Проект "Наказания в английских школах"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
ПРОЕКТ
на тему: «Наказания в английских школах»
(учебная дисциплина:«Английский язык»)
студентки группы ПНК-
Поповой Екатерины Андреевны
Руководитель проекта:
Куликова Наталья Николаевна,
преподаватель английского языка
Дзержинск -2018
Содержание
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
ПРОЕКТ ................................................................................................................... 5
Глава 1. Телесные наказания в школе ................................................................... 5
Глава 2. Суровое английское воспитание ............................................................. 6
Глава 3. Расставание Англии с телесными наказаниями .................................. 13
Глава 4. Страницы истории: Розга ум бодрит .................................................... 15
Заключение ............................................................................................................ 17
Список литературы ............................................................................................... 18
Пояснительная записка
Счастливые школьники XXI века имеют смутное представление о той
строгости, в которой воспитывались и учились их прадеды. Теперь телесные
наказанияза плохую учебу или неудовлетворительное поведение кажутся
чем-то необычным. Но на протяжении многих веков такоенаказание
школьниковсчиталось нормой и применялось практически во всех странах
мира.
История телесных наказанийв школах идет вглубь веков. Еще в
Древней Греции и Древнем Риме учителя угощали розгами нерадивых
учеников. Гомер частенько получал порцию розог от своего учителя Тоилия.
Гораций же называл своего педагога не иначе, как «Орбилиус, который
бьет». Против телесных наказаний выступали Квинтилиан и Плутарх, считая
это вредным для учащихся и унижающим их человеческое достоинство.
Однако большинство учителей были сторонниками порки.
В Средневековьепоркаиграла главную роль в воспитании. Причем
учеников наказывали не только за плохое поведение и невыученные уроки,
но и просто для профилактики, в соответствии с общим убеждением в том,
что учеников нужно хлестать! Об этом свидетельствует Эразм
Роттердамский.
Не обходилось без розог и воспитания принцев крови. Только в этом
случае секли не самих королевских персон, а мальчиков, приставленных к
ним, так называемых «товарищей для наказаний». Бедолаги были вынуждены
переносить тяжелые наказания из-за проступков их родовитых сверстников.
Хотя не всем принцам так везло. Георг III, например, приказал воспитателю
своих сыновей: «Если они заслужат, прикажите выпороть их. Поступайте
так, как вы привыкли делать в Вестминстере».Порядки, царившие в
Вестминстере, считались самыми суровыми среди учебных заведений
Англии. Школы Шотландии не уступали английским в жестокости
наказаний.
С совершенствованием педагогических методик изобретали и новые
формы и орудий наказаний непослушных, ленивых учеников. В Кении и
Китае предпочитали «учить уму» бамбуковым прутиком. В Великобритании
кроме порки нерадивых учащихся часто ставили голыми коленями на горох.
В российских школах с удовольствием переняли это «изобретение», и
школьники простаивали на рассыпанном гороха по четыре часа, а иногда и
дольше [6].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы
участились случаи жестокого обращения с детьми как в семейном
воспитании, так и в образовательных организациях.
Проблема исследования: применение телесных наказаний в
английских школах.
Цель исследования: изучить систему телесных наказаний как способ
воспитания в английских школах.
Задачи исследования:
1. Изучить способы и орудия телесных наказаний детей.
2. Проследить историю телесных наказаний в элитных английских школах.
3. Изучить мнения общественных деятелей, выступавших за и против
применения телесных наказаний детей.
4. Ознакомиться с историей телесных наказаний в России.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и
художественной литературы.
ПРОЕКТ
Глава 1. Телесные наказания в школе
Телесные наказания в школе официальные наказания учеников
школ за плохое поведение, подразумевающие церемониальное нанесение
ученику заданного количества ударов согласно общепринятой методике.
Удары обычно наносятся поягодицамлибо по ладоням, с использованием
специального инструмента, например стека, деревянного паддлаили
кожаного ремня. Менее обычно шлёпание, однако и оно применяется,
особенно в начальной школе.
Оправдывающие школьные телесные наказания утверждают, что они
обеспечивают немедленное послушание и что ученик быстро возвращается к
учёбе, что лучше, чем исключение из школы. Оппоненты уверены в том, что
другие дисциплинарные методы не хуже или более эффективны. Некоторые
расценивают их как эквивалентные насилию или брани.
Во многих местах телесные наказания в государственных школах
регулируются постановлениями правительства или местных властей,
определяющими такие вещи как орудие наказания, число ударов, которое
может быть назначено, кто может быть исполнителем и надо ли извещать
родителей наказуемого или совещаться с ними. В зависимости от того, как
подробно описаны эти правила и насколько тщательно они исполняются,
наказание может принять облик торжественной церемонии, юридически
защищённой и не дающей персоналу возможности злоупотреблять властью
[5].
Англия – страна, история развития системы образования которой
невозможно представить и описать без упоминания о телесных наказаниях.
