Проблема преодоления эстрадного волнения у юных музыкантов


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проблема преодоления эстрадного
волнения у юных музыкантов
Методическая разработка
Подготовила:
педагог дополнительного образования (фортепиано),
Кондратенко Елена Александровна
Санкт-Петербург
2015
2
Содержание
1. Введение …………………………………………………………стр. 3
2. Этапы развития эстрадного волнения……………………….....стр. 4
3. Психологические моменты эстрадного волнения……………..стр. 5
4. Причины эстрадного волнения……………………………….....стр. 6
5. Способы преодоления эстрадного волнения………………….стр. 10
6. Упражнения на дыхание………………………………………..стр. 11
7. Методы и приемы, которые используются в процессе
подготовки к публичным выступлениям………………………стр. 11
8. Рекомендации по преодолению эстрадного волнения………..стр. 18
9. Заключение...……………………………………………………стр. 19
10. Список литературы. Интернет-ресурсы...……………………..стр. 20
3
Введение
В моей профессиональной деятельности есть много интересных
вопросов, которые можно было бы затронуть и осветить. Но я решила в своей
работе коснуться такой темы, которая будет интересна людям других
профессий.
С пяти лет я занимаюсь музыкой: игрой на фортепиано, и вот уже
больше двадцати лет преподаю. Все эти годы меня привлекал вопрос
эстрадного волнения, этого удивительного чувства, которое может вознести
человека на вершину блаженства или, напротив, ввергнуть в бездну отчаяния
и беспомощности. Эти чувства я испытала на себе, и может быть потому для
меня этот вопрос стоит так остро. Кроме того, среди учеников встречаются
очень разные дети. Одни с горящими глазами летят на сцену и счастливы
концертными выступлениями, другим, наоборот, необходима помощь и
поддержка. Я знаю, что вопрос эстрадного волнения актуален не только для
музыкантов, но и для многих людей других публичных профессий: актеров,
хореографов, ораторов, спортсменов и т.д., а потому надеюсь, что мой труд
принесет пользу окружающим.
Цель моей работы научить юных исполнителей справляться с
эстрадным волнением, используя различные методы и приемы в процессе
подготовки к выступлению.
Задачи:
выявить причины возникновения эстрадного волнения;
изучить методы, приемы и упражнения, способствующие
коррекции эстрадного волнения;
помочь педагогам и обучающимся найти пути его преодоления.
Выступление на сцене является очень непростым делом. Известны
выдающиеся пианисты, которые боялись выступать и играли перед публикой
намного хуже, чем могли бы. Пианист К.Н. Игумнов в одном из интервью так
описывал чувства, которые иногда охватывали его во время выступления:
«Мешает волнение, страх, отсутствие какой-то движущей воли. Это самая
неприятная вещь. Когда вы начинаете немножко волноваться, то приказ,
который вы посылаете рукам, делается не таким ясным, и тогда вас
подстерегают всякие дефекты, неприятности, аварии…».
Выдающийся пианист Антон Рубинштейн всегда очень волновался
перед выходом на сцену. Г.Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве
фортепианной игры» пишет о том, что А. Рубинштейн «однажды разбил
кулаком зеркало в артистической перед выходом на эстраду (что его, как
будто, успокоило)».
На вопрос, как готовиться к публичным выступлениям, односложно
ответить нельзя. Все люди разные, каждый со своим характером,
темпераментом, способностями или талантом, внутренним миром и, конечно,
к каждому нужен свой индивидуальный подход. Потому приведенные ниже
исследования, методы, приемы и упражнения не являются панацеей от всех
4
вопросов, которые возникают при подготовке к выступлению и во время него.
Скорее, это некое руководство, которое может помочь в поиске решения
проблемы «эстрадного волнения».
Этапы развития эстрадного волнения
Считается, что, эстрадное волнение в своём развитии обычно проходит
пять фаз.
