Методическая разработка занятия по актерскому мастерству на тему "Освоение сценического пространства"

1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия
по теме
«Освоение сценического пространства»
Автор: Педагог ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»
Егорова Ольга Александровна
Санкт-Петербург
2011
2
Содержание.
1. Пояснительная записка……………………………………………….3 стр.
2. План занятия «Освоение сценического пространства»…………….5 стр.
3. Занятие «Освоение сценического пространства»…………………...6 стр.
4. Материально-техническое обеспечение занятия…………………..10 стр.
5. Приложение 1. Образец диагностической таблицы……………11 стр.
6. Приложение № 2. Анкета для учащегося…………………………..12 стр.
7. Список использованной литературы……………………………….13 стр.
3
Пояснительная записка.
В дополнительном образовании важное место занимает дисциплина
«Актерское мастерство». Она формирует не только творческие способности
детей и подростков, но и помогает им утвердиться как самостоятельной
личности, раскрепоститься, чувствовать себя уверенным в общении. Кроме
того, актерское мастерство вырабатывает такие качества у ребенка, как
общительность, открытость, ответственность, чувство причастности к
общему делу.
Важным разделом в образовательной программе «Актерское мастерство»
является – раздел «Освоение сценического пространства».
Умение распределить собственное тело (самый важный инструмент актера,
исполнителя) в сценическом пространстве умение наиболее выгодно
показать зрителю свою роль, развитие роли, взаимодействие с другими
персонажами, при этом не чувствую зажимов и неудобства от нахождения на
сцене.
В повседневной жизни каждый человек принимает то или иное удобное
положение тела, занимает удобным для него образом свое личное
пространство, принимает в своем пространстве или заполняет чужое в
общение с кем-либо, делая это непроизвольно и инстинктивно. На
сценической площадке очень часто возникает вопрос – а как же занять
пространство так, чтобы и исполнителю было комфортно, чтобы он не
чувствовал себя зажато и скованно, и зрителю было удобно просмотреть те
или иные мизансцены тела и пространства.
Чувство пространства и умение распределять свое тело в нем тренируется
путем упражнений из раздела «Освоение сценического пространства».
Раздел «Освоение сценического пространства» включает в себя упражнения
и игры для развития чувства собственного пространства (владение своим
телом, движением тела), пространства партнера и пространства всей сцены,
А также умения совмещать одновременно чувства всех трех объектов
внимания.
Целью данного раздела является создание условий для развития чувства
сценического пространства у каждого ребенка, занимающегося в группе,
оказание помощи в раскрытии творческих способностей средствами
театральных тренингов и игр.
4
Задачи раздела «Освоение сценического пространства»:
Образовательные - формирование представления о различных видах
пространства,
Развивающие – развитие чувства личного пространства, пространства
партнера и общего пространства сцены, а также стремления к саморазвитию,
Воспитательные - совершенствование творческой индивидуальности и
воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои
действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.
Раздел «Освоение сценического пространства» присутствует программе
каждого года обучения программы «Актерское мастерство».
На примере одного занятия рассмотрим механизм работы с детьми над
развитием сценического внимания.
Для реализации занятия необходимы следующие условия:
- количество детей от 10 до 15,
- разница в возрасте детей не должна превышать 3 года (например, от 8 до 11
лет, от 10 до 13 лет, от 12 до 15 лет),
- сцена или класс не менее 18 кв. м.
Основными формами и методами организации проведения занятия являются:
Формы организации детей:
- фронтальная,
- групповая,
Формы проведения занятия:
- практическое занятие – игра.
Продолжительность занятия – 45 минут.
5
План занятия «Освоение сценического пространства»
Раздел
Хронометраж
1.
Приветствие
1 -2 мин
2.
Разминка – настройка инструмента
5-7 мин
3.
Цикл упражнений «Мое тело – это я»
8 12 мин
4.
Цикл упражнений «Я и мой товарищ»
12 15 мин
5.
Цикл упражнений «Мир вокруг меня»
12 15 мин
6.
Игра - этюд
10 -12 мин
7.
Прощание
1 2 мин
6
Занятие «Освоение сценического пространства»
Приветствие (1-2 минуты)
Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно
опущены вдоль туловища.
Педагог стоит лицом к учащимся.
Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем
каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева,
аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами
приветствуем всех присутствующих в классе.
Разогрев – настройка инструмента (5 - 7 минут).
У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой
инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть,
валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент,
которым он должен владеть в совершенстве – это его тело!
Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть,
настроить на нужный лад. Для данного тренинга важно, чтобы аппарат
актера был расслаблен и податлив.
Педагог просит ребят представить, что они стоят перед зеркалом у себя дома
и собираются на важную встречу.
Предлагаемые обстоятельства: вся одежда, которую нужно одеть стала
невероятно мала, но выхода нет – нужно ее одеть. Медленно надеваем все
предметы одежды, начиная с колготок и заканчивая тесной обувью и верхней
одеждой. Затем пытаемся передвигаться в такой вымышленной тесной
одежде (все мышцы скованы, зажаты).
Следующее действие – резко срываем с себя все элементы придуманной
одежды, чувствуем свободу, расслабленность и комфорт. Именно такое
ощущение должно оставаться при выполнении всего тренинга.
Если в процессе тренинга у кого-то возникает зажим, можно повторить это
упражнение.
Цикл упражнений «Мое тело - это я»
Учащимся предлагается занять любое место в классе, принять удобное
положение тела, но, соблюдая обязательное условие – пространство класса
должно быть полностью заполнено (никаких скоплений нескольких человек
в одном месте или наоборот чересчур отдаление друг от друга).
Проделаем упражнение «вслед за огоньком» (2-3 минуты)
Педагог просит ребят закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на своем
теле, представить, что по нему блуждает теплый огонек.
7
По хлопку педагог называет ту или иную часть тела, куда «огонек
перебегает».
Задача воспитанников – отреагировать и проследить телодвижением
траекторию «огонька».
Далее следует упражнение «Эмоция» (2-3 минуты)
Ребятам также предстоит закрыть глаза, принять удобное положение тела.
По хлопку принять позу, которая выражает ту или иную эмоцию. Эмоцию
задает педагог (это может быть: радость, грусть, волнение, трепет и т.д.).
Также это упражнение можно проделывать вместе со звуковым
сопровождением по хлопку вместе с позой, выражающей эмоцию,
учащиеся должны воспроизвести односложный звук (за основу можно взять
любой слог: «МА», «БА», «ДА», и др.), также выражающий эмоцию,
заданную педагогом.
После проведем упражнение «Поза на стуле» (2-3 минуты)
Для этого упражнения понадобятся стулья (количество соответствует
количеству детей на занятии).
Учащиеся занимают, как и в предыдущих упражнениях, все пространство
класса. У каждого учащегося рядом стоит стул.
Задача воспитанником – по хлопку педагога – принять позу со стулом. Но
каждая последующая поза должна отличаться от предыдущей.
Это упражнение можно делать как всем вместе, так и по отдельности,
предлагая каждому учащемуся представить три-пять различных поз.
Цикл упражнений «Я и мой товарищ»
После упражнений, способствующих развитию чувства личного
пространства, перейдем к упражнениям, помогающим почувствовать
пространство партнера.
Упражнение «Поменяться местами» (4-5 минут) заключается в следующем:
Педагог предлагает воспитанникам встать парами, друг напротив друга.
Расстояние между партнерами не должно быть меньше, чем метр-полтора.
Также между парами ставится стул.
По хлопку ученикам предлагается замереть в любых позах. Следующий за
первым хлопком – сигнал о том, что партнерам нужно поменяться местами и
замереть в той позе, которой прежде был партнер. Но сделать это нужно
обязательно пройдя стул. Пройти через стул партнеры должны одновременно
и не коснувшись друг друга.
8
«Вверх - вниз» (4 5 минут)
Для следующего упражнения также понадобятся стулья. Ребята остаются в
парах: один встает на стул, другой внизу, лицом друг к другу, принимают
позы. По хлопку ребята должны поменяться местами, коснувшись друг друга
только один раз для опоры.
«Цветок и сорняк» (4-5 минут)
Для выполнения следующего упражнения учащимся предлагается лечь на
пол по парам.
Предлагаемые обстоятельства: один участник – семя цветка, другой –
сорняка. По хлопку семена начинают прорастать. Задача обоих семечек –
прорасти, согласно заданному характеру персонажа.
Затем поменяться ролями.
Цикл упражнений «Мир вокруг меня»
Для выполнения следующего упражнения «Хлопки» (4-5 минут) ребятам
снова следует занять все пространство класса.
Самый простой вариант выполнения упражнения, с которого всегда стоит
начинать – педагог хлопает, дети двигаются на хлопки. Можно условиться
так: один хлопок – один шаг. При этом, двигаясь по классу, важно соблюдать
следующее условие: занимать все пространство класса.