Английских детей и подростков, юношей, девушек, солдат и моряков пороли
даже в конце XX века. Телесным наказаниям подвергались и крестьянские
дети, и дети королевской семьи. Многие публичные личности
(Ш.Бронте, Д. Копперфильд, Стинг и многие другие), став известными, не
скрывали того, что тоже подвергались наказаниям в школе. Тема телесных
наказаний прослеживается в романе «Джейн Эйр», и основывается она
наличных воспоминаниях писательницы (Ш. Бронте).
В последующих главах изучим системы наказания в знаменитых
английских школах, попытаемся объяснить целесообразность применения
таких методов в воспитании детей с точки зрения педагогики, а так же
обратимся к истории России в ключе тематики проекта.
Глава 2. Суровое английское воспитание
Оправдывая применение телесных наказаний в отношении детей и
преступников, англичане XIX века ссылались на Библию, на притчи
Соломона. Помимо всего прочего, там содержатся и следующие сентенции:
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с
детства наказывает его (23:24).
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся
криком его (19:18).
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не
умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (23:
1314).
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга
удалит ее от него (22:15)».
Если в рабочих семьях родители попросту кидались на ребенка с
кулаками, детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве
орудия наказания могли применяться и трости, щетки для волос, тапки и так
далее в зависимости от родительской изобретательности. Детишкам
доставалось и от нянек с гувернантками. Далеко не в каждом доме
гувернанткам позволяли бить своих воспитанников — некоторые в таких
случаях призывали на помощь папаш, но там, где позволяли, они лютовали
по-настоящему.
Телесные наказания были распространены как дома, так и в школах.
Нелегко отыскать средневековую гравюру с изображением школьной
тематики, где учитель не держал бы в руках то или иное орудие наказания.
Учеников элитных учебных заведений били не в пример сильнее и чаще, чем
тех, кто посещал школу в родной деревне. Особый случай исправительные
школы для юных правонарушителей, где условия были просто кошмарными,
Комиссии, инспектировавшие такие заведения, а также школы при тюрьмах,
упоминали о различных злоупотреблениях, о чересчур тяжелых тростях, а
также розгах из терновника.
Одной из самых престижных школ в Англии, если не самой
престижной, в XIX веке был Итон пансион для мальчиков, основанный
еще в XV веке. Итонский колледж воплощал суровое английское воспитание.
В зависимости от объема знаний учеников определяли в Младшее или
Старшее отделение (Lower/UpperSchool). Если предварительно мальчики
занимались с репетитором или прошли подготовительную школу, они
попадали в Старшее отделение. В Младшее поступали ученики, еще не
достигшие 12 лет, но иногда случалось, что и взрослого парнишку заносило в
Младшее отделение, что было особенно унизительно. При поступлении в
колледж ученик попадал под опеку наставника (tutor), в апартаментах
которого проживал и под началом которого обучался. Наставник был одним
из учителей в колледже и надзирал в среднем за 40 учениками. Вопрос об
оплате родители решали напрямую с наставником.
Поскольку наставник фактически выступал в роли опекуна по
отношению к ученику, он же имел право его наказывать. Для проведения
наказаний учителя обращались за помощью и к старшим ученикам.
Имела место и квазифеодальная система под названием fagging.
Ученик из младших классов поступал в услужение к старшекласснику —
приносил ему завтрак и чай, зажигал камин и, если потребуется, мог сбегать
в табачную лавку, хотя такие эскапады сурово карались. В обмен на услуги
старшеклассник должен был защищать своего подчиненного, но детскую
жестокость никто не отменял, так что старшие ученики часто вымещали свои
обиды на младших.
Жизнь в Итоне была не сахар даже для старшеклассников, даже для
детей из богатых семей. Подвергнуться порке могли и 1820-летние юноши,
завтрашние выпускники фактически, молодые мужчины. Для них
наказание было особенно унизительным, учитывая его публичный характер.
Итонские розги напоминали метелку с ручкой длиною в метр и пучком
толстых прутьев на конце. Заготавливал розги директорский слуга, каждое
утро приносивший их в школу целую дюжину. Иногда ему приходилось
пополнять запас в течение дня. За обычные провинности ученик получал 6
ударов, за более серьезные проступки их число возрастало. Розга была
символом Итона, но в 1911 году директор Литтелтон совершил святотатство
упразднил розгу в Старшем отделении, заменив ее тростью. Бывшие
ученики пришли в ужас. Родную школу без розог они просто не могли
вообразить!
Как в Младшем, так и в Старшем отделении, экзекуции были
публичными. Любой из учеников мог на них присутствовать. В этом,
собственно, и заключался эффект наказания чтобы одним махом напугать
как можно больше учеников. Другое дело, что итонцы приходили на порки
как на шоу, скорее злорадствовать, чем на ус мотать. Ученики, которых
никогда не наказывали дома, трепетали от такого зрелища, но и они вскоре
привыкали.
