Урок по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор"

Урок по рассказу А. Солженицына «Матрёнин двор»
1. Слово учителя. Рассказ, как и «Один день…», написан в 1959 г., а
опубликован в 1963. «Матрёнин двор» - произведение автобиографическое.
Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался,
вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось
затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок
России подальше от железных дорог».
Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел
учительствовать. После реабилитации в 1957 г. Солженицын некоторое
время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне
Мальцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой ам он закончил 1-
ю редакцию «В круге первом»).
«Не стоит село без праведника» - именно так назвал сой рассказ
Солженицын, а название «Матрёнин двор» придуман Твардовским,
редактором журнала «Новый мир», где было впервые опубликовано это
произведение. Замена эта объясняется цензурными соображениями.
Рассказ «Матрёнин двор выходит за рамки обычных воспоминаний, а
приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли
«блистательным», «подлинно гениальным произведением».
Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.
2. Беседа по рассказу.
1) Праведный благочестивый, безгрешный. Праведник у верующих:
человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. Финал рассказа:
«Она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит
село. Ни город. Ни вся земля наша».
1) Солженицын строит свой рассказ как воспоминание о жизни героини и
приходит к открытию: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и
есть тот самый праведник…»
3. Как случилось, что повествователь, Игнатьич, стал жильцом
Матрёны? Шёл 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось
затесаться и затеряться в самой нутряной России», он поселился на
станции «Торфопродукт» во Владимирской области. Поутру на базаре
увидел он женщину, торговавшую молоком, услышал её напевную
русскую речь с владимирским говором: (375) «Пей, пей, с душой
желанной. Ты, пота
́
й, приезжий». (Желанный диал. «жаждущий,
желающий»; потай – вв. сл. наверное)
Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах
ему было отказано: «везде было тесно и лопотно» (т.е. шумно). А
рассказчик искал тишины и покоя. И нашёл их в избе Матрёны
Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия» (375). (Кондовый
исконный, сохранивший старые обычаи, устои – устар.)
Рассказ автобиографичен и достоверен. В нём описана жизнь Матрёны
Васильевны Захаровой из деревни Мильцово Владимирской области.
4. Писатель не даёт подробного, конкретного описания героини.
Автор подчёркивает простоту и неприметность героини и в то же время
исходящий от неё внутренний свет. Лишь одна портретная деталь постоянно
подчёркивается автором «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка
Матрёны.
Она добра и приветлива. «И всегда одни и те же
доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки», «…Доброе
расположение духа» возвращалось к ней быстро.
5. Что же представляла собой изба, в которой довелось жить
Игнатьичу? 376. Выборочное чтение описания избы, внутреннего интерьера.
Некрасная сторона – северная;
мосты – то же, что сени – помещение между жилой частью и крыльцом;
горница – отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже (устар.);
подклеть нижний (обычно нежилой) этаж дома.
Неоднократно упоминаемые писателем любимые Матрёной фикусы, что
«заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».
В избе: с. 376, 377. Бедность Матрёны смотрит из всех углов. Да
и откуда придёт достаток в крестьянский дом? 377: «Я только потом узнал,
что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна
Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали
мало. А в колхозе она работала не за деньги за палочки. За палочки
трудодней в замусоленной книжке учётчика». Эти слова будут дополнены
самой Матрёной о том, сколько обид она перенесла, хлопоча о пенсии (379),
Горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за
ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской
женщины.
О том, как добывала торф для печки, «Стояли вокруг леса, а топки
взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не
продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при
начальстве, да по машине учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не
было положено, и спрашивать о нём не полагалось. Председатель колхоза
ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно или мутно, или
простодушно, о чём угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он
запасся…» Вот и приходилось деревенским женщинам собираться по
нескольку человек для смелости и носить торф тайком в мешках.
Сено для козы - 381, 3 нижних абзаца «У полотна не скоси там
свои хозяева, и в лесу косить нету лесничество хозяин, и в колхозе мне не
велят не колхозница, мол, теперь… Председатель новый, недавний,
присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды.
Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а 10 соток так и пустовало
за забором».
6. Какой мы видим Матрёну в работе?
1) 381: выборочное чтение о заготовке торфа день 6 мешков по 2 пуда
притаскивала (192 кг); немудрено, что «спина никогда не заживает»,
2) о помощи колхозу, 382; Зла на колхоз не держала: по первому
указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за
работу.
