Презентация "Художественный стиль речи" 10 класс
Подписи к слайдам:
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ НА ТЕМУ: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ИСКУССТВО ОБРАЗНОЙ РЕЧИ»
- Язык неистощим в соединении слов.
- А. Пушкин.
- Выполнила: преподаватель русского языка и литературы «ВТЖТиК Якубовская Л.И.
- Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
- Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в
- этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
- Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
- Произведения Пушкина гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.
- Зима!..Крестьянин, торжествуя
- На дровнях обновляет путь…
- Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
- Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
- В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
- метафора
- ирония
- эпитет
- Аллего-
- рия
- синекдоха
- Олицет-
- ворение
- литота
- гипербола
- сравне-ние
- Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
- Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
- В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
- Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.
- Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)
- Метафора - употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений
- Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, что бы пояснить одно из них при помощи другого.
- Эпитет - образное определение.
- Метонимия - троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.
- Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого – либо явления.
- Литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления.
- Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному
- Аллегория - выражения отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе
- Олицетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.
- Перифаза - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого – либо предмета описательным выражением
- Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения
- Эпифора – повторение слов или выражения в конце соседних, смежных предложений
- Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.
- Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.
- Метафоры
- … ветренное племя
- Растёт, волнуется, кипит
- И к гробу прадедов теснит.
- (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
- Сравнение.
- И вы подобно так падёте,
- Как с древ упавший лист падёт!
- И вы подобно так умрёте,
- Как ваш последний раб умрёт.
- (Г.Р. Державин, «Властителям и судиям»)
- Эпитеты
- Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,
- А там лазури тающая нежность…
- Как будто из действительности чудной
- Уносишься в волшебную безбрежность.
- (А,А. Фет, «Горное ущелье»)
- Метонимии
- Такой нам надобен язык, как был у греков
- Какой у римлян был и, следуя в том им,
- Как ныне говорит Италии и Рим.
- (А. Сумароков)
- Синекдоха.
- И слышно было до рассвета,
- Как ликовал француз…
- (М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
- Гипербола
- «В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал , вздулась и на десять вёрст разлилась».
- (М.Е Салтыков – Щедрин «Самоотверженный заяц»).
- Аллегория
- В те дни, в таинственных долинах,
- Весной при криках лебединых,
- Близ вод, сиявших в тишине,
- Являться муза стала мне.
- (А,С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
- Анафора
- Ты и убогая,
- Ты и обильная,
- Ты и могучая,
- Ты и бессильная…
- (Н,А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
- Градация
- Пусть громы небо потрясают ,
- Злодеи слабых угнетают ,
- Безумцы хвалят разум свой!
- Мой друг! Мы не тому виной.
- (Н.М. Карамзин)
- Инверсии
- Ни полный гордого доверия покой,
- Ни тёмной старины заветные преданья
- Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
- (М.Ю. Лермонтов, «Родина»)
- Рефрен
- Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок,
- Пред скамьей ты чертила блестящий песок,
- Я мечтам золотым отдавался вполне, -
- Ничего ты на все не ответила.
- Я давно угадал, что мы сердцем родня,
- Что ты счастье своё отдал за меня ,
- Я рвался, я твердил не нашей вине, -
- Ничего ты на все не ответил мне.
- (А.А. Фет, «Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок…)
- Антитеза
- И невозможное возможно,
- Дорога долгая легка,
- Куда блеснет в дали дорожной
- Мгновенный взор издалека…
- (А. Блок , «Россия»)
- 2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
- Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
- - Нет, нет, я одна. Туды я одна.
- Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)
- 3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
- Бурлит река вся в кружеве белой пены.
- На бархате лугов алеют маки.
- На рассвете родился мороз.
- (М. Пришвин).
- 4. Воплощение образной мысли автора
- Я мечтою ловил уходящие тени,
- Уходящие тени погасавшего дня.
- Я на башню всходил. И дрожали ступени.
- И дрожали ступени под ногой у меня
- (К. Бальмонт)
- 5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
- Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
- Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.
- 6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
- Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).
- В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)
- 7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно).
- Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)
- Спасибо за внимание!
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Презентация "Смысловые группы наречий" 10 класс
- Презентация "ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ В ЖАНРЕ-ЭССЕ" 10 класс
- Презентация "Стили речи" 10 класс
- Презентация "Словосочетание" 10 класс
- Презентация "Чередующиеся гласные в корне слова" 10 класс
- Презентация "Молодежный сленг, как показатель развития общества" 10 класс