Несколько усложняя упражнение, можно предложить ребятам двигаться со
скоростью в 2 раза быстрее заданной хлопками, в 3 раза медленнее и д.
Хлопки прекращаются – все замирают. Проверяем – занято ли пространство
класса (сцены)
После выполнения упражнения «Хлопки» - выполним упражнение
«Встреча» (4-5 минут).
Ребятам предлагается двигаться по классу (сцене) с непрерывной скоростью,
которую ученик задает себе сам. С каждым, кто движется навстречу, следует
поздороваться взглядом.
Каждую секунду педагог может прервать упражнение для проверки – занято
ли пространство.
Упражнение усложняется тем, что ребятам предлагается здороваться
головой, ладонью, локтем, коленом, носком, пяткой, спиной. Каждый раз
добавляется по элементу.
Упражнение «Ожившие статуи» (4 5 минут).
Для выполнения этого упражнения – ребята занимают все пространство
класса (сцены), застывают в различных позах.
9
По хлопку педагога – дети меняют свое местоположение в классе (на сцене)
при этом меняя свою позу. После каждого хлопка – пространство класса
(сцены) должно быть занято.
«Игра – этюд на освоение сценического пространства» (5 7 минут)
Большая часть урока прошла, ребятам хочется отдохнуть. Для этого можно
провести с ними игру этюд.
Предлагаемые обстоятельства: лесная полянка, на которой обитают
различные насекомые, животные, растут цветы, трава, грибы и т.д.
Ребятам предстоит выбрать себе персонажа, линию которого он должен
выдержать от начала всего действия до конца.
Для первого раза надо условиться – кто есть кто, чтобы персонажи не
повторялись, в последующие разы – только определить в какой группе
состоит персонаж (растения, животные, насекомые и т.д.).
Действие начинается, каждый существует в выбранном образе, согласно
своей цели.
Важно отметить, что каждый на полянке должен определить свое личное
пространство, пространство партнера, если он с кем-то взаимодействует
(например, бабочка присела на цветочек, росинка скатилась по листику и
пр.), а также – свое местонахождение во всем сценическом пространстве – на
всей полянке.
Прощание
После игры – педагог просит встать ребят в первоначальный творческий
полукруг, выпрямить спину, улыбнуться друг другу и аплодисментами
поблагодарить себя за проведенный урок, поблагодарить друг друга и
попрощаться.
10
Материально-техническое обеспечение занятия.
Класс (сцена),
Стулья (по количеству учащихся в группе),
Мячи, шары.
11
Приложение 1.
Образец диагностической таблицы
Освоение занятия по теме «Освоение сценического пространства»
Фамилия, имя
учащегося
Разминка
«Мое тело – это я»
«Я и мой товарищ»
«Мир вокруг меня»
Игра
- этюд
«Вслед за огоньком»
«Эмоция»
«Поза на стуле»
«Поменяться местами»
«Вверх
вниз»
«Цветок
и сорняк»
«Хлопки»
«Встреча»
«Ожившие статуи»
12
Приложение № 2.
Анкета для учащегося.
Дорогой друг, отметь, пожалуйста, галочкой не более трех подходящих тебе
ответов.
1. Почему ты пришел в этот коллектив?
o Привели родители
o Увлекаюсь этим видом творчества
o Слышал от друзей
o Знаю педагога
2. Чего ты хочешь достичь, занимаясь в этом коллективе?
o Получить конкретные знания, умения по предмету деятельности
o Пообщаться
o Получить в дальнейшем профессию
o Измениться
o Заполнить свободное время
3. В моем коллективе меня привлекает:
o Совместное обсуждение волнующих меня проблем
o Общение со сверстниками
o Чувствую себя легко и уверенно
o Проведение праздников
o Общие интересные дела
o Атмосфера доброжелательности
o Поддержка в трудную минуту
o Здесь меня принимают
o Знакомство с городским пространством
o Гастрольная деятельность
4. В моем педагоге мне нравится то, что он:
o Интересный человек
o Отличный собеседник
o Профессионал
o Может всегда оказать помощь
o Общается «на равных»
o Дает ценную информацию
o Замечает самый маленький успех
13
Список использованной литературы:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: 1987,
2. Актерский тренинг по системе Станиславского.- М.: 2008,
3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг.- СПб.: 2006,
4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. –
СПБ.: 2008,
5. Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского.- М.: 2007,
6. Овсянников С. А. Зрелищность и выразительность театрализованного
представления. – СПб.: 2003,
7. Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.: 2003,
8. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М.: 2000.