Автоматизация звуков
автоматизация звуков
Игра “Карусель”
Представляет собой схематичное изображение карусели из картона (круг с вырезанными по
периметру полукругами) и предметные картинки на картонных кружках – “пассажиры карусели”.
Картинки подбираются с учётом наличия определённых звуков в названиях изображений на них,
причём этот звук встречается в словах в разных типах слогов и с разным местоположением в
слове.
Основная цель игры: автоматизация поставленного звука в слове (или в предложении), а после и
дифференциация поставленных звуков.
Если произношение определённого звука закрепляется в слове, ребёнок должен подобрать
“пассажиров” с заданным звуком и назвать их.
Если звук автоматизируется в предложении, то, в зависимости от того, какой звук, логопед даёт
образец ответа.
Слайд 5
При закреплении произношения звука [З]:
- Я прокачу на карусели … (знамя, арбуз, незабудку, кузнечика и т.д.)
Дополнительно решается задача развития фонематического анализа: на фоне слова, если
требуется подобрать картинки с наличием определённого звука в названии среди множества
различных;
нахождение места звука в слове (подобрать “пассажиров” и определить место звука - в начале,
середине или конце слова).
Дополнительным заданием в игре может быть придумывание предложения со словом – названием
картинки, что способствует развитию связной речи ребёнка.
Звуковое домино
Могут быть составлены на совершенствование любых звуков, причём картинки можно рисовать
(или наклеивать), не связывая их какой-то общей темой. Единственным объединяющим моментом
может быть наличие необходимого звука, а можно связать их обобщающим понятием.
Слайд 7
Например, при автоматизации звука [Р]: грядка, репа, картофель, морковь, помидор, огурец, редис.
При закреплении произношения звука в предложениях ребёнок говорит:
- На картинке нарисованы зелёный огурец и красный помидор. И т.п..
Например, при автоматизации звука [Ш], [Ж] подобраны картинки с изображением одежды: шапка,
варежки, пиджак, шуба, рубашка, шарф.
Если звук автоматизируется в словах, то при игре просто называются картинки.
Если цель: автоматизация звука в словосочетаниях, то дети называют: меховая шапка, широкий
шарф, синие варежки, шелковая рубашка, коричневая шуба. Определения дети находят сами с
помощью наводящих вопросов логопеда перед началом игры:
- Рубашка из шёлка - какая?
- Варежка из кожи - какая?
- Шапка, какого цвета?
- Шуба какого цвета? И т.п.
При автоматизации и дифференциации звуков [С], [Ц] я создала домино на тему “посуда”:
самовар, большая и маленькая тарелка, кружка, сковорода, ведро.
Дети подбирали словосочетания: железная сковорода, старый самовар, фарфоровое блюдце,
зелёное ведро.
Если произношение звуков закрепляется в предложениях, то они произносят:
- Я поставил зелёное ведро и фарфоровую тарелку. И т.д..
автоматизация звуков
В этих играх помимо основной задачи совершенствования артикуляционной моторики
совершенствуется грамматическая сторона речи: дети образуют относительные прилагательные;
согласуют прилагательные с существительными в роде.
Слайд 8
Игровое упражнение “Что лишнее?”
На отдельных карточках наклеены изображения предметов, животных.
Основная цель этого упражнения: автоматизация шипящих звуков [Ш], [Ж] в связной речи.
Слайд 9
Например: лягушка, кошка, медвежонок, ёж.
На вопрос: “Что ты видишь?” ребёнок отвечает:
- Я вижу … (и перечисляет картинки, изображённые на карточке).
- Что лишнее?
- Лишняя кошка, потому что она – домашнее животное, а ёж, лягушка и медвежонок – дикие
животные.
А может ответить:
Ещё один вариант ответа ребёнка:
- Лишняя лягушка, потому что она живёт в болоте, а ёж, медвежонок и кошка живут на суше. И т.п.
Слайд 10
Ребёнок сам выбирает признак обобщения, а в каждом задании их несколько. Поэтому это
упражнение можно проводить не один раз.
Кроме цели развития артикуляционной моторики это упражнение способствует закреплению
умения составлять сложноподчинённое предложение с союзом потому что, развивает
мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения.
Это упражнение можно проводить и в словесной форме.
Слайд 11
“Запомни, повтори, назови лишнее”
Логопед называет четыре слова. Ребёнок должен запомнить, правильно произнести эти слова,
определить обобщающий признак и назвать лишнее слово. Поскольку это задание даётся без
наглядной опоры, на слух, то критерий обобщения один.
“Запомни, повтори, продолжай”
Ребёнок запоминает, произносит, улавливает на слух обобщающий признак и добавляет свои
подходящие слова.
Например: груша, виноград, хурма, персик,…
Дети называют эти слова и добавляют свои, обозначающие фрукты.
В этом упражнении кроме основной цели автоматизации звука [Р] в словах, развиваются
слухоречевая память и мыслительные операции.
Слайд 12
Игровой приём: составление рассказа по нескольким предметным картинкам.