Задания 24 ЕГЭ по русскому языку
Задание 24 ЕГЭ по русскому языку
Языковые средства речевой выразительности
1. Фонетические:
1. Аллитерация - повтор согласных, создающий образ.
Пример: Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно
шуршат камыши - стечение шипящих согласных помогает передать
шелест камышей.
2. Ассонанс - повтор гласных, создающий образ.
Пример: Люблю березу русскую то светлую, то грустную - передает
легкую грусть, нежность.
2. Лексические(тропы):
1. Эпитет - красочное, образное определение в переносном значении.
Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент
сравнения.
Пример: И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную
кровь.Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно
всматривается.
2. Сравнение - выражение или слово, в котором одно явление или
понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще
всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов,
начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что.
Пример: Как море бесшумное, волнуется все войско.Краткоречие,
точно жемчуг, блещет содержанием.
3. Метафора - троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору
называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение,
но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.
Пример: Летят алмазные фонтаны/С веселым шумом к облакам -
(сверкающие, как алмаз);Сонное озеро, слов моих сухие листья,
луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
4. Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению.
Пример: Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова.. (его
книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
5. Синекдоха - разновидность метонимии: целое выявляется через свою
часть или наоборот.
Пример: Каждую копейку в дом несет (деньги). И слышно было до
рассвета, как ликовал француз (французская армия).
6. Аллегория - изображение абстрактного понятия или явления через
конкретный образ.
Пример: Лиса - аллегория хитрости, заяц -трусости.
7. Ирония - слово или выражение, употребленное в смысле,
противоположном прямому.
Пример: Такой ты умный! (=глупый).
8. Олицетворение - неодушевленному предмету приписываются
свойства живого существа.
Пример: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.О ком
ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?.
9. Гипербола - преувеличение.
Пример: В сто сорок солнц закат пылал.
10. Литота - преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;Ниже
тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на сеете
сиротиночке Беспечально век прожить.
11. Перифраз(а) - слово или выражение заменяется синонимичным,
чтобы избежать повтора.
Пример: Лев = царь зверей. Нефть = черное золото. Утро года =
весна.
12. Синонимы - 1) Слова, различные по написанию, но близкие по
значению. 2)Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по
значению в условиях одного контекста.
Пример: 1)Победить-одолеть; бежать -мчаться.2)Останкинская игла
(башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
13. Антонимы - слова, имеющие противоположенные значения.
Пример: Коварство и любовь;Белей лишь блеск, чернее тень.
14. Архаизм - устаревшее слово или оборот речи.
Пример: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И
шестикрылый серафим На перепутье мне явился..
15. Диалектизм - слово или оборот бытующие в определённой
местности, социальной группе или профессии.
Пример: Петух - кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями -
скородить.
16. Жаргонизм - речь социальной группы, отличная от общего
языка, содержащая много искусственных слов и выражений.
Пример: «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.
17. Неологизм - слово, вновь образованное, появившееся в связи с
возникновением в жизни новых понятий.
Пример: «Бездарь» вместо «бездарность».
18. Афоризм - обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся
меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У
афоризма есть автор.
Пример: «У сильного всегда бессильный виноват»
19. Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое, целостное
по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой
речевой единицы.
Пример: Бить баклуши, положа руку на сердце, закадычный друг,
щекотливое положение.
3. Стилистические фигуры:
1. Анафора - повтор частей в начале строк (единоначатие).
Пример: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий
свод,Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы..
2. Эпифора - повтор частей, одинаковое синтаксическое построение
конца предложений.
Пример: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю
жизнь любил тебя.
3. Композиционный стык - повторение в начале нового предложения
слова или слов из предыдущего предложения, обычно
заканчивающих его.
Пример: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила,
вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
4. Антитеза - противопоставление.
Пример: Волос длинный - ум короткий; Я вчера задыхался от счастья,
а сегодня кричу от боли.
5. Градация - расположение синонимов по степени нарастания или
ослабления признака.
Пример: На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза.Но
ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и
духовно преодолеть..
6. Оксюморон - соединение слов, противоречащих друг другу, логически
исключающих друг друга.
