Коммуникативный аспект творческой деятельности в рамках самостоятельной работы студентов

Статья: Коммуникативный аспект творческой деятельности в рамках самостоятельной
работы студентов
Автор: преподаватель русского языка и литературы КГБПОУ «БМК» Алексеенко Е.И.
Во многом самоопределение личности происходит через осознание своего творческого
потенциала, своей «самости», что наиболее важно в подростковом и юношеском возрасте.
Значимую роль в творческой самореализации играет коммуникативный аспект: «лишь
через отношения с другими индивидуальность формируется и свободно самореализуется»
(В.А. Лекторский). Л.С. Выготский подчеркивал, что «личность становится для себя тем,
что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других».
С.Е. Анфисова, рассматривая творческое саморазвитие личности студентов [1], считает,
что «сформированный коммуникативный компонент является предпосылкой и залогом
успешной творческой деятельности будущего профессионала», а «в процессе
формирования коммуникативных способностей происходит обогащение опыта
творческой деятельности и творческого саморазвития, развиваются умения
межличностного взаимодействия, формируется технология творчества».
В современное время, желая завладеть вниманием обучающихся и использовать для
учебных целей информативное пространство, формируется дистанционная творческая
деятельность. Её основные принципы были сформулированы А.В. Хуторским [3]. К ним
относятся: продуктивная ориентация обучения; индивидуализация; открытость
содержания образования и учебного процесса; приоритет деятельностного содержания
перед информационным; интеграция педагогических и телекоммуникационных
технологий; принцип сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся;
деятельностные критерии оценки.
Исходя из собственного педагогического опыта работы со студентами (подростками 16-
18 лет), отмечаю их основную потребность – общение в творческом пространстве. Любое
коллективное мероприятие начинается с создания микрогрупп по интересам, участники
которые сразу же выдают множество интереснейших, нетривиальных идей и сценариев.
Самым сложным моментом в такой деятельности для студентов становится именно
коммуникативный акт, т.е. готовность к взаимопониманию и взаимоприятию друг друга.
В связи с этим в рамках самостоятельной работы по литературе мной были предложены
разные формы деятельности, в том числе и форма создания коллективного творческого
продукта: «Инсценировка прозаического произведения», «Инсценировка драматического
произведения» и «Инсценировка поэтического произведения».
Подготовительный этап творческой работы заключался в самостоятельном выборе
литературного материала, создании сценария и распределении ролей. Именно
формирование коммуникативного компонента помогало студентам в дальнейшей
творческой работе. Те микрогруппы, которые не справились с данным этапам, обращались
за помощью к руководителю (при данной форме работы это была моя функция), в этом
случае главной задачей было создать правильную атмосферу продуктивного
взаимодействия, разделить роли и функции участников с учетом желаний и способностей
каждого.
Результатом такого взаимодействия стали инсценировки произведений М.А. Булгакова,
А.П. Чехова, М.М. Зощенко, К.М. Симонова, А.В. Вампилова. Сами участники отмечали,
что наибольшую сложность для них представлял именно первый этап работы.
Проанализировав впечатления студентов от данной формы работы, можно выделить
следующие положительные стороны творческой деятельности:
оказание позитивного влияния коммуникативного компонента (участники одной
группы часто устанавливают приятельские отношения, которые сохраняются и в
дальнейшем);
психологическое влияние, создание благоприятной атмосферы для творчества;
влияние на содержание и качество продукта (в ходе работы появляются новые
идеи, желание усовершенствовать);
совершенствование технологии творчества;
влияние на становление собственных смыслов и на содержание и качество
продукта.
Опираясь на мнение Л.С. Выготского о том, «…что сознание человека это некий театр,
сцена, на которой живут и действуют люди, в нас запечатленные», мы стали проводить
внеклассные мероприятия по литературе в виде театральных постановок. На протяжении
трех последующих лет сформировался актив литературного кружка, главной задачей
которого стало саморазвитие студентов через творчество, которое в дальнейшем поможет
им адаптироваться в будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Анфисова С.Е. Творческое саморазвитие личности студентов : Учебное пособие.
Тольятти, ТГУ, 2005.
2. Коммуникативный аспект творческой деятельности в дистанционном обучении:
Статья. Скрипкина Ю. В. зам. директора Центра дистанционного образования
«Эйдос». Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-07.htm
3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. -
544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").