Методика обучения детей дошкольного возраста в хореографическом коллективе

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района
Методика обучения детей дошкольного возраста
в хореографическом коллективе.
педагог дополнительного образования
Высшей квалификации
отдела музыкально-художественного развития
Стаж работы более 30 лет
Бакурская Вера Павловна
Санкт-Петербург - 2014
Методика обучения детей дошкольного возраста
в хореографическом коллективе.
Когда в руках печатное издание - есть возможность возвращаться к одному и тому
же материалу несколько раз и открывать для себя что то новое или «взглянуть» на
него иначе. Есть время для переосмысления, напечатанного и нахождения пути
реализации у себя на практике.
Запись танца - это неразрешенная проблема по сей день . Нет единой системы
записей , есть попытки ( Записи уроков Асафа Мессерера Е.М. Голубковой
Москва – 1967 издательство « Искусство » , «Уроки классического танца в старших
классах С.Н. Головкиной » помощь в записи Е.Б. Малаховской и Р.С.Петерсон
« Искусство »1989 , записи уроков классического танца П.А. Пестова - Н.А. Вихревой
Москва « Вся Россия » 1999 г), но они несовершенны и требуют много времени, а
длительность урока ограничена – поэтому нет возможности делать качественные
пометки и одновременно усвоить материал.
Данная публикация является попыткой описания технологии работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста в хореографическом коллективе .
Она поможет начинающим педагогам сократить время на создание собственных
методик , педагогических технологий таким образом решить главные задачи :
НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТНО И КРАСИВО ТАНЦЕВАТЬ.
Создать условия в коллективе, чтобы
ДЕТИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ,
НЕ РАЗЛЮБИЛИ ТАНЕЦ
ЗАХОТЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЁ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ МАТЕРСТВО.
В основном приходят в хореографию дети 5 – 6 лет:
по воле родителей ( когда врач рекомендует для здоровья и для грации )
благодаря родителям ( когда ребенок хочет заниматься танцами , о
хореографии он конечно же понятия не имеет )
вопреки родителям благодаря бабушкам, дедушкам ( когда очень хочется, а
родителям не до ребенка. )
У детей 7 - 8 лет появляется:
осознанное желание заниматься (ребенок настаивает на занятиях и родители
соглашаются)
В занятиях должен быть заинтересован взрослый человек , а от того как и на
сколько он будет интересоваться обучением ребенка - зависит успеваемость и во
многом успех обучения в хореографическом коллективе.
Поэтому процесс обучения строится так , чтобы родители могли не только
видеть прохождение программы по этапам , но и примерить , глубже осознать на
себе те нагрузки которые их дети получают во время занятий .
Через 2-3 недели после начала занятий – когда дети привыкли к требованиям
педагога , познакомились с первыми движениями , стали ориентироваться в ходе
урока, запомнили порядок движении и т.п. провожу ПЕРВЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК с
РОДИТЕЛЯМИ .
До этого морально подготавливаю родителей на совместный урок ( провожу
беседу что мы проходим на уроках и какие нагрузки испытывают дети ), настраиваю их
( почувствуйте себя на месте своего ребенка , испытайте нагрузки и вы тогда поймете
какие трудности могут возникнуть и как их преодолеть ) согласовываю в какой из наших
учебных дней удобно провести данное занятие .
И , наконец , сам урок. ( Один из вариантов урока описан в приложении ) По опыту
работы скажу, что не все родители могут принять участие по разным причинам, но 80% -
активные участники занятия , остальные внимательно наблюдают и конспектируют на
видеокамеру или блокнот. В любом случае равнодушных нет.
Урок может длиться дольше обычного ( не 60 минут отведенных по программе, а
допустим 90 минут – добавляется время для диалога с родителями на данном
открытом занятии ) поэтому нужно предусмотреть изменения расписания занятий
последующей группы.
На занятии подробно объясняю ЧТО, КАК для ЧЕГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ делается,
на что обратить внимание в первую очередь.
Рассказываю какие трудности и КАК их можно преодолеть ( одновременно
показываю на одном или группе учеников что у них проблематично и тут же привожу
наглядный пример на тех у кого все правильно, далее объясняю что нужно делать для
исправления и на этих же детях показываю как ).
Очень важно обращать внимание на движения и их последовательность с
точки зрения медицины
Особое внимание заостряю на музыкальность исполнения движений.
Родитель в домашних условиях сможет помочь ребенку скоординировать
движения с музыкальным ритмом ( на счёт « раз » - хлопок в ладоши т. е на сильную
музыкальную долю ,на « два» - пауза , « три » - топаем правой ногой , « четыре »- пауза
и т.д. ) правильно начать движение с правой ноги на определенный счет ( на « раз »
идем с правой ноги ,на « два » - с левой ноги ) усвоить правую и левую руку, ногу и
главное - ПРЕОДОЛЕТЬ КОМПЛЕКС НЕУДАЧИ!
Если у ребенка возникают проблемы на уроке ( путает руки, названия позиций
ног и т.) обязательно подхожу к родителю и вместе с ребенком объясняю суть
проблемы, если это возможно «на ходу » или приглашаю посетить следующий урок на
котором наглядно показываю ЧТО исправить и КАК помочь ребенку справиться с
трудностью.
