Интегрированный урок "Некоторые формы слухового анализа"

Открытый урок по сольфеджио преподавателя
теоретических дисциплин МБУДО "ДМШ № 2"
г. Красноярска Вяткиной Елены Ивановны
Тема урока: Интегрированный урок «Некоторые формы слухового
анализа».
Цель урока: показать максимальную взаимосвязь слухового опыта
обучающихся с теоретическими знаниями, а также различные стороны
музыкального слуха в их взаимодействии.
Задачи:
Образовательная: определить степень соотношения качества усвоения
материала первого полугодия со слуховыми навыками; показать связь
сольфеджио с музыкальной литературой.
Развивающая: развитие логического мышления, внимания, музыкальной
памяти.
Воспитательные: воспитание музыкально – эстетического вкуса, интереса к
предмету сольфеджио, творческой активности, взаимопомощи, умения
работать в команде.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок -
закрепление).
Продолжительность урока: 60 минут.
Характеристика группы: в группе занимаются ученики восьмилетнего
цикла обучения. Все дети имеют хорошие музыкальные данные,
добросовестно относятся к занятиям, дисциплинированны, успешно и с
удовольствием осваивают учебную программу.
Ход урока.
1. Организационный момент. Активизация внимания.
2. Слуховой анализ элементов музыкального языка (интервалов, аккордов,
ритмических групп) на материале пьес Татьяны Зебряк «Играем на
уроках сольфеджио» в аранжировке преподавателя ДМШ 2 Ольги
Дубовец. Отметить в каждой звучащей пьесе ее жанровую аналогию.
3. Мелодический диктант: вписать пропущенные звуки, определить
гармонические функции в аккомпанементе.
Подготовительный этап: по нотному тексту определить, какая мелодия
звучит в качестве диктанта, и отметить общие черты всех предложенных
нотных фрагментов.
4. Определение на слух порядка звучания ритмических предложений, а
также их жанровой принадлежности (материал начальные
предложения произведений из курса музыкальной литературы,
пройденных в течение II четверти).
5. Музыкальные пазлы «Такты, фразы, ритмы»: составить мелодию,
исправить ритмические ошибки. Материал вступление к «Гимну
Красноярска» О. Проститова).
6. Итоговая часть, анализ работы на уроке и разбор домашнего задания.
Домашнее задание: подписать аккорды и интервалы, образующиеся
партиями женских голосов хора в начальном периоде Гимна
Красноярску О. Проститова; сольфеджировать мелодию наизусть; знать
слова первого куплета.
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ
Ф. И.__________________________________________
- 1 -
В каждой группе элементов отметьте прозвучавший такт.
1 ч.4,
марш
2
ч.5
3
ч.8
4 ув.4 и ум.5,
танец
5
ув.4 и б.6
6
ум.5 и м.3
7
секунды
8
септимы
9 секунды и
септимы,
танец
10
квартсекст-
аккорды
11
секстаккорды
12 трезвучия и
обращения,
песня
13
синкопа и
триоль
14 синкопа и
пунктир,
танец
15
триоль и
пунктир
Если вы услышали жанровые особенности в к.-л.
пьесе – впишите в соответствующий такт.
- 2 -
1) Отметьте звучащую мелодию.
Что общего между этими фрагментами?
Общее – это вальсы. Звучал фрагмент № 3 – Вальс А. Грибоедова.
2) Впишите пропущенные ноты;
подпишите гармонические функции и ступени баса.
- 3 -
Подпишите размеры;
расставьте порядок звучания;
отметьте ритмическую строчку, которая не прозвучала.
1-5, 2-4, 3-3, 4 не звучал, 5-2, 6-1.
- 4
Определите размер;
составьте и запишите мелодию;
исправьте ритмические ошибки.
***Мира и радости городу нашему,
Света и счастья тебе, Красноярск!***
Порядок тактов: 1, 7, 2, 9, 6, 5, 4, 3, 10, 8.
- 5
Мелодия вступления и партии женского хора для домашнего задания: