Презентация "Тайнопись музыки И.С.Баха" 6 класс

Подписи к слайдам:
Тайнопись музыки И.С.Баха
  • Работу выполнили учащиеся 6 класса А
  • Возняк Иван
  • ОШ 1-3 ступ. № 38
  • г.Симферополь, 2014 год
Гипотеза: великий немецкий композитор - Иоганн Себастьян Бах пользовался методами тайнописи .
  • Гипотеза: великий немецкий композитор - Иоганн Себастьян Бах пользовался методами тайнописи .
  • Проблема: доказать, что в произведениях И.С.Баха встречаются методы тайнописи
  • Цель: сбор, изучение, систематизация и анализ музыкального языка произведений И.С.Баха путем исследования и выявления в нем символических, а также «изобразительных», «живописных» мотивов.
  • Задачи:
  • Изучить и проанализировать имеющуюся информацию по данной проблеме (критические и научные статьи и работы известных музыковедов и исследователей творчества данного композитора);
  • Найти и изучить теоретический материал из средств Интернета;
  • Собрать и систематизировать информацию о методах тайнописи, которыми пользовался И.С.Бах;
  • Исследовать произведения И.С.Баха, в которых предположительно данные методы применяются («Хорошо темперированный клавир (ХТК)» 1 и 2 части, «Инвенции»).
Методы сокрытия письменных сообщений
  • метод маскировки
  • методы тайнописи или криптографии (от греческих слов kryptos - тайный и grapho - пишу)
  • муж подпни компременния
  • инвертирования речи.
  • А роза упала на лапу Азора.
  • . а розА упал ан алапу азорА
  • Иоган Себастьян Бах
Это было недавно, это было давно.
  • 1802 год - И.Н.Форкель - первый биограф И.С. Баха.
  • И.Ф.Уолле (США) – организотор фестивалей музыки И.С.Баха.
  • Ф.Шпитта – сыграл важную роль в научном осмыслении музыки
  • И.С.Баха.
  • 1905 г. - книга А.Швейцера (предложил новый метод анализа музыкальных произведений И.С.Баха.
  • К.С.Терри (Англия) – добавил много биографических материалов.
  • А.Шеринг (Германия) - осветил музыкальную жизнь И.С.Баха в г.Лейпциге.
Вензель и коды Баха
  • J[ohann] S[ebastian] B[ach]             
  • Окончательный  вариант             
  • J[ohann] S[ebastian] B[ach]
  • (зеркальное отражение)
Немного арифметики
  • Сакральные числа.
  • «3» - символ Св.Троицы;
  • «6» - шести «рабочих» дней, в которые Бог сотворил мир;
  • «7» - символ Троицы и Творения в целом, а также Св.Духа;
  • «10» - десяти заповедей;
  • «12» - Церкви, апостолов и конгрегации.
Немного арифметики
  • Примеры использования этих чисел у Баха.
  • «10». В хоральной прелюдии «Десяти заповедей» из «Органной книжечки» мелодия, образованная из cantus firmus,a, проходит ровно десять раз.
  • «6». Во времена Баха устойчивой традицией было группировать произведения одного жанра в циклы по шесть. И творческое наследие И.С.Баха является самым ярким примером такой трактовки числа «6»: шесть Французских и шесть Английских сюит, такое количество виолончельных сонат, Бранденбургских концертов, скрипичных сонат.
  • «3». Это число со всей очевидностью играло важную роль при выборе тональности и разработке формы произведения, которому суждено было олицетворять отношение Баха к Св.Троице. Самое яркое воплощение троичности мы нашли в опубликованных самим Бахом «Клавирных упражнениях»: в третьей части этого собрания он помещает 21 хорал (21=3х7, то есть «Свят, свят, свят!») на вероисповедальные песни, заимствованные из «Катехизиса» Лютера и расположенные в том же порядке, причем три хорала посвящены непосредственно Св.Троице («Kyrie, Gott Vater», «Kyrie, Gott Sohn, Kyrie», «Gott heiliger Geist»); далее фуга, завершающая это собрание, - тоже тройная, то есть написанная на три темы, и к тому же трехчастная; и, наконец, тональность для нее выбрана не случайная, а ми-бемоль мажор – с тремя бемолями!
Мотив B-A-C-H
  • В
  • А
  • С
  • Н
Буквы, числа, звуки
  • А-1 G-7 N-13 Т-19  В-2 Н-8 О-14 U(V)-20  С-3 I (J)-9 P-15 W -21  D-4 K-10 Q-16 X-22  Е-5 L-11 R-17 Y-23  F-6 M-12 S-18 Z-24.
  • Ключевые христианские слова - Credo ("Верую"), Deus ("Бог"), Iesus (Иисус), Jesu Christe (Иисус Христос), а также твердо установленные христианские аббревиатуры, например SDG (Soli Deo Gloria - "Единому Богу слава"), J. CHR (Jesus Christus - "Иисус Христос") имели числовой "эквивалент".
  • Credo = 3 + 17+5 + 4 + 14 = 43;
  • Deus = 4 + 5 + 20 + 18 = 47;
  • Iesus = 70; J. CHR = 37;
  • Jesu Christe = 131; SDG = 29 . "70" - сверяйтесь с пронумерованным немецким алфавитом! - это и Iesus и Joh. Seb. Bach;
  • "29" - SDG, но также и JSB.
  •   Фамилия "Бах" (ВАСН) по этой системе символизируется числом 14. а вместе с инициалами имени - J. S. ВАСН -получается инверсия этого числа, то есть 41. Как "баховские числа" сопрягаются с сакральными?
  • Пример 1: 29 (SDG) + 14 (ВАСН) = 43 (Credo).
  • Пример 2: 29 (SDG) + 41 (J. S. ВАСН) = 70 (Iesus или Joh. Seb. ВАСН).
  • А вот и вовсе захватывающий итог:
  • 58 (Johann) : 2 = 29 (SDG);
  • 86 (Sebastian): 2 = 43 (Credo);
  • 158 (полностью Johann Sebastian BACH) : 2 = 79(Christe).
Сакральная графика мотивов Сакральная графика мотивов Сакральная графика мотивов Сакральная графика мотивов Заключение
  • Многие композиторы брали пример с его
  • произведений или использовали темы из них:
  • Вариации на тему Диабелли Л.Бетховена,
  • 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича,
  • (написаны под впечатлением от «Хорошо темперированного
  • клавира»),
  • Соната для виолончели ре мажор И.Брамса
  • (в финал которой вставлены музыкальные цитаты из
  • «Искусства фуги») и др.
«В его музыке есть космическое величие и космическая гармония, есть познание этого величия и слияние с этой гармонией».