Обучение анализу лирического текста в 5 классе

Агафонова Татьяна Евгеньевна
МАОУ «Лицей №82»
г.Н.Новгород
ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА В 5 КЛАССЕ
Аннотация: в статье обозначены основные направления обучения анализу лирического
текста в 5 классе, выявлены проблемы ученического анализа лирики, предложены способы
решения проблем с учетом современных требований к функциональной грамотности и
читательской компетенции учащихся.
Ключевые слова: лирика, план анализа лирического текста, составной текст,
функциональная грамотность, читательская компетенность
Лирический текст это текст высокой плотности смыслов, поэтому его анализ требует
развитых читательских навыков. В высокохудожественном тексте каждый элемент
воспримается как неслучайный, значимый, а в поэзии нагрузка на слово может быть и
двойной, и тройной из-за многочисленных смысловых перекличек и сближений, которые
возникают благодаря ритму, рифме и рифмовке, строфике, синтагматике. Распознавание
всего многообразия значимых компонентов каждого конкретного текста признак
читательской компетентости высокого уровня.
Какие ошибки допускаются школьниками? Учащиеся часто подменяют анализ даже
поэтического текста пересказом. Как этого избежать? Когда мы знакомим ребят с понятием
«род» в литературе, то говорим, что в эпосе главное сюжет, если же автор выбирает лирику
как способ отображения действительности, то главной становится эмоция (или смена эмоций
лирический сюжет). Таким образом, целью анализа становится выявление эмоций
лирического героя, переданных посредством художественных образов и приемов. Конечно,
способность распознавать и именовать эмоции — навык, развивающийся со временем и
требующий сформированного абстрактного мышления, поэтому учащиеся 5 класса могут по
вполне объективным возрастным причинаам испытывать трудности в этом компоненте
анализа. Помочь учащимся можно, предлагая на выбор несколько формулировок «о чем
текст».
Другая типичная ошибка в ученическом анализе лирики подмена анализа перечнем
художественных приемов (при этом образы, созданные посредством приемов, не
комментируются). Само по себе распознавание художественных приемов не более чем
предметный навык, мало значимый для жизни. Мы должны научить глубокому пониманию
текста. Например, что значат олицетворения и эпитеты из стихотворения С.Есенина?
«Улыбнулись сонные березки» окрасились первыми лучами солнца, «растрепали
шелковые косы» зашелестели на ветру; автор сравнивает березки с девушками (косы) и
любуется ими (берез-к-и). Таким образом, учащиеся должны комментировать не сколько
приемы, сколько поэтические образы и окрашивающую их лирическую эмоцию. Проще
начинать обучение анализу со стихов, построенных на одном ведущем приеме, создающем
целостный поэтический образ. В стихотворении Н.Заболоцкого «Дождь» это олицетворение
дождь-ребенок, а в стихотворении «Сентябрь» — осень-девушка. Несомненно, значимой
является работа по сопоставлению стихотворений на одну тему: у Ф.И.Тютчева зима то
чародейка, то «ведьма злая», у И.Бунина осень вдова, а у Н.Заболоцкого «молодая
царевна».
Олицетворение используется не только в пейзажной лирике для большей
изобразительности-выразительности. Учащимся 5 класса стоит предложить для анализа «На
севере диком» и «Утес» М.Ю.Лермонтова два ярких психологических текста,
позволяющих поговорить о нравственных проблемах: о дружбе, любви, взаимоотношениях
поколений. Также на примере этих стихотворений можно обучать сопоставительной
храктеристике героев. При анализе первого стихотворения можно предложить учащимся
перечень оснований для сравнения: например, где растут, на чем растут, мир вокруг, внешний
облик, внутренние переживания сосны и пальмы. А при работе со вторым текстом стоит
предложить учащимся самим выявить основания для сопоставления тучки и утеса.
Если тропы (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и фигуры (анафора,
антитеза, инверсия) еще анализируются, то морфологии и синтаксису уделяется меньше
внимания. На уровне 5 класса достаточно научить обращать внимание на слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (отношение автора), преобладание слов одной
части: глаголов (действие), существительных (калейдоскоп деталей). Наблюдения над
синтаксисом должны включать как минимум работу с обращениями, восклицательными
предложениями и знаком многоточия.