Настоящим адом на земле была школа-интернат КрайстсХоспитал
(Christ’sHospital) в Лондоне. После того как в 1877 году 12-летний ученик
Уильям Гиббз повесился, не выдержав издевательств, школа попала в поле
зрения парламента. Выяснилось, что с восьми вечера до восьми утра никто из
учителей не присматривал за воспитанниками. Власть была сосредоточена в
руках старост, а те творили, что хотели. У Уильяма Гиббза был конфликт с
одним из старост. Мальчик уже сбегал из школы однажды, но его вернули и
жестоко высекли. А когда и повторный побег не увенчался успехом, Уильям
предпочел самоубийство еще одному унижению. Вердикт врача —
«самоубийство в состоянии временного помешательства». Порядки в школе
остались прежними [3].
Замечательные порочные традиции существовали в основанной в
1179 г. Вестминстерской школе. Самый знаменитый ее директор (он занимал
эту должность 58 лет) Ричард Басби (1606–1695) хвастался, что
собственноручно перепорол 16 будущих епископов англиканской церкви и
что лишь один из его воспитанников не был выпорот ни разу. По мнению
доктора Басби, порка формирует у мальчика здоровое отношение к
дисциплине. Но ценили Басби «не только за это»: ни одна английская школа
не могла похвастаться таким количеством знаменитых выпускников, как
Вестминстер эпохи Басби (архитектор Кристофер Рен, естествоиспытатель
Роберт Хук, поэты Джон Драйден и Мэтью Прайор, философ Джон Локк и
многие другие). Разве это не доказывает успехов порки? Кроме того, Басби
собрал и подарил школе богатую библиотеку.
В 1950—1960-х годах наказание палкой или гибкой ратановой
(бамбук для этого слишком жесткий) тростью (caning) постепенно стало
уступать место порке резиновой спортивной туфлей или тапочкой
(slippering). Это болезненно и одновременно звучно. В совместных школах
мальчиков чаще наказывали тростью, а девочек тапочкой, в женских
школах вообще предпочитали тапочку.
Характер наказаний зависел от типа учебного заведения. В
государственных школах телесные наказания осуществлялись
исключительно директором или его помощником и были сравнительно
мягкими. В публичных школах, с их древними традициями, поддержание
дисциплины, включая раздачу палок, было возложено на старшеклассников,
капитанов «домов» или спортивных команд, «префектов» или «мониторов»
(надзирателей). Число ударов зависело не только от серьезности проступка,
но и от возраста воспитанника. Первоклассник мог получить четыре удара,
второклассник шесть, шестиклассник до десяти ударов. Наказание было,
как правило, публичным. В одной школе, прославившейся своими учебными
достижениями, префекты вплоть до 1965 г. имели право наказывать
спортивной туфлей провинившихся младшеклассников, но порой этого
унизительного наказания не избегали даже 18—19-летние шестиклассники,
которые могли быть по возрасту старше префектов.
Питер Таунсенд, муж принцессы Маргарет, ради которого она
пожертвовала своим титулом, вспоминает школу Хейлсбери 1920-х годов:
«Меня били за пустяковые проступки шесть раз. Однажды, поняв, что
мне предстоит, я, чтобы уменьшить боль, подложил под брюки шелковый
платок. После беседы с директором, которая закончилась приказом
“Приготовь спальную комнату!” я побежал вдоль комнаты и заметил, что
мой шелковый платок болтается, как вымпел, в одной из моих штанин. Этим
я заработал лишний удар палкой.
Приговоренный сам готовил комнату. Это было, как рыть
собственную могилу. Ты сдвигал всю мебель к одной стене, за исключением
двух деревянных стульев, которые ставил спинками друг к другу, чтобы
твоим палачам было удобнее тебя пороть. Для жертвы порка префектами
была испытанием характера. Ты ожидал своих палачей; когда они прибывали
и командовали: “Нагнись!” ты, следуя благородной традиции множества
смелых мучеников, подымался на эшафот, становился коленями на один стул
и наклонялся так, чтобы твоя голова касалась сиденья другого. Ты держал
сиденье руками и ждал, пока разбежится первый из палачей, затем второй,
третий и четвертый (максимальное число ударов, дозволенное префектам
дома). Затем раздавалась команда: “Можешь идти!” Ты подымался со всем
достоинством, какое мог собрать, и с высоко поднятой головой покидал
комнату, с уверенностью, что если ты не вздрогнул, ты успешно выполнил
еще одно упражнение на выживание» (Townsend, 1979).
В Королевской школе Кентербери, расположенной рядом со
знаменитым собором (она была основана в 597 г. как церковная, а в 1541 г.
