Презентация "Образ русского богатыря"
Подписи к слайдам:
«Образ русского богатыря»
- В. М. Васнецов
- "Богатыри"
- Был тот Святогор-
- богатырь силы великой,
- ростом выше леса стоячего,
- головой упирался под
- облако ходячее.
- Земля-матушка носить его
- не могла. Конь под Святогором
- по колено проваливался.
- Держать его могли только горы,
- вот там-то он и проживал.
- Н. К. Рерих «Святогор»
- Вольга Святославич (Волх Всеславьевич)
- К. А. Васильев «ВОЛЬГА»
- К. А. Васильев
- «ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ»
- Добрыня
- Никитич
- В. Васнецов «Бой со змеем»
- Виктор Васнецов
- «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»
- Алеша Попович
- На пиру у князя
- Владимира Алеша Попович
- спасает от Тугарина Змеевича
- княжескую жену Апраксию,
- а народ русский - от тягот-
- податей неимоверных
- К.А. Васильев
- «Алеша Попович с
- невестой»
- Илья Муромец
- Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь.
- Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.
- Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.
- Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев .
- ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ
- В ГОРОДЕ МУРОМЕ
- В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде.
- Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами.
- «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».
- Микула Селянинович
- В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина. Непривычно дороги и красивы орудия пахоты:
- «У оратая кобыла соловая, Гужики у нее шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота».
- И. Я. Билибин
- «Вольга и Микула»
- К.А. Васильев «Вольга и Микула»
- «Удивился Вольга, поклонился пахарю:
- — Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища...
- Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.
- Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:
- — Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
- Послал Вольга трёх дружинников.
- Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».
- П. Д. Корин
- «Александр Невский»
- И. Глазунов
- «Князь Олег и Игорь»
- И. Глазунов «Князь Игорь»