Обучение анализу эпизода художественного произведения в старших классах
1
Рашевская Н. Н.
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 20 г. Якутска
Обучение анализу эпизода художественного произведения
в старших классах
В своей учительской практике я часто сталкиваюсь с тем, что дети затрудняются
анализировать эпизоды произведений. Поэтому я взяла за правило после изучения
крупного произведения отводить один урок на анализ любого эпизода, даже если он
кажется совсем неинтересным для учащихся.
В качестве оборудования к уроку – анализу эпизода я использую таблицу:
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЭПИЗОД – ЭТО ЗНАЧИТ:
- определить взаимоотношения персонажей до данного эпизода произведения (это
необходимо, так как действие в произведении непрерывно, и отношения действующих
лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до этого);
- уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их
душевного состояния;
- показать, с помощью каких приемов в данном эпизоде раскрываются характеры;
- сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера,
нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
- определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта
произведения в целом;
- понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего
произведения.
Вот один из таких уроков. После изучения романа М. Булгакова «Мастер и
Маргарита» мы анализировали главу 1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными».
Перед учащимися была поставлена цель – продолжать учиться анализировать не только
все произведение как единое целое, но и отдельный эпизод, чтобы убедиться, что из
небольшого отрывка, главы можно многое узнать и о проблематике произведения, и о
мастерстве автора.
Урок проходит в форме беседы с постоянным обращением к тексту произведения.
Вопросы подобраны так, что, ответив на них, учащиеся получат почти готовое
сочинение – анализ эпизода.
ВОПРОСЫ.
У Булгакова в романе каждая глава носит свое название. Почему первая глава
названа именно так? - Автор использует прием художественного предварения. Название
звучит как совет, не прислушавшись к которому можно получить большие
неприятности, что и происходит в дальнейшем с героями данной главы.
С помощью каких приемов удается автору захватить внимание читателя уже с
первой главы? - Нет обширных, долгих описаний с предысторией, темп повествования
динамичный, но в то же время повествователь неторопливо погружает читателя в
странности страшного майского вечера: «первая странность», «во всей аллее не
оказалось ни одного человека», «вторая странность», «необоснованный, но столь
сильный страх», «навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце», «сегодня на
Патриарших будет интересная история». Здесь манеру повествования можно даже
сравнить с детективной. Это интригует читателя. Общий тон повествователя
беспристрастный, используется обилие вводных слов: «следует отметить», «прошу
2
заметить», «надо заметить», «между прочим», «и вот как раз в то время», «когда,
откровенно говоря», «приходится признать», «необходимо добавить».
Какое место занимает эта глава в композиции романа? - Она одновременно
является и экспозицией, и завязкой московских глав. Мы знакомимся с героями, узнаем
о месте действия, в то же время здесь завязывается конфликт.
Описание внешности героев бывает трех видов: классическое, психологическое и
сатирическое. Какой вид использует Булгаков и почему? - Описание внешности
Бездомного и Берлиоза скорее сатирическое. Косвенные детали указывают на авторское
отношение к ним («упитан, лыс», приличная шляпа пирожком, «сверхъестественных
размеров очки», «редактор толстого художественного журнала», «Михаил
Александрович забирался в дебри, в которые может забраться, не рискуя свернуть себе
шею, лишь очень образованный человек» - о Берлиозе; «вихрастый молодой человек в
заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и
черных тапочках», «изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с
вопросом, по которому он писал», «поэт, для которого все, сообщаемое редактором,
было новостью», «любя выражаться вычурно и фигурально» - о Бездомном. А Воланд
описывается классически, никаких намеков на сатиру или на внутреннее состояние.
Итак, в главе 1 мы видим трех персонажей. Какова роль этих героев в данном
эпизоде? Почему именно с них начинается повествование? - Фамилия Берлиоз
ассоциируется с фамилией французского композитора Г. Берлиоза, автора
«Фантастической симфонии», третья и четвертая части которой называются «Шествие
на казнь» и «Адский шабаш». Таким образом, вместе с героем под такой фамилией
Булгаков вводит в роман «дьявольскую тему». Берлиоз предстает олицетворением
непробиваемой косности сознания. Его догмы поддерживаются Иваном Бездомным.
Различие между ними – в возрасте, интеллекте и темпераменте. Это отношение учителя
и ученика, литературного мэтра и начинающего поэта. Но в Иване еще не потеряна до
конца восприимчивость, необходимая для полного изменения своих взглядов.
Бездомный приобретает в дальнейшем жизненный опыт через трагедию. Его фамилия
стилизована Булгаковым под псевдонимы «пролетарских» поэтов: Д. Бедный, А.