3) 382: о помощи односельчанам. «Ни одна пахота огорода не
обходилась без Матрёны». Вместе с другими женщинами впрягалась она в
соху и тащила её на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не
могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела.
Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне
радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда
такого не бывает.
Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Все
окружающие пользуются её добротой, безотказностью, а сами
обнаруживают корысть, бессовестность, бессердечие.
4) Вспоминает свою молодость так: 383 - «Это ты меня прежде
не видал, Игнатьич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не
считала. Свёкор кричит: «Матрёна! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не
подходил, чтоб мой конец бревна подсадить». Оказывается, Матрёна бала
когда-то молодой, красивой, сильной, из тех некрасовских крестьянок, что
«коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понёс на озеро,
мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…». Не
каждому мужику посилен труд в деревне.
Как всякая крестьянская женщина, Матрёна большую часть
времени проводила в работе. Работа была для неё верным средством
вернуть хорошее расположение духа - 380.
В размеренных, колоритных зарисовках постепенно предстаёт перед
читателями образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и
редкого человека с безмерно доброй, щедрой душой. Потерявшая на фронте
мужа, похоронившая 6 детей, больная, Матрёна не утратила способности
откликаться на чужую нужду. Сохранила доброе расположение духа, чувство
жалости и радости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её
лицо.
Рассказ Солженицына перекликается со словами поэта
Твардовского из поэмы «За далью даль», в которой он вспоминает о своей
тётке Дарье:
С её терпеньем безнадёжным,
С её избою без сеней,
И с трудоднём пустопорожним,
И с трудоночью – не полней;
С её дурным озимым клином
На этих сотках под окном;
И на печи её овином,
И середи её гумном;
И с ступой-мельницей домашней,
Никак из древности седой;
Со всей бедой –
Войной вчерашней
И тяжкой нынешней бедой.
7. Как же устроила Матрёна Тимофеевна свой быт?
1) Утренние хлопоты 378. Её незамысловатое хозяйство (кошка,
коза, тараканы). Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни:
«у неё так уборно, в запущи живёт», у других будет «угожей». Уборно
убрано, чисто; запущь от запустить, т. е довести до запустения, упадка,
расстройства (разг.); угожей ср. степень, то же, что и лучше.
2) Но зато «деликатна». Не вмешивалась в чужую жизнь, И это очень
устраивало Игнатьича. Она была щедра душой. Неравнодушна к красоте
(фикусы, романсы Глинки), незлобива.
3) Она смущается и волнуется, стараясь угодить своему постояльцу:
варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее это лучшее, что у неё
есть.
8. Понаблюдаем за речью рассказчика и героини.
Речь Матрёны – это речь крестьянской женщины из глубинки.
«Не варёмши как утрафишь», - предупреждала она квартиранта.
(Утрафишь - угодишь)
На завтрак готовилась «картофь необлупленная» (картошка в мундире,
неочищенная) или «суп картонный» (так выговаривали в деревне)». Надо
полагать, «суп картофельный».
А ещё в речи героини встречаются слова:
«к ужоткому», то есть к вечеру (прост.); «летось» - в прошлом году;
«бывалоча» - бывало, раньше;
«пособить» - помочь;
«иззаботилась» - устала от забот; приставка из- придаёт значение
многократности действия, слово образовано по модели «избегалась»,
«испереживалась»
Очень интересно в речи героини слово «дуель». Оно образованоь
наложением 2-х слов: «дует» и «метель»
Коня Матрёна называет «стиховым», буйным, трудно поддающимся
обузданию. Видимо, о слова «стихия, стихийный».
Героиня боялась «молоньи». Это просторечное слово, употребляемое
деревенскими людьми.
Владимирский диалект «яканье» нашёл отражение в словах мятель,
семячки.
Их уст тёти Маши слышим слово «вязоночка», что означает «вязаный
платок, шаль».
Игнатьич порой сам стилизует речь под деревенскую:
«изба не казалась доброжилой» (богатой, в которой нажито много добра,
богатства);
«печь топилась досвети», т. е на заре, ещё до свету;
«ветер выдувал печное грево», т. е. тепло;
«тараканов менело», т. е становилось меньше;
«попадалось неурядное» (из контекста: «несъедобное»).
