Конспект урока "Сочинение-рассказ по картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»" 5 класс

1
Автор:
учитель русского языка
и литературы МКОУ
СОШ с. Накоряково
Огородникова Ольга
Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Сочинение-рассказ по картине А.А.Дейнеки «Оборона
Севастополя»
Цели урока:
1. познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа на основе
изображенного на картине.
2. научить пятиклассников составлять план сочинение.
3. повторить и обобщить сведения о средствах выражения замысла
художника.
4. активизировать лексику на тему войны.
Оборудование урока: репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона
Севастополя»
Ход урока
Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
1. Александр Александрович Дейнеки родился 8 мая 1899 года в Курске, в
семье железнодорожного рабочего. Уже в детстве у мальчика появляется два
непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском
железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По
рекомендации своих наставников в 1915 1917 годах он получает
художественное образование в Харьковском художественном училище.
Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать
певцом революции и новой жизни .
В 1919 – 1920 годах он служит в Красной Армии, участвует в обороне
родного Курска от белых войск, но не забывает о своем призвании.
После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где
он получает возможность продолжить художественное образование.
В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют
европейские мастера.
В тридцатые годы Александр Александрович снова сливает воедино две свои
давние страсти: живопись и технику, пишет картины на тему авиации. Еще
один принципиально новый вид работы для Дейнеки настенная роспись. В
это время творчество живописца пользуется популярностью и признанием не
2
только на родине, но и за границей. В 1937 году панно «Знатные люди Страны
Советов» приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и
выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна
ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на
фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные
произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) первая в
этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение «Сгоревшая
деревня» (1942), гневом и ненавистью к врагам дышат эти картины, написанные
в годы Великой Отечественной войны, в то время как ранние работы Александра
Александровича Дейнеки воплощают пафос советской истории 1920 30-х годов,
ее наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и
прогресса живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона
Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников
города. Это одна из наиболее знаменитых картин А.А.Дейнеки. созданная в
Москве в 1942 году, она в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-
Петербурге. Импульсом к созданию картины послужили фотографии
разрушенного Севастополя, которые Дейнеки увидел в начале 1942 года.
Замысел картины родился у художника при просмотре своих материалов,
альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнеки, очень любивший этот город, был
потрясен произошедшими трагическими переменами. У него возникает идея
написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников
города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в
действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные
бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч
плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с
обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был
Микеланджело, барочное буйство человека и природы…" Вернувшись, художник
соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и
создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942),
страшное и величественное.
2. Александр Александрович Дейнека народный художник, во время
Великой Отечественной войны в 1942 году написал картину «Оборона
Севастополя», которую посвятил мужественным защитникам города-героя.
Оборона Севастополя военно-морской базы Черноморского флота в
период Великой Отечественной войны длилась 250 дней с 30 октября 1941
года по 4 июля 1942 года.
Защитники города держались стойко. Они проявили чудеса храбрости и
героизма, покрыли себя неувядаемой славой.
Тема картины последние бои за Севастополь летом 1942 года. На полотне
изображен бой на набережной города. Советские матросы самоотверженно
сражаются с фашистами. Бой в разгаре. Черноморцы смело идут в атаку на
наступающих врагов. Матросы уничтожают фашистов гранатами, колют
штыками, бьют прикладами, стреляют из автоматов. Севастополь горит.
3
Фашистский самолет бросает бомбы на город. Вражеский танк прорвался к
морю, но здесь его подбили наши моряки. Фашистские солдаты лежат убитые
на севастопольской набережной.
3. Беседа по картине.
- Кого вы видите на переднем плане картины?
( На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий
связку гранат в наступающих врагов, справа лежит убитый солдат-захватчик.
Смерть нашли фашистские оккупанты на нашей земле.)
- Опишите матроса на переднем плане картины.