Пример: Смотри, ей весело грустить такой нарядно
обнаженной.Мёртвые души, живой труп, горячий снег.
7. Инверсия - изменение обычного порядка слов. Обычно:определение
+ подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение.
Пример: Он пришёл - пришёл он; Досадно было, боя ждали..
8. Параллелизм - сравнение в форме сопоставления.
Пример: 1)прямой: Травой зарастают могилы - давностью
2)отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных
признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не
дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист
дрожит.
9. Эллипсис - пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко
восстанавливается из контекста.
Пример: Мужики - за топоры! (пропущено слово «взялись»).
10. Парцелляция - членение единого по смыслу высказывания на
самостоятельные предложения.
Пример: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
11. Многосоюзие - однородные члены или предложения,
соединенные повторяющимися союзами.
Пример: Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове
дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
12. Бессоюзие - однородные члены предложения соединяются без
помощи союзов.
Пример: Швед, русский колет, рубит, режет..
13. Риторический вопрос - вопрос, который задаётся не с целью
дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального
воздействия на читателя.
Пример: Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские
любят».
14. Риторическое обращение - обращение, направленное не к
реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Пример: Прощай, немытая Россия!
15. Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку
читателя, который должен мысленно докончить фразу.
Пример: Но слушай: если я должна тебе..кинжалом я владею,/Я близ
Кавказа рождена.
16. Парадокс - суждение, резко противоречащее здравому смыслу,
но глубокое по значению.
Пример: Трус умирает много раз, храбрец - только однажды.
17. Оценочная лексика - прямая авторская оценка событий,
явлений, предметов.
Пример: Пушкин - это чудо.
18. Экспрессивная лексика Слова выражающие ласку, шутку,
иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.
Пример: Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес,
забулдыга, трепач.
Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности
текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка..
Список терминов:
1) парцелляция
2) книжные слова
3) разговорные слова
4) ряд однородных членов
5) контекстные синонимы
6) анафора
7) риторическое восклицание
8) эпитет
9) синтаксический параллелизм
«Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е. А. Лаптев
использует разнообразные средства выразительности: так, в предложении 1 он
использует троп — (А)_____ («бурная дискуссия»). Синтаксическое средство —
(Б)_____ (в предложении 8) и лексическое средство — (В)_____ («шпана» в
предложении 13 — «разбойники» в предложении 15) — погружают нас в атмо-
сферу послевоенного детства рассказчика, а (Г)_____ («поковылял», «расшвы-
рял», «стукнул») помогают создать зримое представление о произошедшем слу-
чае».
(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах
современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в
адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они —это люди несостоявши-
еся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единствен-
но для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (З)При-
знаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти
слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться
над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее — сцена
из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль.
(5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-
то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.
(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами,
росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил. (8)Голод, посто-
янные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпеча-
ток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать
своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше
тебя уважали в мальчишеской компании.
(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс.
(11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно заде-
вал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли.
(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встрети-
ла местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, пе-
реложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами —указатель-
ным и средним — легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на
землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше.
(16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнес-
лась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем клас-
се, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными
этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учи-
теля, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель
поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь
нас обидеть.
(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца,
подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покрасне-
ла и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному жела-
нию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходи-
ла по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась,
потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо,
милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»
(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с
шести лет. (24)Но, когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе
и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся
матом — дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное
слово, шёпотом сказал Петьке:
(27)— Это называется мужская слабость.
(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи...
(29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильно-
го, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегод-
ня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по доро-
ге жизни.
«Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е. А. Лаптев
использует разнообразные средства выразительности: так, в предложении 1 он
использует троп — эпитет («бурная» — образное определение). Синтаксическое
средство — ряд однородных членов (в предложении 8 есть однородные подле-
жащие «голод, лишения, условия») и лексическое средство — контекстные си-
нонимы («шпана» в предложении 13 — «разбойники» в предложении 15) — по-
гружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а разговорные
слова («поковылял», «расшвырял», «стукнул») помогают создать зримое пред-
ставление о произошедшем случае».
