Презентация "Учимся писать сжатое изложение" 9 класс

Подписи к слайдам:
  • Тема "Учимся писать
  • сжатое изложение"
ЦЕЛЬ УРОКА
  • Будем работать с текстом;
  • Анализировать его;
  • Отработаем навыки написания сжатого изложения;
  • Вспомним методы компрессии текста.
  • Полное изложение
  • Сжатое изложение
  • Максимально полно
  • воспроизвести
  • содержание исходного
  • текста с сохранением
  • особенностей авторского
  • стиля
  • Кратко изложить
  • содержание исходного текста,
  • не допуская искажение фактов
  • и используя ключевые
  • авторские слова.
  • Воспроизвести основное
  • содержание текста,
  • сохраняя композицию,
  • логическую последовательность,
  • стиль и тип речи
  • исходного текста
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ
  • 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА
  • 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ
  • 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
  • 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ
  • 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
  • Исключение подробностей и деталей
  • Обобщение конкретных,
  • единичных явлений
  • Упрощение синтаксических структур
ТИПЫ РЕЧИ
  • рассуждение
  • описание
  • повествование
СТИЛИ РЕЧИ
  • Книжный Разговорный
  • Научный Публицистический
  • Деловой Художественный
  • Куприн
  • (по очерку Б.Д.Челдышева
  • «В поисках пропавших рукописей»)
ПАМЯТКА
  • Прослушайте текст.
  • После первого чтения текста выполните следующие шаги:
  • Определите тему текста (о чем текст?).
  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
  • Прослушайте текст во второй раз.
  • Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  • Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  • Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  • Он был « един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в
  • одном лице писателе Куприне.
  • Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремёсла и «отображать» потом жизнь во всём её многообразии?!
  • Всё было значительно проще. Он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём . Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, - говорил Куприн, - встречались люди с самыми неожиданными биографиями – фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».
  • Когда Александр Иванович решил поступить в рыбацкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.
  • Тяжелый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырех стенах кабинета.
  • Любопытно, что Куприна меньше всего тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.
  • Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного» человека или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.
  • Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – всё записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.
  • Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
  • Какова тема текста?
  • Каков стиль текста?
  • Каков тип речи?
ВЫДЕЛЯЕМ МИКРОТЕМЫ:
  • «Един и многолик».
  • Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём.
  • Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом.
  • Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы.
РАБОТАЕМ С ПЕРВОЙ МИКРОТЕМОЙ
  • Он был « един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова,
  • своеобразным и неповторимым.
  • «Многолик» потому, что были ещё Куприны:
  • один – землемер, другой – грузчик,
  • третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре.
  • И много, много других.
  • Но всё это рабочее воинство совмещалось в
  • одном лице -
  • писателе Куприне.
РАБОТАЕМ СО ВТОРОЙ МИКРОТЕМОЙ
  • Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремёсла и «отображать» потом жизнь во всём её многообразии?!
  • Всё было значительно проще.
  • Он был очень любопытным и любознательным
  • человеком.
  • Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди,
  • занятые в нём . Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, - говорил Куприн, - встречались люди с самыми неожиданными биографиями – фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».
  • Когда Александр Иванович решил поступить в рыбацкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.
  • Тяжелый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырех стенах кабинета.
РАБОТАЕМ С ТРЕТЬЕЙ МИКРОТЕМОЙ
  • Любопытно, что Куприна меньше всего тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда.
  • Он был убежден: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом.
  • Непосредственное участие в труде, а не
  • наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.
  • Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.
  • Даже во время творческого подъёма писатель
  • мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного» человека
  • или писать в таких условиях, в которых иной литератор не
  • составил бы и двух фраз.
РАБОТАЕМ С ЧЕТВЁРТОЙ МИКРОТЕМОЙ
  • Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова.
  • Он трудился как мастер-
  • ювелир, отчеканивая фразы.
  • Меткое слово, услышанное случайно,
  • афоризм, художественная деталь – всё записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.
  • Год проходит за годом. Писатель всё дальше
  • и дальше
  • уходит от нас
  • в историю. Не стареют лишь его книги.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ:
  • Он был «един и многолик». «Един», потому, что был
  • Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик»
  • потому, что были и ещё Куприны разных профессий. Но всё это
  • рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.
  • Он был очень любопытным и любознательным человеком. Его
  • любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди.
  • Куприн был убеждён: ничто не даёт такой богатый материал,
  • как близкое знакомство с простым людом. Даже во время
  • творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради
  • случайно встретившегося «интересного человека».
  • Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы.
  • Писатель всё дальше уходит от нас в историю. Не стареют
  • лишь его книги.
Итог урока
  • - Я хотела бы, чтобы вы оценили себя, насколько % вы готовы на сегодняшний день к такой форме ЕГЭ? Поставьте этот % себе в тетрадь.
  • - Почему? Что тебе нужно повторить? Над чем необходимо поработать?
  • Домашнее задание: Подготовка к ЕГЭ (А и В) – вариант 5,6.
  • Спасибо за урок.