Безыменский и др. Иван - способный ученик и «человек невежественный», подпавший
под дурное влияние неисправимого Берлиоза, системы советского безбожия. Он
описывается иронично, но и не без любви. Его образ открывает и замыкает сюжетное
развитие. «Прежний» Иван без Дома в душе, с готовыми ответами, внушенными
пропагандой, перерождается в профессора Ивана Николаевича Понырева. А в главе 1
мы видим человека, который слепо верит всему, что говорит учитель, и позволяет ему
употреблять местоимением «мы»
Каким предстает здесь Воланд? Какие приемы использует Булгаков? - Воланд
появляется в образе иностранца, который обладает сверхчеловеческим знанием и
проницательностью, способен незаметно внушать и читать чужие мысли. Его внешний
портрет условно-фантастичен (приводим примеры из текста). Булгаков использует
художественные детали, вводя приметы Сатаны. ( До романа «Мастер и Маргарита»
изучалась поэма И. В. Гете «Фауст», поэтому учащиеся легко их объясняют). Трость с
черным набалдашником в виде головы пуделя, буква «W» на карточке указывают на
гетевского Мефистофеля: в образе черного пуделя он явился к Фаусту, а если
перевернуть W , то получится М. В эпизоде, где Воланд угощает героев сигаретами
разных марок, тоже есть намек на Мефистофеля, который предлагает собравшимся
выбрать вино каждому по своему вкусу в сцене «Погреб Ауэрбаха в Лейпциге».
Бриллиантовый треугольник на крышке портсигара указывает на всеведение хозяина,
так как в христианской символике треугольник служил обозначением всевидящего ока.
3
В романе Воланд занимается масштабными делами. Мелочи выполняет свита.
Поставить Бездомного на путь истинный, пока еще не поздно, и убрать Берлиоза,
который не дает молодежи мыслить самостоятельно и свободно – это первое, что нужно
сделать Воланду. Поэтому он встречается с ними лично в первую очередь.
В этой же главе мы впервые встречаем Фагота Коровьева, представителя свиты
Воланда, – «прозрачный гражданин престранного вида…ростом в сажень, но в плечах
узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая». Нельзя не отметить
глаголы движения, которыми пользуется Булгаков, изображая Коровьева: «и соткался
из…воздуха», «качался влево и вправо», «марево растворилось, клетчатый исчез»,
«ввинтился». Этим достигается иллюзия пластичности героя. В этом эпизоде он вводит
в недоумение Берлиоза, и мы можем предполагать, что Михаил Александрович не
последняя его жертва. В отличие от Воланда, его свита обрисована безжалостно
сатирически.
Какие приметы реальной литературной жизни воплощены Булгаковым в 1 главе?
- Организация МАССОЛИТ – Московская ассоциация литераторов; социальный заказ –
«редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную
поэму»; ограничение творческой свободы и неприятие субъективного мнения.
Как связан этот эпизод с проблематикой романа? – Здесь уже мастерски
поставлены две проблемы: проблема веры и безверия (первый диалог Бездомного и
Берлиоза на Патриарших прудах с профессором черной магии Воландом обнажает
философскую мысль автора); проблема свободного творчества.
Затем обращаем внимание учащихся на примерный план сочинения – анализ
эпизода, который у них есть уже с 9-го класса.
1. Вступление (особенности романа, жанровое и композиционное своеобразие).
2. Место данного эпизода в романе.
3. Краткая характеристика событий эпизода.
4. Герои эпизода. Как раскрываются их характеры? Какова их роль в этом
эпизоде?
5. Мастерство автора (художественные приемы и средства).
6. Какие проблемы или вопросы поднимаются автором в данном эпизоде?
7. Соотнесение эпизода с контекстом произведения. Какова роль этого эпизода в
развитии конфликта, в понимании идеи произведения?
- Ребята, посмотрите на план. Какие пункты плана мы практически разобрали?
(Все, кроме первого и последнего).
- Значит, сочинение почти готово. Осталось написать вступление и роль эпизода.
Пункт 7 плана я предлагаю вам написать сейчас по итогам нашей беседы (5-7 мин.).
Затем зачитываются ответы.
Домашнее задание дифференцированное:
первая группа - написать сочинение по разобранной главе;
вторая группа – по любой главе, кроме разобранной;
третья группа – по «ершалаимской» главе.
(Учащиеся разделены на группы по степени владения навыками
литературоведческого анализа).
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "И.А. Гончаров. Жизненный и творческий путь"
- Конспект урока "Обрядовый фольклор.Календарно-обрядовые песни"
- Фонд оценочных средств по литературе 5 класс (с ответами) Коровина В.Я., Журавлёв В.П.
- Фонд оценочных средств по литературе 8 класс (с ответами) Коровина В.Я., Журавлёв В.П.
- Комплексная работа по литературе 10 класс
- Комплексная работа по литературе 11 класс