Генрих VIII преобразовал ее в публичную; среди знаменитых ее
воспитанников писатели Кристофер Марло и Сомерсет Моэм, физик Уильям
Гарвей, фельдмаршал Монтгомери), в 1940-х годах все наказания
распределяли капитан школы и мальчики-старосты. Старосты ловили
нарушителей и затем, после вынесения приговора, били их палкой. Порка
считалась ответственной экзекуцией. К ней заранее готовились. Старосты
обычно собирались за пять минут до назначенного времени, надевали
парадную красную мантию и тщательно изучали списки провинившихся,
которые ждали своей очереди в соседней комнате. Шутить и смеяться в это
время было запрещено. Порол нарушителя обычно тот староста, который
заметил нарушение. Большинство старост откровенно наслаждались своей
властью. Любое лишнее слово расценивалось как дерзость и могло повлечь
дополнительное наказание.
Подтверждала ли мнение о пользе телесных наказаний педагогическая
статистика? Первую попытку ответить на этот вопрос британская педагогика
предприняла в 1845 г., когда школьный инспектор священник Фредерик
Уоткинс представил Совету по воспитанию официальный отчет о телесных
наказаниях в школах Северного округа. Из 163 обследованных школ
телесные наказания практиковались в 145, отсутствовали в 18. Почти все
школы второй группы были исключительно девичьими, «младенческими»
(для детей от 4 до 7 лет) или смешанными (разнополыми) и к тому же
маленькими. Несмотря на отсутствие телесных наказаний, в школах для
девочек и в младенческих школах существовала превосходная дисциплина и
высокая успеваемость. В других типах школ с тем и с другим были
проблемы.
Когда же добросовестный Уоткинс отдельно проанализировал
состояние 27 школ, в которых телесные наказания применялись чаще всего и
были самыми жестокими, результат оказался вовсе плачевным. В 20 из этих
школ дисциплина была значительно хуже средней, а то и самой плохой в
округе. В 15 школах моральная атмосфера и успеваемость также были
плохими. Из остальных 7 школ, 3 были в хорошем состоянии и 4 в
посредственном. Как заключил инспектор, «дисциплина страха, а не любви»
не способствует ни умственному, ни нравственному развитию.Это было
особенно верно для мужских школ.
В XVI в. на английскую, как и на всю европейскую, педагогическую
мысль оказал влияние Эразм Роттердамский (1469–1536). В книге «О
достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) он писал, что
полностью «согласен с Квинтилианом в осуждении порки при любых
условиях». «Не следует приучать ребенка к ударам… Тело постепенно
становится нечувствительным к тумакам, а дух к упрекам… Будем
настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать
детские ребра!»
Автор трактата «Школьный учитель» Роджер Эшем (15151568)
писал, что многие мальчики убегают из Итона, потому что боятся порки, и
что «любовь подстегивает детей к хорошей учебе лучше битья». Впрочем,
сам Эшем в школе не работал, у него были только частные ученики. В
XVII в. английская педагогика испытала благотворное гуманизирующее
влияние Яна Амоса Коменского (15921670).
В конце XVII в. критический настрой по отношению к телесным
наказаниям усилился, а к дидактическим доводам добавились социально-
нравственные. Джон Локк в знаменитом трактате «Некоторые мысли о
воспитании» (1693), выдержавшем до 1800 г. 25 изданий, не отрицая
правомерности телесных наказаний в принципе, требовал применять их
умеренно, так как рабская дисциплина формирует рабский характер. «Этот
метод поддержания дисциплины, который широко применяется
воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из
всех мыслимых» (Локк, 1988. Т. 3).
Вместо убеждения порка «порождает в ребенке отвращение к тому,
что воспитатель должен заставить его полюбить», исподволь превращая
ребенка в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в
конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру.
Гуманизации нравов способствовала не только философия, но и
художественная литература. В английской литературе XVIII в. домашние и
школьные порки описывались как нечто вполне будничное, без всякого
одобрения, но скорее с иронией, чем с возмущением. Генри Филдинг (1707
1754) в романе «История Тома Джонса, найденыша» создал яркий
сатирической образ домашнего учителя-богослова Твакома, «размышления
которого были наполнены розгами». Родерик Рэндом из одноименного
романа Тобайаса Джорджа Смоллетта (1721–1771) в детстве спокойно
переносит множество заслуженных и незаслуженных порок, зато однажды с
группой одноклассников он сам выпорол палкой жестокого школьного
учителя, который орал от боли, как бешеный бык. Первый учитель другого
героя Смоллетта, ПерегринаПикла, полтора года регулярно порол мальчика
дважды в день, после чего объявил его неисправимо тупым и упрямым.
Вместо того чтобы исправить дурные наклонности ребенка, порка лишь
укрепила их, сделав мальчика одинаково невосприимчивым и к страху, и к
стыду. Зато в школе-интернате, куда затем попал Пери, методы воспитания, а
соответственно и его результаты были другими.
О неэффективности порки говорят популярные британские
«школьные повести» XIX в. Хотя героя повести Томаса Хьюза «Школьные
годы Тома Брауна» (1857) и его друга в школе Харлоу иногда порют,
мальчишки не придают этому особого значения. Впрочем, зла на учителей
они тоже не держат. Один мальчик, которого жестоко выпороли за травлю
соученика, через два года даже поблагодарил директора, признав порку
гуманным актом, который стал поворотным пунктом в его судьбе.