Никогда не скуплюсь на похвалу за хорошо исполненное задание, но и огрехи
исполнения отмечаю, высказываю свое неодобрение.
В конце занятия подробно отвечаю на все вопросы и назначаю
ориентировочную дату, когда состоится открытый следующий урок, но там родители
присутствуют уже как зрители – эксперты.
Умение СЛУШАТЬ МУЗЫКУ закладывается с первых уроков с помощью
музыкально – ритмических упражнений. Хлопать и топать в такт музыки вместе с
родителями приятно и полезно.
Так взрослые включаются в учебный процесс, это можно назвать первой
ступенькой в объединение ребенка и родителей с педагогом и коллективно.
Следующий этап : создание родительского комитет, который осуществляет
пошив костюмов, организует переодевании на концертах, взаимодействие с
родителями других классов , отвечает за совместные организации праздников
для детей и их поощрение за прилежные занятия ,преодоления трудностей
,принимают активное участие в организации поездок за город и в др. города .
В результате такой деятельности - родители становятся
единомышленниками коллектива, его активными помощниками
Достигается цель: дети и родители вместе. Они объединены интересам,
целями, общаются в коллективе и реализуют каждый свои таланты. Ребенок танцует, а
родитель раскрывается: кто- то как организатор или модельер – закройщик,
кто – то научится шить , вязать и в этом найдут свое новое призвание или хобби …
В классе, сколько учеников – столько индивидуальностей.
У каждого свой характер и восприятие замечаний. Одному можно строго сделать
замечание, а другой воспринимает ещё только через ласку или юмор. Поэтому
для меня на занятии очень важно как дети воспринимают мои замечания.
Замечания на занятии стараюсь делать в такой форме, чтобы ребенку было не
обидно и добиваюсь тут же правильного исполнения. Терпеливо повторяю задание и,
чтобы всему классу тоже было интересно - вовлекаю остальных:
«Покажите, как правильно надо исполнить движение?». Виновнику остановки
урока предлагаю выбрать лучшего, а потом самому повторить. Когда, наконец,
получилось, то обязательно при всех похвалю: « Вот молодец! Преодолел
злополучное движение! » или что-то в это смысле.
В этом случае ребенок учится отличать, красивое - правильное от неправильного
и видеть недостатки . Если он научиться отмечать недостатки - значит сможет
их исправить у себя («Что я делаю не так? Как нужно?»). Радости хватает на всех:
одни – « помогли », другие « победили ».
Эмоциональный настрой, постоянный интерес к заданиям на уроке
удержать у детей этого возраста не просто. Нужен подход – «ключик » к уроку.
По опыту работы могу утверждать: не бывает одинаковых уроков ни по
настрою, ни по характеру. Каждое занятие – это своего рода мини спектакль.
Бывают дни, когда весь класс - сплошной комок энергии. Дети возбуждены,
шумливы и удивительно работоспособны. За время таких эмоциональных занятий
мы с ребятами успеваем сделать столько – сколько не получалось за несколько
уроков. Схватывается материал буквально « все на лету ».
Азарт, радость от того что все получается и главное - ребенок получает
большое удовлетворение от своей деятельности - он реализуется как личность!
Но бывают и другие дни, когда дети не собраны, « усталые », безразличные.
Вот где педагогу приходиться реализовываться как актеру, лицедею.
От актерского и педагогического мастерства, умение заинтересовать и
заинтриговать - зависит успех урока.
Плохое настроение чувствую сразу - по тому как учащиеся входят в зал, как
кладут свои коврики на репетиционные скамейки , как друг с другом общаются и
многим другим признакам .
Начинается урок. Перекличка. Построение на середине зала. Дети совершенно
не настроены на занятия. Исполняется поклон – приветствие без эмоций. И тут. …
Изображаю одного из учеников, нарочито утрирую ошибки реверанса, говорю,
подражая Сказочнице из фильма – сказки:
« В некотором царстве, в некотором государстве жили – были … »
и далее речь о принцессах, которые мечтали о принцах, о дворцовых этикетах , о
том как важно приветствие на балах , приемах и т.п.
Все в зале меняется: Глазки заблестели, посыпались вопросы … Игра началась.
В классе уже не просто дети - а все если не « королевны », то – « принцессы » либо
Сказочного королевства либо неведомой Страны (у кого на что фантазии хватит ).
Здесь проявляешь свою эрудицию не только в вопросах хореографии, но и
знание современных мультиков , сказочных героев тоже пригождается .
Закручивается такой сюжет, с такими героями (а придумывается все на ходу и с
активной подачей детей, что очень ценно - работает фантазия) которых в одной
сказке не сыщешь.
У нас гномик Вася может отправиться выручать Спящую принцессу, а по пути
встретить: Дровосека, Красную Шапочку и Серого волка, Прокатиться на метле Бабы -
Яги и между прочим помочь Зайке ( у которого три сыночка и одна лапочка – дочка )
собрать (воображаемых ) лесных яблочек в мешок …
Интрига держится до конца занятия, а так как зачастую мы «не укладываемся»
« в регламент » , предлагаю детям придумать или до фантазировать дома окончание
нашего действа , а еще лучше вместе родителями , если ребенок еще не умеет -
почитать книги - Сказки.