9. Мы начали разговор о праведничестве, а поэтому нам
необходимо рассмотреть отношения Матрёны с Церковью. Как
проявляется её религиозность?
1) Чтение эпизода о посещении церкви (за 5 вёрст) на Крещение, об
утрате котелка со святой водой 384 (конец 1 гл.), (может, это дурное
предзнаменование?) о соблюдении традиций воцерковленным
человеком.
2) В доме два киота (385, верхний абзац),
3) Матрёна в урочный час зажигает лампадку,
4) Всякое дело она начинала «с Богом!»
5) И его провожала в школу, говоря всякий раз «С Богом!»
6) «может, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь
притеснить». В годы советской власти приучали верующих таиться.
7) однако нельзя сказать, что она была истово верующим человеком.
Если в 1-й части рассказа всё повествование о Матрёне дано через
восприятие рассказчика, то во 2-й героиня сама рассказывает о себе, о
своём прошлом, вспоминает молодость, любовь.
a. 2 часть рассказа «Прошлое героини». Между тем мы
приближаемся к самым трагическим страницам повествования. Есть в
рассказе эпизод, который можно назвать символическим. Чтение эпизода о
визите Фаддея (386, 2 часть рассказа). Только теперь узнаём мы
трагическую историю жизни Матрёны (исчезновение жениха, замужество
без любви, смерть детей, исчезновение мужа).
И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрёна, когда рассказывает о
своей любви: 388. «Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело
на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как
будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда
испуганное, девичье, перед страшным выбором».
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную
красоту, глубину переживаний Матрёны. Внешне ничем не примечательная,
сдержанная, нетребовательная, Матрёна оказывается необыкновенным,
душевным, чистым, открытым человеком.
Волнение Матрёны во время воспоминаний о своём прошлом было
настолько впечатляющим, что рассказчик как бы воочию видел её и Фаддея
молодыми. Оказывается, столько долгих лет грело её сердце это вспыхнувшее
однажды не погасшее чувство.
Важный штрих к портрету Матрёны: взяла на воспитание дочь
Фаддея (его кровиночку) Киру. Ей завеща
b. Читаем страницу о разрушении горницы 390.
i. Как нелегко было Матрёне решиться ломать горницу, для
героини это означает конец жизни; 40 лет прошли здесь. В этом доме она
пережила 2 войны германскую и Отечественную, смерть шестерых детей,
которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал
без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка.
ii. как яростно разбирают горницу «ломатели»; дом
разбирают, как человека «по рёбрышкам», и «всё показывало, что
ломатели – не строители и не предполагают, чтоб Матрёне ещё долго
пришлось здесь жить»
iii. как восприняли сёстры Матрёны это событие 391;
iv. как ушла со двора колченогая кошка - 391.
v. Словно противится разрушению дома сама природа
сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы,
ручьи – 390,нижний абзац.
До конца Матрёна не изменит себе. Сейчас никто уже не просит её о
помощи, но она бежит «пособить». Не к добру после её ухода «развозились
мыши» - 395 (2 гл., конец).
c. Трагедия случилась на железнодорожном переезде. Читаем эту
страницу 394, конец гл. 2. Создав обаятельный характер, интересный для
нас, автор согревает рассказ о нём лирическим чувством, чувством вины.
«Нет Матрёны. Убит родной человек. И в день последний я укорил её за
телогрейку». Вновь обращаем внимание на символику.
Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает
хозяйка – окончательно разрушается дом.
Те самые фикусы, что спасла однажды Матрёна при пожаре, не думая о
скудном нажитом добре «испуганной толпой» замерли в эту страшную
ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.
Символический характер носит и страх Матрёны перед железной
дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни
мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрёну. 383 (4
последние абзаца)
Матрёна погибла на железной дороге. «Железный» - здесь холодный,
бесчувственный, бесчеловечный. Тема роковой «железной дороги»
возникает и у Л. Толстого, А. А. Блока, С. А. Есенина…
С. Есенин:
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озёрных кроясь,
Железной ноздрёй храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок?
Милый, милый, смешной дуралей.
Но куда он, куда гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернёт его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плёс,
И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
1920, апрель
d. 3 часть «После смерти».
1) Безусловно, важнейшей страницей рассказа является описание плача в
день похорон Матрёны. 396. Плач этот дорисовывает образ героини,
отношение к ней окружающих. Плач переходит в политику,
исполнение «Достойно есть» в недостойное оживление - 399,
«Вечная память» - в беспамятство - 398.