Ответ: 8,4,5,3.
Тестовые варианты для задания 24 из Егэ по Русскому:
Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы
Пример 1:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) цитирование
3) анафора
4) просторечная лексика
5) вопросительные предложения
6) общенаучные термины
7) метафора
8) диалектизмы
9) риторическое обращение
«Разговор о смысле человеческой жизни А. Адамович начинает с ряда вопро-
сов, которые привлекают внимание читателя к главной проблеме текста.
Автор широко использует лексическое средство — (А)_____ («существова-
ние», «существо», «материя», «истина» и др.). Рассуждая о том, что такое
«настоящее», автор в предложении 24 использует такой троп, как (Б)_____
(«данный миг всего лишь мостик...»). Синтаксическое средство — (В)_____
(например, предложения 17, 18, 22) — помогает автору текста не только уси-
лить эмоциональный фон, но и показать остроту и значимость поднятой про-
блемы. Аргументируя свой взгляд на проблему, автор использует приём —
(Г)_____ (в предложении 13)».
(1)...Так в чём же смысл человеческого существования? (2)Не в вопросе ли
заключён ответ? (3)Не в том ли смысл появления человека на земле и во Все-
ленной, чтобы кто-то спрашивал? (4)Себя и целый мир: зачем мы и всё
зачем? (5)Если верно, что человек — осознавшая себя материя, своё суще-
ствование осознавшая, себя увидевшая со стороны материя, так кому же,
кроме как человеку, спрашивать: зачем? зачем? зачем?..
(6)С камня не спросится, что он камень, с чайки не спросится, что она
чайка... (7)С человека спросится.
(8)«Червь, — написал один из героев Даниила Гранина, — для того, чтобы
„делать землю"».
(9)«Человек, — скажем мы, — чтобы спрашивать». (10)И за червя, и за самоё
землю спрашивать: зачем всё? (11)Зачем земля и зачем червь, «делающий
землю»? (12)И самое главное «зачем» — зачем я, человек?
(13)«Простое размышление о смысле жизни, — говорил Альберт Швейцер, —
уже само по себе имеет ценность». (14)Человек смотрит в небо, на звёзды —
это ему необходимо потому, что он — человек. (15)Он смотрит не как верши-
на горы, дерево, кошка. (16)И смотрит, спрашивая и за себя, и за гору, и за
кошку: что и зачем?
(17)А что же сегодня главное, какие вопросы самые актуальные? (18)Не веч-
ные ли и есть самые актуальные? (19)Да, те самые, о которых часто дума-
лось: обождут, на то они и «вечные»!
(20)Вопрос жизни и смерти? — подумаешь, нам бы ваши заботы!
(21)Теперь это наша забота, именно наша — о жизни и смерти самой плане-
ты, во-первых, и, во-вторых, человечества, человека на ней. (22)И есть ли
что важнее и актуальнее таких вот вечных вопросов?
(23)Настоящее — то, что всегда охотно приносилось в жертву чему-то: ино-
гда — прошлому, а иногда — будущему. (24)Ведь данный миг всего лишь мо-
стик, чтобы «консерваторам» уходить в уютное, милое для них прошлое, а
«революционерам» рваться и увлекать за собой в будущее.
(25)И люди, что живут сегодня, обязательно хуже вчерашних. (26)И уж на-
верняка далеко им до тех, которые завтра придут!
(27)Но никогда не было так очевидно, что на них, на теперешних людях, всё
сошлось. (28)Каковы они ни есть, но, несомненно, от них зависит, сохранится
ли жизнь.
(29)Сегодня особенно ощутима истина: без прошлого человек не весь, без
устремлённости в будущее человеку невозможно, но главный смысл челове-
ческого существования всё-таки в том, чтобы вечно продолжалось настоящее
— жил и продолжался человек. (30)Смысл жизни — в самой жизни. (31)Ведь
действительно может оказаться, что человек — единственное во Вселенной
существо, которое сознаёт своё существование и спрашивает, спрашивает —
о смысле и целях собственного бытия!
(32)А это зачем? — можно спросить. (33)— Зачем, чтобы спрашивали?