Так, между делом, дети возвращаются к истокам нашей письменной культуре
Русским народным Сказкам. У них появляется потребность узнать об этих сказочных
героях, просмотреть мультик с этими героями, а если есть возможность - то и фильм . К
большому сожалению , в настоящее время дети лучше знают героев и антигероев
иностранных мультиков чем наших , российских не без старания ТV
На каждый год обучения существует программа ( созданная самим педагогом
или уже разработанная другим автором ) и заложенный в нее программный
материал. В ней обязательно учитываются особенности детей каждой возрастной
группы.
Дети 5 лет воспринимают одно и тоже задание не так как дети 7 лет т.к.
возможности у них разные.
Как сделать, чтобы учебный материал не был скучным, безрадостным? Что
придумать? Как эмоционально окрасить черновую, рутинную работу, которую не
любят не только дети, но и взрослые?
Урок – занятие (согласно программе обучения, где все и расписано) делиться
на условные разделы: РАЗИНКА, БАЛЕТНАЯ ГИМНАТИКА или ЭКЗЕРСИС у палки,
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ движения, комбинации + РАБОТА над КОНЦЕРТНЫИ НОМЕРАМИ или
ЭТЮДАМИ( у малышей музыкальные игры ) .
Для детей 5 лет урок выстраиваю на игровых, соревновательных моментах.
Чтобы заинтересовать ребенка на начальном этапе обучения - много говорю и
объясняю, «рассказываю » сказки на « новый лад » особенно на Par terre тренаже.
На комплексе различных музыкально - ритмических упражнений
объединенных под названием РАЗМИНКА - дети « совершают »
увлекательное путешествие в Сказочный лес: Гномики. Зайчики. Лошадки Цветочки и
бабочки ,гордая «Лебедь белая плывет »… Множество других персонажей побывает у
нас на уроке - а движения ведь остаются одни и те же . Чтобы усилить эмоциональный
настрой и дать возможность поКВАкать, ЦОКать не только « копытцем» - носочком ноги ,
но и язычком , проговорить « Пыхтелку или Сопелку » Винни- Пуха в МУЗЫКУ
одновременно исполняя монотонные упражнения для укрепления голеностопа в
движении по кругу .
Малышу в этом возрасте трудно молчать весь урок, ему хочется говорить , а если в
музыкальном сопровождении понравиться мелодия или услышит любимую песенку -
естественное желание еще и спеть на уроке .
Вот на разминке ребенку предоставляется такая возможность все это реализовать.
На Раr tеrrе тренаже балетной гимнастике не до песен. Здесь держим « ухо востро »
- « Сказка на новый лад » прочно удерживает внимание и дает возможность
сосредоточиться на исполнении упражнений.
Тренаж состоит из определенного, строго продуманного и с точки зрения
медицины тоже – комплекса упражнений, который направлен:
на исправление физических недостатков
развитию физических данных
развитию двигательных функций ( выворотности ног, подъёма ног, гибкости корпуса,
танцевального шага, прыжка ) , улучшает эластичность связок и мышц , а также гибкость
суставов .
На заключительной части каждого урока проучиваем танцевальные движения,
разучиваем элементы танцев.
И в самом конце очень любимые детьми и полезные для развития способностей и др.
качеств - Музыкально – ритмические ИГРЫ
( Их множество и они достаточно хорошо расписаны в книгах, например :
серия из 3-х книг « Музыка и движение » Москва « Просвещение » - 1981, 1983,1984
Танцевально-игровая гимнастика для детей « СА*ФИ*ДАНСЕ » СП б « Детство - пресс»
2000год)
По мере усвоения материала, постепенно сокращаю « разговорный жанр » ,
увеличиваю объем учебного материала ( вводятся новые движения , разучиваются
элементарные комбинации из уже освоенных движений и т.п.)
В конце года сказки уже не требуются так часто как в начале обучения, а только тогда -
когда надо поднять настроение или сконцентрировать внимание.
К 1 полугодию дети уверенно и правильно выполняют все упражнения сами без
подсказок , показов педагогом .
В конце года они уже самостоятельны. Прекрасно знают и умеют КАК грамотно,
правильно и главное КРАСИВО ИСПОЛНИТЬ движение , танцевальную комбинацию ,
ЭТЮД.
ОТ ТОГО КАК ДЛЯ РЕБЁНКА ЭТОТ ПЕРВЫЙ ГОД ПРОЙДЕТ , ЗАВИСИТ –
ЗАИНТЕРЕСУЕТСЯ ЛИ ОН ТАНЦЕМ и ЗАХОЧЕТ ЛИ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ ДАЛЬШЕ .
Конспект занятия подготовительной группы хореографии ( Приложение № 1)
( 1 го года обучения , дети 5-6 лет )
класса педагога Бакурской Веры Павловны.
