Презентация "«Мне грустно, потому что я тебя люблю...». Любовные адресаты лирики М.Ю. Лермонтова" 10 класс


Подписи к слайдам:
«Мне грустно, потому что я тебя люблю...»

  • Королева Ирина Ивановна
  • МОУ СОШ № 40 города Твери
  • Учитель русского языка и литературы

Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.

  • Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
  • К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.

Я не могу любовь определить,

  • Я не могу любовь определить,
  • Но это страсть сильнейшая! - любить
  • Необходимость мне; и я любил
  • Всем напряжением душевных сил.
  • «1831 июня 11 дня».

  • Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества.
  • Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина).
  • В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало.

М.Ю. Лермонтов и его Музы

  • У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных.
  • М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе.
  • В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.

Екатерина Сушкова

  • Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.
  • Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как
  • с мальчиком, но отдавала должное его уму.
  • Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

 А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.

  •  А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.
  • Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.
  •  
  • Расстались мы; но твой портрет
  • Я на груди моей храню:
  • Как бледный призрак лучших лет,
  • Он душу радует мою.
  • И новым преданный страстям,
  • Я разлюбить его не мог:
  • Так храм оставленный – все храм,
  • Кумир поверженный – все бог!
  • «Расстались мы...»

Сушковский цикл (1830-1831)

  • Лирический дневник юноши Лермонтова:
  • зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается
  • назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.
  • Основные мотивы цикла:
  • неразделённая любовь, память, разлука, смерть.
  • Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:
  • «К Сушковой»;
  • «Благодарю!»;
  • «Зови надежду сновиденьем»;
  • «Нищий»;
  • «Стансы»;
  • «Ночь»;
  • «У ног других не забывал»;
  • «Я не люблю тебя, страстей…»

Нищий.

  • Нищий.
  • У врат обители святой
  • Стоял просящий подаянья
  • Бедняк иссохший, чуть живой
  • От глада, жажды и страданья.
  • Куска лишь хлеба он просил,
  • И взор являл живую муку,
  • И кто-то камень положил
  • В его протянутую руку.
  • Так я молил твоей любви
  • С слезами горькими, с тоскою;
  • Так чувства лучшие мои
  • Обмануты навек тобою!
  • 1830г.

Наталья Иванова

  • После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова.
  •  
  •  

Знакомство произошло в Москве в 1830 г.

  • Знакомство произошло в Москве в 1830 г.
  • Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.
  • Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Ивановский цикл

  • Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов.
  • Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;
  • однако внутри цикла можно выделить две группы:
  • стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.
  • Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:
  • «Н.Ф.И…вой»;
  • «Романс к И…»;
  • «К***»(«Всевышний…»);
  • «К Н.И…….»;
  • «Я не унижусь…»

«Я не унижусь пред тобой…»:

  • Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.
  • …Отныне стану наслаждаться
  • И в страсти стану клясться всем;
  • Со всеми буду я смеяться,
  • А плакать не хочу ни с кем;
  • Начну обманывать безбожно,
  • Чтоб не любить, как я любил;
  • Иль женщин уважать возможно,
  • Когда мне ангел изменил?
  • Я был готов на смерть и муку
  • И целый мир на битву звать,
  • Чтобы твою младую руку –
  • Безумец! – лишний раз пожать!
  • Не знав коварную измену,
  • Тебе я душу отдавал;
  • Такой души ты знала ль цену?
  • Ты знала – я тебя не знал!
  • « Я не унижусь пред тобою...»

Варвара Александровна Лопухина

  • Одна из самых глубоких сердечных
  • привязанностей Лермонтова.
  • Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего
  • друга Алексея) произошла в 1831 году.
  • «Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»
  • Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.
  • Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился

Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

  • Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.
  • Стихотворения, посвящённые Лопухиной:
  • «К Л.-»(«У ног других не забывал…»;
  • «К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;
  • «К*»(«Оставь напрасные заботы..»;
  • «Она не гордой красотою…»;
  • «Слова разлуки повторяя…».

Она не гордой красотою...

  • Она не гордой красотою
  • Прельщает юношей живых,
  • Она не водит за собою
  • Толпу вздыхателей немых.
  • И стан ее- не стан богини,
  • И грудь волною не встает,
  • И в ней никто своей святыни,
  • Припав к земле, не признает.
  • Однако, все ее движенья,
  • Улыбка, речи и черты
  • Так полны жизни, вдохновенья,
  • Так полны чудной простоты.
  • Но голос душу проникает,
  • Как вспоминанье лучших дней,
  • И сердце любит и страдает,
  • Почти стыдясь любви своей.

Мария Щербатова

  • М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах.
  • Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.
  • Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».
  • По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».

Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе.

  •  
  •  
  •  
  • «Печальной отчизны примеру,
  • В надеждах на бога
  • Хранит она детскую веру;
  • Как племя родное,
  • У чуждых опоры не просит
  • И в гордом покое
  • Насмешку и зло переносит;
  • От дерзкого взора
  • В ней страсти не вспыхнут пожаром.
  • Полюбит не скоро,
  • Зато не разлюбит уж даром».

Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)

  • Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.
  • Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».

Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».

  • Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».
  • На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день».
  • Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.

Екатерина Быховец

  • Последней женщиной в жизни Лермонтова стала
  • Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Поэтому именно Быховец? Да поэтому, что она была похожа на В. Лопухину.
  • В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.

***

  • ***
  • Нет, не тебя так пылко я люблю,
  • Не для меня красы твоей блистанье:
  • Люблю в тебе я прошлое страданье
  • И молодость погибшую мою.
  • Когда порой я на тебя смотрю,
  • В твои глаза вникая долгим взором:
  • Таинственным я занят разговором,
  • Но не с тобой я сердцем говорю.
  • Я говорю с подругой юных дней,
  • В твоих чертах ищу черты другие,
  • В устах живых уста давно немые,
  • В глазах огонь угаснувших очей.
  • 1841г.

Вместо заключения...

  • Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.
  • К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.
  • Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!

Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:

  • Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:
  • «…в этих произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».
  • Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»:
  • «Она(любовь), как чумное пятно…»;
  • «Всё, что любит меня, то погибнуть должно»;
  • «Мне грустно, потому что я тебя люблю»;
  • «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Любить…но кого же?..на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно…

Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»).

  • Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»).
  • Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:
  • Я б желал так заснуть,
  • Чтоб всю ночь, весь день мой слух
  • лелея,
  • О любви мне сладкий голос пел…