Роль ударения в словах русского языка

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №19»
города Казани Республики Татарстан
Выступление на тему:
Роль ударения в словах русского языка
Подготовила
учитель начальных классов
Поверенова Ольга Васильевна
г.Казань
2015
Умение правильно ставить ударение в словах русского языка важно как
для уроков русского языка, так и для уроков литературного чтения.
Систематический курс русского языка включает в себя фонетику орфоэпию,
графику, лексику, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и
пунктуацию, развитие речи. При изучении фонетики и орфоэпии
обучающиеся сталкиваются с понятием ударения русского языка. В
«Толковом словаре» С.И. Ожегова можно прочитать: «Ударение это
выделение слога, слова силой голоса или повышением тона, а также значок,
показывающий такое выделение».
Работа над развитием правильной устной и письменной речи
начинается с первого класса. Идёт интенсивное развитие речевого аппарата
обучающихся за счёт использования различных частоговорок, упражнений на
развитие дикций и интонаций, скороговорок, артикуляционной гимнастики.
В работе над ударением можно выделить три направления:
1. формирование у учащихся представления о словесном ударении и его
роли в русском языке,
2. ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения
разноместностью и подвижностью,
3. формирование у школьников умения находить и выделять в слове
ударный слог.
Понятие «словесное ударение» относится к числу фундоментальных
понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием
необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для
воспитания произносительно - слуховой культуры младших школьников.
Педагог специально обучает детей тому или иному способу
произнесения слова для определения места ударения: с намеренным
протягиванием ударного слога при целостном произнесении слова (чааайка);
с вопросительной интонацией, когда непроизвольно ударный слог
произносится с еще большей силой (Это ЧАЙка?); с искусственным
перемещением ударения со слога на слог (чАйка, чайкА). Оформляющая
функция словесного ударения легко осознается учениками, если попросить
их произнести слово, переместив место ударения, или дать образец такого
неверного произнесения. Удивите учеников: без предупреждения обратитесь
к ним с фразой, акцентируя другой, не ударный гласный звук. Приём
неправильного произношения слов со смещённым ударением доходчиво и
ярко демонстрирует роль ударения как фонетического организатора слова.
Понаблюдайте, как в одних случаях смещение ударения разрушает слово:
т’етрадь, бу’кварь Таким образом дети убеждаются, что именно ударение
способно превратить слово в «неслово», бессмысленный набор звуков. А в
других образуется новое слово: за’мок - зам’ок. Называя буквы, над
которыми стоит знак ударения, дети приходят к выводу, что с особой силой в
слове мы можем произносить только звуки гласных букв. Последний из
названных приемов является наиболее надежным и выступает как средство
осуществления ребенком самоконтроля при определении места ударения в
слове, однако материалом для подобных упражнений могут быть лишь слова
со стабильным ударением как в языке, так и в речи младших школьников.
Важно помнить, что для формирования у ребенка столь значимого умения
быстро и безошибочно определять место ударения в слове необходимы
систематические упражнения, которые проводятся на протяжении всего
первого года обучения: это и составление слогоударной схемы слова, и
подбор слова к схеме, и установление соответствия между словами,
представленными в виде предметных рисунков, и схемами, и постановка
знака ударения в написанных словах, и группировка слов по месту ударения
и многое другое. Изучение ударения включает в себя также понимание
школьниками его словооформляющей и смыслоразличительной функций и
знание его особенностей. Однако для организации соответствующих
наблюдений необходимо, чтобы ученики уже могли определять и
произвольно менять место ударения хотя бы в двусложном слове, поэтому
сначала первоклассники практически осваивают ударение, а затем узнают о
его функциях и свойствах.
Практически владея умением выделять ударный слог при произнесении
слова, ученик должен осознать, что ударный слог отличается от безударного
силой голоса, и научиться определять, какой из слогов в многосложном слове
является ударным. Названное умение является одним из ключевых в
дальнейшем обучении детей правописанию безударных гласных, которые
составляют абсолютное большинство орфограмм в любом тексте, а также в
овладении правильным произношением, поэтому его формированию
уделяется много времени на начальном этапе обучения языку.
Смыслоразличительная функция ударения в русском языке открывается
детям при сопоставлении звучания и значения слов со сходным звуковым
составом, различающихся в произношении только местом ударения и,
следовательно, различных по своему значению (Ирис и ирИс, крУжки и
кружкИ). В дальнейшем при чтении ученики наблюдают различия в
произношении и значении слов, пишущихся одинаково (омографов), и еще
раз убеждаются в важной роли ударения, которое может значительно
повлиять на звуковой облик слова (сравните стОит [стоит] и стоИт [стаит]).
Знакомство с ударением как средством разграничения грамматических форм
слов (рЕки и рекИ) происходит позднее, при изучении словоизменения
разных частей речи.
Уже на первом уроке ознакомления с ударением первоклассники
сталкиваются со словами, в которых ударение падает на первый, второй,
третий от начала слог, убеждаясь на практике, что в русском языке ударение
является разноместным. Также в период обучения грамоте, читая и
записывая разные формы одного и того же слова, учащиеся наблюдают
подвижность русского ударения, т.е. способность ударения перемещаться со
слога на слог при словоизменении (соснА, сОсны; рекА, рЕки) и практически
овладевают способом проверки безударных гласных в корне
слова. Устанавливая место ударения в родственных словах, в формах одного
слова, в омонимах, дети приходят к выводу, что ударение в русском языке
свободное и подвижное. В дальнейшем при изучении состава слова
происходит осознание учениками свойств разноместности и подвижности
применительно к морфемной структуре слова ударение может падать на
любую часть слова и перемещаться с одной части слова на другую при его
изменении. Такое наблюдение служит основой для освоения правил
правописания безударных гласных в корне слова, в падежных окончаниях
имен существительных и прилагательных (ср. на голубОй водЕ и на
деревянной парте), для осознанного усвоения правописания некоторых
приставок и суффиксов (ср. нАдпись и надрез, елОвый и осиновый). Работу
над ударением, наблюдения над ударением позволяют проводить и уроки
литературного чтения. Большие возможности для такой работы даёт
материал раздела “Устное народное творчество”: травка шелко’вая
(«Берёзонька», 1 класс), тепло ли тебе де’вица! («Морозко», 2 класс). При
чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. можно
осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов.
Например, чтение басен И.А. Крылова целесообразно остановить внимание
школьников на несовременном произношении отдельных слов: «Так за
слоном толп’ы зевак ходили» («Слон и Моська») и так далее. Вводится
работа с орфоэпическими словарями.
Таким образом, младшие школьники, не заучивая каких-либо
определений и правил, в процессе специально организованных учителем
наблюдений узнают о фонетической природе русского словесного ударения,
о его основных функциях и свойствах.
Литература
1. Н.В.Нечаева. Обучение грамоте. Методические пояснения.
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная
литература, 2005.