Самым страстным и влиятельным противником телесных наказаний в
английской литературе XIX в. был Чарльз Диккенс (1812–1870). Выросший в
неаристократической и небогатой среде писатель далек от поэтизации порки
и восприятия ее как школы маскулинности. Телесные наказания детей для
него одновременно социальная (как часть культуры бедности и насилия) и
психосексуальная (садизм) проблема. То и другое Диккенс описывает очень
ярко.
Сдвиги в общественном мнении медленно, но верно подготавливали
перемены и в педагогической практике. Задачей был не отказ от телесных
наказаний как таковых в XIX в. мало кто допускал такую возможность, а
освобождение их от личного произвола и эмоций.
Новую философию телесных наказаний предложил прославленный
директор школы Рагби Томас Арнолд (1795–1842). Арнолд считал, что
телесные наказания нужно применять ответственно, исключительно в
серьезных случаях, однако теоретических оснований для отказа от порки как
таковой он не видит. По сравнению с взрослым мужчиной, мальчик по
природе неполноценен, а там, где нет равенства, неизбежна иерархия,
которая проявится и в наказаниях. «Исправление личности» мальчика, даже
путем телесного наказания, не содержит в себе ничего оскорбительного или
унизительного для наказуемого школьника. Побуждать детей так думать
значит подрывать не только школьный, но и всякий иной общественный
порядок. А дабы поставить телесные наказания, как и всю школьную жизнь,
на твердую правовую основу, Арнолд, опираясь на исторический опыт
британских школ, предложил, чтобы большую часть наказаний осуществляли
не директор и учителя, которые могут поддаться своим эмоциям, а сами
учащиеся. Ведь у мальчиков так развито чувство справедливости!
Теоретические воззрения и педагогическая практика Томаса Арнолда
как нельзя лучше соответствовали имперской идеологии викторианской
Англии и оказали сильное влияние на британскую педагогику. Но проблем,
связанных с телесными наказаниями, они не разрешили. Уже в 1880-х годах
сын Арнолда Мэтью (1822–1888), поэт и школьный инспектор, однозначно
признал телесные наказания «устаревшим и неприемлемым» методом
дисциплинирования:
Девочек в английских школах XIX века секли гораздо реже, чем
мальчишек. По крайней мере, это относится к девочкам из среднего класса и
выше. Несколько иной была ситуация в школах для бедных и в приютах.
Судя по отчету 1896 года, в исправительных школах для девочек применяли
розги, трость и ремень-тоуз. По большей части девочек били по рукам или
плечам.
Почему девочек физически наказывали реже и мягче, чем мальчиков?
Школьная дисциплина в Англии, как и везде, была тесно связана с общей
философией права и наказания, включая гендерные стереотипы. Так как
женщины считались слабым полом, британский парламент уже в 1805 г.
узаконил их освобождение от телесных наказаний. Гуманному примеру
Англии вскоре последовала вся Европа, а затем и США. Из уголовного права
принцип более снисходительного отношения к женщинам был перенесен и в
школу.
В этой снисходительности была изрядная доля ханжества. Одним из
главных доводов в пользу запрета телесных наказаний женщин была забота о
соблюдении «скромности», нарушение которой могло отрицательно
сказаться не только на наказываемых женщинах, но и на состоянии
общественной нравственности в целом. Эти установки были приняты не
только в Англии, но и в многочисленных британских колониях. Мужчины и
мальчики, по этой логике, снисхождения не заслуживали. Во-первых,
мальчикам стыдливость не свойственна. Во-вторых, порка, как никакое
другое испытание, способствует формированию маскулинности: «укрепляя»
мальчиков, она делает из них «настоящих мужчин». Это точка зрения отнюдь
не исключительно британская. Тесная связь культа мачизма с телесными
наказаниями обнаруживается не только в школьной дисциплине, но и в
практиках закрытых юношеских сообществ, обрядов инициаций,
студенческих братств и т. п.
Переход к совместному обучению существенно осложняет
применение телесных наказаний. Приходится дифференцировать не только
их интенсивность и форму, но и условия осуществления. Например, в
совместной школе-интернате Родней в Ноттингемшире порка
просуществовала вплоть до ее полного запрета в 1998 г., но мальчиков порол
директор школы, а девочек ее основательница миссис Джоан Томас.
Подобно мальчикам, девочки на наказание не обижались. В одном
телеинтервью в середине 1990-х годов миссис Томас рассказала, что
однажды она наказала двух девочек, а на следующий день они принесли ей
коробку шоколада. Удивленная учительница сказала: «Но я же вас вчера
выпорола!» – на что девочки ответили: «Мы это заслужили» [2].