На практике доказано , что при активном вовлечении родителей , семьи
дети не только лучше занимаются по предмету , но прежде всего отмечается
положительная динамика общего состояния здоровья, повышается жизненный и
эмоциональный тонус ребёнка. Он становится активным, общительным. Происходит
сплочение семьи – у родителей и ребёнка есть общие задачи , которые они решают
сообща. Происходит грамотное педагогическое общение родителя и ребёнка ( родители
овладевают простейшими педагогическими приёмами ), улучшается моральный
микроклимат семьи и повышается их культурный уровень.
Цель занятия: освоение разминки и движений Раr tеrrе тренажа.
Задачи:
Усвоение, где правая нога, движение начинается с правой ноги
Ритмика движений , ритмические хлопки, усвоение сильной доли в музыке
Укрепление здоровья ребёнка
Привлечение родителей ( заинтересовать их, включая в решении проблем своего
ребёнка через занятия в коллективе )
Разъяснение родителям, на что обратить внимание и как помочь своему ребёнку освоить
программный материал
На первом Открытом занятии для родителей подробно объясняю ЧТО ,
КАК для ЧЕГО , ЗАЧЕМ ПОЧЕМУ делается , на что обратить внимание в первую очередь .
Обращаю их внимание на медицинский аспект движений и их последовательность
Рассказываю какие трудности и КАК их можно преодолеть ( одновременно показываю
на одном или группе учеников что у них проблематично и тут же привожу наглядный
пример на тех у кого все правильно , далее объясняю что нужно делать для исправления
и на этих же детях показываю как ) . Получается что-то типа лекции-«концерта» , где
родители получают информацию, первые уроки «домашней педагогики» и
«театрализованного действия» в исполнении детей и педагога.
Дети стоят вдоль стены. Перекличка. Называется фамилия и имя ребёнка.
Ребёнок отвечает: «Здесь» выходит и занимает своё место на середине зала
( это важный момент - идет настрой на занятие : тебя представили и ты выходишь на
«сцену» )
Дети становятся по линиям на середине зала, по 4 человека на расстоянии вытянутых рук
в стороны.
Дети построились, но порядка в рядах нет, да и самих рядов не видно. « Ой, а где же
ваши домики? Кто у нас заблудился?»
На первом этапе дети плохо запоминают кто, где стоит. А если встают, то ни линеек, ни
колонок нет. Как это исправить и что нужно сделать, чтобы дети четко знали порядок?
Игра « найди свой домик!» ( Цель: ориентация в зале, тренировка памяти и внимания)
Нужно расставить детей по местам. « Дети! Посмотрите на право, налево. Запомните, кто
с кем рядом и в каком домике стоит. А теперь - раз, два, три по залу побеги!» На музыку
весёлой «Польки» дети разбегаются и бегают по залу. Три хлопка в ладоши – тишина,
музыка обрывается: « А теперь кто быстрее найдёт свой домик?!» затем подвожу итоги,
какая линия - «домик» самый дружный и внимательный.
ПОКЛОН. На 4 такта м.р. 4/4 ,исходное положение (исх. п.) руки на талии. Пятки вместе,
носки (по - возможности) в стороны.
«Раз», «два» - открываем в сторону 2-ой позиции вытянутую в колене правую ногу на
носок ( по принципу battement tandu)
«три», «четыре» - через 2-ю позицию переход на правую ногу, левая на носке (Пяткой
вперёд)
«Раз», «два» - приставляем левую ногу (по принципу battement tandu) к правой
«три», «четыре» - маленькое приседание («Пружинка»)
На 2 такта 4\4 аналогично исполняется в другую сторону.
« Уважаемые родители, обратите внимание на эти ошибки! и Показ типичных ошибок
( на примере исполнении одного, нескольких детей)
Далее: « Вот эти дети правильно исполняют это задание!» и показ либо детьми - если
нет исполнителей то педагогом.
Ошибки: нога не натянута, нет перехода с ноги на ногу, «не выворотная» пятка.
Объясняю что значит « натянута нога» , «выворотная пятка» и показываю как правильно
перейти с ноги на ногу
Домашнее задание : 1.)-перекаты с ноги на ногу в право-лево « Раскачивание из стороны
в сторону» 2.) шаг с одной – перейти с ноги на ногу и приставить другую ногу.
РАЗМИНКА музыкально – ритмическая. В неё входят упражнения подготовительного
характера
Это - ритмические маршировки на месте и по кругу, освоение простейших танцевальных
шагов , подскоков , на формирование балетной осанки на середине зала .
Чтобы ребёнку было доступно все движения разминки образно и эмоционально
обыгрываем т.е. соединяем не замысловатым сюжетом (не забывая упоминать и о
медицинской пользе того или иного упражнения)
Начинаем разминку с освоения понятий:
«Сильная» и «слабая» доля в музыке, характер музыки, темп, ритм. Знакомство с
музыкальным размером 2\4, 4\4, 3\4. Слушаем музыкальное сопровождение по 4 такта
каждого размера.
Учимся слушать музыку и выделять «сильную» долю хлопками рук, затем притопами
одной и попеременно двум ногами. Таким образом, обучаемся взаимосвязи музыки и
движения.
« ХЛОПУШКИ-ТОПУШКИ»
М.р. 2\4, 4\4 ( сопровождение должно быть жизнерадостным, энергичным,
мажорным , с ярким разделом частей) Исх.п. руки на талии, ноги в vl поз.