I фаза состояние перед концертом. Эта фаза начинается с того момента,
когда становится известна дата выступления. Исполнитель начинает чаще
думать о концерте: может появиться бессонница, раздражительность, частая
смена настроений. Эти болезненные состояния могут усилиться в день
концерта или накануне его.
II фаза ожидание выхода на сцену, во время которого выявляется
характер эстрадного волнения и основные его разновидности:
1. Волнение-подъем. Ощущение приподнятости, когда появляется острое
желание скорее выйти на сцену, сопровождающееся мысленным
планированием исполнения. Именно такое состояние наиболее желательно
перед выступлением.
2. Волнение-паника. Острое волнение, когда состояние тревоги постепенно
перерастает в страх: руки потеют, пальцы трясутся, мысли путаются,
теряется концентрация внимания. Все эти ощущения вызваны боязнью
сцены. Преодолеть такое состояние трудно, но можно путем волевого
усилия переключить внимание со своего самочувствия на музыкальное
произведение, продумывание исполнительского плана.
Не стоит путать волнение со страхом. Если страх слишком велик, на
сцену лучше не выходить. Конечно, необходимо разобраться в причинах
такого состояния:
плохо выученная программа;
психологическая перегруженность;
плохое самочувствие;
просто нехорошее предчувствие и т.д.
Но в любом случае это очень серьезный фактор, на который стоит
обратить внимание, игнорировать его нельзя. В моей практике была одна
ученица, которая при хорошей подготовке, однажды просто умоляла меня
снять ее выступление с конкурса. Я убедила ее выступать, поскольку считала,
что готова она очень хорошо и была уверена, что и сыграет она на высоком
уровне. Но каково, же было мое удивление и разочарование, когда я услышала
ее игру! Это был провал… со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Плохое выступление легче предотвратить, чем потом годами пытаться
исправить совершенную ошибку. Так и в этом случае: стоило больших
5
психологических усилий, чтобы потом вновь и вновь настраивать ребенка на
публичные выступления (поскольку в нашем деле без этого никак нельзя).
3. Волнение-апатия. Вместо приподнятого радостного предконцертного
настроения, исполнитель ощущает угнетенное и подавленное состояние,
цель и содержание выступления уходят куда-то на второй план, а в нем
настойчиво звучит одна мысль скорее бы все это закончилось.
III фаза выход артиста на эстраду. Это самая короткая фаза. Чаще всего
эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего.
IV Фаза выступление. Важно настроиться, внутренне подготовиться к
исполнению. Мысленно пропеть про себя начало произведения: представить
себе темп и динамику, т.к. именно они могут «пострадать» во время
выступления.
V Фаза состояние после концерта. Во время выступления исполнитель
переживает большие эмоциональные перегрузки, уходя со сцены, артист еще
долго анализирует свое выступление. Состояние после концерта зависит от
того как прошло выступление: если исполнитель сыграл удачно это будет
радостный подъем, который позднее сменится чувством усталости вплоть до
полного изнеможения, если выступление прошло неудачно это будет
состояние неудовлетворенности, недовольства собой и запоздалое желание:
«вот теперь бы я сыграл по-настоящему!»
Психологические моменты эстрадного волнения
Есть несколько психологических моментов, которые могут влиять на
эмоциональное состояние ребенка во время выступления, могут стать
причиной тревоги и страха.
1. Конечно, это отношения ребенка с родителями. Если в семье царит мир и
любовь, если родители интересуются жизнью ребенка и поддерживают в
его начинаниях, если ребенок с радостью занимается музыкой, в доме у
него любят и уважают музыку, интересуются ею тем больше
возможностей у него реализовать себя как исполнителя.
Есть другая сторона медали, когда ребенка заставляют заниматься вопреки
его желанию. В таком случае говорить о каких-либо сценических успехах
не приходится.
