все дети остальные дети летают, помахивая
крыльями. Учитель говорит: «Ночь». Птицы и насекомые замирают на своих местах.
Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того
совушка уводит к своему дому. Учитель говорит: «День», и совушка вновь влезает на
дерево. После одного повторения выбирается другая совушка, и игра повторяется.
5. Подвижная игра «Ловишки с мячом»
Цель. Продолжать упражнять в умении быстро бегать в различных направлениях,
действовать по сигналу, быть ловким и внимательным. Закрепить навык метания в
подвижную цель.
Ход игры. Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре площадки
играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Выбирается водящий. Он становиться в центр круга. У его ног лежат 2-3 небольших мяча
(диаметром 6-8 см). Водящий называет или проделывает ряд движений (приседание,
хлопок над головой и т.п.) Играющие выполняют эти движения по слову или по показу.
Внезапно учитель говорит: «Беги и круга», – и играющие разбегаются в разные стороны (в
пределах установленных границ площадки). Водящий старается, не сходя с места, попасть
в убегающих мячами, бросая их поочередно. Дети, в которых водящий попал мячом,
отходят в сторону. Остальные снова встают в круг. Выбирается новый водящий, игра
повторяется. Те дети, кого водящий осалил мячом, одно повторение игры пропускают.
Если игра проводится зимой на площадке, мячи заменяют снежками.
Подвижные игры для детей среднего школьного возраста
1. Подвижная игра «Пятнадцать передач»
Подготовка. Для игры требуется набивной мяч весом 5 кг. Играть могут
одновременно несколько команд, каждая из которых состоит из трёх игроков, имеющих
номера 1, 2, 3. Они становятся в одну шеренгу на расстоянии 7-8 м друг от друга.
Ход игры. Центральный игрок (номер 2) по сигналу преподавателя бросает
набивной мяч своему партнёру слева (номер 1). Тот ловит мяч и бросает его вправо через
центрального игрока номеру 3, который возвращает мяч обратно центральному игроку.
Это считается одной передачей. Игра продолжается, пока не будет выполнено 15 передач,
что приносит команде победное очко.
Выигрывает команда, набравшая за установленное время большее число очков.
Правила игры: 1. Центральный игрок каждый раз должен объявлять номер законченной
передачи. 2. Если мяч у какой-либо команды упал, то она должна поднять его и начать
передачу сначала. 3. Игроки не должны толкать друг друга руками.
2. Подвижная игра «Перестрелбол»
Подготовка. Игроки располагаются с двух сторон от сетки (как в волейболе). В
команде 6-8 человек.
Ход игры. Игра начинается с подачи одной из команд. Другая команда принимает
мяч и разыгрывает его по всем правилам волейбола, переправляя третьим ударом на
сторону противников, которые стараются принять мяч и также разыграть его.
Игрок, допустивший техническую ошибку, отправляется на противоположную
сторону за линию плена. Команда теряет подачу. Игра возобновляется. Игра длится 10-15
мин.
Побеждает команда, у которой по окончании игры в зоне пленных будет меньше
игроков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Пленный в ходе
игры (не выходя в поле) старается перехватить мяч и выполнить (без помех со стороны
противника) подачу на свою площадку. Игроки его команды любым ударом (из трёх)
направляют мяч обратно. При удачном завершении ими атаки пленный возвращается к
своим партнёрам, а в случае ошибки за линию плена идёт второй игрок. 3. В ходе игры
участники атакующей команды могут умышленно досылать мяч своим партнёрам,
находящимся в плену. 4. Игра идёт по волейбольным правилам.
3. Подвижная игра «Волейбол с выбыванием»
Подготовка. Две команды по 6-8 человек располагаются произвольно, каждая на
своей половине волейбольной площадки.
Ход игры. По сигналу начинается игра в волейбол. Когда судья фиксирует в одной
из команд третью по счёту ошибку, игрок, допустивший её, выбывает. Команда,
оставшаяся в меньшинстве, подаёт мяч на сторону противника, возобновляя игру.
Если в ходе игры команда снова ошибается (шестое по счёту нарушение), то
лишается ещё одного игрока и т.д. Когда обе стороны понесли "потери", игра
продолжается, но команда, совершившая очередную, третью, ошибку, решает (исходя из
тактических соображений), удалять ли ей с поля своего очередного игрока или остаться в
прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку противоположной
команды. Игра состоит из 3-5 партий. Каждая заканчивается, когда последний игрок
одной из команд покинет площадку.
Побеждает команда, которая выиграет большее число партий. Можно ограничить
партии временем (12-15 мин) и определять победителя в каждой из них по большему
числу оставшихся игроков. Правила игры: 1. Ошибки фиксируются по волейбольным
правилам. 2. После выхода участника из игры подаёт команда, допустившая ошибку. 3.
Участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали (1-й выбывший,
затем 2-й и т.д.). 4. Игроки в командах подают по очереди, перемещаясь на площадке по
часовой стрелке (как в волейболе).
4. Подвижная игра «Мяч капитану»
Подготовка. Игра проводится на площадке или в зале размером не менее 6х12 м
(лучше в баскетбольном зале или на площадке). Игрокам выдаются баскетбольный мяч и
повязки или жилеты - из расчёта половины играющих. В зале (на площадке) очерчиваются
для противоположных угла и проводится линия, образующая коридор - нейтральную зону.
Посередине площадки чертится круг для начала игры. Играющие делятся на две равные
команды; в каждой выбирают капитана и ловца. Одна команда отличается от другой
повязками. Ловцы команд становятся в углах зала. Игроки размещаются по площадке
парами (из разных команд). У центрального круга становятся капитаны.
Ход игры. Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между
капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки
каждой команды стремятся путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу
и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его на лету. Противники стараются перехватить
мяч и, в свою очередь, подвести его и бросить своему ловцу. Играющие мешают ловцу
поймать мяч. При этом в нейтральную зону не имеют права заходить ни играющие, ни
ловец. Игроки каждой команды примерно поровну распределяются на защитников и
нападающих. Те и другие могут передвигаться по всему полю. Когда ловец одной из
команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча
ловцом команда получает очко. Игра продолжается установленное время (10-15 мин),
после чего команды меняются сторонами площадки и играют вторую половину игры.
Выигрывает команда, получившая больше очков.
Правила игры: 1. Бегать с мячом не разрешается. Игрок может сделать не более 2
шагов, а на 3-м передать мяч. В противном случае противники выбрасывают мяч сбоку,
напротив места, где допущена ошибка. 2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал
его с воздуха или после отскока от противника. 3. Мяч, отскочивший от земли или стены,
ловцу не засчитывается. 4. Мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывает игрок-
противник с того места, где мяч пролетел границу. 5. Если игрок-защитник зайдёт в
нейтральную зону, мяч вбрасывается противником сбоку. 6. Если ловец при попытке
завладеть мячом выскочит в нейтральную зону, ловля не засчитывается. 7. После того как
ловец поймает мяч, игру начинают с середины или противник вбрасывает мяч с лицевой
стороны около угла площадки (по договорённости). 8. Нельзя толкать друг друга и
вырывать мяч. За нарушение этого правила даётся штрафной бросок: пострадавший игрок
становится в 5-6 м от своего ловца и бросает ему мяч, который может отбивать только
один из защитников команды противника. Все остальные находятся за штрафной линией.
Штрафная линия чертится в 5-6 м от нейтральной зоны. 9. Если два игрока одновременно
схватят мяч, даётся спорный бросок.
5. Подвижная игра «Часовые и разведчики»
Подготовка. Играющие делятся на две команды - "разведчиков" и "часовых" - и
выстраиваются вдоль двух противоположный сторон площадки на расстоянии 18-20 м
одна от другой. В трёх шагах перед шеренгами проводится линия, а в середине в
очерченный кружок кладётся волейбольный мяч.
Ход игры. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Задача
команды "разведчиков" - унести мяч за свою линию, задача игроков другой команды -
воспрепятствовать этому. Учитель громко называет номер, и игроки, стоящие напротив
(имеющие этот номер), подбегают к мячу. Если "часовой" зазевался, "разведчик" хватает
мяч и убегает с ним в свой дом, а "часовой" идёт в плен, становится за спиной
"разведчика". Если же оба игрока одновременно выбегают на середину, то задача
"разведчика" заключается в том, чтобы, выполнив ряд отвлекающих упражнений
(движения руками, прыжки на месте и с поворотом, выпады и т.п.), отвлечь внимание
"часового" (он повторяет вслед за "разведчиком" эти движения) и унести мяч. Если
"разведчик" схватил мяч, но "часовой" настиг его и осалил рукой, пленным становится
"разведчик", в противном случае он выигрывает поединок. Игра продолжается до тех пор,
пока все номера не примут участия в игре. Пленные подсчитываются и отпускаются в
свои команды. Игра повторяется, игроки при этом меняются ролями.
Побеждает та команда, которая сумела взять больше пленников.
Правила игры: 1. "Часовой" обязан повторить все движения "разведчика", иначе он
проигрывает. 2. Преследовать убегающего игрока можно только до черты его дома. 3.
Игрок, уронивший мяч, считается пойманным. 4. Каждый раз мяч ставит на место
"разведчик".
Физкультура - еще материалы к урокам:
- Исследовательский проект "Основы спидкубинга. Чем полезен кубик Рубика"
- Презентация "Кроссовая подготовка на уроках ФК (техника)"
- Тест по физической культуре за 7 класс
- Календарно-тематическое планирование по физической культуры на апреля 1 класс
- Баскетбол - движение вверх
- Реализация ФГОС НОО на уроках физкультуры