3 хлопка в ладоши перед собой по четвертям на 4-ю руки закрываем на талию,
4 марша по четвертям с высокими коленями на месте (на «раз»- с правой ноги, на счёт
«два» с левой ноги)
8 хлопков в ладоши перед собой по восьмым, на 8-ю руки закрываем на талию
8 по восьмым марш на месте с высокими коленями (на «раз»- с правой ноги, на счёт «и»
с левой ноги. На «два»- с правой ноги, на счёт « и » с левой ноги)
3 хлопка в ладоши перед собой по четвертям на 4-ю руки закрываем на талию и чуть
приседаем, 3 прыжка по четвертям с высокими коленями на месте, на 4-ю просто
вытягиваем колени. ( Освоение трамплинных прыжков подготавливает в дальнейшем к
исполнению более сложных прыжков классического танца)
Далее марш с носка, перестроение из линий на круг.
Ошибки : начинают не в музыку, не с правой ноги ( путают правую и левую ногу)
« Мы отправляемся путешествовать в волшебную страну к озеру и побываем в
волшебном лесу.
« Идём по дорожке» - марш с носка (на «раз»- с правой ноги, на счёт «два» с левой ноги)
«По узкой тропинке»- ход на высоких полупальцах (на «раз»- с правой ноги, на счёт
«два» с левой ноги)
«И вот мы пришли к большому озеру. Покажите какое озеро большое» ( повернулись
лицом в круг, раскрыли руки в стороны и проверили интервалы) – Учимся держать
интервалы.
« Кто по озеру шагает и лягушек собирает?.. правильно: Цапля вышла на охоту!»-
исполняют Марш с высокими коленями (на «раз»- с правой ноги, на счёт «два» с левой
ноги)
Ошибки : начинают не в музыку, не с правой ноги ( путают правую и левую ногу)
Обращаю внимание родителей на типичные ошибки. Далее демонстрация показ
ошибок (разве так Цапля шагает? Да она с голоду умрёт! Её Лягушки услышат и
разбегутся!) и правильного исполнения движений детьми ( Ай. Да Цапли! Как они
величественны и красивы! А как они важно вышагивают, как красиво носочки
вытягивают, и коленки высоко поднимают?! Принцип устранении ошибок такой же,
как в « Хлопушках-топушках».
« Кто на озере живёт ? правильно - Лебедь белая и по воде она … плывёт ?.» дети встают
лицом в круг, руки опущены , пятки вместе , носки врозь.
Исполняется упражнение для головы, рук.
Цель: формирование балетной осанки ( постановка корпуса на середине зала )знакомство
с позициями рук и координация движений головы и рук . Научиться легкому бегу с
выбросами ног вперёд . Ошибки : ноги не вместе , колени не втянуты, круглая спина ,
выпячиваются животы и «хвосты», плечи подняты, торчат лопатки. Во время бега носки и
колени ног не натянуты , шаркают по полу ногами. Руки болтаются и спина горбатая.
Чтобы дети выполняли требования к этому упражнению « превращаемся» в Лебедей.
«Лебеди очень гордые, независимые птицы. Показали « гордую осанку »- подбородок
приподняли, шею вытянули, плечи развернули назад, спина ровная, животик и «хвостик»
втянуты себя. Всё подтянуто?!»
Исполняется упражнение для головы, рук
« Как Лебёдушка смотрит по сторонам»- постановка головы
«Крылышками по воде и по воздуху машет» « Взмахи крылом» - упражнение для рук
« Лебёдушки полетели…» бег на полупальцах
Лебёдушки улетели. А на озере веселятся … Лягушки
« Весёлые подружки. Зелёные квакушки !»( Дети выкрикивают : «Дружные Лягушки» и
т.п.)
Исх.п. 2-я позиция ног в плие. Спинка ровная, руки разведены в стороны и согнуты в
локтях к верху, пальцы растопырены.
«У весёлых Лягушек спинка ровная и они друг друга весело приветствуют ладошками
вот так … ( показ) А что это за Лягушка с горбатой спиной и «вялыми» руками ? – Это же
Старая больная ЖАБА!
У нас же молодые и веселые Лягушата. Покажите, какое у них настроение?!» (дети
радостно демонстрируют молодых Лягушат)
Цель : разогрев тазобедренных суставов, формирование танцевального шага, умение
держать правильную осанку, освоение трамплинных прыжков – выработка « баллона» -
ощущение лёгкости , парения в воздухе ( подготавливает в дальнейшем к исполнению
soutte- прыжков классического танца)
Дети поочерёдно на 2\4 поднимают согнутую в коленях ногу и дотрагиваются коленкой до
локтей (правой коленкой – правый локоток, левой коленкой – левый локоток и т.д. )
Приседают ( подготовка к трамплинным прыжкам по 2-ой позиции ног)
Затем , 3 раза кричат «Ква-Ква-Ква!» и прыгают на месте.
До этого упражнения они молчали, а так как детям в этом возрасте трудно молчать
весь урок , им необходима здесь эмоциональная разрядка - они с большим
удовольствием Квакают и прыгают изображая Лягушек .