Глава 3. Расставание Англии с телесными наказаниями
В 1968 г. в Англии возникло Общество учителей, возражающих
против телесного наказания
(TheSocietyofTeachersOpposedtoPhysicalPunishment, сокращенно STOPP). Эта
маленькая, но весьма активная группа занималась лоббированием
правительства, местных властей и других официальных учреждений, а также
расследовала конкретные случаи телесных наказаний, помогала
заинтересованным родителям доводить дело до суда и публиковала отчеты и
газетные статьи на эти темы. После 1986 г. группа фактически перестала
существовать.
Но вернемся к британским школам. В середине XX в. право выбора
применять телесные наказания или нет уже принадлежало самим школам.
По неформальным оценкам STOPP, в 1970-х годах около 20 % массовых
британских средних школ (secondaryschools) уже полностью отказались от
этой практики, в остальных же она варьировала от обязательного ритуала до
редчайших исключений. Больше всего порка (тростью через штаны) была
распространена в школах для мальчиков, причем главными ее
«получателями» были ученики третьего, четвертого и пятого классов (от 13
до 16 лет включительно). Впрочем, известны и случаи порки 1718-летних
шестиклассников.
Активисты STOPP хорошо документировали эту картину данными по
школам Кройдона (округ Южного Лондона) 19701980-х годов. По
требованию нескольких членов Кройдонского совета по образованию,
возражавших против телесных наказаний, в декабре 1977 г. была впервые
опубликована официальная статистика (записи в школьных журналах
наказаний) по всем школам округа за 1976/77 учебный год. Оказалось, что из
тридцати пяти средних школ Кройдона телесные наказания применялись в
двадцати двух, из остальных тринадцати школ семь были исключительно для
девочек. Всего за год было зарегистрировано 1 324 случая телесных
наказаний: 286 за «нарушение школьных правил», 134 за прогул, 81 за
курение и 69 за драку. В общей сложности порке подверглись 760 учеников,
причем 200 из них были наказаны по нескольку раз. Сенсацией стал тот факт,
что самый высокий показатель (43,7 порки на 100 учеников) оказался в одной
из лучших школ округа (PurleyHighSchool) для 14—18-летних мальчиков,
насчитывавшей около 900 учеников, причем среди выпоротых было шестеро
1718-летних учащихся старшего, шестого класса.
Цифры вызвали публичный скандал. Либералы обвиняли директора
школы, воспитанника Оксфорда, в жестокости и превышении служебных
полномочий, но большинство родителей и журналистов встали на его
защиту. Положительно отзывались о своей школе и сами выпоротые
ученики.
В последующие несколько лет, может быть отчасти под влиянием
скандала, старшеклассников стали пороть реже, но общие тенденции
сохранились: порке подвергалась сравнительно небольшая часть учеников,
зато многие из них получали ее в течение года неоднократно. Почему?
Общество STOPP видело в этом доказательство неэффективности телесных
наказаний, которые не удерживают мальчиков от новых проступков.
Расставание Великобритании с телесными наказаниями сильно
затянулось. В государственных школах и в частных, получавших частичное
финансирование от государства, они были законодательно запрещены в
1987 г. На частные школы запрет распространился лишь в 1999-м в Англии и
Уэльсе, в 2000-м в Шотландии и в 2003-м в Северной Ирландии, причем не
все британцы его одобряют. Каждый пятый (22 %) из опрошенных в 2008 г.
6 162 британских учителей, сказал, что в крайних случаях порка необходима.
Многие британцы даже считают, что запрет телесных наказаний
способствовал общему снижению дисциплины в школе. Что же касается
телесных наказаний в родительской семье, то они в Англии до сих пор
остаются легальными, за что ее постоянно критикует Совет Европы.
Эмпирические данные о степени распространения в Англии телесных
наказаний противоречивы. Судя по результатам большого исследования,
проведенного министерством здравоохранения в 1990-х годах, телесные
наказания детей, порой жестокие, в английских семьях часты. В целом такой
опыт имели 91 % детей.
Не вызывают восторга силовые методы и у детей. Согласно
проведенному в 2000 г. обществом «Спасите детей» опросу 1 319
шотландских детей от 6 до 18 лет (анкета дополнялась несколькими фокус-
группами), 93 % детей считают, что родители могли бы дисциплинировать их
и без помощи ударов, а 76 % что взрослые вообще не должны бить детей.
Большинство детей считают, что шлепки и удары не столько сознательные
воспитательные действия, сколько проявление родительского гнева,
раздражения или стресса [2].
Глава 4. Страницы истории: Розга ум бодрит...
До недавнего времени в общественном укладе многих стран
считалось, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, а
любое телесное наказание подразумевало пользу для самого ребенка. И
вплоть до начала ХХ века порка розгами была обыденным делом, а в
некоторых странах и до конца столетия это наказание имело место. И что
примечательно у каждой народности своя национальная методика порки,
выработанная веками: в Китае - бамбук, в Персии – плеть, в России – розги, а
в Англии – палка. Шотландцы же предпочитали ремень и угревую кожу.