(34)Давайте подождём миллиарды годиков и узнаем ответы на все «зачем».
(35)Главное — не оборвать цепь, не позволить прекратиться жизни...
Пример 2:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
Список терминов:
1) литота
2) эпитет
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) антонимы
6) однородные члены предложения
7) диалектизмы
8) риторический вопрос
9) вопросно-ответная форма изложения
«Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены
лоси и птицы. Троп — (А)_____ («жутковатая... тишина») — и синтаксическое
средство — (Б)_____ (предложения 16, 22) — помогают выразить отношение
автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журна-
лист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стре-
мится защитить природу. Автор также использует лексическое средство —
(В)_____ (в предложениях 11—12) и такой приём, как (Г)_____ (предложе-
ния 23—25)».
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молча-
ливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.
(5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и
птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической
жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что
корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корче-
вать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается
прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные
плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают.
(14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие
птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насеко-
мые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся те-
перь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи
людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление
жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем
человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким
людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряет-
ся эта потеря?
(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Со-
всем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А
там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество
вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».
(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил
тревогу:
(32) — Мы? (33) Л оси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция.
(35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных.
(Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также пони-
жается качество молока у коров...» (37)Вот видите, качество молока...
(38)Про лосей же ни слова...
(39) — Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же...
(41) — Мы согласно инструкции...
(42)Вот и весь разговор.
(43)...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осто-
рожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает
жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом
главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слы-
шать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в
лесу...
Пример 3:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
Список терминов:
1) метафора
2) сравнение
3) противопоставление
4) фразеологизм
5) цитирование
6) ряды однородных членов
7) эмоционально-оценочная лексика
8) риторическое обращение
9) вопросно-ответная форма изложения
«Излагая свои взгляды, автор предпочитает воздействовать прежде всего на
разум читателя, приводя факты и стараясь убедительно интерпретировать их.
Этому служат вводные конструкции, а также такие приёмы, как (А)_____ (в
предложениях 4, 24, 30), позволяющее опереться на мнение известных дея-
телей культуры, и (Б)_____ (предложения 18—19). Вместе с тем Н. Лебедев
выражает своё отношение к обсуждаемым вопросам, поэтому в тексте ис-
пользуются такие лексические средства, как (В)_____ («чтиво» в предложе-
нии 14), и (Г)_____ («разводят руками» в предложении 15)».
(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что
того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в
руках зла совершить не может.
(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пуш-
кина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек ра-
зумный, человек нравственный.
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу — источник знания». (5)К этому
следовало бы добавить, что хорошая книга — это и средство воспитания
чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний.
(6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны.
(8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX
века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене,
может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря
издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных де-
ревенских библиотек.
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным наро-
дом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А
будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неиз-
меримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социо-
логические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом спе-
циальная литература и книги, содержащие разного рода практические сове-
ты. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное
чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё
прочее. (15)«Спрос определяет предложение», — разводят руками издатели.
(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими
проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в
транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в авто-
бусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение застав-
ляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого
проникновения в текст.
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Киноре-
жиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна
женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она
расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочи-
тать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят.
(24)«В зале смеялись, — говорил Быков, — но это было давно».
(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что лите-
ратурные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографиче-
ские. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чув-
ственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы ге-
роев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение
телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, сви-
детельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприя-
тие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ
Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».
(31)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит
беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного обли-
ка, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в универ-
ситетской аудитории. (ЗЗ)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI
веке.
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!
Пример 4:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
Список терминов:
1) антитеза
2) метафора
3) сравнение
4) анафора
5) ряд однородных членов
6) лексический повтор
7) риторический вопрос
8) риторическое восклицание
9) эпитет
«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные сред-
ства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на чи-
тателя. Это приём — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также
тропы: (Б)_____ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48),
(В)_____ («стеклянные глаза» в предложении 24) и (Г)_____ («по лабирин-
там боли» в предложении 31)».
(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящева-
тые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли
Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал
толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.