« Но тут отважный Лягушонок предупреждает друзей: Цапля идёт! пора удирать! И
дружные Лягушата с кочки на кочку. Прыг скок! Прыг - Скок! так и убежали »
Бег ( танцевальный) с отбрасыванием ног назад
Ошибки : дети шаркают ногами, не дотягиваются назад носками, сутулая спина , руки
болтаются и не пружинят стопами от пола, бегают на всей стопе.
Мысленно « нарисовали» кочки и перепрыгиваем с одной кочки ( ноги) на другую
(другую ногу),а макушка незримой ниточкой (в потолок) к солнышку на небе тянется ,
ручками крепко держим себя за талию и тогда спинка становится ровной .
Прискакали на полянку … там Лошадки не простые, а Цирковые. Копытцем тук-тук!
цок-цок!
Цель: Упражнение развивает чувство равновесия, координацию, укрепляет мышцы
спины, способствует правильной осанке и вырабатывает выносливость.
Исх.п. Руки вытянуты перед собой. Правая на уровне головы, левая – на уровне плечей.
Правая нога, с согнутым коленом вперёд стоит на носке около носка опорной ноги.
3 раза по четвертям хлопаем вытянутым и руками перед собой, на 4-й руки закрываем на
талию
4 раза по четвертям высоко поднимаем-опускаем правую ногу на носок (по принципу
pice)
4 раза по четвертям «Цокаем» правой ногой (На счёт « И»- высоко поднять ногу,
согнутую в колене на счёт « Раз»- делаем «мазок» к себе носком по полу и сразу же
поднимаем ногу на воздух)
То же самое с левой ноги.
8 медленных перескачек с ноги на ногу (по четвертям: Счёт «раз»- на правую ногу, на счёт
«два» - левую ногу. «Раз»- на правую ногу, « два »- на левую ногу
16 быстрых (по восьмым) - бег на месте с высоко поднятыми коленями и далее бег по
кругу
(на «раз»- с правой ноги, на счёт «и» с левой ноги. На «два»- с правой ноги, на счёт « и » с
левой ноги)
« Кто там песенки поёт и лохматый к нам идёт? Правильно … Мишка. А теперь наша
«пыхтелка» Вини-Пуха
упражнение « ортопедическое» - на укрепление стоп, ( против плоскостопия)
Цель : координация речи и движения, развитие чувства темпо ритма и укрепления стоп
Дети декламируют и двигаются по кругу:
Ми-шка ко-со-ла-пый по ле-су и-дёт Дети идут на пяточках
Ши-шки со-би-ра-ет, пе-сен-ки по-ёт! Ход на полупальцах
В-друг, упа-ла ши-шка –пря-мо Ми-шке в лоб Дети идут на пяточках
Ми-шка рас-сер-дил-ся и но-го-ю «Топ!» Ход на полупальцах.
«А тут из-за кусточка выскочила рыжая плутовка, лесная модница ,красавица : Мех
пушистый, золотистый, а зовут её - Кума. Это рыжая …Дети дружно кричат - Лиса! »
Бег на высоких полупальцах (pas coru) по 6-ой позиции
PAR TERRE ТРЕНАЖ - комплекс упражнений на полу, составлен с учётом решения
проблем здоровья современных детей. В нём использованы рекомендации кабинета
лечебной физкультуры детского санатория «Городец»
Так как дети маленькие , чтобы они не потеряли интерес к упражнениям на полу
( они не терпят монотонности) «иллюстрируем» ( или сочиняем сами) сказку. Но сказка не
отменяет все те требования к исполнению тренажа, а эмоционально наполняет каждое
движение.
В par terre тренаж включены элементы ритмической гимнастики
Цель : укрепление общефизического состояния детей, развитие двигательных функций
( выворотности, силы ног, гибкости корпуса, танцевального шага , прыжка), развитие
эластичности связок и мышц , а так же гибкости суставов.
Комплекс упражнений помогает подготовить весь опорно-двигательный аппарат ребёнка
к более сложному этапу: освоению классического тренажа и далее - танца.
Балетная осанка начинает формироваться именно с упражнений на полу, когда
снимается нагрузка с позвоночника ( упражнения выполняются сидя, лежа на спине,
животе , стоя на коленях )
Вводится комплекс упражнений на исправление некоторых недостатков в осанке
( сутулая спина, выпуклые лопатки, увеличенный прогиб в поясничном отделе
позвоночника и т.п.) Часто встречаются дети с проблемами ног ( плоскостопие ,
вальгусные стопы и т.д.)
Понятие «комплекс упражнений» подразумевает определённый порядок и очередность
исполнения движений с точки зрения медицины. Все упражнения условно разбиты на
блоки и это способствует качественному усвоению материала (нагрузки гармонично
распределены) и ощутимых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата
ребёнка. Если ребёнок не будет пропускать занятия - то через 2-3 месяца т.е. на
следующем открытом занятии Вы увидите как дети изменились, на сколько они стали
сильнее , выносливее и грациозней .. А пока возвращаемся на нашу волшебную полянку ,
где нас ждут наши дети…
Прибежали на лужайку . Взяли свои коврики, постелили… Сели.. сняли свои балетные
туфельки… Спиночку потянули …
Ушки на макушки – отправляемся путешествовать в страну Сказок, … Какую сказку будем
рассказывать, и показывать? ... Сегодня « КОЛОБОК»- сказка, рассказанная на свой лад.