Матрос изображен во весь свой богатырский рост. Он молодой,
широкоплечий, могучего телосложения. Широко расставив ноги, матрос,
приготовился бросить тяжелую связку гранат. Наверное, он уже не раз ходил в
атаку на врага:
Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в
сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и
готовность остановить врага. Мы как будто чувствуем его дыхание и
напряженность. На лице кровь, брюки на колене разорваны, бескозырка
потеряна, русые волосы спадают на крутой лоб
Достигая достоверности изображаемого, Дейнеки сдвинул фигуру
пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство,
необходимое для полета связки гранат. Величественная фигура матроса в
последнем отчаянном броске придает динамику и драматизм всей композиции.
Автор умело показывает весь напор надвигающихся немцев, используя
композиционный прием – торчащие справа штыки от винтовок.
- Кто изображен слева на втором плане картины?
Советский матрос с гранатой в руке. Он без рубашки, у него красивое
могучее тело, зарево пожара освещает его спину и затылок. На помощь
черноморцам, бросающим гранаты, бегут два матроса с автоматами. Один из
них- молодой парнишка – смело рвется в гущу боя, где он сейчас очень нужен.
- Как художник А.Дейнека изобразил советских матросов в глубине
картины справа?
Советские матросы единой цепью со штыками наперевес атакуют врага. Их
бег стремителен, они полны решимости отстоять родной город. Под их
напором цепь фашистских солдат смешалась, дрогнула. Один матрос
врукопашную схватился с фашистом. Наверное, в его автомате кончились
патроны, а новый диск с патронами, висящий на поясе, некогда поставить.
Матрос удобно перехватил автомат и бьет им фашистов. На лице его
бесстрашие. В центре картины матрос, которого, видимо, сразила вражеская
пуля: голова поникла, из выпадает оружие. Но он делает еще шаг навстречу
врагу. На дальнем плане картины Дейнеки рисует бегущих матросов, потому
что люди в движении излюбленная тема для живописца. По мере удаления
матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей
агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после
вступают в бой с ним. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга,
4
выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному
сюжету.
- А как показаны на картине фашистские захватчики?
На переднем плане вниз лицом лежит убитый фашист. Дальше лежит
другой. Фашиста, лежащего замертво у ног моряка, мастер специально
изображает несоразмерно маленьким по отношению к главному герою
картины, говоря тем самым, как слаб и беспомощен враг перед нашей армией.
Бесславно закончили они свою жизнь в чужой стране. Но гитлеровских солдат
много. Они сплошной стеной идут на защитников города.
- Как вы думаете, для чего художник справа показал ряд штыков?
Художник хотел показать, что гитлеровских солдат много, гораздо больше,
чем защитников Севастополя. Кроме того, художник этим подчеркивает
геройство и бесстрашие черноморцев: на них направлены штыки, а они
уничтожают врагов, презирая смерть. Советские матросы не боятся ни
фашистских пуль, ни штыков, ни танков, ни самолетов.
- Как художник передает разгар боя?
Все люди в движении, в порыве атаки. Еще миг и моряки врежутся в ряды
врагов, сомнут их, будут колоть штыками и бить прикладами.
- Что изображено на заднем плане картины?
Разрушенный город, зарево пожаров.
4.Рассмотрим колорит картины.
- Опишите небо, море, набережную.
Небо различных оттенков: темно-синее, темно-серое, черное от дыма; темно-
красное, желтое, розовое от зарева пожарищ. Море темное, холодное,
фиолетовое, а набережная написана бело-розовыми, голубыми красками.
Красный цвет неба самый яркий контрастируют с белым цветом формы
морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще
сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на
полотне изображен день. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт
пропитан копотью и дымом. Можно предположить, что над происходящей
драматической схваткой добра со злом есть еще живой небесный свод,
который позволяет падать солнечным лучам на солдат в правой части холста.
Этот свет подчеркивает движения людей, делая складки на одежде
контрастнее, падая на лица, помогает сильнее передать эмоции матросов. На
мой взгляд, художник специально скрывает от нас чистое небо, но
одновременно дает понять, что оно еще живет среди взрывов снарядов, среди
огня и черного дыма, ассоциирует его с надеждой, которая умрет только тогда,
когда последний солдат сделает свой последний вздох.
- Какова основная мысль картины?