2. Отношения ребенка с педагогом. Педагог должен тонко чувствовать
настроение ученика, должен уметь поддержать его и направить. Очень
важно правильно настроить юного исполнителя перед выступлением,
вселить в него веру в собственные силы. После выступления обязательно
обсудить исполнение: сначала отметить положительные моменты, затем то,
что не получилось. Ни в коем случае не ругать за ошибки и промахи.
Кандидат искусствоведения и профессор Л.М. Седракян в своем учебном
6
пособии «Техника и исполнительские приемы фортепианной игры» так
описывает необходимые педагогу качества: «Педагог должен быть
профессионально требовательным, настойчивым и добрым. Отметив
недостатки ученика и сделав соответствующие выводы, он обязан
терпеливо идти по пути их устранения», «Негативная реакция педагога на
неудачи учащихся обычно вызывает у них страх к публичным
выступлениям и неуверенность в себе».
3. Педагог должен научить обучающегося правильно относиться к неудачам,
воспринимать их как временное явление, а не катастрофу. На кольце царя
Соломона было написано: «И это пройдет». Отрицательный результат это
тоже результат. Он должен стать отправной точкой к дальнейшим
действиям, должен вызвать стремление в следующий раз играть лучше. Но
напоминать ребенку о неудачных выступлениях не стоит, наоборот,
говорить надо об удачах и успехах.
4. Зачастую дети, которые занимаются музыкой довольно застенчивые и
робкие. Все их свободное время занимают музыкальные занятия, и потому,
их круг общения, при более тщательном рассмотрении, оказывается очень
узким. Присутствие большого количества людей может шокировать такого
ребенка, не говоря уже о публичном выступлении. С такими детьми стоит
заниматься социализацией: хорошо бы их приобщить к занятиям спортом,
туризмом, чтобы помимо музыкальных занятий они еще посещали какие-
нибудь секции или кружки, главное расширить круг их общения и научить
свободно вести себя с незнакомыми людьми, иначе боязнь сцены не уйдет
никогда.
Причины эстрадного волнения
1. Боязнь забыть текст.
Это чувство знакомо, я думаю, каждому исполнителю, но чаще всего эта
проблема встречается у неопытных музыкантов. Как, писал, Л. Коган: «Сама
по себе память, тут по большей части ни при чем. Исполнители волнуются
оттого, что бояться забыть, а забывают же оттого, что волнуются».
К моменту выступления программа уже хорошо выучена, она и «на
слуху», и «в голове», и «в пальцах»: опасность ее забыть не угрожает, если
ребенок собран и внимателен. Н.А. Римский-Корсаков повторял, что
«эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение». Хорошо
выученное произведение успокаивающе действует на психику, что спасает от
«капризов» памяти.
Отличные способы предотвратить провалы в памяти игра наизусть с
разных мест, по партиям, «игра» без инструмента, медленная игра на рр с
полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе
нотный текст со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а
не только в пальцах.
7
2. Недостаточно хорошо выученное произведение или программа.
Произведение или программа должны быть выучены наизусть примерно
за месяц до выступления. Благодаря этому произведение успеет, как говорят
музыканты, «отлежаться», что даст возможность закрепить наизусть текст,
хорошо продумать и передать его художественный образ. Если программа не
доучена, ее не следует выносить на эстраду.
Как раз об этом писал в своих воспоминаниях польский пианист и
композитор И.Я. Падеревский: «В течение многих лет я испытываю ужасные
страдания перед выступлением, это муки, которые невозможно описать.
Ужасное внутреннее волнение, страхи со всем и вся все это не что иное, как
нечистая совесть». «Особенно тормозящим мою душевную свободу на
концерте бывало иногда одно лишь сознание (даже не всегда оправданное),
что я не успел столько и так поработать, сколько и как хотел и считал нужным»
писал Г. Нейгауз.
3. Неправильно подобранная программа.
Встречаются случаи, когда педагоги, с целью реализовать свои амбиции,
завышают программу как в техническом, так и в психологическом отношении.