Жили-были дед да баба. Вот сидят как -то раз они на лавке и тут дед говорит: « Ой, и
давненько ты мне не пекла пирогов. Хоть бы колобок, что ли испекла!» А бабка в ответ: «
Да ты что, старой, с печки свалился! У нас же муки нет!» Дед не отступает от своего: « А
ты по амбару помети , по сусеку поскреби , авось и наберёшь на колобок !» Делать нечего
отправилась бабка в дорогу…
А мы поможем бабке?(конечно же, все готовы принять участие в этом действие)
Шевелим стопочками, тянем носочки Уважаемые родители, обратите внимание : это
упражнение способствует растяжению ахилловых сухожилий, подколенных мышц и
связок , укрепляет все группы мышц ног , приучает к ощущению вытянутости ног , в том
числе пальцев ног и всей стопы . Для девочек очень важное упражнение ! Ведь все
мечтают, когда вырастут, красиво ходить на высоких каблуках и чтобы ножки не болели.
А хождение в такой обуви - это для сильных и выносливых ног, вот это упражнение
способствует выработки помимо выше сказанного ещё и силы в ногах
Идёт бабка в амбар. … Исх.п. сидя, руки на талии, ноги вытянуты, пятки вместе, спинка
подтянута.
На 2 /4 – медленно вытягиваем стопы, напрягая только мышцы ног
2/4 расслабиться, подъём сокращается
Наклоны вперёд ( это упражнение для исправления лордоза спины)
… По амбару помела, по сусекам поскребла …
2/4 наклон вперёд, вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам,
выпрямив позвоночник.
2,4 медленно поднять корпус, придти в исх.п., расслабить мышцы.
Шагаем по ступенькам (это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса,
способствует выработке выворотности ног, а так же исправляет недостатки
осанки.)
… Вот идёт бабка с горсточкой муки к дому. Поднимается по крылечку…
Исх. П.: лёжа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу (выворотно), руки
вдоль тела, ладони на полу. Поочерёдно поднимаем медленно одну ногу на 25 градусов,
затем подтягиваем вторую к ней. Снова поднимаем медленно ногу до 45 градусов, затем
подводим вторую ногу.
Опять поднимаем ногу уже до 90 градусов и подтягиваем вторую ногу. Держим 2\4 и на
4\4 медленно опускаем обе ноги.
Перекатились на живот. «Лодочки», «Русалочки» ( укрепляет мышцы спины, развивает
гибкость позвоночника )
…Замесила бабка тесто и поставила его «походить» Исх.п. руки ноги вытянуть, носки,
пятки вместе, стопы вытянуты. Попеременно медленно поднимаемся к верху руками,
задержаться и также медленно опуститься в исх.п. расслабиться, аналогично поднимаем
и опускаем ноги.
… Тесто стало подниматься.…Исх.п. Упор, лёжа на животе, упор руками на пол.
2/4 прогнуться назад, отжимаясь руками от пола, плечи вниз, макушкой тянутся в
потолок, ноги вместе не отрываются от пола.
2/4 возвращаемся в исх.п. и расслабляемся.
«Коробочка»- колобок (Постараться соединить ноги с головой, образуя кольцо.)
..Поставила колобок в печь. Поджарился колобок, стал большим, румяным. Стал
аппетитный и красивый.… Исх.п. Упор, лёжа на животе, упор руками на пол.
¾ прогнуться назад как в предыдущем упражнении и согнув ноги в коленях постараться
соединить ноги с головой, образуя кольцо.
¼ опуститься в исх.п.
« Качалочка» (упражнение - тест. Максимальная нагрузка на спину. Чем выше
поднимаются ноги и спина в потолок, тем гибче позвоночник и сильнее спина,
укрепляются мышцы и брюшного пресса)
… Положила бабка колобок на блюдечке у окошко студить. Колобок лежал, лежал.
Надоело ему лежать, и стал, он качаться, потом кататься, да так расшалился
что скатился на лавку. С лавки на порог, а с порога покатился во лесок. …
Исх.п. лёжа на животе. Взяться руками за голеностопы. Поднять грудь и ноги в потолок,
сильно прогнуться в грудном отделе позвоночника и пояснице. Напрячь мышцы спины.
2/4 раскачиваем корпус вперёд-назад (вверх – низ)
Ноги в потолок – держим « уголок» (Спина отдыхает, работают мышцы брюшного
пресса)
…Катился. Катился колобок, приморился. Решил на полянке полежать, немного
отдохнуть…
Исх. П.: лёжа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу ( выворотно), руки
вдоль тела, ладони на полу.
Медленно поднимаем обе ноги с вытянутыми носками в потолок , 4/4 – держим «уголок»
И далее медленно заводим ноги за голову назад, носками касаясь, пола. Затем начинаем
обратное движения - поднимаем ноги в потолок, держим и плавно опускаем в исх.п.