Один из известных общественных деятелей России говорил: «Вся
жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители
дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева
ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки».
Розги, будучи средствами воспитания в учебных заведениях,
находились замоченными в кадке, установленной в конце класса и всегда
были готовы к применению. За различные детские шалости и провинность
было четко предусмотрено определенное количество ударов розгами.
Много веков в России массово практиковались телесные наказания.
Причем если в рабоче-крестьянских семьях родители могли запросто
накинуться на ребенка с кулаками, то детишек из среднего класса чинно
секли розгами. В качестве средств воспитания также применялись трости,
щетки, тапки и все на что была способна родительская изобретательность.
Частенько в обязанности нянек и гувернанток входило сечь своих
воспитанников. В некоторых же семьях папаши "воспитывали" своих
детишек сами.
Наказание детей розгами в учебных учреждениях практиковалось
повсеместно. Били не только за провинности, но и просто в
«профилактических целях». А учащихся элитных учебных заведений били
еще посильнее и почаще, нежели тех, кто посещал школу в родной деревне.
И что совсем шокирует, так это то, что родители за свое изуверство
подвергались наказанию лишь в тех случаях, если случайно убивали своих
детей в процессе "воспитания". За это преступление они приговаривались к
году тюрьмы и церковному покаянию. И это при том, что за любое другое
убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная
казнь. Из всего этого следовало, что мягкое наказание родителям за их
преступление способствовало развитию детоубийства.
Высшая аристократическая знать совсем не гнушалась чинить
рукоприкладство и пороть своих детей розгами. Это было нормой поведения
в отношении отпрысков даже в царских семьях.Так, к примеру, будущего
императора Николая I, также как и его малолетних братьев, их наставник
генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными
шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и
стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. И что было ужасным, что это
не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.
Иван Тургенев вспоминал о жестокости матери, поровшей его до
самого совершеннолетия, сетуя на то, что часто он и сам не знал, за что
бывал наказан: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день. Раз
одна приживалка донесла на меня моей матери. Мать без всякого суда и
расправы тотчас же начала меня сечь, и секла собственными руками, и на
все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам
знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!»
Телесным наказаниям подвергались в детстве Афанасий Фет и
Николай Некрасов.
О том, как был бит до потери сознания, маленький Алеша Пешков,
будущий пролетарский писатель Горький, известно из его повести
«Детство». А судьба Феди Тетерникова, ставшего поэтом и прозаиком
Федором Сологубом, полна трагизма, так как в детстве был нещадно бит и
«прикипел» к битью так, что физическая боль стала для него лекарством от
боли душевной.
Жена Пушкина - Наталья Гончарова, никогда не интересовавшаяся
стихами мужа, была строгой матерью. Воспитывая в дочерях чрезвычайную
скромность и повиновение, за малейшую провиность безжалостно хлестала
их по щекам. Сама же будучи обворожительно красивой и выросшая на
детских страхах, так и не смогла блистать в свете.
Опережая время, еще при своем правлении Екатерина II в своем труде
"Наставление к воспитанию внуков", призывала отказаться от насилия. Но
лишь во второй четверти XIX столетия взгляды на воспитание детей стали
серьезно меняться. И в 1864 году при правлении Александра II появился
«Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных
заведений». Но в те времена пороть учеников считалось настолько
естественным, что подобный указ императора многими воспринялся как
слишком либеральный.
За отмену телесных наказаний выступал граф Лев Толстой. Осенью
1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для
крестьянских детей и заявил, что «школа бесплатная и розг в ней не будет».
А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против
телесных наказаний крестьян. Эта пытка официально была отменена лишь в
1904 году. В наши дни в России официально наказания запрещены, однако в
семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему
боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живет и
в наши дни [4].
Заключение
Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время в СМИ
появляется информация о случаях жестокого обращения с детьми как в
семье, так и в образовательных организациях. Мы задались вопросом:
телесные наказания детей это следствие педагогической неграмотности
современных родителей или избыток прошлого?
Объектом исследования были выбраны именно английские школы,
так как Англия считается классическим примером страны, в которой
воспитание основывалось на телесных наказаниях вплоть до наступления
XXI века.
В процессе сбора и анализа материала для написания проекта были
изучены литературные источники, соответствующие теме проекта,
находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. А так же статьи по
выбранной теме с информационных и новостных порталов.
После анализа собранной информации, можно сделать следующие
выводы:
1. Телесные наказание детей в английских школах не только не
запрещались, но и приветствовались всеми участниками
образовательного процесса: и учениками, и педагогами, и
руководителями учреждений, и даже родителями воспитанников. Были ли
редкие исключения, которые никак не повлияли на систему в целом.
2. Отмене телесных наказаний в английских школах не способствовали
даже несчастные случаи, повлекшие за собой гибель воспитанников.