Дети исполняют сложнейшие произведения, до понимания которых они, в
силу своего физиологического возраста, просто не доросли. Хорошо еще, если
в данном случае юный исполнитель сможет справиться с техническими
трудностями. Отсюда и появляется сценическая неуверенность или волнение.
Для концертного выступления необходимо подбирать произведения,
способные раскрыть индивидуальность ученика. Лучше исполнять несложные
произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные.
4. Редкие публичные выступления.
Надо выступать как можно чаще. Принимать участие в любых
концертах: в классе, в общеобразовательных школах, детских садах и т.д. Чем
больше ребенок выступает, тем меньше волнуется. К выступлениям надо
привыкать, но только достаточно частые выходы на сцену могут выработать
привычку.
5. Первое выступление.
Это особое событие в жизни ребенка, которое надо продумать и
подготовить с осторожностью и вниманием. Стараться, чтоб произведение
было по силам ученику. Можно создать для маленького исполнителя
праздничную атмосферу: написать афишу, на концерте обязательно
представить его, отметить, что он выступает впервые, пожелать успехов,
приготовить для него подарок и поздравить после выступления. Обязательно
сфотографироваться на память. А родителей попросить, чтобы они совместно
с ребенком отметили это важное событие: сходили в кафе или отпраздновали
дома. Важно, чтоб первое выступление было удачным, чтобы в памяти ребенка
остались положительные эмоции.
8
6. Новая обстановка.
Для того чтобы исполнитель адаптировался к условиям предстоящего
выступления, полезно провести генеральную репетицию в концертном зале.
Можно создать дома или на уроке концертную обстановку: пригласить
публику или жюри, объявить номер, ребенок может репетировать в
концертном костюме с выходом и поклоном. При этом педагог не должен
вмешиваться в исполнение, иначе пропадет смысл такого проигрывания.
7. Поведение перед выступлением.
За два дня до выступления нужно отвлечься от забот и волнений:
посоветовать ребенку сходить в кино, театр, почитать интересную книгу.
Накануне поиграть все в сдержанном темпе, стараться беречь силы и эмоции.
Можно почитать с листа, поиграть что-нибудь из старого репертуара,
посмотреть играемое произведение по нотам.
Перед выступлением надо хорошо выспаться, не переедать, можно
спокойно погулять, чтобы, по словам Г. Нейгауза, обеспечить «свежесть души
и тела». Немного позаниматься. Можно повторить программу по нотам,
проиграть фрагменты произведений. Ни в коем случае не «гонять» их от
начала до конца без остановок. Много не заниматься, чтобы не переутомиться.
Перед выступлением организм входит в состояние «боевой готовности»
повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных процессов.
Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену,
ведет к усилению беспокойства и трате нервной энергии. Лучше поиграть
гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не
разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани.
8. Неверная психологическая установка по отношению к эстрадному
выступлению.
Самая сложная психологическая задача: воспитать правильное
эстетическое отношение к эстраде. Педагог известного пианиста Эмиля
Гилельса Б.М. Рейнгбальд в своих заметках писала: «Хочу, чтоб ученик
интересовался не тем, какое он впечатление произвел на публику, а тем, как
понравилось произведение, которое он играл. Ощутил ли слушатель радость и
удовольствие». «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!» висел
плакат за кулисами Малого зала Петербургской консерватории.
Обучающиеся, напротив, часто думают о себе, о своем успехе, о том,
какое они произведут впечатление. Г. Нейгауз иронически именовал эту
установку так: «Не осрамиться перед тетей Катей!». А думать надо о
художественном содержании музыкального произведения.
9. Большое чувство ответственности.
Н.А. Римский-Корсаков говорил об эстрадном волнении: «Оно обратно
пропорционально степени подготовки». Сказано очень верно, но не во всех
9
случаях это так. Бывает, что чувство ответственности настолько велико, что
исполнителю никак не справиться с чувством волнения и скованности.
Известный альтист и педагог В.В. Борисовский так напутствовал своих
учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», снижая
тем самым слишком высоко поставленную планку, снимая с ученика излишнее
чувство ответственности.