…Катится колобок по лесной тропинке. Видит на пригорке Фея сидит, цветы
перебирает…
«Царевна» («Восток»)
Упражнение, прежде всего на внимание, на развитие мелкой моторики рук,
пластичности, гибкости, выносливости и способствует обогащению воображения
Исх.п. Сидя ноги стопа к стопе, колени на полу ,руки ладонь в ладонь перед собой
(«Бутон цветка»)
Начинается с port de bras в восточном характере рук.
Распускается восточный цветок - лотос
руки в «бутоне» на 4\4 поднимаются вверх над головой
Бутончик приоткрылся – закрылся ( пальцы имитируют лепестки) Приоткрылся и
раскрылся - ладошки развели в стороны, локти согнуты на уровне плеч
Цветок превращается в царевну – руки соединяются перед собой (восточное
приветствие) и раскрываются поочередно сначала правая рука в сторону наверх
согнутая под 90 градусов, а левая зеркально вниз, затем наоборот
Поднялись на коленочки, одновременно руками делая вращательные движения. И
поднимая их наверх. Хлопок над головой и руки соединились.
Плавные приседания из стороны в сторону с вытянутыми над головой руками -
требуют выносливости и силы спины (обратите внимание на спину, не сутулиться и руки
не опускать во время приседания!)
«Мостик» на коленках – сильный прогиб спины назад, руками достаём пятки, голова
повёрнута в сторону на зрителя... (гибкость позвоночника)
…Покатился дальше колобок. Видит - под малиновым кустом медведь лежит и ягоды
ест..
Исх.п. лёжа на спине руки в стороны - ладонями в пол, ноги вытянуты (позвоночник
отдыхает, работают ноги)
Поочередное подтягивание ног, согнутыми коленями к грудной клетке и опускание в
исх.п.
« Улитка »
Исх.п. стоя на коленях, упор руками в пол попеременно поднимаем ногу назад наверх
и опускаем в исх.п.
« Лягушка» - отдыхаем, это упражнение для тазобедренных суставов, разрабатывает
их подвижность и вырабатывает выворотность (очень необходима особенно в
классическом танце)
Исх.п. лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, ноги согнуты в коленях стопа к стопе.
Раr tеrrе тренаж закончен. Убрали коврики. Встали на свои места, заняли домики!
ПОКЛОН. Исполняется так же как в начале занятия.
Давайте подведем итог нашего занятия.
Сегодня мы с вами осваивали азы хореографии, самые первые буковки из
«Азбуки хореографии». И как их выучим - от этого будет зависеть умение танцевать.
У многих детей есть затруднения. Сегодня мы обратили внимание, что было не так и как
их исправить. Н а рёбенка сразу навалилось столько информации, что не все её
усвоили. Помогите своим детям , похлопайте вместе с ними в ладоши чётко считая на
« 1 » - сильная доля хлопок в ладоши , «2» - слабая - тишина , а так же
« 1» - правая нога , «2» - левая.
Семейный просмотр телевизора. Сидя на ковре, как бы между прочим, поделайте
упражнения из Раr tеrrе тренажа – ребёнку очень будет приятно ваше внимание и
польза для здоровья обоюдная.
После занятий я выхожу и показываю «домашнее задание» - пожалуйста, повторите его
дома вместе с малышом.
Поинтересуйтесь у ребёнка: как прошло занятие, что ему больше всего понравилось и
что нужно почитать в книге «Сказок »?
Положительные эмоции очень помогают быстрее и качественнее осваивать программу
нашего обучения. Если «проблемы» ребёнка решаются быстро - негатива не будет,
малыш с удовольствием будет заниматься. А если будут пропуски – начнутся проблемы,
которые будет устранять значительно сложнее.
Наша с вами задача – создать необходимые и психологически комфортные условия для
занятий хореографией ( вернее ритмикой) наших детей.
Давайте решать все проблемы детей сообща
Если есть вопросы, не стесняйтесь мне их задавать – я постараюсь на них ответить.
Список литературы.
Список литературы для педагогов
1. Александрова.Н.А., Малашевская Е.А. Классический танец для
начинающих.- М.: Лань: Планета музыки, 2009.
2. Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь терминов
и понятий. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2008.
3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической
пластике для детей). СПб.: Лоиро, 2000.
4. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб.:. Айрис – пресс Серия:
Внимание: дети!, 2000.
5. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и
внешкольных заведениях. – Киев: «Музична Украина», 1984.
6. Базарова М. Мей В. Азбука классического танца. М–Л.: Искусство, 2000.
7. Климов А. Основы русского танца: Учебник для студентов вузов
искусств и культуры. Изд. 3-е М.: «Искусство», 2004.
8. Музыка и движение (3 тома). – М.: «Просвещение», 1984.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Сборник Министерства Просвещения СССР, - М.: Просвещение, 1986.
10. Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск: Народная асвета, 1973.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика /под редакцией М.И. Буянова. – М.:
«Просвещение» «Владос», 1998.
Список литературы для детей
1. Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь терминов
и понятий. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2008.
2. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М.: «Просвещение», 1985.
3. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб.: Айрис пресс Серия:
Внимание: дети! 1996. 2000.
4. Школа большого балета (фотоальбом). – М., 1973.
5. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб.: Диамант, 1997.