Еще одной проблемой является отсутствие целостности анализа. В том случае, если
учитель дает план анализа: тема, идея, ключевые образы, композиция, тропы, фигуры,
поэтический синтаксис и морфология, - план часто применяется механически, в то время как
вес компонентов текста может варьироваться. Например, большинство стихов написаны
перекрестной рифмовкой с чередованием женских и мужских рифм, соответственно, этот
компонент оказывается незначимым. Наоборот, кольцевая рифмовка и женская рифма
становятся смыслообразующими в стихотворении «Утес», поэтому их стоит комментировать.
И сопоставление звучания стихов с парной, перекрестной и кольцевой римовкой, с только
женской и только мужской рифмой позволит выявить смысловую нагрузку каждого приема.
Целостность анализа лирики невозможна без анализа композиции: как развивается
лирическая эмоция, через какие сцепленные, сопоставляющиеся, противоставляющиеся
образы? Помочь обнаружить смысловые части может смена плана и предмета изображения,
использование союзов, пунктуация.
Для обучения целостному анализу учащимся стоит предлагать в качестве образца
деформированные тексты-комментарии. Например, после анализа ключевых образов «Утеса»
М.Ю.Лермонтова можно поработать со следующим текстом: «Стихотворение построено на
основе приема ... Образы ... и ... протвопоставлены. Автор не случайно называет ... тучкой,
подчеркивая ее возраст. На возраст утеса указывает метафора.... Эпитет ... подчеркивает
молодость и беззаботность тучки. Вторая строфа начинается с союза ..., который
усиливает противопоставление беспечной тучки и … утеса. Для описания тучки Лермонтов
использовал наречия ..., для описания утеса наречия .... Выделенным оказывается наречие ...,
так как глагол, к которому оно относится, находится на седующей строке. Такой прием
называется анжамбеманом. Рассказывая о тучке, автор использует глаголы ... времени,
рассказывая об утесе ... времени, благодаря чему читатель острее сопереживает утесу.
Стихотворение Лермонтова позволяет задуматься о ...». Подобные тексты могут быть
созданы на основе литературоведских комментариев, размещенных в том числе и в
учебниках, с которыми работают учащиеся.
Чтобы помочь пятиклассникам с формулированием идеи стихотворения, стоит
предлагать им составные тексты несколько альтернативных высказываний. Например, о
стихоторении «На севере диком». ОЛЯ: Это стихотворение о природе. Поэт сравнивает
холодные и теплые края. Север дикий, а на юге все прекрасно. Сосна мечтает о лете».
ТОЛЯ: «Это стихотворние о мечте. Одинокая сосна спит под снегом и мечтает оказаться
пальмой под жарким солнцем. Благодаря мечте она может переносить суровость северной
зимы». ВИКА: «Это стихотворние об одиночестве. Не важно, растешь ли ты на диком
севере или на солнечном юге, ты можешь быть одинок. Сосна стоит на голой вершине, а
пальма на утесе (на скале): вокруг них никого». ОЛЕГ: «Это стихотвоение о дружбе. О
том, как хорошо иметь друга, похожего на тебя. И тогда не страшны никакие расстояния.
Пальма и сосна хоть и растут в разных краях, но очень похожи: обе прекрасны и одиноки».
Учитель может самостоятельно конструировать 3-5 альтернативных высказываний или
использовать комментарии из реальных работ/сочинений учащихся. Учащиеся должны
присоединиться к чей-то точке зрения (не обязательно одной) и аргументировать свою
позицию это один из компонентов функциональной грамотности, замерямой в ходе
международного тестирования PISA.
Таким образом, обучать анализу мы должны с опорой на сущностные черты лирики как
рода литературы. Поиск художественных средств лишь первый шаг на пути к коментарию
художественных образов, который должен быть ведущим. Хорошим тоном должно стать
обозначение и комментарий только тех компонентов текста, смысловая нагрузка которых нам
понятна. В пятом классе стоит обучать анализу не только тропов и фигур, но и поэтического
синтаксиса и морфологии, а также композиции стиха. Для осознания целостности смысла
текста основные компоненты (приемы и переданные с их помощью образы и эмоции) стоит
отображать в виде ментальной карты. Образцом целостного анализа могут послужить
опорные тексты-комментарии с пропущенными словами. В формулировании любых
суждений о тексте том числе о теме и идее) могут помочь альтернативные высказывания,
предложенные учащимся в виде составного текста.