5
Герои-севастопольцы остаются непобедимыми. Художник Дейнека показал
беспримерное мужество, отвагу, бесстрашие, презрение к смерти, лютую
ненависть к фашистским захватчикам, героизм защитников Севастополя.
- А какие мы видим краски при описании матросов?
Наши матросы написаны белыми, желтыми, розовыми красками, а
фашистские солдаты, их штыки, самолет, танк черными, темно-зелеными,
темно-серыми красками. Таким образом, художник и цветом подчеркивает
основную мысль картины – столкновение двух сил: светлых и темных.
- Какое значение имеет картина в наши дни? Какие чувства вызывает у
вас полотно А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»?
Этому произведению более 60 лет, но и сейчас мы с волнением смотрим на
это полотно. Оно рассказывает о мужестве и героизме советских людей в
Великой Отечественной войне. Картина вызывает чувство гордости за наш
народ. Подвиг севастопольцев не будет забыт. Эта картина изображает не
падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор
показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине.
Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной
форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей
победе.
5. Словарно-стилистическая работа.
Давайте подберем глаголы, которые уместно использовать для
описания сражения.
Советские моряки атакуют, наступают, сражаются, нападают, борются,
бьются, стреляют, уничтожают, колют штыками; гранаты бросают, швыряют,
кидают; сопротивляются, обороняются, защищаются.
6. Составление плана сочинения.
- О чем мы говорили в начале урока?
О героической обороне Севастополя, о художнике А.А.Дейнеке, о теме
картины
- Подумайте, как можно озаглавить вступительную часть сочинения?
Героизм защитников Севастополя, краткие сведения о художнике, тема
картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя».
- О чем вы будете писать в основной части сочинения и в какой
последовательности?
О том, что изображено на картине. Сначала опишем матросов с гранатами и
черноморцев, атакующих врагов, затем фашистов и само сражение. Также
надо сказать о фоне картины, описать море, небо.
6
- А как можно по-другому построить основную часть сочинения?
Можно сначала описать бой, затем- матросов, а потом фашистов,
изображенных на картине.
- Вспомните, о чем мы говорили в заключительной части беседы?
О замысле художника, о значении картины в наше время, о чувствах,
которые вызывает у вас картина.
План сочинения по картине
1. Мое первое впечатление от картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»
2. Героизм защитников Севастополя.
А) Бой в разгаре.
Б) Рукопашная схватка.
В) Матрос со связкой гранат.
Г) Мужество и храбрость советских матросов.
3. Значение картины в наши дни.
7
Приложения
Материалы для детей
1. Александр Александрович Дейнеки родился 8 мая 1899 года в Курске, в
семье железнодорожного рабочего. Уже в детстве у мальчика появляется два
непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском
железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По
рекомендации своих наставников в 1915 1917 годах он получает
художественное образование в Харьковском художественном училище.
Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать
певцом революции и новой жизни .
В 1919 – 1920 годах он служит в Красной Армии, участвует в обороне
родного Курска от белых войск, но не забывает о своем призвании.
После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где
он получает возможность продолжить художественное образование.
В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют
европейские мастера.
В тридцатые годы Александр Александрович снова сливает воедино две свои
давние страсти: живопись и технику, пишет картины на тему авиации. Еще
один принципиально новый вид работы для Дейнеки настенная роспись. В
это время творчество живописца пользуется популярностью и признанием не
только на родине, но и за границей. В 1937 году панно «Знатные люди Страны
Советов» приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и
выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна
ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на
фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные
произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) первая в
этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение «Сгоревшая
деревня» (1942), гневом и ненавистью к врагам дышат эти картины, написанные
в годы Великой Отечественной войны, в то время как ранние работы Александра
Александровича Дейнеки воплощают пафос советской истории 1920 30-х годов,
ее наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и
прогресса живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона
Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников
города. Это одна из наиболее знаменитых картин А.А.Дейнеки. созданная в
Москве в 1942 году, она в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-
Петербурге. Импульсом к созданию картины послужили фотографии
разрушенного Севастополя, которые Дейнеки увидел в начале 1942 года.