—(3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! —
недоверчиво отмахивались от него. — (4)Откуда в наших местах антилопы?
—(5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
—(7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! —вкрадчи-
во спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в
большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не
смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел
на пастуха и тихо спросил его:
—(11)Ты точно антилопу видел?
—(12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! — пастух неуклюже перекре-
стился. — (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь — мясо испор-
тится!
—(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочкау
меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился
в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые круже-
ва синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во
льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не
нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж,
видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с
тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошеч-
ному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, сте-
кал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Са-
вушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом,
текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (ЗО)Она молчит, просто
смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты
видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабирин-
там боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стоя-
ла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Са-
вушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (Зб)Антилопа смотрела
на него, но почему-то не убегала.
—(37)Стой, стой, миленькая, стой! — шёпотом уговаривал её Савушкин.
(38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш при-
мостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой,
устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая
своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое по-
крывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин
вздохнул и попятился назад...
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела
землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
—(45)Вкусно, миленькая?
—(46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову
ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
Пример 5:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) литота
4) парцелляция
5) экспрессивно-оценочные слова
6) диалектизм
7) вопросительное предложение
8) разговорные синтаксические конструкции
9) метафора
«Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое
средство выразительности — (А)_____ (предложения 14, 18). Для описания
внутреннего состояния героини используются тропы: (Б)_____ («глаза свети-
лись от счастья» в предложении 31) и (В)_____ («тоскливое разочарование»
в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (в предло-
жении 36), обретает в тексте особую значимость».
(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине
девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города.
(З)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле цен-
трального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Се-
годня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись,
даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удиви-
тельном происшествии.
(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом
допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)— Мам, а почему нельзя?
(8)— Потому что... — раздражённо отвечала мать. (9)— Вон у отца отпраши-
вайся!
(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от
радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.
(11)— Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит
меня какая-то женщина... (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправле-
ния. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая,
видно, что ухоженная... (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла.
(16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне
пятьсот рублей... (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она по-
смотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте
себе!» (20)Представляешь, как повезло!
(21)— Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! — протянула жена. (23)— Ты
иди мой руки и давай садись ужинать...
(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь
прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы,
тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд...
(26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят
туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не
найдут.
(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в
параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнуш-
кой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах
осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её,
вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились
от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты
и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место,
получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал вни-
мания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шам-
панского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то
объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела
и сегодня.
(34)— Ну, получается, что я обманул тебя!
(35)— Меня? — она улыбнулась. (36)— Разве ты меня обманул?
(37)— А кого же! — сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
(39)...Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно
встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей... (41)Но
с отчаянием понял, что никогда не сделает этого.
(42)— Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! — потеряв терпение,
крикнула из кухни жена.
(44)«Разве ты меня обманул?» — вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть
остывающий суп.
Пример 6:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
писок терминов:
1) синтаксический параллелизм
2) ирония
3) разговорная лексика
4) эпитет
5) риторическое восклицание
6) развёрнутая метафора
7) фразеологизм
8) противопоставление
9) риторическое обращение
«О возможном будущем человечества известный писатель Владимир Соло-
ухин говорит очень эмоционально, взволнованно, используя такой троп, как
(А)_____ (в предложении 32). Ещё один троп — (Б)_____ (предложения
8−12, 23) — помогает автору отразить позицию тех, кто не думает о необхо-
димости сохранять природу, и в то же время выразить своё отношение к
таким людям. В тексте ощущается тревога автора. Её подчёркивает троп —
(В)_____ («зловещее чёрное пятно» в предложении 15). Призывая человека
задуматься над сложившейся ситуацией, писатель использует приём —
(Г)_____ («земля есть, а травы нет» в предложении 30)».
(1)Сушествует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда
его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным,
надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действи-
тельно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и бес-
препятственно дышим.
(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха нико-
го на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём
на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину за-
водского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь!
(9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же
засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.
(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен,
я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужай-
ку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолго-
ватой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился
сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, об-
разовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить
место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.
