13 задание ОГЭ по русскому языку скачать


13 задание ОГЭ по русскому языку

13 задание ОГЭ по русскому языку. (1 часть)
Среди предложений ________ найдите сложное предложение с последовательным
подчинением придаточных.
1
(54)Нехорошо как, сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со
двора. (55)Ведь он вам жизнь спас.
(56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он
делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный
двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
2
(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего
не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные
веточки мимозы.
(24)Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
(25)Это мне Витя подарил, спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушука-
лись, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя
уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
(28)А вот и жених пришёл! (29)Здоро во, юный жених!
3
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-
котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его
домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедель-
ника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и
брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновремен-
но как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней,
напротив, все друг другу в равной степени интересны.
4
(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда
засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик — ведомым. (3)Это
осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» — сперва во дворе, потом в
школе, где он оказался на положении чужака.
(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё дол-
гое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному мо-
ральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от само-
го предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился бес-
пощаден.
5
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что зна-
чит потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она
молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на
войне.
6
(29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны?
фыркнула Лисапета. (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как
она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Ме-
щанка!
(34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а
видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров... (37)Вот он и отправляет ей от-
крытки любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске!
(39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.
7
(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который
сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё
новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая
среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время
ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок поста-
рел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не вос-
хищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку,
где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул.
8
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила.
(2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая
необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлав-
ливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сло-
мал.
(4)Его явно тянет к точным наукам, — серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился
очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком.
9
(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко
блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его
на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных до-
рожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удержи-
вала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он со-
всем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал
вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
10
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с
кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красави-
цы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться.
(16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё вос-
хищённее.
11
(22)Театр на это не способен, да и не претендует.
(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их не-
совершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса.
(25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, притворство. (26)Кино при-
творяется, что всё, что вы видите, — правда. (27)Театр — для взрослых, кино —
для детей.
12
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
(28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
(29)Это будет прекрасно, — томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
(31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...
(32)3начит, «Соловья»? — спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш нежно зазвучало вступление. (34)Катя
запела тоненьким голоском:
(35)Соловей мой, соловей, Чтоб ты сдох, Бармалей!..
13
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полага-
ли, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонация-
ми восхищались мною.
(4)Кто из вас девочка, а кто кукла трудно понять! — восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупко-
стью, именовали её «изяществом», а меня — «статуэткой», мне не было легче.
14
(28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски — отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я
вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд
чужой почитать надо.
15
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
(13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь
вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что,
когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в
школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил назва-
ние «Детский лепет».
16
(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет
дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает.
(14)Конечно, без слов — зачем нам с Китом слова?
(15)Андрюха, решено! вскричал дядя Женя. (16)Учись джазу! (17)3десь, в
Доме культуры, есть такая студия.
17
(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрека-
ет? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было
определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхи-
щался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не спо-
собны.
(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть
моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней
стремились приучить.
18
(13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как
натружены они, как беспокойны добрые, нежные, сильные и заботливые мамины
руки. (14)Они самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот
новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от
невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и
вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей ма-
теринской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей
жизни руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и
удары жизни, все тяжести и непогоды всё то, что ограждает нас от невзгод и поз-
воляет быть счастливыми.
19
(1)Софья, Лена и Катя были неразлучны с детского сада. (2)Вместе пошли в школу и
вместе её закончили: Софья и Лена — безупречными гламурочками с натянутыми
«за красивые глаза» тройками по физике и математике, Катя — с золотой медалью,
добрым десятком кило лишнего веса и неистребимым стремлением во всём походить
на своих стильных подружек. (3)А потом, всё так же вместе, поступили в универси-
тет, только на разные специальности. (4)У Лены и Софьи был целый табун поклон-
ников и приличные шансы на звёздную карьеру в модельном бизнесе, так что ходили
они на лекции исключительно для демонстрации новых нарядов. (5)Катя им тверди-
ла, что их наверняка отчислят, если они не займутся учёбой, но подруги только смея-
лись ей в ответ.
(6)Но однажды Софье приснилось, что они стали куклами в игрушечном отделе
«Детского мира».
20
(10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего
дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти,
мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом долж-
на быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт.
21
(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И
никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с мате-
рью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.
(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза
не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6не знал,
что это было милосердием, которое она оказывала мне.
22
(39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла
из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво
улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу
(41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовле-
творённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбо-
ваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмит-
рий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от за-
висти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных од-
ноклассниц!
23
(10)Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Вень-
киной жизни абсолютно неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в
школу в пиджаке. (12)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила
родителям приобрести сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас не
обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на
серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они
купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором
бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…» ра-
достно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в
пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ. 1 часть
1. (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в теат-
ральный двор.
***************
2. (27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже
чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
**************
3. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с
прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
*************
4. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» — сперва во дворе,
потом в школе, где он оказался на положении чужака.
*************
5. (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на
войне.
*************
6. (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков вы-
стригала!
*************
7. (11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который
сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
****************
8. Сложное предложение 7 «Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчи-
ком» состоит из трёх простых предложений:
1. Главное предложение: «Мама говорила».
2. Придаточное, относящееся к главному: «что стану грузчиком».
3. Придаточное, относящееся к предыдущему придаточному: «если я так продол-
жу».
Таким образом , придаточные предложения 2 и 3 связаны последовательным подчи-
нением.
************
9. Сложное предложение 6 «Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который
Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов» состоит
из трех частей:
1. Главное предложение: «Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ».
2. Придаточное, относящееся к главному: «который Толя тайком надевал вместо хала-
та».
3. Придаточное, относящееся к предыдущему придаточному: «когда они с ребятами
играли в докторов».
************
10. 12 «Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с
кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным» состоит из трех частей:
1. Главное предложение: «Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многобо-
рью».
2. Придаточное, относящееся к глав