Презентация "Портретный очерк"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Портретный очерк

  • Уроки подготовлены
  • Л.А.Опольской,
  • учителем МОУ СОШ №5
  • города-курорта Анапы

Содержание

  • Урок 1. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.
  • Урок 2. Проба пера.
  • Л.А.Опольская

Урок 1

  • Портретный очерк:
  • общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.
  • Л.А.Опольская

Цели урока:

  • дать понятие об очерке как литературном жанре;
  • познакомить учащихся с особенностями портретного очерка.
  • Л.А.Опольская

Очерк – один из распространённых публицистических жанров.

  • Темой очерка является общественно значимый факт.
  • В нём рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях.
  • Л.А.Опольская

Очерк бывает двух видов.

  • Документальный очерк
  • Художественный очерк
  • воспроизводит, исследует действительные факты и явления жизни.
  • изображает, анализирует нравы определённой среды или характер отдельного человека.
  • Л.А.Опольская

Задача очерка –

  • не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие или человека в действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость.
  • Л.А.Опольская

Одним из видов очерка является портретный очерк.

  • Его герой – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь.
  • В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми.
  • Л.А.Опольская

В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый.

  • Его сущность раскрывается в конкретных делах и поступках, в напряжённых ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает. Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение его речи (речевая характеристика).
  • Л.А.Опольская

Упражнение №1

  • Л.А.Опольская

Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина «Колдуны».

  • Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, «манить», в лице его мелькает что-то такое легко­мысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удов­летворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.
  • Каково авторское отношение к Мануйле?
  • С помощью каких средств передает Пришвин свое отношение к сказочнику?
  • Что составляло смысл жизни Мануйлы?
  • Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя?
  • Л.А.Опольская

Для изображения внешности героя используется тип речи – описание.

  • В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – простые глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и развёрнутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
  • Л.А.Опольская

Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части:

  • описание внешности героя;
  • рассказ о его деле, профессии, творчестве;
  • отдельные факты биографии;
  • описание особенностей характера героя, его речи;
  • эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное.
  • Л.А.Опольская

Упражнение №2 (Р. Упр.388)

  • Л.А.Опольская

Каким вы видите героя очерка В.Морозова «Мой Серёжа»?

  • МОЙ СЕРЕЖА.
  • В тот день, о котором мне надо вам рассказать, в районный центр съехались на семинар журналисты всей страны.
  • Начали знакомить представителей прессы с выпускниками школ. И знаете, одного хлопца я сразу узнал, хотя не виделись мы пять лет. Не забыл и фамилию его — Зизика. Я же писал о нем!
  • Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.
  • Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре!
  • Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный!
  • Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.
  • С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.
  • И вот снова любуюсь им, моим Сережей, перепачканным машинным маслом. То же озорство в глазах. Та же кепочка.
  • Специалист — каких еще поискать. И музыкант — что надо! Ребятишки за Сергеем тянутся — отбоя от них нет. Да и сам Сережа, оказывается, не думает отбиваться от детворы. И вообще от школы.
  • А школа окончена им с золотой медалью.
  • Ну, что ж, уже в ранние Сережины лета было видно, как пробуждается в нем сегодняшний Сережа. Он ведь не кривил душой, когда в школьном сочинении «Что такое счастье?» заявил: «Самое большое счастье — это когда некогда отдыхать».
  • Л.А.Опольская

В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может бать и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Всё зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своём очерке.

  • В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может бать и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Всё зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своём очерке.
  • Какова композиция очерка? Какими языковыми средствами достигается его выразительность?
  • Л.А.Опольская

(3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.

  • (3) Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.
  • (4) Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре!
  • (5) Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный!
  • (6)Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.
  • (7) С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.
  • Что и как рассказывает автор о Сереже-школьнике? Выделите эту часть очерка. Каково строение абзацев 4, 5, 6? Каковы способы соединения абзацев в тексте?
  • Л.А.Опольская

Упражнение №3 (Р. Упр.389)

  • Л.А.Опольская

Он очень ценил в людях порядочность.

  • Он очень ценил в людях порядочность.
  • Он полюбил тишину с детства.
  • К технике его потянуло рано.
  • Многие годы книги заменяли ему друзей.
  • Преобразуйте данные предложения, вынося выделенное слово в начало нового предложения. Допишите еще 2—3 предло­жения (к каждому из них), помогающие подтвердить мысль, высказанную ранее.
  • Образец. Он любил музыку самозабвенно. — Музыка. Он любил ее самозабвенно. Играть мог часами. Слушать игру других тоже.
  • Перечитайте написанные вами предложения. Предложения такой конструкции частотны в публицистическом и художественном стилях речи.
  • Л.А.Опольская

Итоги урока:

  • познакомились с понятием очерка как литературного жанре;
  • узнали особенности портретного очерка.
  • Л.А.Опольская

Домашние задание

  • § 43 (стр.227 —230), упр.391
  • Л.А.Опольская

Урок 2

  • Творческая работа.
  • Изложение с элементами сочинения (на основе
  • картины Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» и фрагмента из очерка В.Липатова).
  • Л.А.Опольская

Цели урока:

  • закрепление умения сжато передавать содержание текста;
  • формирование умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку.
  • Л.А.Опольская

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник.

  • Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Учился в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был И.Е.Репин. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
  • Л.А.Опольская

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта».

  • Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта».
  • Л.А.Опольская

Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка.

  • Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка.
  • Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации.
  • Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.
  • Л.А.Опольская

Ярмарка 1906

  • Гулянье на Волге 1909
  • Сирень 1906
  • Купчиха за чаем 1918
  • Масленичное гулянье 1919
  • Зима 1919
  • Балаган 1917
  • Материнство 1910
  • Морозный день 1913
  • Масленица 1916
  • Костёр. Ночное 1917
  • Л.А.Опольская

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон).

  • Родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского «Борис Годунов»; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх «Фауст» Гуно, «Садко» Римского-Корсакова, «Мефистофель» Бойто, «Дон Кихот» Массне и «Жизнь за царя» Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня «Эй, ухнем» и «Песня о блохе» Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.
  • Л.А.Опольская

Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.

  • Что вы узнали о художнике, его жизни из очерка?
  • Каким вы представляете себе этого человека?
  • Какие черты характера особенно поразили вас?
  • Какие отношения связывали Кустодиева с Шаляпиным?
  • Как, в каких условиях создавался портрет великого певца?
  • Почему полотно названо портрет-картина?
  • Л.А.Опольская

  • абзаца
  • Микротема
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Портрет соединил в себе и поэму о человеке творящем, и воспоминание о детстве, и крик преодолеваемой боли, и гордость свершения.
  • Приход Шаляпина — праздник для художника.
  • Шаляпин был верным товарищем.
  • Страна детства художника и певца.
  • Портрет написан в трудные для искусства двадцатые годы…
  • Два с половиной месяца отданы портрету.
  • Кустодиев сам сконструировал приспособление, чтобы писать картину сидя.
  • К нему друзья приходили за запасом бодрости и веры в жизнь.
  • На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе.
  • Кустодиев себя не знал.
  • Л.А.Опольская

Приёмы сжатия текста.

  • Исключение подробностей, деталей.
  • Обобщение.
  • Сочетание исключения и обобщения.
  • Определите, какие приемы использованы в следующих случаях?
  • Несколько простых предложений заменены сложным.
  • Замена прямой речи косвенной.
  • Исключение ряда однородных членов.
  • Замена сложного предложения простым.
  • Исключение диалога.
  • Л.А.Опольская

  • Портрет Федора Ивановича Шаляпина — одна из лучших картин известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927). Из 130 изображений артиста в живописи и скульптуре этот портрет, по мнению Ф.И.Шаляпина, самый удачный.
  • Л.А.Опольская

Знакомство с фрагментом из очерка В.Липатова.

  • Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярмарочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров...
  • Ярмарка цветастая, хохочущая — обычная кустодиевская «веселая драма красок», как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся... Что ни миг — у снега иное настроение. Чем не фон для столь чувствующего «свою интонацию» Шаляпина?
  • Репин хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее: это же Федька Шаляпин из казанской Суконной слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается... Не в свои сани забрался, вдруг что — и пойдет кувырком... Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет «Дубинушку» — тогда-то сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение... Дрогнет все вокруг от «песенной хмели», еще неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искрометнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрет, восхищенная... Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!
  • Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами.
  • Л.А.Опольская

Задание

  • Внимательно всмотритесь в картину, вдумайтесь в её необычную композицию, вглядитесь в лицо Шаляпина, оцените его позу, поворот головы…
  • Напишите сочинение по картине. Дайте описание портрета Шаляпина, используя, если потребуется, прочитанный текст. Передайте своё видение картины, свои впечатления от живописи Б.М.Кустодиева.
  • Л.А.Опольская

В презентации использованы материалы и репродукции, размещённые на сайтах:

  • http://www.krugosvet.ru/articles/16/1001663/0008862g.htm
  • http://www.krugosvet.ru/articles/78/1007885/1007885a1.htm
  • http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/322.htm
  • http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=1954
  • http://smallbay.ru/kustodiev.html
  • Л.А.Опольская

Литература

  • Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под.ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007
  • Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс/ Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999
  • Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)»: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990
  • Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: (8 – 9 кл.): Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990
  • Л.А.Опольская