Конспект урока "Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова" 9 класс

1
Цей Людмила Юрьевна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Общеобразовательная школа №3 акимата города Шахтинска»
Урок литературы в 9 классе
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Цели:
1) продолжить знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова;
2) развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус;
3) познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения Лермонтова, с воплощением
возвышенной и трагической любви в его произведениях, показать динамику развития
любовной лирики Лермонтова;
4) развивать устную речь учащихся, научить их выступать перед аудиторией;
Оборудование:
1. Компьютерные презентации;
2. Сборники стихотворений;
3. Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова.
Задание к уроку:
Написать сообщения об адресатах любовной лирики.
1 группа – Е.Сушкова
2 группа – В.Лопухина
3 группа – М.Щербатова
4 группа – Н.Ф.Иванова
5 группа – Е.Быховец
Эпиграф:
«Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно».
М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно»
«Есть чувства, которые поднимают нас от земли…Ее душа мне нравилась»
И. С. Тургенев.
Ход урока
I. Побуждение.
- Звучит отрывок из романса «Нет, не тебя я пылко так люблю».
- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? О каком чувстве?
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о самом возвышенном чувстве, свойственном человеку
о любви. А как вы понимаете слово «любовь»?
Любовь для меня – это…
В чувствах я больше всего ценю…
Любовь должна быть…
Давайте заглянем в статью словаря С. И. Ожегова.
Ученик читает значения слова:
2
«Любовь» 1) Чувство самоотверженной, сердечной
привязанности.
Любовь, материнская любовь. Горячая любовь.
Взаимная Любовь.
2 ) Склонность, пристрастие к чему- либо.
Любовь к музыке. Любовь к искусству.
Как вы думаете, о каком значении слова «Любовь» мы будем говорить сегодня на нашем уроке?
( Ученик отвечает, что темой урока станет слово «любовь» в первом значении.)
II. Реализация.
Да, мы будем говорить сегодня о любви как о чувстве самоотверженной, сердечной
привязанности. Любовь бывает разная: бывает любовь к Родине, материнская любовь, сыновняя,
бывает любовь к женщине, бывает горячая любовь, взаимная, а бывает и любовь неразделенная.
Всякая любовь – великое счастье, даже если она и неразделенная. Уметь любить – это талант,
талант сродни музыкальному. Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука, и
безнадежность. Об этом говорит М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении « 1831 –го года июня
11 дня».
/Ученик читает стихотворение/
Грядущее тревожит грудь мою.
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает? И с тоской
Я вижу, что любить, как я, порок.
И вижу, я слабей любить не мог.
Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
И отучить не мог меня обман;
Пустое сердце ныло без страстей…
- Это высокое понимание любви было тесно связано с его творчеством. Предел его любви
расширялся до предела жизни…
…Этот взор в груди моей живет;
Как совесть душу он хранит от преступлений…
- А теперь давайте перейдем к адресатам любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Дома вы должны
были приготовить сообщение, каждая группа получила свое задание. Сейчас я предлагаю вам
обсудить в группах, то, что вы подготовили и составить один рассказ о музе Лермонтова и
преподнести его классу.
/Работа в группах/
Слушание рассказов об адресатах лирики. (Сопровождение слайд-фильмом)
3
- Ребята, но, а сейчас мы перейдем с вами к анализу стихотворений, посвященных той или иной
женщине, которые, как мы увидели, сыграли большую роль в жизни поэта. /Играет музыка/
1 группа
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1 С кем сравнивает себя лирический герой? Почему?
2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи настроения,
чувств?
3.
4. Оставило ли равнодушным вас это стихотворение? Почему?
2 группа
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
1. Как в стихотворении создается образ героини?
2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи
настроения, чувств?
3. Каково состояние лирического героя?
4. Назовите ключевые слова, выражающие состояние лирического героя.
3 группа
4
Отчего - Лермонтов М.Ю.1840
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
1. Каким чувством проникнуто стихотворение? Чем вызвана грусть?
2. Почему лирическому герою грустно, разве от любви бывает грустно?
3. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи настроения,
чувств?
4. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему стихотворение называется “Отчего”?
4 группа
К ***
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
5
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!
1. Какое настроение преобладает в этом стихотворении? (Стихотворение “Я не унижусь
пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно
растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только
больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное
отношение к любви.)
2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи
настроения, чувств?
3. Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем
пробелов между строфами? Если да, то какие? (Стихотворение явно делится на
смысловые части, так как в них меняется настроение лирического субъекта)
4. Как противопоставлены в стихотворении любовь и творчество? Какой характер
придают этой части стихотворения вопросительные и восклицательные интонации?
(Любовь не только не дарит лирическому герою радости бытия, творческих сил, но и
лишает этого. Лермонтов предельно насыщает свой монолог эмоциями. В тексте
присутствуют и укоряющие горькие восклицания, и гневные, яростные вопросы.
Поток эмоций непрерывен. Очевидно, поэт потому отказывается от деления текста
на традиционные строфы, что чувства лирического героя слиты, едины.)
5 группа
Нет, не тебя так пылко я люблю... - Лермонтов М.Ю. 1841
1
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
2
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
3
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
6
1. Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в
стихотворении?
2. Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для передачи
настроения, чувств?
3. Скажите, что вы понимаете под выражением “таинственный разговор”? Почему
и для кого он таинственный?
4. Какой прием используется в стихотворении? (В этом стихотворении
используется прием противопоставления. Внешне собеседница напоминает
поэту “подругу юных дней”, но таинственный разговор ведется с женщиной,
оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же
вспоминает лишь “прошлое страдание”, погибшую молодость. Это впечатление
усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи
глаза и уста живые.)
- Учащиеся работают в группах, затем знакомят со своими анализами класс. Класс в это время
заполняет таблицу:
Название
Адресат
Эмоции,
чувства,
которые
возникли
Отношение
автора к героине
Вывод
III. Рефлексия
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви. Хотя у каждого художника своё отношение к
этому чувству. Для Пушкина любовь –созидающее чувство, «прекрасное мгновение»,
«божественный дар» побуждающий творчество. Какая же любовь у Лермонтова? Опираясь на
таблицу, сделайте вывод. У Лермонтова-это смятение сердца, боль потерь и в конечном счёте
скептическое отношение к любви:
Любить … но кого же?... на время - не стоит труда, а вечно любить невозможно…
Ребята, вы познакомились с несколькими «музами» М. Ю. Лермонтова, вдохновлявшими его на
творчество. Как вы думаете, кому из них может дать характеристику первый эпиграф нашего
урока?
(Дети отвечают, что слова первого эпиграфа могут дать характеристику Екатерине Сушковой
и Наталье Ивановой, Марии Щербатовой, Екатерине Быховец , любовь которых была недолгой.)
А о ком мы можем говорить словами второго эпиграфа?
(Дети отвечают, что только образ Варвары Лопухиной остался в душе Лермонтова навсегда.)
Лермонтов почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине обычно отравлено или
осложнено какими-то роковыми обстоятельствами. Разлад между мечтой и действительностью
проникает и в чувства любви. А вас, ребята, благодарю за урок. Пусть ваша любовь всегда будет
счастлива. Любите и будьте всегда любимы!
Домашнее задание. Выучить стихотворение по выбору.
7