10. Наличие исполнительской воли и выдержки это необходимое
условие для успешного концертного выступления.
Так как исполнитель энергетически выкладывается во время
выступления, ему надо уметь контролировать свои силы и энергию. Для этого
полезно во время подготовки к выступлению проигрывать всю программу от
начала до конца несколько раз подряд, чтоб закалить исполнительскую волю
и научиться распределять свои силы.
11. Непредсказуемость того, как пройдет выступление.
Довольно часто юные музыканты выступают за пределами своего
учебного заведения: это разного уровня конкурсы, фестивали, концерты и др.
В таких случаях исполнитель не знает, что его ожидает.
Непредсказуемость ситуации может рождать неуверенность и страх. Здесь
велика помощь педагога. Он должен описать условия, в которых будет
проходить выступление, рассказать о тех моментах, которые необходимо
учесть.
12. Неуверенность в себе, недооценка своих возможностей.
Низкая самооценка может быть причиной волнения и тревоги. От
характера представлений о себе зависит уверенность в своих силах,
возможностях. Одной из распространенных причин волнения является мысль
о провале. Перед выступлением и непосредственно во время игры ни в коем
случае нельзя допускать мысли о плохой игре, а тем более о провале. Бывает,
обучающийся, совершив одну ошибку, начинает расстраиваться, что может
сильно сказаться на последующем выступлении. Одна маленькая,
незначительная, на первый взгляд, ошибка может привести за собой целый ряд
уже более значимых исправлений, а иногда, вообще, к срыву во время
выступления. Выдающийся пианист и педагог Н. Перельман говорил: «На
сцене самокритика пила, подпиливающая стул, на котором сидит молодой
пианист».
Педагог должен рассказать ученику, что даже выдающиеся исполнители
иногда играют с ошибками, не стоит так расстраиваться, если в игре вдруг
появились шероховатости, надо играть дальше, как будто ничего не
произошло. «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни» так
говорила известная пианистка М. Лонг. Неудачи должны не вызывать долгие
размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз
играть лучше.
10
Способы преодоления эстрадного волнения
Многие выдающиеся люди: музыканты и актеры, говорят о том, что
небольшое волнение должно быть перед выступлением, это нормальное
состояние, которое, наоборот, помогает настроиться артисту на нужный лад.
По словам Давида Ойстраха, «если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь
ватных ног и розового тумана перед глазами в тебе погиб артист».
Следует отметить, что определенный уровень тревожности во время
выступления необходим. Как подчеркивает Г. Коган, «Волнение волнению
рознь. Известная взволнованность, «приподнятость» перед выступлением и во
время него не только естественна, но и желательна, полезна, благотворна. Она
спасает исполнение от будничности, способствует возникновению
артистического подъема».
После того как артист уже вышел на эстраду, он целиком отдается
исполнению, его психика подчиняется творческому процессу. Волнение
остается как бы за гранью происходящего. Теперь уже исполнителя не
интересует окружающая его действительность, он целиком поглощен своими
ощущениями и тем, что он хочет рассказать людям посредством своего
исполнения.
Переживания в процессе музыкальной деятельности по-разному
описываются музыкантами: это и «вдохновение, медитация, сердечная
молитва, мистический экстаз, любовное томление, гипнотический транс,
состояние «потока», «сверхсознания» и «оптимально творческое состояние».
Часто все эти характеристики называют одним словом эйфорией, состоянием
блаженства и наслаждения.
Как же достичь этого наивысшего творческого состояния в процессе
музыкальной деятельности? Как же совместить особое состояние творческого
подъема с умением владеть собой?
Если не вдаваться в тонкости, то у педагогов-музыкантов существует
целый ряд правил, приемов и упражнений для преодоления сценического
волнения, которые вырабатывались годами и опробованы уже не на одном
поколении.
Для начала рассмотрим упражнения (физические и психологические),
призванные помочь музыкантам совладать со своим волнением.
