Конспект урока "Изображение пространства" 6 класс


г. Муром Владимирская область
МБОУ СОШ №13
Снисар Г.Д. учитель I категории
Изобразительное искусство 6 класс
Тема: «Изображение пространства»
Цели и задачи:
расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном
искусстве;
познакомить учащихся с творчеством художника Ю. Копейко;
развивать чувство композиции;
развивать графические и художественные умения и навыки.
Оборудование:
Рисунки Юрия Копейко. В космос: Издательство «Малыш» - 1989.
Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов 5-8
классы: Издательство «Титул» - 1996.
Е Каменева. Какого цвета радуга: М., «Детская литература» - 1987.
художественные материалы;
ИКТ
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
План урока:
1. Организационная часть.
2. Постановка проблемы.
3. Определение темы урока.
4. Решение проблемы.
5. Объяснение практической работы.
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов.
Ход урока:
- Здравствуйте ребята, садитесь.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над блоком тем «Человек и
пространство в изобразительном искусстве». На прошлом уроке мы
знакомились с жанрами в ИЗО.
- Какие жанры в изобразительном искусстве вам известны? (ответы
учащихся – портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой и исторический жанры.)
- Что художник, работающий в том или ином жанре, изображает на своей
работе? (ответы учащихся портретист, создавая образ какого-нибудь
человека, стремится передать самые важные черты его характера;
пейзажист изображает природу, виды местности, ландшафт; в
натюрморте художник изображает окружающие его предметы как
неодушевлённые, так и природной формы; бытовой жанр определяется кругом
тем и сюжетов из повседневной жизни человека, а исторический
посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и
военных действий.)
- Какие жанры вам особенно нравятся, почему? (ответы учащихся)
- Ребята, 12 апреля в нашей стране отмечается день космонавтики. Кто из вас
знает почему? (ответы учащихся 12 апреля 1961 года первый человек
полетел в космос. Это был гражданин нашей страны – лётчик-космонавт
Юрий Гагарин.)
- Правильно ребята. Люди издавна мечтали летать. Поднимая голову к небу,
к звёздам они задавались вопросом: «Где начало и где конец этой бездне?»
Человек не только мечтал, не только размышлял о мироздании, он настойчиво
стремился научиться летать. Сначала на искусственных крыльях. Затем на
воздушных шарах. Вслед за этим построил самолёты (сопровождается
презентацией). Но у мечты нет предела. Изучив атмосферу и стратосферу,
человек вышел в космическое пространство, к звёздам. «Это его звёздный час»,
- говорят о человеке, добившемся большого успеха. «Звёздные часы» многих
тысяч талантливых учёных, конструкторов, инженеров и рабочих сложились в
один «звёздный час» нашей страны, когда в эфире раздались позывные первого
искусственного спутника Земли. Это люди построили ракету мощностью в 20
миллионов лошадиных сил и вывели на орбиту космический корабль с первым
космонавтом Юрием Гагариным.
Человек, созданный природой обитать на Земле, преодолевая земное
притяжение, взлетел в космос, и наградой ему были фотографии обратной
стороны луны, поверхности Марса и Венеры, прогулка по Луне и многие
другие достижения, которые помогают развитию земных наук геологии,
медицины, метеорологии, физики, астрономии, металлургии и многим другим.
За тридцать лет космической эры более двухсот землян совершили звёздные
путешествия.
За это время и художники освоили космическую тему. Один из них Юрий
Копейко, подборка рисунков которого представлена на доске. Это портреты
космонавтов, старты и приземления космических кораблей, пейзажи
Байконура, корабли в космосе, работа космонавтов на орбите. Художник
объясняет это так: «Я всегда предпочитаю рисовать то, что видел сам. Бывая на
Байконуре, видел подготовку, тренировки и снаряжения космонавтов в
космические путешествия, видел с дальних и близких расстояний старты
космических ракет. Эти торжественные, грандиозные, ни с чем несравнимые
впечатления стараюсь передать в книгах о космосе и в работах, сделанных для
выставок». О там как началось увлечение космосом, художник говорит:
«Началось это, можно сказать, в день старта Юрия Гагарина. Во-первых, этот
полёт поразил меня тем, что человек совершил свою вечную мечту вырваться в
космос. Во-вторых, тем, что на месте Юрия Гагарина мог оказаться любой из
моих друзей. Мы с Гагариным из одного поколения. И хотя профессии у нас
разные он лётчик, я художник мои друзья, так же как и он, учились в
ремесленных училищах, техникумах, были военными курсантами.
Через год после полёта Гагарин написал книгу «Дорога в космос». Мне
предложили сделать к ней оформление и иллюстрации. С этого всё и
началось…»
Вышли пять книг Юрия Копейко о Юрии Гагарине и много других книг о
космосе. Художник был свидетелем запуска космических ракет, вот что
говорит об этом сам художник: «Я четырежды бывал на Байконуре, видел
много стартов, но состоявшийся летом 1987 года поразил меня больше всех!