Замысел картины родился у художника при просмотре своих материалов,
альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнеки, очень любивший этот город, был
потрясен произошедшими трагическими переменами. У него возникает идея
написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников
города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в
8
действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные
бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч
плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с
обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был
Микеланджело, барочное буйство человека и природы…" Вернувшись, художник
соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и
создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942),
страшное и величественное.
2. Александр Александрович Дейнека народный художник, во время
Великой Отечественной войны в 1942 году написал картину «Оборона
Севастополя», которую посвятил мужественным защитникам города-героя.
Оборона Севастополя военно-морской базы Черноморского флота в
период Великой Отечественной войны длилась 250 дней с 30 октября 1941
года по 4 июля 1942 года.
Защитники города держались стойко. Они проявили чудеса храбрости и
героизма, покрыли себя неувядаемой славой.
Тема картины последние бои за Севастополь летом 1942 года. На полотне
изображен бой на набережной города. Советские матросы самоотверженно
сражаются с фашистами. Бой в разгаре. Черноморцы смело идут в атаку на
наступающих врагов. Матросы уничтожают фашистов гранатами, колют
штыками, бьют прикладами, стреляют из автоматов. Севастополь горит.
Фашистский самолет бросает бомбы на город. Вражеский танк прорвался к
морю, но здесь его подбили наши моряки. Фашистские солдаты лежат убитые
на севастопольской набережной.
Пример сочинения (по материалам Интернета)
Сегодня на уроке русского языка мы впервые увидели картину большого
мастера живописи А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя». Она произвела на нас
большое впечатление, поэтому хочется поделиться со всеми об увиденном и
рассказать о том, что же мы увидели и узнали об этой картине.
Эта картина напомнила нам фильм о Великой Отечественной войне: на ней
все показано в движении, так и ждешь, что же произойдет дальше. На картине
изображен момент рукопашного боя. На переднем плане в полный рост
изображен раненый матрос, бросающий связку гранат в наступающих врагов.
Моряк ранен, по его лицу стекает струйка крови, но он продолжает биться с
гитлеровцами. Матрос изображен во весь свой богатырский рост. Он молодой,
широкоплечий, могучего телосложения. Широко расставив ноги, матрос,
приготовился бросить тяжелую связку гранат. Наверное, он уже не раз ходил в
атаку на врага.
Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в
сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и
готовность остановить врага. Мы как будто чувствуем его дыхание и
напряженность. На лице кровь, брюки на колене разорваны, бескозырка
потеряна, русые волосы спадают на крутой лоб.
9
Сзади него молодой матрос без тельняшки тоже замахнулся гранатой. В
центре картины на втором плане отряд матросов идет в штыковую атаку.
Советские матросы единой цепью со штыками наперевес атакуют врага. Их бег
стремителен, они полны решимости отстоять родной город. Под их напором
цепь фашистских солдат смешалась, дрогнула. Один матрос врукопашную
схватился с фашистом. Наверное, в его автомате кончились патроны, а новый
диск с патронами, висящий на поясе, некогда поставить. Матрос удобно
перехватил автомат и бьет им фашистов. На лице его бесстрашие. В центре
картины матрос, которого, видимо, сразила вражеская пуля: голова поникла,
из рук выпадает оружие. Но он делает еще шаг навстречу врагу. На дальнем
плане картины Дейнеки рисует бегущих матросов, потому что люди в
движении – излюбленная тема для живописца.
Наши матросы написаны белыми, желтыми, розовыми красками, а
фашистские солдаты, их штыки, самолет, танк черными, темно-зелеными,
темно-серыми красками. Таким образом, художник и цветом подчеркивает
основную мысль картины – столкновение двух сил: светлых и темных.
На заднем плане картины изображен разрушенный город, руины домов,
зарево пожарищ. Фон картины резкий, и кажется, что краски тоже, как и люди,
вступают в борьбу.
Этому произведению более 60 лет, но и сейчас мы с волнением смотрим на
это полотно. Оно рассказывает о мужестве и героизме советских людей в
Великой Отечественной войне. Картина вызывает чувство гордости за наш
народ. Подвиг севастопольцев не будет забыт. Эта картина изображает не
падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор
показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине.
Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной
форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей
победе.