(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно,
испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день
ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от
глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало
ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )Подумаешь, высыпали шлак (же-
лезные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неуже-
ли такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать
и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и
есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на
горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начи-
наешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет.
(31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!
(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой
может оказаться после какой-нибудь космической или не космической ката-
строфы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности плане-
ты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
Пример 7:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
Список терминов:
1) диалектизм
2) эпитеты
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) вопросительное предложение
6) сравнительный оборот
7) просторечное слово
8) метафора
9) анафора
«Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство —
(А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого
передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй
текста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти»)
придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональ-
ность. Троп — (В)_____ (в предложении 28) − помогает создать образ безжа-
лостного времени. Синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 36) —
отражает глубину чувств юноши».
(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить
где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше... (2)Летом,
когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя пред-
ложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы.
(3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку,
парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.
(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши
владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой
траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему со-
бирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле
я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её
огромной, как ковш экскаватора, ложкой.
(6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и
совсем другое — жить ею в реальности.
(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно,
как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать
мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела
мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших
рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне
казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.
(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда
не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители.
(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незва-
ным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина
лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому
старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с
жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-
то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с
того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дро-
жали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву.
(17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек
плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз
старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:
(20)— Это мой дед! (21)Раныпе он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла
деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось...
(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым
щекам.
(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высо-
кая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел
костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке... (28)Вдруг
я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселен-
ную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, кото-
рые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог предста-
вить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони,
женщины сушили бельё... (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего!
(ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка
едва шевелилась среди камышей...
(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказал-
ся на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (Зб)Неужели человеку
нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?
(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей
циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко
шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли не-
когда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей
жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то
тихие голоса...
(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что
человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я по-
думал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я
обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну,
теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о про-
шлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.
Пример 8:
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенно-
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка..
Список терминов:
1) вопросительное предложение
2) диалектизм
3) олицетворение
4) термины
5) ряд однородных членов
6) сравнительный оборот
7) эмоционально-оценочные слова
8) синтаксический параллелизм
9) гипербола
«Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое
средство — (А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство —
(Б)_____ («душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение
персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 использует-
ся синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются
слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп —
(Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рас-
сказчика».
(1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать сла-
бость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком
очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом
деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе
не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего
подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого
делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и
бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не
помог, обманул, бросил, предал...
(6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые
спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-
другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не
даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его
хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душон-
ки — и только и видели вы этого горе-змееборца.
(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, кото-
рая несла большую хозяйственную сумку.
(11)— Девушка, вам помочь? — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы
перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение голо-
вой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое со-
гласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро
спросил:
(14)—Куда вам?
(15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!
(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный
сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то за-
мысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку вы-
браться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом распола-
гался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на
Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в
одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над неле-
постью нашей просьбы — найти нужный адрес в этом бесформенном нагро-
мождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу.
(23)Я то и дело менял руки.
(24)— Девушка, там у вас кирпичи?
(25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни...
(27)Господи, эти деревенские чудаки... (28)Картошку в сумке возить...
(29)Она на рынке пять рублей стоит... (30)Меня постепенно стала раздра-
жать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская
беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сум-
кой размером с багажно-почтовый вагон?
(32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но
нужного адреса всё не было. (ЗЗ)Просто так бросить девчонку было стыдно,
но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка
тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия.
(35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот ис-
пуганно-тревожный голос выводил меня из себя.
(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдер-
жал:
(39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В
тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес...
(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно по-
смотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла
лоб белой ладошкой.
(44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился
через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ни-
чего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я
пересёк улицу, потом ещё один проулок... (48)А потом пошёл в университет.
(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о
забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось,
что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой вы-
сматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парали-
зованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая
совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на оста-
новке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.
Ответы:
1) 6,7,5,2
2) 2,8,5,9
3) 5,9,7,4
4) 6,3,9,2
5) 8,9,1,7
6) 6,2,4,8
7) 6,2,8,5
8) 1,7,5,3