Упражнения на дыхание
Правильное дыхание – залог успешного выступления.
Существуют разные упражнения на дыхание, поскольку дыхательные
упражнения – замечательное успокоительное средство.
1. Разные варианты вдохов и выдохов: можно делать короткие вдохи и
длительные выдохи, и наоборот.
2. Вдохи и выдохи с участием рук: вдыхать, выбрасывая вперед руки, и так
же выдыхать. Главное научить регулировать дыхание.
11
Со всеми своими обучающимися я использую следующее упражнение
на дыхание: перед выходом на сцену сделать глубокий вдох через нос и
медленный выдох через рот. Повторить 3 раза (при необходимости больше).
Такое упражнение приводит в норму сердцебиение, дает возможность
успокоиться.
Замечательный педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина в своей книге «За
роялем без слез, или я детский педагог» говорит о том, что «удачное
исполнение музыкального произведения во многом зависит от умения
правильно дышать». Вот некоторые упражнения, которые использует она:
1. «Оттолкни веточку»
Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко
прикасаются к телу. Не поднимая плеч сделать неглубокий вдох через нос.
Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто
отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный продолжительный
выдох.
2. «Животик дышит»
Малыш держит обе руки на верхней части живота районе диафрагмы).
Он ровно размеренно дышит, не поднимая плечи. Если плечи начинают
подниматься, руки педагога сразу чуть сильнее давят на них. Можно менять
тип дыхания в этом упражнении.
3. «Плавание»
Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения
пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их
в исходную позицию.
Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным
способом: чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до
полной остановки.
Методы и приемы, которые используются в процессе
подготовки к публичным выступлениям
1. Аутогенная тренировка или, другими словами, метод
самовнушения.
Это система упражнений, основанная на самовнушении, целью которой
является регуляция психического состояния. В своей практике я использую
эту технику для подготовки к концертным выступлениям. Данный метод
позволяет избавиться от излишней скованности и зажимов, снижает
эмоциональное и физическое напряжение. Также его можно применять для
формирования положительных переживаний в музыкальной деятельности.
Для меня аутотренинг является одним из ведущих методов
психологической регуляции. Этот метод я испытала на себе, еще будучи
студенткой, и хочу сказать, что работает он просто великолепно! Поэтому я
использую его в своей работе с детьми.
1) Первая часть аутотренинга для расслабления организма.
12
2) Вторая состоит из тех слов, которыми Вы хотите «зарядиться» это так
называемая «Формула цель».
За 2-3 недели до концерта я уделяю на занятиях несколько минут
самовнушению. Прошу ребенка удобно сесть, закрыть глаза и максимально
расслабиться. Днем занятие аутотренингом можно проводить сидя на стуле:
руки на коленях, кисти свисают, спина не касается спинки стула, но корпус не
наклоняется вперед, а как бы «висит» на позвоночнике, голова опущена на
грудь, глаза закрыты, тело расслаблено.
Я прошу ребенка мысленно повторять за мной слова, которые я буду
произносить, и постараться сосредоточиться на внутренних ощущениях.
Конечно, это упрощенный вариант самовнушения, но в любом случае он
работает положительно.
Первая часть аутотренинга для расслабления организма:
«Я спокоен. Я совершенно спокоен. Мои руки и ноги тяжелеют. По всему телу
разливается приятное тепло. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются. Я
представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они становятся
теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам.
Мои плечи спокойно опущены. Мои ноги расслабляются. Я представляю, что
погружаю их в теплую воду, и они становятся теплыми. Тепло от ног
поднимается вверх. Чувствую приятное тепло. Мой живот и грудь, спина, шея,
голова, лицо расслабились и наполнились приятным теплом. Мне дышится
легко и спокойно. Спокойно и ровно бьется мое сердце. Мое тело
расслаблено».
Вторая часть состоит из тех слов, которыми Вы хотите «зарядить»
ребенка