3. Телесные наказания были официально отменены в Англии лишь в конце
XX века, но и сейчас англичане ощущают необходимость вернуть их в
свои школы.
4. Англия далеко не единственная страна, где телесные наказания были
неотъемлемым элементом воспитания детей. История России тому
подтверждение.
5. Не доказан безоговорочный положительных педагогический эффект от
применения телесных наказаний в школах. Чаще всего ученики
воспринимали это как ритуал, как шоу, а не в качестве воспитательного
момента.
6. Зачастую, школы, где не применялись телесные наказания,
демонстрировали более высокий уровень образования и дисциплины
своих воспитанников.
В заключении хочется отметить, что позиция автора сходится с теми
педагогами и общественными деятелями, которые выступали за отмену
телесных наказаний детей и гуманизацию образования.
Задачи, поставленные перед автором в начале работы, выполнены.
Цель проекта можно считать достигнутой.
Список литературы
1. Бертрам, Д. Г. /псевд. "доктор Купер"/. История розги [Электронный
ресурс] / Д. Г. Бертрам. Электрон.текстовые дан. - М. [б.и.]: Просвет,
1992. - т.1. - 288 с. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/16168
2. Кон, И.С. Бить или не бить? [Электронный ресурс] / И.С. Кон -
Электрон.текстовые дан. - М. [б.и.]: Время, 2012. - 413 с. Режим
доступа:http://velib.com/read_book/kon_igor_semenovich/bit_ili_ne_bit/
glava_2_nemnogo_istorii/
anglija klassicheskaja_strana_telesnykh_nakazanijj/
3. Коути, Е. Недобрая старая Англия [Электронный ресурс] / Е. Коути.
Электрон.текстовые дан. СПб. .и.]: БХВ-Петербург, 2013. Режим
доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/1021395/20/Kouti_-
_Nedobraya_staraya_Angliya.html
4. Страницы истории: Розга ум бодрит… Применение телесных наказаний
для воспитания детей [Электронный ресурс]: Информационный портал
Пресса.ТВ. Режим доступа: https://pressa.tv/interesnoe/74528-stranicy-
istorii-rozga-um-bodrit-primenenie-telesnyh-nakazaniy-dlya-vospitaniya-
detey-14-foto.html
5. Телесные наказания в школе [Электронный ресурс]: Свободная
энциклопедия Википедия. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Телесные_наказания_в_школе#Великобритан
ия
6. «Шурик, это же не наш метод!» История школьных наказаний
[Электронный ресурс]: Сайт учителей немецкого языка. Режим доступа:
http://uchitel76.ru/shurik-eto-zhe-ne-nash-metod-istoriya-shkolnyx-nakazanij/
Паспорт проекта
Название проекта
«Наказания в английских школах»
(Учебная дисциплина: «Английский язык »)
Руководитель проекта,
проектная группа
Руководитель проекта: Куликова Наталья
Николаевна, преподаватель английского языка
Автор проекта: Попова Екатерина Андреевна,
ПНК-1А, специальность 44.02.02, 1 курс
Координаты
Руководитель проекта: НОМЕР!
Автор проекта: +7 952 76 56 406
Организация
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Срок реализации
проекта
3 месяца
Краткая аннотация
В проекте собрана информация о способах
телесных наказаний детей в английских школах. В
каждой школе была своя система наказаний и в
сельской глуши, и в элитной гимназии. Кроме
информации о методах и орудиях наказаний, в
проекте присутствуют воспоминания участников
ритуалов порки, а также мнения сторонников и
противников касательно педагогической
значимости телесных наказаний детей.
Описание проблемы,
на решение которой
направлен проект
Проблема исследования: применение телесных
наказаний в английских школах. Актуальны ли
они в современных условиях?
Основные цели и
задачи проекта
Цель проекта: изучить систему телесных
наказаний как способ воспитания в английских
школах.
Для достижения данных целей необходимо
решение следующих задач:
1. Изучить способы и орудия телесных наказаний
детей.
2. Проследить историю телесных наказаний в
элитных английских школах.
3. Изучить мнения общественных деятелей,
выступавших за и против применения телесных
наказаний детей.
4. Ознакомиться с историей телесных наказаний в
России.
Тип проекта
Информационный
Результат (продукт)
учебного проекта
Розги – орудие порки
Основные этапы разработки проекта и способы достижения
результатов:
Подготовительный
Выбор темы, обоснование
актуальности, формирование цели и
задач, определение методов
исследования.
Проектировочный
Изучение литературы, интернет -
источников по теме: «Наказание в
английских школах»
Аналитический
Анализ собранной информации
Контрольно-корректировочный
Контроль над выполнением работы
осуществлялся руководителем
проекта; коррекция проводилась
самостоятельно.
Заключительный
Подготовка защитного слова, показ
презентации, защита проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
Электронные источники, в том числе
электронные версии печатных
изданий
Формы представления результатов
проекта
Презентация, защита проекта