Летел на работу в космос советско-сирийский экипаж. Старт был ранним
утром. Низкое, яркое солнце освещало ракету. Контрастные, глубокие тени
выявляли весь стартовый комплекс необычайно объёмно. Объявлена минутная
готовность. На космодроме всё затихло. Кажется, что слышно, как на вершине
ракеты бьются три человеческих сердца. Я вышел из укрытия, чтобы полнее
ощутить космический старт. Стартовая команда, обеспечивающая подготовку
ракеты к пуску, была с площадки эвакуирована. По громкой связи над
космодромом раздались одна за другой чёткие команды руководителя полёта:
«Ключ на старт! Протяжка один, продувка! Ключ на дренаж! Зажигание!
Предварительная! Промежуточная! Главная! Подъём!»
Отблеск пламени из газоотводного канала – затем низкий, раскатистый,
потрескивающий гул, постоянный и устойчивый. Как будто рядом выстрелили,
но звук выстрела не прекращается. Ракета окутывается красноватым дымом.
Грохот нарастает, двигатели выходят на предельные режимы, и машина
медленно, очень медленно поднимается над стартовым столом, подставляя
солнцу свою сверкающую вершину, где три космонавта отсчитывают первые
секунды своего полёта… Размыкаются мачты силового пояса последнее, что
удерживало ракету на Земле, - и вот она вся, как на ладони, показалась над
стартом. Рокочущие двигатели первой ступени извергают столько огня, что на
мгновение слепнешь, пламя немного ярче солнца! И грохот стоит несусветный,
будто рядом происходит извержение вулкана… Ракета быстро набирает
скорость, мгновение и она превратилась уже в звёздочку, звёздочка,
уменьшаясь, исчезла. На космодроме опять тишина, опять яркое утреннее
солнце. Только запах гари да раскинутые фермы стартового стола как бы
тяжело и спокойно дышат, совершив тяжёлую работу, отправив новый экипаж
в космос. Через 9 минут по радио объявляют: «Космический корабль вышел на
орбиту искусственного спутника Земли».
В подборке рисунков художника мы видим изображение орбитальной
станции «Мир» и приземление Юрия Гагарина, как С.П. Королёв сопровождает
ракету до стартовой площадки и запуск в космос корабля «Энергия». И много
работ изображающих космическое пространство с искусственными спутниками
Земли, выход космонавтов в космос и бескрайние космические дали, зовущие и
притягивающие, завораживающие и волнующие.
- Ребята попробуйте ответить на вопрос, что мы будем рисовать сегодня на
уроке? (ответы учащихся)
- Тема нашего сегодняшнего урока «Космические дали». На ваших работах
появятся космические корабли, человек, выходящий в космическое
пространство, неизвестные планеты и яркие звёзды, кометы и метеориты.
Но чтобы выполнить работу правильно нам необходимо будет применить
законы перспективы. Слово перспектива (от латинского perspicere) означает
насквозь видеть.
Перспектива учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или
холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить
окружающий нас мир таким, каким мы его видим.
Законов перспективы несколько, но есть два самых главных, знание
которых помогает художникам. Первый говорит о том, что чем дальше от нас
предмет, тем он кажется меньше. Другой закон говорит о том, что
параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце концов
сходятся в одной точке. Достаточно посмотреть на линии телеграфных
проводов или на рельсы железной дороги, чтобы убедиться в этом. Это
линейная перспектива, потому что ощущение пространства создаётся на
картине или рисунке с помощью линий. (сопровождается презентацией)
Кроме того, существует ещё воздушная перспектива. Если выйти на
открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удалённые от
нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. А лес на горизонте
и вовсе стал синим. Произошло это оттого, что между нашим глазом и далёким
предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придаёт
им голубоватый оттенок.
Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их
картинах появилась глубина и пространство.
- При выполнении работы не забывайте о её композиции. Выразительность
картины, рисунка достигается и тем, что художник умело, размещает на
полотне, листе людей, окружающие предметы, что зрителю становится понятна
главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово
происходит от латинского «composition» и означает «сочинение» или
«составление». Обычно в картине существует некий центр, в котором
происходит основное действие, но могут быть и другие варианты. Лист
заполняется так, чтобы не было пустого, лишнего места.
- Сейчас мы немного отдохнём, а потом перейдём к практической части
урока.
Физкультминутка
Все красиво улыбнулись,
Кто как, хочет, подтянулись.
Рассмотрели в классе стенки,
Почесали все коленки.
Притаились зайчиком,
Погрозили соседу пальчиком.
Бусы мамины одели
И соседа не задели.
А теперь тихонько сесть.
Серой мышкой притаиться,
Не болтать и не возиться.
Во время выполнения практической части учитель следит за работой
учащихся, советует и помогает при необходимости.
Подведение итогов.
- Ребята, с творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
- Что изобразил художник на своих работах?
- Какие виды перспективы вам известны?
В конце урока лучшие работы демонстрируются перед классом, оценки
выставляются в журнал.
- На это урок закончен. До свидания!