Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (теория)"
Подписи к слайдам:
- эпиграфы;
- диалоги;
- монологи;
- эпизоды;
- все художественные описания – портреты, пейзажи и т.д.
Обратная композиция |
Действие начинается с конца событий, а затем восстанавливается в эпизодах временной ход действия и разъясняются причины происходящего |
Кольцевая композиция |
События начала и конца происходят в одном месте с одними и теми же героями; автор использует повтор художественных описаний и т.п. |
Зеркальная композиция |
Структура произведения основана на симметрии образов, эпизодов и т.д. |
Приём ретроспекции |
Действия возвращаются в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования. |
Рассказ в рассказе |
При использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя. |
- последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения;
- развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его основные черты и характеристики, подобная композиция предполагает постепенное нарастание действия и кульминацию переживаний, которая обычно приходится на финал;
- сопоставление двух образов, вступивших в художественное взаимодействие: такая композиция строится на приёме антитезы, или противопоставления.
Вспомогательные вопросы к текстуальному комментарию
2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание?
3. Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
1. На каком материале автор раскрывает проблему?
4. Почему именно эти аспекты его волнуют?
Обратите внимание на третий вопрос: именно он поможет проследить за ходом авторской мысли. Аспекты проблемы помогут увидеть:- композиционные приёмы, использованные автором;
- подтекст (способность слов, словосочетаний предложений в отдельных фрагментах текста таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста).
- заглавия, предисловия (если они есть);
- языковых особенностей;
- узловых моментов текста;
- художественных деталей.
Часть текста |
Роль данной части |
Зачин |
Играет важную роль в развёртывании темы, проблемы; в нём начало авторской мысли; чаще всего зачин даёт возможность понять, какую цель поставил автор и почему он считает, что данная проблема, им исследуемая, актуальна и важна читателю. |
Часть текста |
Роль данной части |
Основная часть |
Как правило, авторы исследуют круг известных проблем, и авторская своеобразная трактовка (подбор фактов, примеров, аргументов и т.д.) должна оказать на читателя глубокое воздействие, вовлечь в обсуждение вопросов, волнующих автора, заставить по-новому взглянуть на давно известное. |
Концовка текста |
Авторская мысль приходит к логическому завершению. Читатель должен задуматься над решением поднятой проблемы, прийти к определённым выводам, согласившись с автором или возразив ему. |
- Внимательно прочитать текст.
- Определить стиль и тип исходного текста.
- Составить тезисный или цитатный план.
Публицистический стиль |
Художественный стиль |
Публицистика отражает реальную жизнь. |
Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир. |
Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому
- автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя; |
Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах; |
Публицистический стиль |
Художественный стиль |
|
Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы: а) дать возможность читателю представить описываемые события; б) передать свои эмоции; в) вызвать ответные чувства и переживания.
-авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.; - авторскую позицию чаще всего помогает увидеть подтекст. |
Описание |
Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору. |
Повествование |
Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию. |
Рассуждение |
Рассматривая определённую проблему на каком-либо частном примере, автор выдвигает тезис, аргументирует его, делает вывод. Читатель же должен за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему и сформулировать её. |
- исходный текст разделить на микротемы – предложения, объединённые одной мыслью и отражающие определённый аспект проблемы;
- выделить основную мысль каждой микротемы;
- сформулировать данную мысль;
- записать её в виде пункта плана.
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Дидактическая игра "Собери слово" 5 класс
- Презентация "Виды словосочетаний" 5 класс
- Открытый урок "Словосочетания. Виды словосочетаний" 5 класс
- Методическая разработка урока "Определенно-личные предложения" 8 класс
- Презентация "Путешествие в страну фонетика" 5 класс
- Конспект урока "Сочинение-рассказ по картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»" 5 класс