2) Важно обратить внимание на глаголы, которые использует автор,
описывая действия сестёр: «слетелись» (как вороньё, почуяв мертвечину),
«захватили», «заперли», «выпотрошили». Им не жаль сестры, главное
захватить добро.
3) Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, - похоронили.
4) Ненасытным стариком называет А. И. Солженицын Фаддея,
погубившего сына, женщину, которую некогда любил, зятя, которого
должны будут судить, дочь, у которой мешался разум. Фаддей алчный,
озверелый стяжатель, жадный хищник, разрушил лад в доме Матрёны, силой
втёрся в её жизнь и погубил.
На деревянную Русь наступает жестокий железный век. Фаддей и является
воплощением этого агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он
совершенно ополоумел от жадности. Писатель рисует потрясение людей
происшедшим на переезде. И только один Фаддей всецело поглощён другим
стремлением спасти брошенные брёвна горницы.
5) Одна Кира глядит человеком среди этой стаи воронья. Одна она жалеет
Матрёну значит, сумела Матрёна сформировать в ней душу, способность к
сожалению, человечность – 397, 399.
6) Только сейчас Игнатьичу, который жил бок о бок с героиней, открылся
её действительный образ. И повествователь воспринимает её теперь не иначе
как праведницу. Чтение последней стр. со слов: «Всё отзывы её о
Матрёне». Но такая чудна
́
я Матрёна хоть и немногим, но была дорога.
a. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё
меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу». Завершающие слова
рассказа возвращают к первоначальному названию «Не стоит село без
праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким
обобщающим, философским смыслом. Село символ нравственной жизни,
национальных корней человека, село – вся Россия.
b. Гибнет Матрёна гибнет Матрёнин двор Матрёнин мир
особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором
писали ещё Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Никто не задумывается
даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное.
c. Праведница Матрёна нравственный идеал писателя, на
котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы
Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной
окружающим. Праведницей называет автор Матрёну, ведь «грехов у неё
было меньше, чем у колченогой кошки. Та мышей душила». И ещё: «У тех
людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей». 395, 3 гл.
e. Само название «Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом
Матрёны то пристанище, которое обретает наконец в поисках «нутряной
России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого
места мне не приглянулось во всей деревне». Символически уподоблен Дом
России. Матрёнин дом символ особого устройства, «лада», где есть труд и
честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность
всему сущему. Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Хрестоматия Баранникова, часть 2.
1. Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу? 376.
2. В избе: с. 376, 377.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Как добывала Матрёна торф для печки, сено для козы - 381, 3 нижних
абзаца
----------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какой мы видим Матрёну в работе?
381: выборочное чтение о заготовке торфа
о помощи колхозу, 382;
382: о помощи односельчанам.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Как вспоминает Матрёна свою молодость (383)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Как же устроила Матрёна Тимофеевна свой быт?
А) Утренние хлопоты – 378. Б) Её незамысловатое хозяйство
1. Отношения Матрёны с Церковью. Как проявляется её
религиозность?
1) Чтение эпизода о посещении церкви (за 5 вёрст) на Крещение, об утрате котелка
со святой водой – 384 (конец 1 гл.),
2) В доме два киота (385, верхний абзац),
3) Всякое дело она начинала с каких слов?
4) И Игнатьича провожала в школу с какими словами?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Прошлое героини.
Эпизод о визите Фаддея (386, 2 часть рассказа). Рассказать трагическую историю жизни
Матрёны
С какой стороны раскрывается Матрёна, когда рассказывает о своей любви: 388.
3. Разрушение горницы 390.
Почему нелегко было Матрёне решиться ломать горницу?
как разбирают горницу «ломатели»?
как восприняли сёстры Матрёны это событие? - 391;
что стало с колченогой кошкой? - 391.
Словно противится разрушению дома сама природа –– 390, нижний абзац.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 часть «После смерти».
описание плача в день похорон Матрёны. 396.
Важно обратить внимание на глаголы, которые использует автор, описывая действия
сестёр:
Как называет А. И. Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую
некогда любил, зятя, которого должны будут судить, дочь, у которой мешался разум.
Фаддей
всецело поглощён другим – стремлением спасти брошенные брёвна горницы.
как ведёт себя Кира в дни похорон? – 397, 399.